Краткосрочный проект "Букашечки-таракашечки".
учебно-методический материал (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска
Краткосрочный проект
«Букашечки - таракашечки»
воспитатель Ивченко Т.П.
г. Невинномысск
16 марта 2016 г.
Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (24февраля – 11 марта 2016 г.)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители
Актуальность: часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто - не раздумывая уничтожит беззащитное насекомое.
Проводя беседы с детьми, я поняла, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе.
Цель: ознакомление детей с разнообразием мира насекомых; формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления о многообразии насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе;
- воспитывать бережное, доброжелательное отношение к живому;
- развивать познавательный интерес, творческие способности, речь, мышление, мелкую моторику;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Методы и приемы:
- словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
- наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения;
- игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры
Планируемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых;
- иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида, способах передвижения, образе жизни насекомых;
- знать о значении насекомых в природе;
- находить сходства и различия между насекомыми.
Реализация проекта.
этап – подготовительный.
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
- разработка конспектов НОД, бесед;
- подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»;
- сбор материалов для детского творчества.
Сотрудничество с семьей:
- консультации для родителей;
- привлечение родителей к созданию выставки «Букашечки-таракашечки»
Продукт проекта:
- оформление групповой выставки с работами детей;
- викторина «Удивительные насекомые»
- презентация проекта
2 этап – организационный.
Виды деятельности:
- Беседы «Путешествие в мир насекомых»,
«Кто приносит мед»,
«Где живут насекомые»,
«Польза или вред»,
«Зачем нужны букашки»
- Просмотр презентаций «Насекомые»,
«Муравейник»;
- мультфильмов « Под грибом»,
«Муха-цокотуха»,
«Стрекоза и муравей»
- Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками)
- Дидактические игры «Узнай по описанию»,
«Подбери пару»,
«Кто лишний»,
«Загадай, я отгадаю»,
«Летает – не летает»
- Настольно-печатные игры лото «Насекомые»,
пазлы «Насекомые»
- Подвижные игры «Медведь и пчёлы»,
«С цветка на цветок»,
- Чтение художественной литературы
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»;
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»;
В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»);
К. Чуковский «Тараканище»;
В. Сутеев «Под грибом»;
Н. Владимирова «На полянке рос грибок»;
Заучивание стихов Е. Жданова «Божья коровка»,
«Про жука» автор неизвестен
- Чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых
- Прослушивание музыкальных произведений.
НОД
Направление | Тема | Цель |
Познавательное развитие | «Букашечки-таракашечки» «В мире насекомых» «Спасение Муравьишки» «Насекомые проснулись» | Знакомство с названиями насекомых, их особенностями; проявление интереса к художественному слову при знакомстве со стихотворением о насекомых. Воспитание бережного отношения к насекомым. Уточнение знаний детей о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни. Обобщение представления о многообразии насекомых ( в лесу, в поле, у ручья) Выявление взаимосвязи весна-первая трава - насекомые |
Речевое развитие | «Божья коровка» Сказка Д. Биссета «Кузнечик Денди» Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» | Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения Учить слушать, оценивать поступки героев, выразительно петь, четко произносить слова, развивать внимание, мышление Развивать чувство ритма |
Художественно-эстетическое развитие | «Бабочка» (рисование) «Букашки на лугу» (лепка) «Пчелка из бумаги» (конструирование) | Учить передавать в рисунке характерные черты строения насекомых, создавать сюжетную композицию Учить передавать в лепке характерные признаки насекомых (3 части тела, 6 ног). Учить аккуратно вырезать изделия и склеивать |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Пчелки» «Бабочки» | Поднять эмоциональный, мышечный тонус; закрепить знания о жизни пчел. Поднять эмоциональный фон Повысить мышечный тонус, настроение; развить пластику движений, выразительность; закрепить знания о способах передвижения бабочек. |
3 этап – итоговый.
