Программа дополнительного образования "Фольклор в формировании личности ребенка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) по теме
Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.
Программа рассчитана на работу с детьми пяти - семи лет и реализуется на протяжении двух лет. В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели. Содержание программы построено в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка. ………………………………………..….
- Содержание программы……………………………………………..
- Тематический план …………………………………..……………….
- Анализ эффективности работы по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора .....................................................
- Итоговый результат ………………………………………………….
- Заключение …………………………………………………………….
- Список литературы……………………………………………………
Пояснительная записка
Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому педагоги и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой качества дошкольного образования, эффективного развития ребенка.
Программа «Фольклор в формировании личности ребенка», социально - педагогической направленности, составленная на основе федеральных государственных требований, требований «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Белоснежка» муниципального образования г. Ноябрьск», раскрывает процесс воспитания, обучения ребенка, что соответствует его природе, уникальным возрастным и индивидуальным особенностям.
Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям фольклора в процессе воспитания и образования. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н.Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности.
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира. В современном мире проблема формирования ребенка как личности становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным, самое главное стал личностью.
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать свой потенциал.
Вот тут-то на помощь приходит фольклор. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы был и остается фольклор, устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
В устном народном творчестве как нигде сохранились черты русского народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Используя фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями. Поговорки, загадки, пословицы, сказки приобщают детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского фольклора занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником формирования личности ребенка, их познавательного и нравственного развития.
Помимо того, что малые формы фольклора расширяют познания об окружающем мире и человеке и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его, учитывать желания и мнение других, тем самым обогащая социальный опыт каждого ребенка.
Актуальность
В настоящее время малые формы фольклора недостаточно широко используется в работе с детьми, либо не реализуется его воспитательный процесс. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при работе с материалами устного народного творчества. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка.
Цель
Программа направлена на формирование личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта.
Задачи
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
- Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
- Учить уместно и правильно употреблять пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
- Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
- Развивать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым формам фольклора.
Участники программы
Программа рассчитана на работу с детьми пяти - семи лет и реализуется на протяжении двух лет. В программе принимают непосредственное участие родители и воспитатели.
Предполагаемые итоги реализации программы
- Возрождение малых форм фольклора в формировании личности ребенка посредством их активного использования в речи.
- Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям с помощью устного народного творчества.
- Развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
- Активизация деятельности родителей в применении устного народного творчества в воспитании личности ребенка.
«Фольклор в формировании личности ребенка»
Содержание программы построено в соответствии с федеральными государственными требованиями, требованиями «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Белоснежка» (далее по тексту МДОУ) муниципального образования г. Ноябрьск». Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития дошкольников. Программа включает в себя:
-перспективное планирование: «Знакомство и заучивание малых форм фольклора», (приложение №1) «Подвижные игры с использованием малых фольклорных форм»; (приложение №2)
- тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора;
-конспекты бесед;
- игры-инсценировки; (приложение №3)
- Шутливые диалоги (для использования в работе с детьми и родителями) (приложение №4)
В программу вошли следующие виды фольклора:
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Содержание программы носит познавательно-развивающий, воспитательный характер. В процессе работы используются: беседы, игровые упражнения, дидактические игры, словесные игры, народные подвижные игры, обыгрывание шутливых диалогов, ознакомление детей с малыми формами фольклора, заучивание малых фольклорных форм, творческое рассказывание, драматизация народных сказок, игры – инсценировки, обучение правильному произношению, наблюдения, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельность.
Интерес к фольклору поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для ребят, уголок театра, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются шутливые диалоги, русские народные сказки, игры-драматизации.
Данная программа предполагает учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей.
В ходе решения задач программы целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми, удовлетворение потребности в признании, формировании личности ребенка, завоевании личностного статуса.
Используются следующие формы работы.
- игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу": воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
- работа над смыслом пословиц и поговорок, зарисовки к ним. Совместное обсуждение смысла пословиц (как влияют на формирование личностных качеств детей, как их применить к себе) (приложение № 5)
- игры – забавы с использованием фольклора.
- малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники).
- концерт для малышей с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок);
- игра - драматизация или кукольный театр;
- народные игры;
- загадывание загадок, дидактические игры «Отгадывание загадок - тематические»; (приложение № 6)
- праздники; развлечения (приложение № 7)
- организация выставок - рисунков, поделок
- посещение городского музея, библиотеки, театральных представлений.
Почти все формы работы с материалами русского фольклора сопровождаются беседами о нравственных понятиях, о культуре поведения, о культуре своего народа.
Использование малых форм фольклора в формировании личности ребенка осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. С их помощью можно решать практически все задачи по формированию личности ребенка и наряду с основными методами и приемами личностного развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В рамках программы необходимо тесное взаимодействие с родителями, непосредственное их участие в нем. В работе с родителями используются разные формы работы: индивидуальные беседы, памятки, стендовые методические рекомендации, папки- передвижки, дни открытых дверей, родительские собрания, проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений, изготовление атрибутов к сказкам, детско-родительские выставки поделок и рисунков, привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы (приложение №10). Огромную роль в данной программе имеет «спонтанное» привлечение родителей к показу театрализованных миниспектаклей, розыгрышей шутливых диалогов.
