Мамы разные нужны
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Интегрированное занятие в старшей группе
Iпериод обучения
Ноябрь, 1-я неделя
Тема. Составление рассказа по картине «В универмаге».
Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по сюжетной картине по коллективно составленному плану. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда». Совершенствование стилистической стороны речи (подбор слов-антонимов). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, употребление существительных в косвенных падежах).
Развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, связной речи, памяти, мышления, конструктивного праксиса, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Воспитание уважительного отношения к труду взрослых. Формирование представления о важности труда взрослых.
Оборудование. Коврограф, наборное полотно, магнитная доска, картина «В универмаге», детали для сборки плоскостного изображения куртки, мяч, контейнер с разноцветными плоскостными изображениями шапочек, предметные картинки с изображениями одежды и головных уборов, игра «Помоги Пете»[1], магнитофон, кассета с записью спокойной инструментальной музыки и записью аккомпанемента к распевке «Штанишки».
Предварительная работа. Сюжетно-ролевая игра «В магазине», разучивание с музыкальным руководителем распевки «Штанишки».
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Объявление темы занятия. Развитие конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных вформе родительного падежа).
Педагог встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие и предлагает встать около стульчиков, стоящих вокруг стола. На коврографе переп детьми — изображение куртки без нескольких деталей.
Педагог. Посмотрите на детали одежды, которые лежат перед вами. Пройдите к коврографу и попробуйте собрать один из предметов одежды, который очень нужен нам осенью.
Дети проходят к коврографу и собирают из деталей куртку.
Педагог. Что у вас получилось?
Дети. Мы собрали куртку.
Педагог. Без чего была куртка в начале?
Дети. Куртка была без капюшона, без рукавов, без карманов, без манжет.
Педагог. Какая теперь куртка?
Дети. Куртка нарядная, красивая, яркая, непромокаемая.
Педагог. Сегодня мы с вами продолжим разговор об одежде и составим рассказ по картине, которая называется «В универмаге».
2. Рассматривание картины. Развитие зрительного восприятия и внимания, диалогической речи. Уточнение и активизация словаря по теме.
Педагог помещает на коврограф картину и дает детям время для ее свободного рассматривания.
Педагог. Кого вы видите на картине? Что они делают?
Дети. Мы видим маму и дочку. Они пришли в магазин покупать одежду.
Педагог. Какую одежду они покупают?
Дети. Они покупают куртку или пальто для девочки.
Педагог. Судя по одежде, которую покупают мама и дочка, можно догадаться, какое время года наступило?
Дети. Наступила осень. Мама и дочка покупают теплую одежду — куртку или пальто для осени.
Педагог. Кого мы видим в центре картины?
Дети. Мы видим продавца.
Педагог. Что делает продавец?
Дети. Она держит в одной руке пальто, а в другой куртку и показывает их девочке и ее маме.
Педагог. Расскажите об одежде, которую показывает продавец.
Дети. Пальто розовое, нарядное, теплое, с полосатым капюшоном. Куртка желтая, стеганая. Ее украшает полосатый шарф.
Педагог. А как вы думаете, какая одежда понравилась девочке? Что она выбрала?
Дети. Девочка выбрала красную куртку с капюшоном и пушистым мехом на капюшоне и манжетах. Она и ботинки выбрала новые, к куртке подходящие, и шапочку.
Педагог. Расскажите о девочке. Какая она? Какие у нее лицо, волосы, носик?
Дети. Девочка маленькая, веселая. У нее курносый нос и светлые волосы.
Педагог. А что вы можете рассказать о маме? Какая она? Как она одета?
Дети. Мама молодая и красивая. У нее желтое пальто и пестрый шарф. В руках она держит коричневые перчатки и сумку. У нее сапожки на высоком каблуке.
Педагог. Расскажите о настроении людей на картине. Как вы думаете, с каким настроением работает продавец?
Дети. У мамы и дочки хорошее настроение. Они пришли делать покупки. У продавца тоже хорошее настроение. Она любит свою работу и делает ее с удовольствием.
