"Читайте Пушкина, друзья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

В данном конспекте разработан сценарий проведения

тематического досуга ко дню рождения А.С. Пушкина.

В ходе мероприятия дошкольники закрепляют полученные

знания сюжетов  детских сказок и стихотворений великого поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_na_sayt_7.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ

на тему:

«Читайте Пушкина, друзья!»

Воспитатель:                         Срибная А.П.

ГДОУ детский сад №100

г. Ногинск-9, Московской обл.

Ведущая:                  - У каждого народа есть свой сказочник. Есть такой сказочник и на русской земле. Давным-давно, 210 лет тому назад в России родился мальчик Саша. В детстве он очень любил слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Ей поэт посвятил свои знаменитые стихи

«НЯНЯ»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

-  Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы.

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала сказки маленькому Саше. И у нас есть клубочек (показывает его). Клубочек наш волшебный, куда он покатится, туда мы с вами и пойдем.

Ведущая:                         Бросает клубочек, он катится к дубу и говорит:

                                          - Наш волшебный клубочек прикатился к дубу.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом!

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

  Стоит без окон и дверей.

Ведущая:         - А теперь покатился наш клубочек и очутился в «Сказке о рыбаке и рыбке».

Взрослые:         Из-за ширмы показывают кукольный спектакль.

Старик:         - Жил старик со своею старухою

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу.

Ведущая:         - Сколько раз дед закидывал невод в море?

Дети:         (Ответы детей)

Старик:         - В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотою.

Ведущая:         - Давайте посмотрим, что старуха приказывала старику просить у рыбки?

Старуха:         - Хоть бы ты взял  с нее корыто,

Наше - то совсем раскололось.

Ведущая:                          - Выполнила это желание рыбка?

Дети:                         (Ответы детей)

Старуха: - Воротись, дурачина, ты к рыбке,

       Поклонись ей, выпроси уж избу.

Ведущая:                         - А это желание выполнила это желание рыбка?

Дети:                         (Ответы детей)

Старуха:  - Не хочу быть черной крестьянкой,

        Хочу быть столбовою дворянкой.

Ведущая:                         - Выполнила это желание рыбка?

Дети:                         (Ответы детей)

Старуха 

(переодетая

в дворянку): - Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей.

Ведущая:                         - Рыбка выполнила это желание?

Дети:                         (Ответы детей)

Старуха 

(переодетая

в царицу):         - Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою.

Старик:         - Долго у моря ждал дед ответа,

Не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка,

На пороге сидит его старуха,

А перед ней разбитое корыто.

Ведущая:         - Почему рыбка перестала выполнять приказания старухи?

Дети:                         (Ответы детей)

Ведущая:         - Наш клубочек покатился дальше и прикатился к «Сказке о золотом петушке». Кто подарил золотого петушка царю Додону?

Дети:         (Отвечают: мудрец)

Ведущая:         - Верно. Подарил и сказал…

Мудрец

(ребенок):         - Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю, - на спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

Ведущая:         - Выполнил ли царь желание мудреца? Почему?

Дети:         (Отвечают: «Он, оказался жадным и неблагодарным».)

Ведущая:         - Как петушок наказал царя?

Петушок 

(ребенок):         - Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя,

Охнул царь – и умер он.

Ведущая:         - Какими словами заканчивается сказка?

Дети:         (Отвечают: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».)

Ведущая:         - А наш клубочек покатился дальше и путь его лежит через синее море.

Проводится разминка

Ветер по морю гуляет                (Дети поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет;                 (Дети помахивают руками)

Он бежит себе в волнах        (Дети сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах                (Дети опускают руки)

Мимо острова крутого,         (Дети расцепляют пальцы, садятся на корточки)

Мимо города большого;         (Дети встают)

Пушки с пристани палят,         (Дети хлопают в ладоши)

Кораблю пристать велят.         (Дети топают)

Ведущая:                         - Посмотрите: ель стоит,

А под ней орех лежит.