В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов рекомендуем применять драматизации отдельных сюжетов по сказкам, игры-инсценировки шуточных диалогов; продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, пословиц, поговорок); прослушивание музыкальных фольклорных произведений. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы с фольклором (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к нему, воспитывать личностные качества ребенка.
- создание альбома – передвижки «Пословицы и поговорки».
- разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
- правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
- когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки
проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку).
- пересказ известной детям сказки;
-обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступали пословицы и поговорки.
-заучивание скороговорок
-диалог, построенного по типу "вопрос - ответ".
Работа по реализации программы строится в соответствии с тематическим планированием, которое учитывает федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Тематический план
непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора
Сентябрь | |
«Что летом родится — зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, по словицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлени ях природы. Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе. Игра – инсценировка «» |
«Восенушка— осень» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С ка кого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, пого ворки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень». Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного. |
«Во саду ли, в огороде» | Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах. Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах". Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей. |
«Хлеб всему голова» | Беседа «Откуда хлеб пришел?», Зна комство со старинными орудиями тру да— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси». Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу. |
«Игрушки» | Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русски ми народными игрушками — дымков скими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюст раций, игрушек. Рисование дымков ских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка». Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки. |
Октябрь | |
«Одежда». «Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народ ной одеждой: сарафаном, рубахой, фар туком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан». Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями). |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено». Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"". |
«Волшебные спицы» | Знакомство со спицами, крючком и вя занием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья). Посещение городского музея. |
«Головные уборы» | Знакомство с русскими головными убо рами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Ри сование «Дымковская барышня в ко кошнике». |
«Обувь» | Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рас сматривание иллюстраций обуви, лап тей, валенок. Рисование «Роспись са пожка». |
Ноябрь | |
«Посуда» | Знакомство с предметами обихода по судой (из чего делали, как использова ли). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохло мы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжель ской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др. |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода - де ревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки». |
«Русский самовар» | Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассмат ривание иллюстраций, самовара. Чте ние «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар - самоварище» (Добрынин). |
«Деревья». «Русская березонька» | Знакомство детей с символом Руси — березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской бе резе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка бело ствольная», «Золотая осень» (березы). |
Декабрь | |
«Домашние животные» | Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "жи вотных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зер нышко», «Лиса и петух», «Зимовье зве рей», «Бычок — смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц. Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей. |
«Дикие животные» | Беседа о диких животных. Рассматри вание иллюстраций. Отгадывание за гадок. Составление описательных рас сказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''. |
Викторина «Из какой сказки животное» | По отрывку из сказки или по иллюст рации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки». |
«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех-гостей приглашу» | Знакомство с избой и предметами рус ского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстра ций. Знакомство с пословицами, пого ворками, прибаутками, русским народ ным бытом и гостеприимством. Загады вание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла». |
«Здравствуй, зимушка- зима» | Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответству ющих пословиц, поговорок. Загады вание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги). |
Январь | |
«С Новым годом поздравляем!» | Беседа о традициях празднования Но вого года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украша ют? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мо роза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бу маги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки. Праздник «Рождество». |
«Гуляй, да присмат ривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвер тый лишний» (на времена года). По словицы и поговорки о январе. При меты января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке». |
Февраль | |
«Февраль - кривые дороги» | Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о фев рале. Приметы. Загадки о зиме. Чте ние сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза». |
23 февраля. «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстра ции картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муром ца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор). |
«Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице — знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Пута ница» и др. Досуг «Празднование Мас леницы». Чаепитие (из самовара) с блинами. |
Март | |
8 Марта. «Сердце матери лучше солнца греет» | Беседа о маме с использованием народ ных пословиц и поговорок. Пение пе сен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы». |
«Грач на горе — весна на дворе» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее при меты. Чтение рассказов о весне. Ри сование «Подснежник», аппликация «Мимоза». |
Апрель | |
«Апрель, апрель — звенит капель» | Беседа о месяце апреле. Приметы ап реля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Полово дье», «На шесте дворец, во дворце пе вец». |
«Весна красна цветами» | Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут». |
«Пасха» | Беседа о праздновании Пасхи. Прове дение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйца ми, о значении этого действия. Рисо вание «Роспись яиц». Развлечение «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями. |
«Прощание с избой» | Словесные народные игры. Пение час тушек. Прощальное чаепитие. |
Анализ эффективности программы
Для проверки эффективности разработанной программы, предлагаются диагностические упражнения разработанные на основе учебно - методических пособий О. Ушаковой и Е. Струниной (Приложение 8).