Педагог. Теперь давайте опишем магазин. Какой он? Что вы видите в магазине?
Дети. Магазин большой и светлый. В нем продается одежда для детей и взрослых. На заднем плане мы видим полки с кофтами, свитерами, шапками. За спиной у мамы девочки мы видим манекены. На них нарядные пальто и шляпы.
Педагог. Что вы можете сказать о картине? Какая она?
Дети. Картина яркая, написана сочными красками.
Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте поиграем.
3. Игра с мячом «Скажи наоборот». Совершенствование стилистической стороны речи (подбор слов-антонимов). Развитие ловкости, умения бросать и ловить мяч.
Педагог приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.
Педагог. Вчера мы рассказывали, что можно делать с одеждой, подбирали слова, которые отвечают на вопрос что делать? Давайте вспомним эти слова еще раз и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю, что можно делать с одеждой, и бросаю мяч. Вы ловите мяч, говорите слово-«наоборот» и бросаете мяч мне.
В игре образуются пары антонимов: надевать — снимать, пачкать — стирать (чистить), мять — гладить, вешать (в шкаф) — доставать (из шкафа) и т.п. Если дети не устали, можно предложить им аналогично подобрать пары слов-антонимов, отвечающих на вопрос какой? (теплый — легкий, новый — старый, мятый — выглаженный, чистый — грязный и т.п.).
4. Рассказ по картине по коллективно составленному плану. Развитие связной речи, мышления, памяти.
Педагог приглашает детей за стол.
Педагог. Давайте все вместе составим рассказ по картине. Я хочу предложить вам начать его с описания времени года, которое наступило, и с того, что мама и девочка собрались в магазин за покупками. А дальше — пофантазируйте. Кстати, для девочки неплохо бы придумать имя.
О чем вы будете рассказывать дальше?
1-й ребенок. Мы можем рассказать о магазине.
2-й ребенок. Потом — о продавце.
3-й ребенок. Об одежде, которую показывает продавец.
4-й ребенок. О той сценке, которую мы видим на картине.
Педагог напоминает каждому из детей, о чем он будет говорить. Затем детям необходимо предоставить время для обдумывания рассказа.
Педагог. Если вы готовы, начинайте рассказ.
1-й ребенок. Наступила осень. Стало холодно и сыро. Однажды утром мама сказала Олесе, что пора купить ей новую теплую куртку или пальто. И Олеся с мамой пошли в магазин.
2-й ребенок. Магазин был большим, многоэтажным. Одежда продавалась на втором этаже. Мама с Олесей поднялись по широкой лестнице. Их встретила веселая молодая девушка-продавец.
3-й ребенок. Мама сказала ей, что Олесе нужна одежда — теплая непромокаемая курточка для прогулок или пальто. Продавец ушла и скоро вернулась с розовым пальто и двумя куртками — желтой и красной. Продавец спросила Олесю, что она хочет примерить.
4-й ребенок. Олеся выбрала красную куртку с пушистым мехом на капюшоне и рукавах. Она надела куртку. Мама и продавец улыбнулись: куртка была очень красивой. Продавец спросила, не хочет ли Олеся примерить пальто и желтую куртку. Но Олеся уже сделала свой выбор. Она выбрала и подходящие к куртке ботинки и шапочку. Мама поблагодарила продавца и заплатила деньги в кассу. Продавец сложила покупки в пакет. Мама с Олесей отправились домой.
Педагог. У вас получился очень интересный рассказ. Молодцы! А теперь давайте поиграем в новую игру.
5. Игра «Разноцветные шапочки». Развитие фонематического восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Педагог ставит на стол контейнер с разноцветными шапочками.
Педагог. Сейчас я буду произносить ряд слов для каждого из вас. Вы должны будете взять из контейнера по столько шапочек, сколько раз в ряду слов встретится звук Д.
