"ЗДРАВСТВУЙ - ЗИМА"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме

Занятие по развитию речи с использованием "мнемотаблиц" в старшей - подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx834.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №52 «Сказка»

Занятие по развитию речи в старшей - подготовительной группе:

                                           

                                              Составитель:

                                                                      Воспитатель: группы № 12

                                                                      Никитина Елена Ивановна

Г. Набережные Челны

Занятие по развитию речи в старшей - подготовительной группе

Из познавательного цикла «Зима»

Тема: «Здравствуй, зима!».

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о признаках зимы.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
  2. Уточнить признаки зимы.
  3. Образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом,
  4. Подбирать однокоренные слова.
  5. Упражнять в составлении предложений, рассказов по схеме,
  6. Активизировать словарь по данной теме.
  7. Обогащать словарь с помощью прилагательных.
  8. Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов.

2. Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки.
  2. Развивать фантазию, память, внимание.
  3. Графические навыки.

3. Bocпитательные:

  1. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические, а именно:

Загадка; художественное слово; вопрос – ответ; рисование;  логоритмическое  упражнение «Снежная баба»;  составление рассказа по схеме;  словесные игры - «Скажи ласково», «Кто знает, пусть продолжает», «Доскажи словечко»;  поощрение - снежинки.

Оборудование: снежинки, схемы - карточки, мяч, листочки с пунктирным изображением  снеговика.

Ход занятия:

Дети и воспитатель стоят на коврике кружком.

Воспитатель: Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать на  занятии.

Кто, угадай-ка.

Седая хозяйка!

Тряхнет перинки.

Над миром пушинки?

Дети: Зима.

Воспитатель: Верно, зима. Мы с вами сегодня поговорим о зиме, я буду задавать вопросы, а вы будете давать ответы, а  за правильный ответ вы будете получать  снежинки.

- Как вы думаете, почему говорят: "Мороз не велик, да стоять не велит",

" береги нос в  большой мороз"? (ответы детей).

- А какие зимние месяцы вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: Хорошо, молодцы.  

Воспитатель: А сейчас придумайте зимние слова, т. е. слова, связанные с зимой, слова которые начинаются на звук  «С».  Кто слово называет, тот получает снежинку. (Рассмотреть   картинки- схемы в случае затруднения). (Приложение №1)

Дети:  снег, санки, снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад.

Воспитатель: Молодцы, вы придумали много зимних слов. А сейчас скажите, пожалуйста, какая она, зима?

Дети: морозная, холодная, снежная, суровая, ветреная, трескучая, веселая.

Воспитатель: Молодцы. А теперь мы все вместе вспомним приметы по которым можно определить что наступила зима. Каждое предложение  начинается со слова «зимой» (игровое упр. «Кто знает, пусть продолжает»). Например: «Зимой редко светит солнце»  (Рассмотреть  картинки- схемы для подсказки в случае затруднения). ( Приложение №2)

Дети: «Зимой идет снег».

«Зимой очень холодно».

«Зимой вода превращается в лед, появляются сосульки».

«Зимой дети и взрослые одеваются тепло».

«Зимой спит в берлоге медведь».

«Зимой деревья спят под снежными шубами, кругом лежат сугробы снега».

Воспитатель: Молодцы, ребята. А еще  зима-  время веселых детских игр и забав. Какие зимние забавы вы знаете? (Рассмотреть   картинки- схемы в случае затруднения).  (Приложение №3)

Дети: снежки, катание на санках, катание на коньках, на лыжах,  игра в хоккей,  можно лепить снежную бабу.

Воспитатель: - А поиграть хотите?

П.\ и «Снежная баба».

Сегодня из снежного                                        идут по кругу, катят перед собой

мокрого кома                                                           воображаемый ком

Мы снежную бабу слепили у дома,                «рисуют» руками в воздухе круги               

Стоит наша баба у самых ворот,

Никто не проедет,                     грозят указательным пальцем сначала правой

никто не пройдет,                                                                         руки, потом - левой

Знакома она уже всей детворе……..                  идут по кругу, взявшись за руки

А Жучка все лает:                                говорит ребёнок, сидящий в центре круга

«чужой во дворе!»

Воспитатель: Вы, наверное, тоже лепили снежную бабу. Давайте её нарисуем. У вас на листочках снеговик не дорисован. Его нужно дорисовать. Возьмите карандаши и обведите комки, из которых сделан наш снеговик, начиная с нижнего комка. Старайтесь не выезжать за контур.  Затем дорисуйте  глазки- угольки и нос- морковку, руки – веточки, ноги. Вечером вы сможете раскрасить снеговика и дорисовать ему метёлку. Хорошо, молодцы. У вас получились весёлые друзья.

Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом. Игра «Скажи ласково».

Дети:  Снег- снежок;   ветер-…;  мороз-…;  сугроб -…; холод -…;  лёд -…;   зима -…;  метель -…. (Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом

«Д \ и «Доскажи словечко».

Тихо, тихо, как во сне. Падает на землю... (снег.)

 С неба всё скользят пушинки-

Серебристые... (снежинки.)

На поселки, на лужок

Всё снижается ... (снежок.)

Вот веселье для ребят-

Все сильнее… (снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (снежки.)

Словно в белый пуховик Нарядился... (снеговик.)

Рядом снежная фигурка-

Эта девочка-... (снегурка.)

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой... (снегири.)

Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил... (снег.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько картинок - схем накопилось у нас, пока мы разговаривали о зиме. Кто хочет рассказать об этом удивительном времени года?

Дети рассказывают о зиме, используя  мнемотаблицы.

 

Воспитатель: А теперь давайте посчитаем, у кого, сколько снежинок накопилось (подсчет снежинок). Молодцы, вас можно назвать «Знатоками зимы», я вас с этим поздравляю!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«СЛОВА НА ЗВУК «С»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

«ПРИМЕТЫ ЗИМЫ»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зима!"

В занятии используются мнемоквадраты для составления рассказа о зиме.Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о признаках зимы....

Схемы к занятию "Здравствуй, зима!"

Приложение к занятию по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зима!"...

"Здравствуй зима"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....

"Здравствуй Зима"

Занятие по развитию речи в старшей - подготовительной группе:...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе. «Здравствуй, Зима! Первый зимний месяц-декабрь»

В результате непосредственно- образовательной деятельности дети обогащают и расширяют знания  о зиме, ее первом месяце-декабре, Педагог реализует поставленные задачи путем  использования раз...

Конспект психологического занятия "Здравствуй, зима!"

Конспект психологического тематического занятия «Здравствуй,  зима!» Цели:·        Развитие познавательных процессов;·...

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»...


 

Комментарии

Казакова Елена Михайловна

Здравствуйте, Елена! Обнаружила свой конспект под Вашим именем.Было очень не приятно. Мои слова, моя разработка. Это плагиат, голубушка! Единственное, хоть картинки свои подобрали! Если пользуетесь чужим конспектом, должны ссылку делать на автора!