Проект "Слово на ладошке"
методическая разработка по развитию речи по теме
Педагогический проект «Слово на ладошке»
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити - ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем
лучше ребенок.»
(В.А.Сухомлинский)
Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности»
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта обусловлена тем, что диагностика детей показала у большинства детей низкий уровень развития речи и психических процессов. Родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку. В дошкольных учреждениях нет системы работы по применению в развитии речи пальчиковых игр и упражнений, пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы развивать речь, подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития речи детей и отсутствием системы работы по этому направлению.
Исходя из выше сказанного формируется проблема развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. Какие формы и методы использовать для развития речи детей, как влияет развивающая среда на развитие речи, как может влиять участие родителей на результаты работы по развитию речи детей. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе.
Цель: осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию у детей младшего возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках)
- воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует.
- помочь детям освоить доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, тесто) и элементарными приемами их использования.
Сроки реализации проекта:
Срок реализации проекта два года. Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности.
Новизна: для активации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка. Интегративность в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_dlya_mladshey_gruppy.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Слово на ладошке»
«Истоки способностей и дарования
детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити - ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем
лучше ребенок.»
(В.А.Сухомлинский)
Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности»
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта обусловлена тем, что диагностика детей показала у большинства детей низкий уровень развития речи и психических процессов. Родители мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не играют с детьми в пальчиковые игры, редко дают детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют интереса к детскому рисунку. В дошкольных учреждениях нет системы работы по применению в развитии речи пальчиковых игр и упражнений, пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Пальчиковые игры и изобразительная деятельность – хорошие помощники для того, чтобы развивать речь, подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию.
В связи с этим возникает противоречие между необходимостью развития речи детей и отсутствием системы работы по этому направлению.
Исходя из выше сказанного формируется проблема развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. Какие формы и методы использовать для развития речи детей, как влияет развивающая среда на развитие речи, как может влиять участие родителей на результаты работы по развитию речи детей. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больше успехов можно добиться в работе.
Цель: осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию у детей младшего возраста активной речи, путем развития мелкой моторики, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук.
- воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках)
- воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует.
- помочь детям освоить доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краска, пластилин, тесто) и элементарными приемами их использования.
Сроки реализации проекта:
Срок реализации проекта два года. Это обусловлено тем, что дети должны получить теоретические знания и возможность закрепить их в практической деятельности.
Новизна: для активации речевого развития, особенно на начальном этапе, используются различные виды деятельности: рисование ладошками и пальчиками, на песке и манной крупе; пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, лепка. Интегративность в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.
Этапы и сроки проведения проекта:
Адаптационно- подготовительный этап (сентябрь 2012- январь 2013)
Практический этап (февраль 2013 - март 2014)
Диагностический этап (апрель - май 2014)
Адаптационно- подготовительный этап
Создать развивающую естественную среду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.
Обогатить играми и материалами сенсорный уголок и уголок изодеятельности.
Выявить знания родителей по развитию речи детей.
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Подбор консультаций и изучение методической литературы по теме «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности» | Сентябрь- октябрь (2012г.) | Торощина И.Ю. |
2. | Адаптация детей к ДОУ Заполнение адаптационных карт | Сентябрь - ноябрь (2012г.) | Торощина И.Ю. |
3. | Составление перспективного плана по проведению пальчиковых игр. | Октябрь | Торощина И.Ю. |
4. | Составление картотеки пальчиковых игр. | Октябрь | Торощина И.Ю. |
5. | Составление перспективного плана по изодеятельности. | Ноябрь | Торощина И.Ю. |
6. | Наполнение уголка изодеятельности необходимыми материалами и оборудованием. | В течение года | Торощина И.Ю. родители |
7. | Обогащение играми сенсорного уголка. | В течение года | Торощина И.Ю. родители |
8. | Анкетирование родителей по развитию речи детей. | декабрь | Торощина И.Ю. родители |
9. | Включить пальчиковые игры в планирование всех режимных моментов. | Ежедневно | Торощина И.Ю. |
Практический этап
- привлечь внимание родителей к значению пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности, мышления и речи детей.
