Рабочая программа педагога-психолога по формированию личности и психологического здоровья дошкольника
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Полина Юлия Сергеевна
Нормативно-правовые документы педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx105.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 компенсирующего вида г. Можайска

 

Рабочая программа

педагога-психолога

по формированию личности

и психологического здоровья

 дошкольника

Разработал: педагог-психолог  Полина Ю.С.

Можайск  2016

Содержание

Пояснительная записка _________________________________________3

Раздел 1.

Психологические особенности детей дошкольного возраста __________9

Психическое развитие детей 3-4 лет ______________________________11

Психическое развитие детей 4-5 лет ______________________________12

Психическое развитие детей 5-6 лет ______________________________13

Психическое развитие детей 6-7 лет ______________________________14

Раздел 2.

Содержание программы ________________________________________16

Система групповых форм работы с детьми средней группы __________26

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе__________________________________ 26

Система групповых форм работы с детьми старшей группы _________33

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в старшей группе__________________________________33

Система групповых форм работы с детьми подготовительной группы__40

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе_________________________ 40

Планируемые результаты психологической работы в группе _________44

Система мониторинга психического и социально-личностного развития

детей _________________________________________________________

Литература ___________________________________________________45

Приложения

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования социально-личностной и эмоционально-волевой сфер детей среднего и старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Основной базой рабочей программы являются:

  •  Программа  развития детского сада;

        - Примерная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, - М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.;

        - Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста Крюковой С.В., Слободяник Н.П.

        - Программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возрастапо развитию эмоционально-волевой сферы  Ротарь Н.В., Карцевой Т.В.

Программа   предусматривает   возможность   реализации   индивидуального   подхода   к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.

                         Пояснительная  записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, когда формируются основные составляющие его психологического здоровья, и в зависимости от того, как он проживет это время, зависит его дальнейшее развитие.

Педагог-психолог современной дошкольной образовательной организации создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития.

Стремясь достигнуть своей базовой цели – охраны и  укрепления психического здоровья воспитанников, педагог-психолог включается в образовательный процесс, во все формы работы педагогического коллектива,

устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.

Рабочая программа раскрывает инновационный подход к организации и  содержанию деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС ДО.

Приоритетным направлением работы МДОУ № 3 является социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Для успешной реализации этого направления работы была создана рабочая программа, направленная на поиск эффективных путей формирования психологического здоровья дошкольников, развития социально-личностной и эмоционально-волевой сфер.

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает, что игровая деятельность - ведущая форма работы с детьми.

Программа составлена на основе игры, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье». Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье. Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

- поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

- социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

- положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

- равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;

- доброжелательное   отношение   к   окружающим,    полноценное   общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, ТА. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных. Один из основных показателей эмоциональное благополучия детей — физическое здоровье.

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой космосом. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина). Таким образом если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Задачи психологической поддержки:

  1. обучение положительному взаимоотношению и принятию других людей:
  2. обучение рефлексивным умениям;
  3. формирование потребности в саморазвитии. 

        Основными      педагогическими      формами      и      методами      формирования психологического здоровья детей являются:

  1. проведение    специально    разработанной       психологической    непосредственно образовательной деятельности детьми;
  2. упражнения;
  3. психологические игры;
  4. этюды;
  5.  решение проблемно-практических ситуаций;
  6. элементы арттерапии;
  7. игры-драматизации;
  8. подвижные игры;
  9. чтение и анализ сказок;
  10. беседы и др.

В дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека воля самосознание. Межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М Лисина) Поэтому в рабочую программу включены задачи по развитию коммуникативной сферы ребенка, преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции. Наблюдения за игровой и повседневной  деятельностью  детей  в  средней  группе  показывают,  что  часто  дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка-дошкольника еще не устойчиво: он не умеет выражать некоторые эмоции, не может выразить сочувствие своим товарищам и взрослым. В связи с этим в программу включена работа по овладению детьми языком эмоций. Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по преодолению конфликтности в общении детей через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача преодоления вербальной агрессии также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.

В старшем дошкольном возрасте начинается становление самооценки, которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по развитию уверенности в себе, веры в собственные силы' Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков...» Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в программе формирования психологического здоровья детей седьмого года жизни выделяется отдельная задача управления собственными эмоциональными состояниями. В исследовании ЯЗ. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.

Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе   общественной   деятельности.   Будучи   даже   не   всегда   осознаваемыми,   эти установки тормозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.

Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение^ недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в адекватизации самооценки, поэтому выработка положительной самооценки ребенка продолжает оставаться одной из центральных задач программы.

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.

Следовательно, необходимо продолжать работу по формированию у детей уверенности в собственных силах.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений. Решению этой проблемы посвящен четвертый блок программы — тренинг социальных навыков ребенка.

Особое значение на седьмом году жизни приобретает работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших новообразований данного возраста. Данная работа, ввиду ее особой важности, выделена в программе в специальный раздел — развитие нравственного сознания и поведения детей.

