познавательное-речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Чтение художественной литературы.  Литературная викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.viktorina.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Литературная викторина»

Программное содержание:

Образовательные задачи: с помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Развивающие задачи: продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать чувство рифмы.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественной литературе.

Словарь:  рифма, иллюстрация, персонаж,

Оборудование: книги, иллюстрации, атрибуты к сказке.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки – в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся.

  1                                                                  «Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа?

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

 Какие вы знаете волшебные предметы?

Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Воспитатель задает вопросы:

Где ты, братец? Отзовись!

     К матушке скорей вернись!

     Птицы братца унесли,

     Лишь мелькнули там в дали.  (Гуси-лебеди)

Какое здесь волшебство?

  -  печка разговаривает, яблоня, речка, Машка, Баба Яга

   Заколдовано копытце.

      В нем нельзя воды напиться.

       Хоть и вкусная вода,

    Заколдована она ( Аленушка и братец Иванушка)

Какое здесь волшебство?

 волшебное копытце, Баба Яга

   Ведра сами побежали,

      У избы вдруг постояли.

      А потом скорей на лавку,

      И плясать с водой в присядку.( По щучьему веленью)

Какое здесь волшебство?

   щука разговаривает, ведра идут.

Мама девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.  (Красная Шапочка)

Какое здесь волшебство?

   волк разговаривает, бабушка, Красная Шапочка невредимые выходят из живота.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?..  (Буратино)

Какое здесь волшебство?

   говорящие куклы, говорящий сверчок, черепаха.

Дидактическая игра « Волшебный короб»

 Стоит большой короб. Ребенок достает из него предмет и  называет  героя скази..

 1,. Шапочка колобка.  (Спеть песенку)

2. игрушка медведь  (В каких сказках встречается медведь?

3. макет печки  с гусями (В какой сказке?)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем -  и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

 – Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

 – Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

 – Если будешь прыгать, бегать,

 Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

 

2

«Край рассказов»

Чем отличается рассказ от сказки?  

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Фантазеры»Н.Носова

«Живая шляпа» Н.Носов

3

«Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

 В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и  перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!  Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки?   Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения?  Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку

Мягкую … перинку.

Сверху на перинку

Чистую … простынку.

Вот тебе под ушки

Белые … подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Воспитатель: Пора нам отправляться обратно в нашу группу. Садитесь на ковер самолет и в путь!

Итог:

Воспитатель:

- Каких сказочных персонажей мы с вами вспомнили?

- Какие волшебные предметы помогают героем сказок?  

- Ребята мы с вами вспомнили  чем отличается сказка от рассказа, рассказ от стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...