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Материал в родительский уголок «Ловкие пальчики», «Пальчиковые игры» (папка- раскладушка) | Февраль (2013 г.) | Торощина И.Ю. |
2. | Консультация для родителей «С пальчиками играем- речь развиваем» | Февраль | Торощина И.Ю. |
3. | Цикл пальчиковых игр | В течение года | Торощина И.Ю. |
4. | Цикл «Рисуем пальчиками» | В течение года | Торощина И.Ю. |
5. | Цикл «Рисуем ладошкой» | В течение года | Торощина И.Ю. |
6. | Цикл «Рисуем манной крупой и песком» | В течение года | Торощина И.Ю. |
7. | Практикум для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» | март | Торощина И.Ю. |
8. | Консультация для воспитателей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего возраста» | сентябрь | Торощина И.Ю. |
9. | Практикум для воспитателей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» | октябрь | Торощина И.Ю. |
10. | Открытое занятие по МО | февраль | Торощина И.Ю. |
11. | Выступление на педсовете с проектом | Торощина И.Ю. |
12. | Материал в родительский уголок «Рисуем пальчиками и ладошкой» | апрель | Торощина И.Ю. |
13. | Выставка детских рисунков «Рисуем без кисточки» | май | Торощина И.Ю. |
14. | Составление перспективного плана по изодеятельности на среднюю группу | июнь | Торощина И.Ю. |
15. | Составление перспективного плана по проведению пальчиковых игр | июль | Торощина И.Ю. |
16. | Обогащение предметно- развивающей среды (столик для рисования песком и манной крупой, зона песка и воды) | август | Торощина И.Ю. родители |
17. | Материал в родительский уголок «Нетрадиционное рисование в развитии речи детей» | сентябрь | Торощина И.Ю. |
18. | Консультация для родителей «Пальчики ладошки» | октябрь | Торощина И.Ю. |
19. | Практикум для родителей с детьми «Солнышко и дождик» | ноябрь | Торощина И.Ю. |
20. | Применять в работе разнообразные нетрадиционные методы рисования | В течение года | Торощина И.Ю. |
21. | Родительское собрание «Нетрадиционные приемы рисования в развитии речи детей младшего возраста» | декабрь | Торощина И.Ю. |
22. | Конкурс рисунков «Пальчики, ладошки и ножки» | Январь (2014 г.) | Торощина И.Ю. родители |
23. | Разработка памяток для родителей | февраль | Торощина И.Ю. |
24. | Консультация для родителей «Как организовать домашнее рисование» | март | Торощина И.Ю. |
Ожидаемые результаты:
- расширен диапазон игр с пробками, прищепками и липучками.
- найдены эффективные подходы и активные формы взаимодействия с родителями.
- сформированы игровые навыки с пальчиками.
- сформирован устойчивый интерес к изодеятельности.
- дети имеют навык использования изо материалов, смело и уверенно выполняют действия с ними.
Диагностический этап.
- Определение результата практической деятельности с детьми.
- Обобщение опыта.
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Диагностика детей и анализ результативности | май | Торощина И.Ю. |
2. | Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые ручки» | апрель | Торощина И.Ю. родители |
3. | Обобщение опыта | май | Торощина И.Ю. |
Результативность проекта:
- Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике.
- Разработана система по развитию речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр и нетрадиционных приемов рисования.
- Родители взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи детей, совершенствуют в домашних условиях навыки пальчиковых игр и изобразительных действий.
Финансирование.
Смета на расходование денежных средств на реализацию проекта
№ №п/п | Наименование статьи расходов | Расшифровка расходов | Бюджетные средства (тыс.рублей) | Внебюджетные средства (тыс.рублей) |
1 | 340 | Приобретение материалов для изготовления игр |
| 5000 |
2. | 310 | Приобретение аудио - и видеоаппаратуры для просмотра фильмов и дисков | 7000 |
5. | 310 | Приобретение методической литературы | 4500 |
6. | 310 | Приобретение наглядного материала | 2500 |
8. | 340 | Печать фотографий | 1000 |
Итого: | 20 000 |
Информационные ресурсы:
Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» Москва 2008г.
С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей » Москва 2008г.
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Просвещение 2009г.
А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль 2004г.
Т. Давыдова «Рисуем пальчиками и ладошкой»
И.А. Лыкова « Рисуем пальчиками»
Л.Е. Осипова «Работа детского сада с семьей» Скрипторий 2011г.
Г.Н. Давыдов «Пластелинография для малышей» Москва 2008г.
А.Н. Ионова «Играем, гуляем, развиваем» Москва 2011г.
Н.Н. Беляковская «Учим ребенка говорить» Москва 2010г.
Н. Баринова «Песок - вода - ладошки» Ребенок в детском саду №2 2010г.
Проект рассмотрен на педагогическом совете Протокол №1 «05» сентября 2012 г. | Проект утвержден: Приказом № 71 от «01» октября 2012 г. Заведующая _________/Исупова Т.В./ |
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 города Орлова
ПРОЕКТ
Срок реализации проекта 2012-2014 г.г
Разработан проект: воспитателем Торощиной И.Ю. |
2012 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....