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.


РАЗДЕЛ 1.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Показатели

Возрастная группа

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Мышление.

Наглядно-

действенное

Наглядно-образное.

Наглядно-образное.

Наглядно-образное, начало

формирования образно-схематического.

Элементы логического развиваются на основе наглядно-образ-

Ного.

Речь.

Словосочетания-ми, понимает глаголы.

Начало

формирования связной речи, начинает понимать прилагателльные.

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли.

Формирование

планирующей

функции речи.

Развитие

внутренней

речи.

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные.

Внимание и память непроизвольные.

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре.

Развитие

целенаправленного

запоминания.

Начало

формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения.

Физиологическая чувствительность

Высокая

чувствительность к физическому дискомфорту.

Высокая

чувствительность к дискомфорту.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Уменьшение чувствительности к дискомфорту.

Индивидуально, у большинства низкая.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство.

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые.

Предметы и явления, непосредствен-

но не воспринимае-

мые, нравственные нормы.

Причинно-след-ственные связи между предметами и явлениями.

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание.

Экспериментирование, конструирование.

Рассказы взрослого, экспериментирование.

Общение со взрослым,

сверстником,

самостоятельная

деятельность,

экспериментирование.

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

Условия успешнос-ти

Разнообразие развивающей сферы.

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми.

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.

Собственный широкий кругозор, умелость вести беседу.

Форма общения.

Ситуативно-личностное.

Ситуативно-деловое.

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное.

Внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками.

Мало интересен.

Мало интересен.

Интересен как партнер по сюжетной игре.

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении.

Собеседник, партнер по деятельности.

Отношения со взрослыми.

Источник защиты, ласки и помощи.

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Источник информации.

Источник

информации,

собеседник.

Источник

эмоциональной

поддержки.

Наличие конфликтов.

Со взрослыми («Я - сам»).

Со взрослыми как про- допжение («Я -сам»).

Отсутствуют.

Отсутствуют.

К 7-ми годам -кризис, смена социальной роли.

Эмоции.

Сильной

модальности, резкие переходы.

Сильной

модальности, резкие переключения.

Более ровные,

старается

контролировать.

Преобладание ровного

оптимистичного настроения.

Развитие высших чувств.

Игровая деятельность.

Предметно-

ипулятивная,

игра «рядом».

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие.

Коллективная со сверстниками;

ролевой диалог, игровая ситуация.

Усложнение игровых замыслов;

длительны е игровые объединения.

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.

Психическое развитие детей 3-4 лет

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как-будто».

Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Психическое развитие детей 4-5 лет

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Психическое развитие детей 5-6 лет

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

  • любопытство;
  • любознательность;
  • чувство юмора;
  • удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других. Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

Психическое развитие детей 6-7 лет

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.


РАЗДЕЛ 2.

Содержание программы

Нормативный срок освоения программы - три года. Программа была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Цель программы - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому, социально-личностному и эмоциональному росту ребенка, и, тем самым, помогать ему адаптироваться и социализироваться в условиях ДОУ.

Задачами рабочей программы являются:

  1. Формировать чувство принадлежности к группе.
  2. Развивать навыки социального поведения.
  3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.
  4. Формировать позитивное отношение к своему «Я».
  5. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  6. Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами.
  7. Развивать способности понимать, осознавать, выражать свои чувства, эмоциональное состояние, переживания другого человека на символическом и вербальном уровне.
  8. Корректировать свое психоэмоциональное состояние.
  9. Способствовать   освоению   позитивных   форм   поведения,   отношения   к   себе   и окружающим.
  10. Формировать позиции партнерских взаимоотношений детей друг с другом через игровую деятельность.
  11. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.
  12. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.
  13. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка).

        Данная программа основана на следующих принципах:

        1.        Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:

              Коррекционные   задачи   направлены   на   устранение   трудностей   в   адаптации, социализации личности ребенка. В данном случае работа направлена на преодоление стрессовых состояний детей дошкольного возраста, обучение детей взаимодействию друг с другом.

        Развивающие задачи направлены на развитие позитивного отношения детей к себе и окружающим. Данная программа направлена на успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.

        Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в поведении, а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё поведение, смог избежать трудностей.

        2.  Принцип единства коррекции и мониторинга. Прежде чем составить коррекционную программу, был проведен психологический мониторинг. На основе мониторинга было выявлено недостаточное развитие у дошкольников коммуникативных навыков с детьми и взрослыми, трудности социализации в коллективе, поведенческие нарушения и нарушения в эмоционально-волевой и личностной сфере. По окончании работы вновь проводится психологический мониторинг с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.

        3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины или свести их к минимуму.

        4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие социально-личностной и эмоционально-волевой сфер ребёнка.

        5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности детей дошкольного возраста. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.

        6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию.

        7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).

        8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных положительных свойств личности.

        9. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных частей работы: Вводная часть - даёт возможность настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. На рабочую часть приходится основная смысловая нагрузка. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию личностной,
эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Завершающий этап – закрепление положительных эмоций, подведение итогов проведённой работы

        10. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения
постепенно усложняются с каждым занятием.

