Развивающая среда по мелкой моторике в ДОУ
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

В этом материале находится краткое описание предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада.

Представлены название игр, пальчиковой гимнастики и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_predmetno.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды

по мелкой моторике в группе детского сада.

    Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).
Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

     Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

-кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;

-прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

-клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

-кастаньеты для отстукивания ритма;

-шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;

-игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна

-сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

-«моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;

-игры типа «китайских шариков»;

-грецкие орехи для массажа;

       Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

       Особая роль отводится различным формам пальчиковой гимнастики, особенно в логопедических группах, ведь развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Все упражнения сопровождаются речевым материалом, таким образом, происходит развитие не только мелкой моторике, но и улучшение речи. Все пальчиковые игры можно разделить на три группы:

1 группа. Упражнения для кистей рук.

-Эти упражнения достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений.

-С их помощью детей учат расслаблять и напрягать мышцы кистей рук.

-С их помощью детей учат переключать внимание детей с одного движения на другое.

Примеры игр:                          «Заготовим капусту»

                                                 «Месим тесто»

                                                 «У оленя дом большой» и т.д.

2 группа. Упражнения для пальцев условно-статические.

-С их помощью совершенствуют полученные ранее навыки.

Примеры упражнений:            «Ножницы»

                                                   «Очки»

                                                   «Коза»

                                                   «Зайка»

                                                  «Кошка» и т.д.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

-С их помощью развивают точную координацию движений.

-С их помощью учат сгибать и разгибать пальцы рук.

Примеры упражнений:             «Семья»

                                                    «Пальчики здороваются»

                                                    « Этот пальчик хочет спать»

                                                    «Мы делили апельсин»  и т.д.

Сначала все упражнение выполняются медленно, одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время: утром, во время совместной деятельности воспитателя и ребёнка, на прогулке и т.д.

      Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз-рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д.

      В работе по развитию мелкой моторики  очень эффективно использовать театрализованные игры:

-пальчиковый театр

-перчаточный театр

-настольный театр

-бибабо

Данные игры помогают не только развитию мелкой моторики, но и в работе над звукопроизношением, интонационной выразительностью речи.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

«Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Сообщение«Организация предметно-развивающей средыпо мелкой моторике в группе детского сада»....

Развивающая доска для мелкой моторики

Доска Handmade в соответствии с ФГОС ДОЕсли вы готовы потрaтить выходной, то  сможете сделать такую чудо-доску.В первую очередь нужно выбрать основу, лучше всего с этой задачей справится лист лам...

Содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР.

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Так, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то ...