Диагностические параметры:
- точность в употреблении слов (задания 3, 4, 5) в различных грамматических формах и значениях;
- понимание разные значения многозначного слова;
- самостоятельность в подборе синонимов и антонимов (задания 3, 7, 8);
- осознание смысловых отношений между словами (задание 9);
- гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи (задание 12);
- умение вычленять звуки в словах (задание 6);
- уровень развития навыка речи – доказательства (задание 1);
- уровень ориентировки на смысловую сторону слова (задание 2) и выражения (задание 2, 4, 5).
Кроме того, данные диагностические параметры помогут выявить насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.
Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивается по следующим критериям:
Высокий уровень.
Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов.
Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации (потешка – задание 8) подбирает по два – три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).
Ребенок замечает неточности в небылице ("Так не говорят", "Неправильно").
Правильно определяет значение слова по функции предмета ("Лес – туда ходят за грибами, ягодами") или по родовому понятию ("Лес – это место, где растет много деревьев, грибов, ягод, где много животных, птиц").
Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ.
Умеет доказать отгадку.
Знает много пословиц, поговорок, считалок и т.д.
Средний уровень.
Ребенок составляет предложение или словосочетание из двух слов.
Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме.
В речевой ситуации называет по одному слову.
Дает свои варианты, исправляя неточности в небылице.
Вместо определения значения слова дает описание предмета, рассказывает о чем-то конкретном ("Я был в лесу", "А я знаю, где лес есть").
Может дать объяснение значению пословицы, но не совсем точно.
Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.
Отгадывает правильно загадку, но в доказательстве использует не все признаки.
Называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень.
Ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово.
Не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, использует частицу "не" ("Человек от лени болеет, а от труда не болеет").
В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу "не".
Не замечает неточность в небылице.
Ребенок не может определить значение слова и пословицы.
Загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.
Составляет рассказ без учета задания.
Практически не знает пословиц, загадок, считалок и т.д.
Для выявления роли участия родителей и педагогов в реализации программы, составлены анкеты (приложение №9) целью которых является выяснить, используются ли малые формы фольклора в работе с детьми в детском саду и дома, с какой целью и какие.
Итоговый результат
Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо использовать в интегрированной форме, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Положительный результат при реализации программы будет получен, при соблюдении следующих принципов:
-во-первых, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;
-во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
-в-третьих, активное включения детей;
-в-четвертых, использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
В процессе работы по программе предполагаются следующие изменения:
- повышение интереса к устному народному творчеству: использование в своей речи пословиц, поговорок, в сюжетно-ролевых играх – потешек, самостоятельная организация народных игр – забав с помощью считалок.
- повышение самостоятельность и ответственность в решении разных ситуаций;
- повышение у родителей интереса к использованию малых форм фольклора в формировании личности ребенка дома. Разучивание с детьми и подбор пословиц и поговорок, объяснение детям их смысла. Участие в драматизациях шутливых диалогов, «спонтанном» показе театра.
- А в итоге – повышение субкультуры ребенка на более высокий уровень
Заключение
Программа позволяет сделать следующее заключение.
Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор - это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.
Результатами интеграции данной программы в воспитательно-образовательный процесс являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, исполнение частушек, чтение стихов).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Программа позволяет доказать, что непосредственно образовательная деятельность, проводимая с использованием произведений фольклора, благоприятно влияет на развитие творческих способностей детей и на формирование личности ребенка в целом.
Используемая и рекомендуемая литература
1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». Творческий центр. Москва, 2004г
2.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.
3.Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». Москва, 1994г.
4. Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996г.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 447с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.,1995. - 209с.
7. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008с.
8. Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
9. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997г
10. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю. «Социальное развитие детей в ДОУ». Методическое пособие. Творческий центр. Москва, 2008г
11. Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987г.
12. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
13. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.
14. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.
15. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М.: Рольф, 2000. - 224с.
16. Микляева Н.В., Микляева М.Ю. управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. Айрис пресс, Москва 2006
17. Островская Л. Ф «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника». Москва «Просвещение», 1987г.
18. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение», 1986г
19. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г
20. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М.: Юнвес, 2000. - 156с.
21. Титова М.Г., Яковлева Г.В. формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через игры-драматизации и театрализованные представления. Методическое пособие. Издательство Марины Волковой, 2007. – 71с
22. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.
23. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г
24. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994. - 208с.
25. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988г.
26. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в формировании личности ребенка.
. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в...
Презентация "Предметно - развивающая среда в ДОУ как фактор формирования личности ребенка"
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития ...
Консультация для воспитателей "Влияние природы на формирование личности ребенка"
Данная консультация поможет педагогу сделать ознакомление с природой одним из основных средств всестороннего развития каждого ребенка, его индивидуальных способностей...
Рабочая программа педагога-психолога по формированию личности и психологического здоровья дошкольника
Нормативно-правовые документы педагога-психолога...
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка....
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.
План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...
Комментарии
Спасибо,взяла себе.
Спасибо,взяла себе.