        11.  Учёт объёма и степени разнообразия материала. Материал занятий
разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.

        12. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы - путешествия. Также в конце каждого
занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Рабочая программа по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста состоит из четырех блоков работы. Каждый блок программы в свою очередь включает в себя четыре раздела, объединенных общей тематикой. В рамках каждого раздела выделены задачи работы с дошкольниками по формированию психологического здоровья.

1-й блок. Овладение детьми языком эмоиий

1-й раздел. Мимика. Задачи:

  • Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.
  • Формировать    представление    дошкольников    об    изображении    эмоциональных состояний (по фотографиям, рисункам, схемам).
  •  Расширять представления детей об эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд).
  • Учить детей передавать эмоциональные состояния, используя различные мимические средства.
  • Учить детей по мимике понимать чувства других людей.
  • Учить   детей   помогать   сверстникам   преодолевать   негативные   эмоциональные состояния, возникающие в повседневной жизни.

2-й раздел. Пантомимика. Задачи:

  • Развивать выразительность движений в пантомимике.
  • Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).
  • Учить  с  помощью пантомимики передавать  эмоциональное  состояние  (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).
  • Учить выражать в жестах определенные физические состояния (жарко, холодно, тяжело и т. д.).
  • Учить детей выражать средствами пантомимики внутренние переживания.

3-й раздел. Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Задачи:

  • Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).
  • Учить старших дошкольников приемам релаксации.
  • Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.
  • Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.
  • Развивать положительные эмоции и учить преодолевать конфликтность в общении со сверстниками.
  • Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.

4-й раздел. Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

Задачи:

  • Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.
  • Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.
  • Развивать умение детей адекватно выражать негативные чувства.
  • Развивать у детей умение осознавать собственные чувства,
  • Формировать умение принимать помощь взрослого и положительно ее оценивать.

2-й блок. Коррекция агрессивности

1-й раздел. Коррекция драчливости у дошкольников. Задачи:

  • Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами.
  • Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.
  • Помогать  детям  осознавать  зависимость  отношения  к ним  окружающих  от  их собственного поведения.

-        Учить     снимать     эмоциональное     напряжение     физическими     действиями     с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

2-й раздел. Снятие конфликтности в общении детей. Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении. -   Способствовать выражению в рисунке положительного отношения к сверстникам.
  • Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.
  • Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

3-й раздел. Снятие вербальной агрессии. Задачи:

  • Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.
  • Учить детей выделять особенности других людей, быть внимательными к ним.
  • Показать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.
  • Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.
  • Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

4-й раздел. Преодоление импульсивности. Задачи:

  • Развивать    произвольное    поведение    в    двигательной    деятельности,    общении, проявлении эмоций.
  • Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
  • Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.
  • Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.

3-й блок. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

1-й раздел. Снятие тревожности.

Задачи:

  • Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.
  • Формировать    чувство    доверия    к    окружающим.    Развивать    чувство оптимистический взгляд на мир.
  • Способствовать        двигательному       раскрепощению.        Оказывать психологическую поддержку во всех видах деятельности.

2-й раздел. Коррекция страхов. Задачи:

  • Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
  • Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.
  • Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.
  • Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

3-й раздел. Формирование адекватной положительной самооценки.    

Задачи:

  • Способствовать осознанию детьми особенностей своей внешности.
  • Помогать детям осознавать собственные интересы, вкусы и желания.
  • Способствовать осознанию детьми необходимости самовоспитания для овладения положительными качествами личности.
  • Помогать каждому ребенку осознавать свои «сильные стороны»,
  • Учить детей отмечать и признавать достоинства своих товарищей.
  • Способствовать формированию положительной самооценки у детей.

4-й раздел. Формирование у детей уверенности в собственных силах. 

Задачи:

  • Формировать у дошкольников адекватное отношение к ошибкам, неудачам.
  • Учить детей адекватно оценивать свои действия.
  • Развивать у дошкольников способность говорить о себе, оценивать свои лучшие стороны.
  • Учить детей планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
  • Способствовать    осознанию    важности    приложенных    усилий    для    достижения результата.

4-й блок. Формирование социальных навыков у ребенка

1-й раздел. Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека. Задачи:

  • Дать представление о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников.
  • Дать представление о возможности переживать положительные эмоции от общения с другими людьми.
  • Развивать умение понимать чувства и переживания другого человека.
  • Развивать наблюдательность, внимание по отношению к своим товарищам.
  • Учить детей посредством мимики и пантомимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.
  • Развивать чувство сопереживания, желание прийти на помощь.
  • Формировать чувство сопереживания взрослому, умение связать его состояние со своим поведением.

2-й раздел. Овладение коммуникативными навыками. 

Задачи:

  • Способствовать развитию чувства уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.
  • Способствовать преодолению застенчивости в общении. >
  • Учить детей договариваться о совместных действиях.
  • Формировать чувство ответственности за своих товарищей.