- Групповая выставка с работами детей «Букашечки-таракашечки»;
- Викторина «Удивительные насекомые»;
Данный проект открыл для детей удивительный мир насекомых. Помог ответить на вопросы: значение насекомых в природе, образ их жизни. Дети научились видеть в насекомых друзей природы и человека, бережно к ним относиться.
Литература:
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007
- Лыкова И.А. «Букашки на лугу» М.: Карапуз, 2007
- Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983
- Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003
- Энциклопедия «Насекомые» (любое издание)
Интернет-ресурсы:
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=насекомые%20картинки&stype=image&lr=10783&noreask=1&source=wiz
- http://detsad-kitty.ru/shablon/54935-kartoteka-domashnix-zadanij-nasekomye.html
Конспект НОД «Букашечки-таракашечки» в средней группе.
Цель:
- Закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Развивать образность речи.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Материал: иллюстрации насекомых, игрушки (паук, жук, муравей и т.д.)., аудиозапись «Лето», «Пчёлки на лугу», самовар, детская посуда, баранки.
Ход занятия:
(Дети становятся в круг)
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно.
Фантазировать играть
Мы хотим, всё знать.
Как красива и щедра природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа:
Мошек, бабочек, жуков и муравьев.
Только разведи рукой травинки -
Под листочком дремлет светлячок,
А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку,
Паутинку тянет крошка паучок.
Воспитатель: Дети, посмотрите, а у нас в группе появилась гостья – Муха-Цокотуха. А на столе у неё самовар, она наверное ждёт гостей. Сегодня у Мухи-Цокотухи день рождения. К ней на торжество придут бабочки, жуки, кузнечики.
Как называют одним словом бабочек, жуков и кузнечиков?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете?
(Дети отвечают.) Вы назвали очень много насекомых.
Воспитатель: А как вы узнали, что это насекомые?
Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых, выясняет, что у них тело состоит из шести ног, крыльев, усиков.
Дети: Тело у насекомых разделено на три части. У всех насекомых шесть ног. У них есть крылья и усики.
Воспитатель: Да, хотя насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету, у всех насекомых тело разделено на три части, шесть ног, есть крылья и усики.
Воспитатель: А какие из насекомых вам нравятся больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы с вами в группе много говорили о насекомых, рассматривали в энциклопедии, лепили, слушали песенки. Давайте сегодня вспомним всё, о чём мы с вами говорили, поиграем, и сделаем Мухе-Цокотухе сюрприз - отпразднуем ей день рождение. Я думаю, что Мухе-Цокотухе понравится.
Да, наша – Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.
К самовару приглашает,
Крепким чаем угощает.
В гости ждёт к себе гостей.
Назовите их скорей.
Не спеша, и по порядку загадаю вам загадки.
Вас прошу их отгадать - насекомых мне назвать.
Кто всех насекомых знает – тот легко их отгадает.
Воспитатель: А вот послушайте загадку.
Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск
Людям всем она мила, а зовут её (пчела)
А Настасья и Соня расскажут нам о своих поделках:
Соня: «Жизнь пчёл похожа на волшебный колодец: чем больше из него черпаешь, тем больше он наполняется водой!» Пчела единственное насекомое, дающее человеку полезную и вкусную пищу – мёд.
Настасья: С древних времён пчела служит символом трудолюбия. Пчёлы живут - в деревянных жилищах – ульях. Брюшко у неё продолговатое, имеет жало, окраска чередующиеся полоски, чёрные и жёлтые, крылья прозрачные. Пчёлы полезные насекомые, опыляя растения, они повышают урожайность.
Воспитатель читает стихотворение:
Синим, желтым, красным цветом
На лугу цветы цветут
Много меда этим летом
Пчёлы в улья принесут.
Пчелы не ленивые,
Они трудолюбивые!