А орешек не простой,

С золотою скорлупой.

- В какую сказку мы попали?

Дети:         (Отвечают: «В «Сказку о царе Салтане»».)

Ведущая:         - Каким было первое чудо для царя Гвидона?

Дети:         (Отвечают)

Ребенок:         - Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд.

Ведущая:                         - Какую песенку пела белка?

Дети:                         (Отвечают: «Во саду ли, в огороде…».)

Дети:         (Исполняют мелодию на музыкальных инструментах)

Ведущая:         - Каким было второе чудо для царя Гвидона?

Дети:         (Отвечают)

Звучит марш Черномора из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила».

Ребенок:         Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жарь гоя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые

Великаны молодые.

Все равны, как на подбор

С ними дядька Черномор.

Ведущая:         - А каким было третье чудо для царя Гвидона?

Дети:         (Отвечают).

Звучит музыка, появляется Царевна-Лебедь.

Царевна-

Лебедь:         - За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает:

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Ведущая:                         - А наш клубочек прикатился к следующей сказке.

Царица

(ребенок)

сидя перед

зеркалом:         - Свет мой. Зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ…

Зеркальце

(ребенок):         - Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущая:                         - Ребята, из какой сказки эти слова?

Дети:         (Отвечают: «Сказка «О мертвой царевне и о семи  богатырях»».)

Ведущая:                         - Как извела мачеха царскую дочку?

                                          - Кто пошел искать царевну?

- К кому обращался королевич с просьбой отыскать невесту?

                                          - Как он обращался к ним?

1-й ребенок:         - Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь…

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

2-й ребенок:         - Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок.

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

3-й ребенок:         - Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Царица

(ребенок)

сидя перед

зеркалом:         -  Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Ведущая:                         - И услышала в ответ…

Зеркальце

(ребенок):         - Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущая:                         - Чем закончилась сказка?

Дети:                         (Отвечают).

Ведущая:         - Хороши и напевны русские хороводы. Александр Сергеевич долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы.

                                          - Давайте и мы заведем хоровод.

Хоровод «Ай да березка»

Ведущая:         - Во многих произведениях  Александра Сергеевича Пушкина описывается красота русской природы.

                                          - Послушайте стихотворение о зиме:

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

                                          - Вот так писал А.С. Пушкин о весне:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

                                          - А вот так Александр Сергеевич писал о лете:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б, не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь.

                                          - А так поэт писал об осени:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущая:         - Мы с вами совершили путешествие по некоторым произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их.

Исполняется песня «Березка в Болдино»

Расти, моя березонька,

Посаженная в Болдине.

Твоя судьба не за морем.

Нам хорошо на Родине.

На многолюдном празднике

В честь Александра Пушкина

Встань в хоровод, березонька

С зелеными подружками.

Расти, моя березонька,

Невестой белоствольною,

Тянись ветвями тонкими,

Красуйся, божество мое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте Пушкина, друзья!

Статья написана для районной газеты "Сельская новь". Это своего рода отчет о проделанной работе....

Сценарий "Читайте Пушкина, друзья!"

Цели и задачи: Развивать интерес к литературному творчеству русских писателей.Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичнос...

Сценарий досуга "Читайте Пушкина, друзья!"

Сценарий литературного досуга для дошкольников "Читайте Пушкина, друзья!" был разработан совместно с методистом ГБОУ Школа 2065 Сорокиной О.Н. и учителем-логопедом Гуртовой Е.Н. За разработк...

Проект «Мы читаем Пушкина»

Позновательный проект для детей старшего дошкольного возраста "Мы читаем пушкина"...

Читайте Пушкина, друзья!

Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

Творческий проект «Читайте Пушкина, друзья» для детей подготовительной группы Автор проекта Педагог: Гишварова Анжела Сергеевна

Творческий проект«Читайте Пушкина, друзья»для детей подготовительной группыВид проекта: творческий, познавательныйТип проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйСроки работы: 2 неде...