3-й раздел. Развитие эмпатии. Задачи:

  • Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
  • Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
  • Побуждать  к  проявлению   сочувствия  к  окружающим,  переживающим  трудные ситуации.
  • Формировать в сознании детей важность проявления сочувствия к заболевшему товарищу.
  • Учить детей радоваться самим и разделять чувство радости с другими людьми.

4-й раздел. Развитие дружеских взаимоотношений

Задачи:

-        Учить детей различать хорошие и плохие поступки.

- Способствовать развитию умения избегать конфликтных ситуаций, придерживаясь определенных правил поведения.

  • Способствовать развитию умений налаживать отношения с товарищем после ссоры.
  • Учить детей сотрудничать со сверстниками в процессе деятельности.
  • Формировать у детей потребность в конструктивном поведении в конфликтной ситуации.
  • Учить выражать дружеские чувства по отношению к сверстникам.

5-й блок. Формирование у дошкольников нравственного сознания и повеления

1-й раздел. Формирование нравственного сознания Задачи:

  • Обучать детей общению со взрослыми в духе добра и взаимопонимания.
  • Развивать у дошкольников саморегуляцию поведения.
  • Формировать у детей оценочное отношение к поступкам.
  • Формировать у детей представления о важности и полезности совместного воспитания мальчиков и девочек.

2-й раздел.  Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

 Задачи:

  • Развивать умения оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  • Способствовать стремлению детей избавиться от вредных, недостойных привычек.
  • Обучать пониманию относительности в оценке чувства.

3-й    раздел.    Формирование   умений    детей    конструктивно    общаться    со сверстниками.

Задачи:

  • Подвести детей к тому, что непонимание людьми чувств друг друга может быть причиной конфликтов.
  • Развивать умение детей конструктивно общаться со сверстниками при недостатке пособий для деятельности.
  • Формировать навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях.

4-й раздел.  Развитие  взаимопонимания и заботливого  отношения к близким людям.

Задачи:

  • Способствовать преодолению трудностей в отношениях с близкими.
  • Побуждать детей к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
  • Формировать осознанное отношение к соблюдению культуры отношений с близкими людьми,

Тематика осуществляемых мероприятий с детьми, воспитателями и родителями логично взаимосвязана. Соответственно, в работе психологической службы ДОУ выделяются три основных направления: организация коррекционно-развивающей работы с детьми; занятия с родителями с элементами тренинга и консультирование воспитателей.

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:

  • Умение по выражению глаз определять самочувствие человека, его настроение.
  • Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.
  • Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.
  • Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.
  • Умение словесно выражать свои желания, чувства.
  • Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).
  • Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям,
  • Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

        Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками: психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды и коррекционно-развивающие упражнения.

        Представленный ниже перспективный план раскрывает работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста по формированию психологического здоровья в течение учебного года.

Система групповых форм работы с детьми средней группы

В средней группе еженедельно проводится 1 групповая непосредственно образовательная деятельность с педагогом-психологом.

Непосредственно образовательная деятельность начинается в октябре и заканчивается в апреле месяце.

Количество непосредственно образовательной деятельности в течение года - 25.

Длительность одной непосредственно образовательная деятельности - 20 минут.

Перспективно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе

ОКТЯБРЬ

1

Занятие «Наши домики»

Приветствие.

Упражнения: «Знакомство»; «Мой домик».

Минутка релаксации

Упражнение «Украсим свой домик»

Минутка танцевальной терапии.

Упражнение «Добрые соседи».

Релаксация «Волшебный сон».

Прощание.

2

Занятие «Наши соседи»

Приветствие.

Упражнения: «Передай привет соседу».

Упражнение « Волшебный цветок»

Упражнение «Общий дом».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Дружба начинается с улыбки».

Приветствие

Упражнение «Эхо».

Игра «Я очень рада, что в групп есть...»

Минута шалости.

Упражнение «Солнечный Зайчик».

Упражнения: «Спаси птенца».

Игра «Ладушки»

Пальчиковая игра «Сорока-ворона»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

4

Занятие

Приветствие.

Упражнение «Эхо»

Игра «Подружим наши пальчики».

Игры: «Воздушный шарик».

Упражнения: «Волшебный мешочек».

Игра «Доброе животное»

Игра «Зеркало»

Игра «Морщинки»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

НОЯБРЬ

1

Занятие «Путешествие на паровозике»

Приветствие.

Упражнение «Паровозик с именем»

Игра «Узнай по голосу».

Динамическая пауза «Мы танцуем возле сливы»

Игра «Мы охотимся на льва»

Прощание.

2

Занятие

Песенка-приветствие «Я очень рада».

Чтение    стихотворения    под    движения    пальчиков мудреца»

Упражнение «Солнечный Зайчик».

Рассказывание сказки «Заяц-хваста».

Обыгрывание   этюдов   из   сказки   с   применением пантомимики.

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «О дружбе»

Приветствие.

Упражнение «Как сильно мы связаны друг с другом»

Игра «Прикосновения».

Упражнение «Листопад»

Игра «Вкусный виноград».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Я — мальчик (девочка)»

Приветствие.

Игра «Девочки—мальчики умеют».

Упражнение «Я — мама/папа».

Театрализация стихотворения И. Мазнина «Почему киты

молчат?».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ДЕКАБРЬ

1

Занятие « Какие девочки — какие мальчики?».

Приветствие.

Упражнение « Какие девочки, какие мальчики?»

Игра  «Что любят мальчики, что любят девочки».

Упражнение «Кто кого обидел».

Упражнение «Мама делает, папа делает».

Театрализация стихотворение Г. Кружкова «Грозная хозяйка».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Мои чувства»

Приветствие.

Упражнение «Собачка хочет ласки».

Беседа «Хозяин чувств»

Упражнение «Стоп - кулак».

Музыкальная пауза «Пальцы-танцы».

Театрализация стихотворения С. Маршака «Два маленьких

котенка»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Я учусь не драться»

Приветствие.

Упражнение «Мысленная картинка»

Упражнение «Оживи картинку».

Беседа «Сказочная страна».

Театрализация стихотворения Л. Барбаса «Вова-растеряшка».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ЯНВАРЬ

2

Занятие «Кто больше знает обзывалок»

Приветствие.

Упражнение «Обзывалки —стоп!»

Игра «Оживи картинку».

Игра «Акулы—рыбки»

Театрализация стихотворение В. Семерина «Страшный зверь»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Я учусь не обижаться»

Приветствие.

Упражнение «Мысленная картинка» на тему «Обида»

Игра       «Волк - волчишко, пусти переночевать».

Театрализация. Стихотворения Э. Мошковской «Лежебока».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Можно ли обидеться на маму?»

Приветствие.

Упражнение «Обида— стоп».

Рассказывание сказку «Как зайчик обиделся на свою маму»

Театрализация стихотворения Л. Квитк «Вася хозяйничает».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

Февраль

1

Занятие «Ты обиду не держи - поскорее расскажи»

Приветствие.

Упражнение «Простучи обиду на барабане».

Беседа «Сказка о лисенке, который обиделся».

Упражнение «Чтоб не обижаться, надо расслабляться».

Театрализация   стихотворения   из   зарубежного   фольклора «Котауси и мауси»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Страх»

Приветствие.

Игра  «Руки-звери».

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь».

Беседа «Верь в себя».

Театрализация стихотворения Б. Заходера «Приятная

встреча».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Кто живет в темноте?»

Приветствие.

Упражнение «Мысленная картинка» «Кто живет в темной

комнате?».

Игра «Темная комнатка».

Беседа «Грустная Темнота».

Игра       «Фу, убирай!»

Сочинение сказки «Сказка по кругу».

Театрализация стихотворения К. Кангура «Сороконожка».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Злость»

Приветствие.

Беседа «Злая черная рука»

Игра       «Как Злую Черную Руку превратить в Добрую Белую

Руку»

Беседа «Как злость Танечку и Ванечку в плен поймала».

Игра «Превращаем Танечку, превращаем Ванечку».

Театрализация стихотворения М. Бородицкой «Убежало

молоко».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

МАРТ

1

Занятие «Я люблю маму (папу)— мама (папа) любит меня»

Приветствие.

Игра       «Ехал Грека...»

Чтение сказки       «Сказка о букашке Сашке».

Рисунок       «Как я люблю мою маму».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Я люблю своих друзей»

Приветствие.

Упражнение        «Разговор с другом частями тела».

Игра«Звериное пианино».

Игра        «Я знаю 5 имен своих друзей».

Игра        «Твое имя похоже...»

Игра« Кто сильнее любит».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Я люблю всех людей»

Приветствие.

Упражнение       «Поругаемся руками».

Упражнение       «Массаж чувствами».

Упражнение       «Кто притаился за углом».

Беседа «Пусть всегда будет...»

Игра «Большой круг — маленький круг».

Рисунок       «Все, кого я люблю».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Герой и подвиг»

Приветствие.

Игра «Чьи колени»

Сюжетно-ролевая игра «Герой и его подвиг».

Игра «Вулкан».

Чтение сказки-инсценировки «Как зайчик свой дом искал».

Упражнение        «Кто живет в нашем общем доме».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

АПРЕЛЬ

1

Занятие «Радость»

Приветствие.

Упражнение         «Что будет, если».

Игра-инсценировка «Бабочки»

Упражнение«Страна «Хорошо».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

2

Занятие «Счастье»

Приветствие.

Беседа        «Счастье — это...»

Чтение сказки       «Хочу быть счастливым».

Упражнение       «Медитация на счастье».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «Любимые игры»

Приветствие.

Игра с детьми в их любимые игры.

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

Система групповых занятий с детьми старшей группы

В старшей группе еженедельно проводится 1 групповая непосредственно образовательная деятельность с педагогом-психологом.

Непосредственно образовательная деятельность начинается в октябре и заканчивается в апреле месяце.

Количество непосредственно образовательной деятельности в течение года - 25.

Длительность одной непосредственно образовательная деятельности - 25 минут.

               Перспективно-тематическое планирование

непосредственно образовательной

    деятельности в старшей группе

ОКТЯБРЬ

1

Занятие «Осень»

Приветствие.

Упражнения: «Знакомство»; «Воображаемая картинка»;

«Осенние листья».

Рисование «Дерево настроения».

Минутка танцевальной терапии.

Этюд «Удивление».

Упражнение «Качели».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Овощи - фрукты»

Приветствие.

Пантомимика «Как выращивали урожай овощей и фруктов».

Упражнения: «Покажи руками», «Ругаемся овощами».

Коллективное рисование «Вкусное яблоко».

Этюд «Вкусное яблоко».

Упражнение «Штанга».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «Грибы»

Приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Упражнение «Выбери пару».

Этюды: «Старый гриб», «Король Боровик не в духе».

Минута шалости.

Этюд «Я так устал».

Упражнения: «Изобрази предмет», «На поляне».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

4

Занятие «Наши имена»

Приветствие.

Беседа об именах.

Игра «Соседи».

Беседа «Как тебя называют».

Игры: «Ласковое имя», «Произнеси вслух».

Упражнения: «Кто больше знает имен», «Мое имя».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

НОЯБРЬ

1

Занятие «Я и мои чувства»

Приветствие.

Упражнения: «Комплимент», «Слушай себя», «Представь, что

ты рука», «Представь, что ты язык».

Игры: «Закончи предложение», «Психологический портрет».

Рисование «Ладошка».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

2

Занятие «Моя семья»

Приветствие.

Игра «Клубочек».

Беседа «Моя семья».

Игра «Мы очень любим».

Этюд «Дедушки и бабушки». Рисование «Моя семья». Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «О дружбе»

Приветствие.

Беседа «Что такое дружба».

Чтение рассказа В. А. Осеевой «Три товарища».

Игра «Скажи ласковое слово соседу».

Упражнение «Договорись взглядом»

Игра «Найди друга».

Этюд «Поссорились и помирились».

Рисование «Мои друзья».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

4

Занятие «Я и другие»

Приветствие.

Упражнение «Мое имя».

Игра «Кто я?».

Упражнение «Угадай-ка».

Беседа «Что огорчает людей».

Игра «Угадай, кто задает движение».

Терапия искусством.

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

ДЕКАБРЬ

1

Занятие «Зима»

Приветствие.

Упражнение «Назови ласково».

Этюды: «Первый снег», «Игра в снежки», «Стрекоза

замерзла».

Игра «Медвежата».

Слушание композиции «Зима» П. И. Чайковского из цикла

«Времена года».

Рисование «Нарисуй музыку».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

2

Занятие «Сказочное путешествие»

Приветствие.

Упражнение «Заряд бодрости».

Игры: «Собери целое», «Повтори фразу», «Люблю - не

люблю», «Комплименты».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «Новый год»

Приветствие.

Игра «Мы играем вместе».

Упражнение «Кто как радуется».

Игры:   «Хоровод  сказочных  героев»,   «Отгадай  настроение

сказочных героев».

Минута шалости.

Игра «Волшебный мешок Деда Мороза».

Упражнения: «Разноцветные шары», «Фея сна».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

ЯНВАРЬ

2

Занятие «Игрушки»

Приветствие.

Игра

«Волшебный мешок».

Упражнение «Как лучше беседовать».

Игра «Магазин игрушек».
Этюд «Любимая игрушка».
Двигательная пауза «Игрушки».
Разыгрывание, обсуждение, анализ ситуаций.
Упражнение «Насос и мяч».
Рисование «Моя любимая игрушка».
Релаксация «Волшебный сон»

Прощание        

3

Занятие «О вежливости»

Приветствие.

Упражнение «Разнообразные формы приветствия».

Беседа «Кого мы называем вежливым».

Игра «Не ошибись, пожалуйста».

Минута шалости.

Упражнение «Что нравится в соседях», «Подарок», «Шалтай-Болтай».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Животные»

Приветствие.

Упражнение «Мяч каждому». Игры: «Найди свою пару», «Тренируем эмоции». Этюды: «Собака принюхивается», «Гневная гиена». Игра «Два барана».

Рисование «Несуществующее животное». Упражнение «Спящие котята»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ФЕВРАЛЬ

1

Занятие «Я среди других»        ~

Приветствие.

Упражнение «Как ласково называют тебя дома».

Игра «Дотронься».

Упражнения: «Я считаю себя хорошим потому, что...», «Если

бы ты был волшебником, что бы ты в себе изменил?».

Игры: «Я умею», «Я - взрослый».

Беседа «Как я могу стать лучше».

Рисование «Я в будущем».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание        

2

Занятие «Необычное путешествие»        ~~

Приветствие.

Игры: «Угадай-ка», «Узнай друга по осязанию».

Этюды: «Северный полюс», «Остров плакс».

Упражнение «Развесели грустного».

Этюд «Чунга-Чанга».

Игры: «Близнецы», «Узнай сказку».

Рисование «Нарисуй, что больше всего понравилось в

путешествии».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «Мы-

Приветствие.

Игра «Эхо».

«Мостик    дружбы»,

Упражнение «Угадай эмоцию друга».
Разыгрывание ситуаций.
Упражнения:    «Подарить    цветочек»,
«Клубочек».
Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.           

4

Занятие «По морям, по волнам» Приветствие.

Приглашение в путешествие.

Упражнение «Слушаем музыку».

Игры: «Волны», «Море волнуется», «Хоровод морских

существ».

Упражнение «Запомни лица».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание        

МАРТ

1

Занятие «Мама»

Приветствие.

Беседа «Что такое семья?».

Упражнение «Кто кому кто?».

Беседа о маме.

Этюд «Маме улыбаемся».

Игра «Мамины дела».

Рисунок «Подарок маме».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.        

2

Занятие «Весна»

Приветствие.

Игра «Передача чувств».

Чтение произведения Маршака «Стихи о весне».

Ролевая гимнастика.

Игра «Походки».

Этюд «Цветок».

Игры: «Собери цветок», «Хвастунишки».

Рисование «К нам весна пришла, радость принесла».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Поможем зайке!»        

Приветствие.

Знакомство со сказочными персонажами - с Зайцем и Лисой.

Игры: «Покажи грустное (веселое) лицо», «Изобрази

животное» или «Изобрази сказочного героя».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Птицы»

Приветствие.

Упражнение «Изобрази».

Этюды: «Два сердитых петушка», «Гадкий утенок».

Игры: «Наседка и цыплята», «Солнышко и тучка». Минута шалости. Рисование «Птица счастья».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание        

АПРЕЛЬ

1

Занятие «Лес»        

Приветствие.

Упражнение «Как ты себя сегодня чувствуешь».

Игра «Лес».

Этюд «Один в лесу».

Игра «Узнай по голосу».

Упражнения: «Клеевой дождик», «Солнечный зайчик».

Коллективное рисование «Сказочный лес».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание        

2

Занятие «Насекомые»        

Приветствие.

Упражнение «Назови соседа ласково».

Игра «Сороконожка».

Упражнение «Покажи эмоции».

Игра «Подарок».

Минутка танцевальной терапии.

Этюд «Хмурый паук».

Игра «Путанка».

Упражнение «Смешинки-злючки».

Коллективное рисование «Праздник».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание

3

Занятие «Цветы»

Приветствие.

Упражнение «Отгадай загадки».

Игра «Клубочек».

Этюд «Цветок».

Упражнение «Цветы».

Игры: «Ласковые слова», «Цветы и пчелки».

Рисование «Мой любимый цветок».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

Система групповых занятий с детьми подготовительной группы

В подготовительной группе еженедельно проводится 1 групповая непосредственно образовательная деятельность с педагогом-психологом.

Непосредственно образовательная деятельность начинается в октябре и заканчивается в апреле месяце.

Количество непосредственно образовательной деятельности в течение года- 25. Длительность одной непосредственно образовательная деятельности - 30 минут.

Перспективно-тематическое планирование

непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной группе

ОКТЯБРЬ

1

Занятие «Учимся владеть языком эмоций».
Упражнение «Повторяй за мной».
Игра «Лото настроений».
Игра «Кубик».        

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Игра «Расколдуй девочку»

Решение проблемно-практической ситуации «Подними настроение сверстнику».

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Этюды «Я так устал», «Остров плакс», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика», «Король-боровик»

Игра «Пиктограмма»

Упражнение «Покажи, как»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Этюды «Страх», «На улице», «Ваське стыдно», «Круглые глаза»

Решение проблемно-практической задачи «На качелях» Решение проблемно-практической ситуации «Встреча с другом»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

НОЯБРЬ

1

Занятие «Сделаем страх смешным»

Беседа «Как можно поднять себе настроение»

Решение проблемно-практической задачи «Как можно поднять себе настроение»

Релаксация «Волшебный сон»

2

Релаксационное упражнение «Цветок»

Игра «Поварята»

Этюды «Хорошее настроение», «Первый снег»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Этюд «Поссорились и помирились»

Решение проблемно-практической ситуации «Умей попросить о помощи»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Решение проблемно-практических задач «Потерялась».

«Знакомство», «У тебя сломали дом»

Решение проблемно-практической задачи «Не взяли в

игру»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ДЕКАБРЬ

1

Занятие «Поможем себе победить злость» Упражнения «Выбиваем пыль», «Кулачок»

 Игры «Взаимоотношения», «Улитка»

Решение проблемно-практических ситуаций «Испортился рисунок», «Не досталась игрушка»

Решение проблемно-практических задач «Не будем драться», «Помири товарища», «Поприветствуем гостей»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Упражнения «Спина к спине», «Разговор»

Решение проблемно-практических ситуаций «Как поделить сладости», «Самая важная профессия»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Моя семья»

Рисование «Мои друзья»

Упражнение «Опиши своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата».

Игра «Я и друзья»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Доставим радость близким!»

 Игры «Карлики и великаны», «Возьми себя в руки». «Замри»

 Игра «Да» и «нет» не говори» (с различными усложнениями, в разных вариантах)

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ЯНВАРЬ

2

Занятие «Как можно назвать человека по имени» Упражнения «Стойкий солдатик», «Знакомство»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Как можно поздороваться»

Решение проблемно-практической ситуации «Поприветствуем гостей»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Решение проблемно-практических ситуаций «Я разозлился», «На прогулке»

Игра «Я — другой». «Мы разные»

Упражнения «Ладонь в ладонь», «Доверительное падение». «Слепой и поводырь»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

ФЕВРАЛЬ

1

Занятие «Как стать уверенным в себе»

Игры «Воробьиная семья», «Брыкающаяся лошадка». «Пчелкины песни»

Арттерапия по А.И. Захарову

Решение проблемно-практической ситуации «Помоги взрослому»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Учимся общаться друг с другом»

 Беседа «Как вести себя, если поссорился?»

Решение проблемно-практической ситуации «Не помог маме»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие

Этюд «Один дома»

Подвижные игры «Медвежонок», «Мышь и мышеловка»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «Я такой!»

Игра-драматизация «0 храбрых зайчатах, которые думали, что они трусливые»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

МАРТ        

1

Занятие «Воспитай уверенность в себе»

Игры «Имя», «Зеркало»

Упражнение «Нарисуй себя»

Решение проблемно-практической ситуации «А вдруг не получится»        

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Упражнения «Назови свои сильные стороны», "Скажи по-другому»

Рисование «Я в будущем»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Сочинение сказки о ребенке, не похожем на него.

Решение проблемно-практической ситуации «Мои рисунки»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

4

Занятие «С кем я дружу»

Упражнение «Закончи предложение»

Рисование «Как мы боремся с трудностями» Решение проблемно-практической ситуации «Я расту»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

АПРЕЛЬ

1

Занятие «Как понять другого»

Чтение и анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»

Творческая игра «Угадай, кто это?»

Игра-драматизация «Кто здесь кто»

Этюд «Уходи»

Упражнения «Отдай!», «Тише!»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

2

Занятие «Почему мы обижаем близких нам людей» Игра «Подарок для любимой мамы»

Решение проблемно-практических ситуаций «Помоги товарищу», «Помирись с другом»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.

3

Занятие «Я считаю тебя хорошим»

Прослушивание и обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Два товарища»

Беседа «Как правильно дружить?»

Коллективное рисование «Страна ИКС»

Релаксация «Волшебный сон»

Прощание.


      Планируемые результаты психологической работы в группе

Психотерапевтический эффект предполагает развитие интереса детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивности, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства;

Развивающий эффект предполагает развитие творческого потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия);

Воспитательный эффект предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира, формирование эмоционально-волевых качеств, социального поведения.


      Система мониторинга психического и      

      социально-личностного развития детей

Мониторинг психического и социально-личностного развития детей проводится два раза в год (в сентябре и мае). Процедура проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различных режимных моментах, стандартных тестовых методик и анализа продуктов детской деятельности.

Разработано 11 блоков на обследование психического и социально-личностного развития детей:

I        блок - Личность

II        блок - Эмоциональная сфера

  1.  блок — Деятельность
  2.  блок - Воображение

V        блок - Мышление

  1. блок - Внимание
  2.  блок - Восприятие

VIII         блок - Память

IX        блок - Волевая сфера

X        блок - Коммуникативная сфера

XI        блок - Поведение

В ходе мониторинга заполняется сводная таблица.


Литература

  1. Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет - СПб ГУПМ, 2003.
  2. Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. -М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду - М.,
  4. ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000
  5. Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004
  6. Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1996.
  7.  Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.
  8.  Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
  9.  Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми,- СПб.: Речь, 2003.
  10. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994
  11. Крюкова СВ., Слободяник Н.П. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М., «Генезис», 2007
  12. Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.Международная педагогическая академия, 1994.
  13. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис,
  14. Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического   психолога. Екатеринбург, «Деловая книга», 1999.
  15.  Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
  16. РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа «Прогресс-Универс»,1994
  17. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению М., «Книголюб» 2006
  18. Ротарь Н.В., Карцева Т.В. Занятия для дете с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст -Волгоград, «Учитель», 2011
  19. Психолог в детском саду № 2 1999 Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидере А.Г.)
  20. Экслайн В. Игровая терапия / пер с англ.-М: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Психологический климат семьи, его роль в формировании личности ребенка

Родительские установки, стили воспитанияСтили родительского воспитания: демократический и контролирующий. Стили семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая  гиперпротекция, потворствующая г...

Влияние психологического климата в ДОУ на формирование личности ребенка

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия...

Формирование личности маленького гражданина посредством рабочей тетради «Я - гражданин Югры»

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству, чувство патриотизма…Основополага...