ПРОЕКТ "Ах,букашечки-таракашечки".
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Горелкина Анна Филипповна

Краткосрочный групповой познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы о насекомых нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_nasekomyh.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Ах, букашечки-таракашечки»

Вид проекта: краткосрочный групповой познавательно-исследовательский  проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6-7 лет.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, логопед).

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. А на занятиях по изобразительной деятельности дети нарисовали божьей коровке много ног и  крыльев. Из практики работы (на основании многолетнего опыта работы в дошкольном образовании) могу также сделать вывод о том, что зачастую, дети идущие в школу не знают насекомых, не обобщают их, т.к этой теме уделяется мало времени в течение года. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? Как они выглядят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта  «Ах, букашечки-таракашечки».

Задачи проекта:

  1. формировать у детей элементарные представления о насекомых(бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик…), их строении, способах передвижения;
  2. воспитывать бережное отношение к живому;
  3. развивать эмоциональную отзывчивость;
  4. развивать коммуникативные навыки;
  5. формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик…);
  2. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида  (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  3. знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  4. находить сходства и различия;
  5. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  6. составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Предварительная работа:

  1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  2. знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», Д.Н .Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку»;
  3. разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»;
  4.  загадывание загадок;
  5.  разучивание  песен, скороговорок, пословиц и поговорок о насекомых;
  6. рассматривание насекомых в самодельных инсектариумах:
  7. прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
  8. просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом», «Пчелиный переполох»; «Приключения муравьишки»;
  9. просмотр детского мюзикла «Мария Мирабелла»;
  10. просмотр обучающих и познавательных презентаций «Загадки о насекомых», «Кто питается насекомыми», «О многих шестиногих», «Такие разные насекомые», «Бабочки», «Жуки» (1,2,3 часть), «Пауки», «О насекомых в стихах», «Памятники насекомым», «Самые, самые…», «Насекомые».

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации «Если ребёнок боится насекомых», «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые в жизни человека», «Если ужалила пчела», «Как помочь ребёнку при укусах насекомых?», «Праздничный стол – интересные идеи для детей», «Очень интересно, а как  полезно знать…».
  2. Родители совместно с ребёнком рисуют рисунки по теме «Букашечки-таракашечки»; помогают оформить рисунками выставку совместных работ; изготавливают книжки-малышки «Знаете ли вы…», изготавливают совместно с ребёнком  поделку из бумаги.
  3. Анкетирование родителей «Наши маленькие соседи».

Взаимодействие со специалистами:

  1. Музыкальный досуг «Праздник осени» по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»
  1. Логопедические занятия «Как кузнечик помогал слабым», «Шестиногие малыши».

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, дидактические игры, подвижные игры,  фотографии досугов, коллективная аппликация «Попрыгунья -Стрекоза», поделки из природного материала и бумаги, выставка рисунков «Букашечки-таракашечки», оформление вместе с детьми и родителями уголка насекомых («Царство насекомых»).

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

1. Музыкальный досуг «Праздник осени» по мотивам басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»

 21.10.11г.

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Конспект

Фотографии

2. Беседа «Путешествие в мир насекомых»

Тематический день «Встреча с Лунтиком и его друзьями»

 01.09.11г.

Знания о насекомых

Конспект

Фотографии

3. Наблюдения за насекомыми в природе

 01.09.2011г.-20.10.2011г.

Расширение кругозора и экологических представлений

Дневник наблюдений

Фотографии

4. Викторина

«Что мы знаем о насекомых». Рисование мелом на асфальте детского сада разных насекомых

 11.10.2011г.

Закрепление знаний о насекомых

Фотографии

5. Выставка детских работ «Букашечки-таракашечки» и домашних работ с родителями

 05.10.11г.

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

Фотографии

6. Настольные игры: «Разрезные картинки», шнуровка «Бабочка», «Паучок», пальчиковый театр «Герои мультфильма Лунтик и его друзья»

 02.09.2011-01.11.2011г.

Представления детей об окружающем мире

 Фотографии

7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы», «Весёлые превращения»

 02.09.2011-01.11.2011г.

Закрепление знаний о способах передвижения насекомых

Описание игр

Фотографии

8. Логопедическое занятие

 «Как кузнечик помогал слабым»

29.09..11г.

Расширение кругозора, знаний о насекомых. Развитие лексической

стороны речи.

Конспект

Фотографии

9.Логопедическое занятие «Шестиногие малыши»

12.10.11г.

Расширение кругозора, знаний о насекомых. Развитие лексической стороны речи.

Конспект

Фотографии

10. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом; изготовление книжки-малышки с детскими рисунками или фотографиями; совместный рисунок по теме «Букашечки-таракашечки»; изготовление поделок из бумаги и оформление родительского уголка.

 17.05.11г.-07.10.11г.

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками, книжки-малышки по теме «Знаете ли вы…», рисунок по теме «Букашечки-таракашечки», поделки из бумаги.

11. Отчёт по проектной деятельности

28.10.11г.

Обмен опытом работы по проекту «Ах, букашечки-таракашечки» с сотрудниками детского сада

Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты