вечер досуга
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Особенно это является важным для детей, имеющих такие тяжёлые нарушения речи как заикание и общее недоразвитие речи.
Речь является важным условием и средством коммуникации. В свою очередь коммуникация представляет собой важный смысловой аспект социального взаимодействия, а именно: обмен информацией между людьми, контакты, общение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvoenie_i_realizaciya_obrazovatelnoy_oblasti.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСВОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «КОММУНИКАЦИЯ» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ И ЗАИКАНИЕ.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребёнка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребёнка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Особенно это является важным для детей, имеющих такие тяжёлые нарушения речи как заикание и общее недоразвитие речи.
Речь является важным условием и средством коммуникации. В свою очередь коммуникация представляет собой важный смысловой аспект социального взаимодействия, а именно: обмен информацией между людьми, контакты, общение.
Одним из основных направлений логопедической работы должно стать формирование коммуникативной компетентности. Необходимо показывать детям способы ориентации в различных ситуациях, учить свободному владению вербальными и невербальными средствами общения.
Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.
Поэтому очень важно помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки. А это возможно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.
В нашем учреждении мы стараемся дать детям представления о формах общения, научить свободно высказываться. В работе мы используем такие формы как экскурсии в группы, совместные праздники, дети ходят в группы друг к другу в гости, показывают инсценировки для малышей, проводятся совместные вечера развлечений. Одной из новых форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей стал вечер развлечений « Большие буквы» на тему хорошо знакомой сказки «Приключение Буратино». Вся работа была продумана от желания детей: они сами распределяли задания, роли, придумывали костюмы, смотрели фильм.
Вся работа по достижению цели и реализации задач осуществлялась через интеграцию образовательных областей:
- «Чтение художественной литературы»
- «Социализация»
- «Познание»
-«Художественное творчество».
Были использованы основные виды детской деятельности:
- коммуникативная,
- продуктивная
- музыкально-художественная
- чтение
- игровая
Итогом работы по формированию коммуникативной компетентности стало проведение вечера досуга.
Совместный вечер досуга на тему
«Большие буквы»
(для старшей и подготовительной к школе групп)
Цель: формирование коммуникативной компетентности через развитие навыков свободного общения друг с другом и с взрослыми у детей с тяжёлым нарушением речи (заиканием и общим недоразвитием речи).
Задачи:
- Развитие свободной ненапряжённой речи, речевой активности, направленной на проявление инициативы и самостоятельности, повышение собственной самооценки и взаимопринятие детей друг другом.
- Создание благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения.
- Формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности у детей с нарушениями речи.
Участники:
- двое взрослых: ведущие праздника
- музыкальный руководитель
- Дети двух групп ( подготовительная к школе, заикания – старшая/подготовительная)
- Буратино
-Мальвина
- Сверчок
-Петрушка
-Кот Базилио
-Лиса Алиса
- участники кукольного спектакля: два рассказчика, Заяц Серый хвостик и Лисичка Рыжий хвостик
- трое детей с заданиями математического характера
Ведущий 2 Сегодня мы с вами собрались на игру «Большие буквы». Дети из группы «Родничок» придут к вам в гости с интересными заданиями. Вы должны будете с этими заданиями справиться.
Ведущий 1 А за правильный ответ вы получите кубик с буквой. В конце игры из букв на кубиках вы должны будете сложить слово.
Ведущий 1 Вы любите сказки? (отгадывают сказки, героев по собственным рисункам) А попробуйте узнать этого героя (загадка)
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
( Дети узнают героя и дают ответ)
Ведущий 1 Да, вот он и сам к нам идёт!
(под музыку из кинофильма «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова вбегает Буратино с ранцем за плечами)
Буратино: Я весёлый Буратино,
Убежал я от Мальвины.
Надоело мне считать,
Надоело мне писать!
Ой, куда же я попал?
Я вас раньше не встречал.
Ведущий2: Буратино, ты попал к детям на игру «Большие буквы». Хочешь с нами поиграть? Тогда оставайся! (Буратино думает, но слышит музыку
кинофильма «Приключения Буратино» муз. А.Рыбникова )
Буратино: Нет, у вас не интересно.
Пойду- ка, я посмотрю, где звучит музыка.
(подходит к ширме - «Театр» - около ширмы стоит Петрушка и зазывает на представление)
Петрушка: Торопитесь, торопитесь!
Только сегодня, и только сейчас
одно представление.
Торопитесь, торопитесь!
Представление уже начинается!
Буратино садится на пенёк и смотрит кукольную сказку «Лиса и заяц ». Д. Хармс ( в спектакле задействованы четверо детей: 2 рассказчика, герои - Зайчик Серый хвостик, Лисичка Рыжий хвостик)
«Лиса и заяц»
Жили-были два друга: зайчик Серый Хвостик и лисица Рыжий хвостик.
Построили они себе домики и стали друг к другу в гости ходить.
Чуть только лисица к зайчику не идёт, зайчик бежит к лисице и кричит: «Рыжий Хвостик! Что с тобой?»
А если зайчик к лисице не идёт, лисица к зайчику бежит и кричит: «Серый Хвостик! Что с тобой?»
Как-то зайчик Серый Хвостик прибежал к лисице в гости.
«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Вдруг он слышит: «Что за стук?
Видишь поздно, скоро ночь.
Уходи-ка лучше прочь!»
Зайчик думает: «Постой,
Я ведь тоже не простой!»
Вот лисица Рыжий Хвостик
Прибегает к зайцу в гости
«Отвори-ка! Тук! Тук! Тук!»
Отвечает зайчик вдруг:
«Нет, голубушка, шалишь,
Слишком рано ты стучишь!»
И с тех пор два лучших друга
Вечно злятся друг на друга.
По окончании сказки Буратино вскакивает и кричит:
Буратино: Друзья называются, (ухмыляется)
А ваши дети тоже так дружат?
Ведущий 1: Нет, Буратино, наши дети очень даже дружные. Они тебе сами об этом споют.( дети – игроки исполняют песню «О дружбе»)
Ведущий 2: Понравилась тебе песня?
Буратино: Ну, да, ничего!
Ведущий 2: Я смотрю, у тебя, ранец. Ты, наверное, в школу собрался?
Буратино: Да.
Ведущий 1: А в ранце-то у тебя что?
Буратино: Там у меня азбука (достаёт и показывает азбуку) Вот моя «Азбука», с чудными картинками и большими буквами. Мне её подарил папа Карло.
Ведущий 2: А ты читать умеешь?
Буратино: Нет, не умею, но некоторые буквы уже знаю
Ведущий листает азбуку и предлагает назвать некоторые буквы, Буратино
узнаёт только «Р» и радостно восклицает:
Буратино: А… Это буква эр!
А вы, ребята, знаете эту букву?
Буратино: Ой, у меня ещё есть картинки, но что с ними делать я не знаю.
(достаёт из рюкзака картинки)
Ведущий 1 берёт у Буратино картинки и предлагает детям задание:
Надо разложить картинки в три столбика в зависимости от места звука «Р» в слове: в начале, в середине, в конце слова. ( Дети выполняют задание)
Ведущий 1: Проверяет задание.
Даёт детям букву «Р»
Ведущий 2: Предлагает детям посмотреть азбуку, листает её, из азбуки выпадают листы с частями слова - МАЛЬВИНА
Ой, Буратино, что выпало из твоей азбуки…
Буратино: Да, это какие-то картинки.
Ведущий 1 Обращаясь к детям: Разве это картинки?
Ведущий 1 Уточняет, что это слоги, из которых можно составить слово.
Ведущий 1: Буратино, знаешь, наши дети умеют из частей (слогов) составлять
слова.
Предлагается задание: из частей сложить слово
Дети складывают слово: МАЛЬ – ВИ – НА
Ведущий 1: Даёт детям букву «У»
Ведущий 2: Да, какое красивое слово получилось:
МАЛЬ - ВИ - НА
Буратино: А, я знаю эту противную девчонку,
Всё учит, воспитывает!
Под музыку Дюрана «Вальс» появляется Мальвина
Мальвина: Меня здесь кто-то звал?
Ах, вот вы где, Буратино!
А я-то вас ищу!
Буратино: Интересно, зачем вы меня ищите?
Опять воспитывать будете?
Мальвина: Садитесь, Буратино, будем заниматься.
Буратино: садится: ногу под себя, разваливается, ворчит.
Мальвина: Вытащите из-под себя ногу,
Выпрямите спину и сядьте красиво.
Мы займёмся математикой
У вас в кармане 2 яблока
Буратино: Врёте, у меня нет ни одного яблока.
(проверяет и выворачивает карманы)
Мальвина: Я говорю, предположим, что
у вас в кармане 2 яблока.
Некто взял у вас одно яблоко.
Сколько у вас яблок осталось?
Буратино: Два
Мальвина: Почему два? Подумайте хорошенько!
Буратино: Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина: У вас нет способностей к математике.
Ведущий 2: Буратино, а наши дети очень не только дружат, но и любят мате- матику. Сейчас они тебе это покажут.
Дети старшей/подготовительной группы предлагают задания:
а) - Назвать сказки, в которых встречаются цифры: 3, 7.
(Используется приём эйдотехники)
б) Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:
Два – под берёзой, один – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
в) В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто это?
Рыжая, пушистая, хитрая ….
Большой, толстый неуклюжий ….
Длинноухий косоглазый…
Серый, злой, зубастый …
Сколько зверюшек жило в избушке?
Ведущий 1: Даёт букву «И»
Буратино: Тьфу, какая ерунда!
Хвастаются тут!
Мальвина: Какой вы невоспитанный, Буратино!
Вы просто шалун и должны быть наказаны!
Я отведу вас в тёмный чулан.
( берёт Буратино за руку и уводит его, Буратино упирается)
Ведущий 1: Дети, а вы воспитанные? Мы сейчас мы это проверим.
Игра с мячом «Вежливые слова» ( передают мяч и называют слова)
(спасибо, до свидания, здравствуйте, пожалуйста, добрый день, доброе
утро, будьте добры, будьте любезны, приятного аппетита, большое спасибо)
Ведущий 1 даёт букву А
Ведущий 1 А сейчас я предлагаю вам отдохнуть.
Музыкальная пауза танец «Летка-енка»
Садятся на места, под музыку А Спадевеккиа «Добрый жук» появляется Сверчок.
Сверчок: Я сверчок, живу за печкой,
То-то тёплое местечко!
Я ищу Буратино,
Вы его не встречали?
Ведущий 2: Он был у нас и не один, а с Мальвиной.
Она его учила, а он плохо себя вёл.
Мальвине пришлось наказать Буратино:
Она повела его в тёмный чулан.
Сверчок: Очень жаль я хотел с ним поиграть!
Ведущий 2: Ты можешь поиграть с детьми.
Сверчок: Однажды Мальвина убежала из театра Карабаса Барабаса
и поселилась на зелёной лужайке.
Все звери, птицы и насекомые ей помогали.
Вспомните, кто помогал Мальвине?
А что бы вам было легче отгадать, у меня есть картинки
(достаёт их из сумочки и отдаёт их В1 и вместе выставляют картинки на
магнитную доску)
Сверчок задаёт вопросы: Чем помогали гусеницы? (крот, Артемон, бабочки, сорока, мыши)
Ведущий 1: Даёт букву «О
Сверчок: Помогите мне, пожалуйста!
Ведущий 2: Да, конечно. У тебя что-то случилось?
Сверчок: Я нашёл за печкой табличку, на которой написано какое-то слово,
Но Крыса Шушера погрызла некоторые буквы, и я не могу прочитать слово.
(отдаёт табличку с недописанными буквами)
Ведущий 1: Я думаю, что дети с лёгкостью это сделают.
Дети дописывают «ломаные» буквы и читают слово: СТРАНА
Сверчок благодарит детей и уходит.
Ведущий 1: даёт детям букву «Б»
Ведущий 1: Дети, как вы думаете, о какой стране идёт речь в сказке «Золотой
ключик»? Что это за страна такая?
Да, это СТРАНА ДУРАКОВ. (выставляет табличку, на которой написано: Страна Дураков)
Кот и Лиса выходят под музыку А.Рыбникова из кинофильма «Приключения Буратино»
Лиса: Ну, где же этот глупенький Буратино?
Кот: Да, это я тебя спрашиваю, где Буратино?
Лиса: Нет Буратино, нет и денежек.
Кот: А может он заблудился? Надо подождать! (кот садится на пенёк, а Лиса оглядывается и ищет Буратино)
Лиса: Уселся, только бы ничего не делать!
Кот: А что ты предлагаешь?
Лиса: Надо попробовать найти этого глупого деревянного мальчишку!
Появляется Буратино, весело напевая песенку.
Лиса: А … Храбренький, отважненький, Буратино, ты, должно быть, свалился с Луны?
Кот: А денежки-то у тебя с собой? Ты их ещё не потратил?
Буратино: Да вот, они у меня в кошельке!
(достаёт из кошелька монеты и показывает их, Лиса бегает вокруг Буратино)
Лиса: А хочешь, чтобы их стало ещё больше?
Буратино: Я хочу много золотых монет для папы Карло, тогда он сможет купить театр.
Лиса: Мы тебя сейчас научим: рой ямку и клади свои денежки.
Кот: Посыпь солью, зачерпни из лужи воды и полей хорошенько.
Лиса: Скажи шёпотом волшебные слова: «КРЕКС-ФЕКС-ПЕКС»
Буратино: А вы уйдите подальше.
Лиса: Да мы и смотреть не хотим, где ты зароешь свои денежки.
Кот: Боже сохрани! (уходят)
Буратино: оглядывается, закапывает денежки, садится на пенёк и ждёт.
Ведущий 2: Буратино, что ты здесь делаешь?
Буратино: Я закопал денежки и теперь жду, когда вырастет денежное дерево.
Ведущий 2: Бедненький, глупенький, Буратино! Тебя Лиса Алиса и Кот
Базилио обманули! Разве ты не знаешь, что деньги не растут на дереве?
Буратино: Нет, а что надо сделать?
Ведущий 1: Буратино, послушай, что надо делать, чтобы заработать деньги.
(Дети объясняют)
Ведущий 1: Правильно, надо работать, А а чтобы кем-то стать, надо много учиться.
Буратино: Да, пожалуй, я пойду в школу, послушаю совет говорящего
Сверчка (уходит)
Ведущий 1: Дети, а какие профессии вы знаете, назовите?
(затем даёт детям букву «Т»)
Задание: А сейчас мы попросим гостей узнать, люди, каких профессий
к нам сейчас выйдут.
Пока дети переодеваются, ребёнок предлагает отдохнуть и проводит пальчиковую игру:
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Третий палец – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный помогает,
В землю косточки сажает,
А мизинчик - господинчик
В землю косточки сажает.
Дети предлагают гостям узнать профессии
Ведущий 1: Даёт букву «Н»
Составляют слово из набранных букв на кубиках: БУРАТИНО
Ведущие: Сегодня вы показали себя настоящими знатоками сказок,
и «Больших букв». А главное, то, что вы умеете дружить, общаться и готовы к
тому, чтобы учиться в школе.
Подарки детям.
Под музыку все дети уходят.
Сценарий совместного вечера досуга составили и провели:
Захаренкова В.В. (учитель-логопед группы заикания),
Гульбина И. А.(старший воспитатель),
Митрофанова С.И. (музыкальный руководитель).
ГБДОУ детский сад № 93 компенсирующего вида Фрунзенского района СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий вечера досуга "От зёрнышка до каравая".
Вечер досуга для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей...
Вечер досуга "Рябиновые посиделки".
- развивать мелкую моторику рук, посредством работы с соленым тестом- знакомить детей с традициями русского народа, его праздниками, песнями, плясками, приметами- формиро...
Вечер досуга по пожарной безопасности
Программное содержание1. Формировать у детей чувство опасности огня.2. Познакомить детей с основными причинами возникновения пожаров.3. Прививать навыки пожаробезопасного поведения в повсе...
Цикл вечеров досуга "Музыкальный калейдоскоп"
Развитие музыкальных способностей детей через выразительные танцевальные движения....
Вечер – досуг с участием семейных команд «Зелёный огонёк»
Заинтересовать родителей с проблемой безопасности детей на улице. Уточнить и закрепить их знания о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения на улице, развивать уверенность, вы...
Цикл вечеров досуга "Прогулки по Санкт-Петербургу"
Презентация...
конспект вечера досуга "Путешествие"
конспект вечера досуга "Путешественники"...