Воспитатель: Вот и первые гости пришли к Мухе-Цокотухе, проходите пчёлки. А вот следующая загадка:
У неё четыре крыла, тело тонкое - словно стрела
Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза.
Называют её (стрекоза)
Воспитатель: А про стрекозу нам расскажет Денис:
Летит глядит во все глаза, какая симпатичная
А знаешь ты, что стрекоза – охотница отличная.
Воспитатель: И стрекозки - пожаловали в гости. Ещё загадку слушайте.
В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (бабочка)
Воспитатель: а про бабочек нам расскажут Лиля и Арсений.
Арсений: В древности люди верили, что бабочки – это цветы, которые оторвались от своих стеблей.
Она ярка, красива
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Лиля: Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес.
Воспитатель: И вы бабочки-красавицы пожалуйте к Мухе-Цокотухе.
Прыгает пружинка, зелёная спинка.
С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик)
Воспитатель: А Захар, прочтёт стихотворение про кузнечика.
Захар: Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки.
Физкультминутка: «Кузнечики» (спина прямая, руки на поясе.)
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вот сколько насекомых уже в гостях у нашей именинницы. Вот следующая загадка:
Жужжу я на ветке сижу
И звук «Ж» все твержу (майский жук)
Воспитатель: А про жука нам расскажет Богдан стихотворение:
Богдан: Майский жук.
Я весёлый майский жук
У меня три пары рук,
Или это мои ножки,
Я запутался немножко.
Очень нужен мне совет –
Гости ждут меня в обед.
Я хотел одеть сапожки,
Где же ручки, где же ножки?
Воспитатель: Проходи майский жук. А Вова расскажет нам про гусеничку, на своей полянке.
Вова: Гусеница – это личинка бабочки, тело гусеницы мягкое, подвижное. Большинство гусениц питаются листьями, цветками и плодами растений.
Гусеница неуклюжа,
Она медленно ползёт.
Стороной обходит лужу
И капустный лист грызёт.
Портя нам с тобой обед,
Гусеница приносит вред.
Воспитатель: Вот и гусеница доползла на праздник.
Физкультминутка «Гусеница»
Воспитатель: Дети давайте расскажем как, гусеница превращается в бабочку.
Этот странный дом без окон (поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон»
Свив на ветке этот дом (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой)
Спит без просыпа всю зиму (ладошки поменять)
Но, зима проходит мимо (взмахи руки вверх)
Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово)
Просыпайся соня – сонюшка (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце)
Гусенице не до сна (грозят пальцем)
Стала бабочкой она (машут руками крыльев).
Воспитатель: А вот ещё загадка:
Всех жучков она милей, спинка алая на ней,
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
А про божьих коровок нам расскажут две Дашеньки и Валерия.
Даша Гаманович: Божья коровка – симпатичный маленький жучок. У него маленькое овальное тело, красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками.
Истребляет тлю жучок,
Что портит листочки.
Носит красный пиджачок,
В чёрненькую точку.
И зовётся очень громко,
Может, кто не знает –
Это божия коровка
Листьям помогает.
Даша Гринько: (потешка)
Божия коровушка, полети на облышко,
Принеси нам с неба, чтобы было летом:
В огороде – бобы, в лесу – ягоды, грибы,
В роднике – водица, во поле – пшеница.
Валерия: Божья коровка – полезный жучок,
В чёрный горох у неё пиджачок.
С тлёй расправляется быстро и ловко,
Лечит растения – божья коровка.
Воспитатель: Вот и божии коровки попали на именины.
Воспитатель: Он в углу у нас живёт,
Сеть ажурную плетёт.
Как сплетёт — так и замрёт.
Он «гостей» крылатых ждёт. (ПАУК)
Воспитатель: Про пауков, которые пришли на именины к Мухе-Цокотухе расскажут Стас, Вика, Лиза.
