Занятие в старшей группе по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Ивановой Нины Николаевны
воспитателя МДОУ "Детский сад №214 Г.Саратова"
по развитию речи
в старшей логопедической группе
на тему : «Ранняя весна».
Программное содержание: Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны, учить находить эти признаки самостоятельно; расширять представление детей об образе жизни диких животных и птиц в зависимости от времени года; развивать точность употребления имён существительных в роде, числе, падеже, навыки согласования существительных с прилагательными и существительных с глаголами; расширять предметный словарь детей, формировать диалогическую форму речи, развивать навыки синтаксического конструирования; продолжать учить устанавливать связи между явлениями природы и условиями окружающей среды; закреплять умение устанавливать причинно- следственные связи, воспитывать бережное отношение к природе.
Коррекционная работа: Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами; развивать зрительное и слуховое внимание, память, совершенствовать словесно- логическое мышление, развивать мимику, общую и мелкую моторику; осуществлять контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи, формировать «языковое чутьё»; продолжать учить употреблять обобщающие понятия; развивать элементы саморасслабления и умение выражать различные эмоциональные состояния.
Словарная работа: Закреплять в словаре детей названия перелётных птиц: жаворонок, скворец, кукушка,ласточка; названия диких животных: медведь, ёж, барсук, лиса, белка; признаки ранней весны: небо голубое, высокое, чистое; облака белые лёгкие; солнце яркое, пригревает; деревья «оживают», почки набухают; снег темнеет, тает; появляются сосульки. Ввести в словарь детей новые сложные слова: ледоход, проталины, капель.
Оборудование: Иллюстрация «Ранняя весна», наборы картинок для игры «Четвёртый лишний», ёлочки, деревья, игрушка Лесовичок, мостик, река, маска «Солнышко», печенье «Жаворонок».
Предшествующая работа: Беседа о признаках весны, разучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций; разучивание пальчиковой гимнастики.
Методика проведения занятия:
Организационный момент.
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети заходят в группу, встают полукругом. Воспитатель читает стихотворение о весне С. Маршака:
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете,о каком времени года это стихотворение? Сегодня мы с вами поговорим о ранней весне. Чтобы увидеть пробуждение природы, отправимся в лес в гости к Лесовичку.
Словарная работа. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Но, кажется, перед нами препятствие: река просыпается ото сна, лёд трескается, и по реке плывут большие льдины. Это явление называется «ледоход». Кто может повторить , как называется это явление? (активизация)
Чтобы переправиться через реку, давайте построим волшебный мостик, а для этого нам нужны крепкие сильные руки и ловкие пальчики. Вспомним пальчиковую гимнастику «Мостик».
Над бурливою рекой (пальцы разведены в стороны)
Мост построим мы такой (мост)
Дети по нему пойдут (человечки идут)
И в весенний лес придут (деревья).
Вот мы и построили мостик (воспитатель кладёт на «реку» «мостик», дети переходят по «мостику».
Задание детям. Активизация имеющихся знаний. Составление простых предложений по картине. Формирование языкового чутья.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес Посмотрите, как здесь красиво! А вот и Лесовичок нас встречает.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Лесовичок: Я хочу познакомить вас с весенним лесом. Есть у меня волшебное окошко, заглянув в которое, вы увидите все признаки ранней весны.
Воспитатель открывает иллюстрацию «Ранняя весна» и задаёт детям вопросы:
-Ребята, посмотрите, какое небо ранней весной? (голубое, высокое, чистое; облака белые, лёгкие).
-Что происходит с солнцем? (ярко светит, греет, припекает).
-Какой стал день? (день длиннее , ночь короче).
-Посмотрите, что происходит со снегом? (рассказывает воспитатель, активизирует детей: темнеет, тает, открывается земля- это проталины; появляются сосульки, днём с них капает вода- в природе это явление называется « капель»).
-Обратите внимание на деревья. Что вы заметили? (деревья «оживают», набухают почки).
-Что можно сказать о птицах? (возвращаются перелётные птицы: жаворонки,ласточки, скворцы, кукушки).
-Как ведут себя дикие животные? (медведи, ежи, барсуки просыпаются от зимней спячки; у медведицы появляются медвежата; зайцы , лисы, белки линяют).
Все эти явления происходят ранней весной. В народе есть пословица: Зима снегом богата, а весна- водой. Как можно объяснить эту пословицу? (зимой много снега, а весной снег тает и превращается в воду).
Физминутка с элементами психогимнастики «Таяние сугроба».
Лесовичок: Ребята, у меня в лесу остался последний снежный сугроб. Помогите мне растопить его.
Воспитатель: Лесовичок, у наших ребят доброе, горячее сердце, они могут не только растопить сугробы, но и превратить обычные слова в ласковые. Посмотри, как это у нас получается.
Дидактическая игра : «Ласковое слово на ладошке»:
Солнце- солнышко, облако- облачко, дерево- деревце, день- денёк, птица- птичка, заяц- зайчик.
Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».
Воспитатель: Ребята, Лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Четвёртый лишний». Дети садятся полукругом на стульчики. Предлагаются наборы картинок:
· Ласточка, ворона, кукушка,скворец;
· Медведь, ёж, заяц, барсук;
· Сосульки, проталины, ледоход, сугроб.
(Дети находят лишнюю картинку, обосновывают свой ответ).
Активизация знаний об охране природы.
Лесовичок: Ну что ж , ребята, вижу, что вы много сегодня узнали нового, всё правильно отвечали. А умеете ли вы беречь природу? Как надо вести себя в лесу ранней весной? (не ломать ветки деревьев, не ломать кустарники, не кричать в лесу, не разводить костры).
Воспитатель: Пора нам прощаться с тобой, Лесовичок. Спасибо тебе. До свидания!
Дети проходят по «мостику».
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. О чём мы с вами сегодня говорили? (о ранней весне). Через несколько дней , 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи, по старому русскому обычаю отмечали день прилёта жаворонков, пекли фигурки жаворонков, пели « заклички», угощали фигурками гостей. Вот и мы позовём весну:
Жаворонки прилетите,
Весну принесите,
Зима надоела
Весь хлеб поела.
Воспитатель подводит итог занятия и приглашает детей на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
конспект открытого занятия...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Цель: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи«Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш»...
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...