познавательное-речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Чтение художественной литературы. Литературная викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.viktorina.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Литературная викторина»
Программное содержание:
Образовательные задачи: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Развивающие задачи: продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
Развивать чувство рифмы.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественной литературе.
Словарь: рифма, иллюстрация, персонаж,
Оборудование: книги, иллюстрации, атрибуты к сказке.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся.
1 «Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа?
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Какие вы знаете волшебные предметы?
Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Воспитатель задает вопросы:
Где ты, братец? Отзовись!
К матушке скорей вернись!
Птицы братца унесли,
Лишь мелькнули там в дали. (Гуси-лебеди)
Какое здесь волшебство?
- печка разговаривает, яблоня, речка, Машка, Баба Яга
Заколдовано копытце.
В нем нельзя воды напиться.
Хоть и вкусная вода,
Заколдована она ( Аленушка и братец Иванушка)
Какое здесь волшебство?
волшебное копытце, Баба Яга
Ведра сами побежали,
У избы вдруг постояли.
А потом скорей на лавку,
И плясать с водой в присядку.( По щучьему веленью)
Какое здесь волшебство?
щука разговаривает, ведра идут.
Мама девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
Какое здесь волшебство?
волк разговаривает, бабушка, Красная Шапочка невредимые выходят из живота.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино)
Какое здесь волшебство?
говорящие куклы, говорящий сверчок, черепаха.
Дидактическая игра « Волшебный короб»
Стоит большой короб. Ребенок достает из него предмет и называет героя скази..
1,. Шапочка колобка. (Спеть песенку)
2. игрушка медведь (В каких сказках встречается медведь?
3. макет печки с гусями (В какой сказке?)
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
2
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки?
В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Фантазеры»Н.Носова
«Живая шляпа» Н.Носов
3
«Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов?
Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки! Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? Корней Иванович Чуковский.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)
Воспитатель: Пора нам отправляться обратно в нашу группу. Садитесь на ковер самолет и в путь!
Итог:
Воспитатель:
- Каких сказочных персонажей мы с вами вспомнили?
- Какие волшебные предметы помогают героем сказок?
- Ребята мы с вами вспомнили чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...
Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.
Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»
Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...