Стас: Многие Люди думают, что пауки – это насекомые. Но это не так. Пауки – это животные. Когда смотришь на паучков, то кажется, что тело у них состоит из 2 частей: головы и брюшка. Но отдельно головы у них нет! Рот у них находится на теле. Глаз у пауков обычно восемь, ног тоже восемь. Пауки плетут паутину, они вытаскивают ниточку задними ногами из брюшка и начинают плести. Паутина липкая, поэтому к ней прилипают мухи, комары и другие насекомые. Паук оборачивает свою добычу паутиной, и она превращается в жидкую еду. А потом паук пьёт её как сок. Оказывается, пауки уничтожают вредных насекомых.
Вика: Меж берёзок паучок
Сплёл красивый гамачок.
И теперь он жарким днём
Спит, покачиваясь в нём.
Лиза: По тонким паутинкам
Четыре паучка.
Спешат, надев ботинки
На тонких каблучках.
Четыре паучонка,
Cпешат за паучками.
По тонким паутинкам
В ботинках с каблучками.
Муха ахнула сперва:
«Ах! Какие кружева!»
А попала в кружева -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в паутине
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем пальчиковую гимнастику «Паучок».
Паучок ходил по ветке, | Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
Воспитатель: Посмотрите и богомол пришел, тоже в гости. А Маша расскажет про него.
Маша: Богомол – крупное насекомое, охотник-хищник.
У тропинки, возле мола
Я увидел богомола.
Весь салатовый в траве
И усы на голове,
Как лошадка цирковая
Головой кивал, шагая.
Воспитатель: Вот и все гости собрались к красавице Мухе-Цокотухе. Пока Гостей угощает Муха-Цокотуха, мы с вами поиграем.
Игра «Медведь и пчёлы»
Мальчики и девочки делятся на пчёл и медведей.
Под музыку пчёлки летят собирать мёд, а медведи бегут в улья поедать мёд.
По окончании музыки пчёлы возвращаются и летят жалить не успевших убежать медведей.
Воспитатель: Вот что бывает с мишками-воришками, жалят их пчёлы, не жалеют.
Муха-Цокотуха: Спасибо вам, ребята за весёлую игру и мне и моим гостям понравилось очень. А скажите, где же насекомые были зимой?
Дети: Насекомые прятались в коре деревьев, под сухие листья, забивались в щели домов, заползали под землю и впадали в спячку.
Воспитатель: Первые весенние насекомые появляются в конце марта, когда ещё лежит снег.
Воспитатель: дети можно обижать насекомых? Почему?
Дети: их нельзя обижать. Они живые, приносят пользу. Они красивые. Ими можно любоваться. Интересно смотреть, как они летают, бегают, играют. Слушать, как они жужжат. Насекомые это часть природы.
Воспитатель: Назовите полезных насекомых?
(Ответы детей: Бабочка, пчела, муравей)
Какую пользу они приносят?
(Ответы детей: пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса )
Назовите вредных насекомых?
(Ответы детей: Муха, комар, гусеница)
Какой от них вред?
(Ответы детей: Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных)
Воспитатель: А я предлагаю поиграть в игру «закончи предложение».
Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой ,а комар……..маленький
Бабочка летает ,а гусеница……ползает
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….в муравейнике
У птиц две лапки ,а у насекомых……шесть
Божья коровка маленькая, а улитка …большая
Пчёлы из нектара делают…мёд
У жука крылья короткие, а у стрекозы…длинные
Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых?(они живые)
Воспитатель: Да насекомые живые. Их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы
Муха-Цокотуха: Мне очень понравилось праздновать с вами свой день рождения. Я увидела, что вы много знаете о насекомых, и всегда будете относиться к ним бережно. А теперь танцуют все.
(Звучит музыка «Божья коровка».)- дети танцуют.
Наши поделки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.
В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....
Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.
Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...
. Краткосрочный проект “ Я расту ”
краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...
. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”
краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...
Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"
Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; - воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....
Краткосрочный проект «Транспорт»
Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...