Педагог произносит цепочки из семи слов для каждого ребенка: дорога, подушка, батон, думать, стоять, дарить, воздушный; ведро, паста, дворник, подводный, столовый, трубить, строить; крыша, мост, дрозды, трогать, пыхтеть, душистый, страшный; кусты, удача, передавать, вздыхать, тянуть, дворовый, трогательный и т.п. Дети набирают шапочки из контейнера. Педагог убирает контейнер.
Педагог. Пройдите к коврографу и прикрепите свои шапочки в ряд, каждый отдельно. Постарайтесь не мешать друг другу. Сосчитайте и скажите, сколько шапочек у каждого из вас.
1-й ребенок. У меня пять шапок.
2-й ребенок. У меня три шапки.
3-й ребенок. А у меня две шапки.
4-й ребенок. Ау меня четыре шапки. И т.п.
Педагог. Молодцы. Во-первых, вы правильно определили количество слов со звуком Д в каждом ряду. Во-вторых, вы правильно сосчитали шапки. В-третьих, вы правильно рассказали об этом. Я горжусь вами!
6. Игра «Четвертый — лишний». Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.
Педагог убирает шапочки с коврографа и помещает на него четыре картинки: летнее платье, сарафан, шорты, теплый комбинезон.
Педагог. А эта игра вам хорошо знакома. Она называется «Четвертый — лишний». Посмотрите внимательно на картинки и расскажите, какая из них лишняя и почему.
Дети. Лишний — комбинезон. Его носят осенью, а платье, сарафан и шорты носят летом.
Можно предложить детям комплекты картин для дифференциации по цвету, по материалу и т.п.
7. Релаксационная пауза.
Педагог убирает комплекты картинок.
Педагог. Вы выполнили много заданий и устали. Давайте теперь отдохнем. Откиньтесь на спинку стула, опустите руки, вытяните ноги. Закройте глаза. Старайтесь дышать спокойно, под мой счет: один — вдох, два — выдох.
Педагог выключает свет, включает спокойную музыку и медленно считает. Через две минуты музыку можно выключить, а свет включить.
Педагог. Медленно откройте глаза, сядьте прямо, потянитесь руками к потолку. Продолжим занятие.
8. Пение потешки «Штанишки»[2]. Автоматизация шипящих звуков. Совершенствование навыка пения в ансамбле.
Педагог включает магнитофон и предлагает детям спеть знакомую потешку.
Педагог. Давайте споем потешку «Штанишки», правильно произнося звук Ш. Помните о том, как нужно правильно дышать при пении.
9. Игра-соревнование «Помоги Пете». Развитие зрительного восприятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи.
Педагог помещает на наборное полотно картинку к игре «Помоги Пете».
Педагог. Посмотрите на эту картинку. Вы видите на ней неряху Петю. Помогите Пете найти в шкафу одежду. Перечислите названия предметов одежды, которые вы видите. За каждое название вы будете получать по фишке. Победит тот, кто получит фишек больше всех.
Дети перечисляют названия предметов одежды. Педагог раздает им фишки. Дети определяют победителя.
10. Окончание занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли. Оценивается работа каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мамы разные нужны, мамы разные важны!
Сценарий родительского собрания...
"Мамы разные нужны,мамы разные важны"
Данный конспект был создан в ходе реализации проекта "Мамы разные нужны...". Он рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Через интересные задания, игры, упражнения ребята накапливают опыт по ...
Интегрированное занятие (изодеятельность+развитие речи) "Мамы разные важны, мамы разные нужны"
Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. Дети знакомятся с выставкой репродукций картин о женщине-матери, учатся составлять описательные рассказы по картине, закрепляют уме...
проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями своих мам.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методическим...
Мамы разные нужны, мамы разные важны.
Сценарий праздника 8 марта для детей подготовительной группы...
Мамы разные нужны, мамы разные важны!
Познакомить детей с профессиями мам, определить значимость маминых профессий, воспитывать уважение и любовь к мамам....
Мамы разные нужны, мамы разные важны.
Описание 6 основных типов матерей и, соответственно, 6 типов воспитываемых ими детей. Психологические портреты, которые следует рассматривать как взаимоперекрещивающиеся образы....