Конспекты по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
по программе Детство
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_po_razvitiyu_rechi_vo_2_mladshey_gruppe_detstvo.doc | 292 КБ |
Предварительный просмотр:
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Описание предметов (мебель)
Программные задачи:
- составлять описательный рассказ о мебели совместно с воспитателем; активизировать в речи детей прилагательные.
- называть материалы (деревянная);
- осваивать структуру простого предложения;
- закреплять правильное произношение звуков: «ч» «т».
Предварительная работа:
- рассмотреть кукольный макет дома выяснить, что внутри дома есть комнаты;
- рассмотреть наглядный материал: мебель для кукол (сделанную из дерева).
Материал: картинки, изображающие мебель; настольная игра «Мой дом»; сюжетно-ролевая игра «Мебельный магазин».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Стук в дверь, входит кукла Катя с ключами.
Катя:
- Здравствуйте, ребята. Я хочу пригласить Вас к себе на новоселье, посмотреть мою квартиру (идут смотреть квартиру).
Воспитатель:
- Катя, какая у тебя большая квартира, окна большие светлые, обои красивые. Но ты, почему-то грустная, в чем дело? Ребята, как вы думаете, почему Катя грустная?
Предполагаемые ответы детей:.
-Нет игрушек в её квартире.
-Расстроенная, потому что мы пришли без подарков.
- Нет стола и стульев, не на что посадить гостей.
Воспитатель:
- Может быть, мы ей подарим стол, стулья, кровать и шкаф, и она развеселится.
Дети: предлагают съездить в мебельный магазин и купить мебель.
Воспитатель:
- Ребята, а на чём мы поедем в магазин? (даем детям выбор).
Заводим машину: ч-ч чик
Загудел мотор: т-т-т-т.
Поехали (бег по кругу, изображая движения руля). Приехали в магазин.
Игра: Магазин.
(воспитатель- продавец, дети - покупатели).
1 ряд Я куплю кровать.
2 ряд Я куплю шкаф для вещей.
3 ряд Я куплю стол.
4 ряд Я куплю стулья, на них можно сидеть.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Вы купили самую необходимую мебель, для Катиной квартиры. (Привозим мебель к Кате в квартиру).
- Катя, мы дарим тебе мебель: это кровать ты на ней будешь спать. Это шкаф для вещей. Это стол - он красивый, за ним ты будешь обедать. Это стулья для тебя и твоих гостей.
Воспитатель:
- Эта мебель сделана из дерева – она деревянная.
Катя:
- Ребята, а в ваших квартирах есть мебель.
Дети:
- Да, есть мебель.
Воспитатель:
- Саша, расскажи, какая мебель есть в твоей квартире.
Ребенок рассказывает:
Катя:
- Спасибо, ребята, за подарки, теперь в моей квартире стоит красивая удобная мебель. На кровати я буду спать. В шкаф положу вещи.
А стол я сейчас накрою, и будем пить чай.
(Включаем музыку и танцуем).
Воспитатель:
- Ребята, как вы считаете, мы развеселили Катю?
Ответы детей:
Составление описательного рассказа
по картинке «Лошадь с жеребёнком»
Воспитатель Саранская Ольга Николаевна
Программные задачи:
- использовать элементы монологической речи при составлении описательного рассказа;
- активно использовать слова, обозначающие действия и объекты природы, свойства и особенности, например: лошадь – жеребёнок, скачет, ржёт; жуёт траву, овёс; возит грузы; у неё хвост, грива, копыта;
- употреблять в рассказывании сложные предложения с союзами и без;
- уметь изменять окончания существительных;
- работать над силой голоса, интонационной выразительностью во время рассказывания;
- воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей.
Предварительная работа:
- игры: на звукоподражание: «Маленькие и большие», «Кто как голос подаёт», «Угадай кто это?»; подвижные: «Лошадки», «Ребята и зверята»; дидактические: «Кто что ест?», «Кто как ест?», «День рождения», «Помоги детёнышам» (Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников); настольные: с домашними животными «Составь картинку», «Домашние животные»;
- упражнение для развития тактильных ощущений (жёсткая шерстка, мягкая, гладкая и т.п.);
- Сказки, рассказы, потешки, стихи: «У лошади день рождения», «Спор животных» (Л.Н.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»);
«Жеребёнок» (Саша Чёрный. М., Малыш, 1990);
Ну и лошадка
Шёрстка гладка
Чисто умыта
С головы до копыта
Овса поела
И снова за дело.
Иго-го, иго-го!
Обгоню я всякого!
С радостью скачу,
Иго-го кричу! - рассматривание иллюстраций в книгах по возрасту, подбор картинок про лошадь, жеребят, коней.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Внести картины заранее в познавательный уголок, затем убрать. Слышен лай за дверью.
Воспитатель:
- Дети, Соня нас зовёт, лает так громко, что-то случилось? Подойдём и посмотрим, спросим: «Что случилось, Соня?»
- Ой, что-то стоит! Оно и беспокоит нашу собачку. Оно закрыто. Соня лает – оно не отзывается, значит, это не собака. Кто подскажет, как узнать, что же здесь?
- Дети, думайте, гадайте, поскорее с ним играйте. На чью песенку откликнется наш гость, тот его и поведёт в группу.
Упражнение «Позовём гостя»
Звукоподражание: мяу, ме, бе, му, иго-го! Гость отзывается на песенку иго-го.
Воспитатель:
- Как здорово! Мы теперь знаем нашего таинственного гостя. Пригласим его к нам в группу и достанем из укрытия (дети помогают достать картину из конверта, занести и поставить на занятии).
Воспитатель:
- Я что-то скажу про нашу гостью, а вы помогите мне.
Ну и лошадка
Шёрстка гладка
Чисто умыта
С головы до копыта.
А рядом ребёнок – её жеребёнок.
- Ребята, рассмотрим нашу гостью? Кто покажет лошадь и жеребёнка для собачки Сони и скажет, что у них есть?
Дети (предполагаемы ответы):
- Вот лошадь. У неё есть грива, хвост, копыта. такой гривы нет ни у кого. А это – жеребёнок. Лошадь большая, а жеребёнок маленький. У него тоже есть… (грива, хвост, копыта), но всё меньше, чем у лошади.
Воспитатель:
- Дети, жеребёнок похож на лошадь? Почему?
Дети (предполагаемы ответы):
- Лошадь кричит грубо, громко: «Иго-го!», а жеребёнок тихо, мягко «Иго-го».
Воспитатель:
- Соня, сможешь теперь сама рассказать про лошадь? Нет? Хочешь, чтобы дети тебе показали, как надо рассказывать? Дети, покажите как. Давайте вместе!
«Закончи предложение»
Это … (лошадь), с … (жеребёнком).
Лошадь … (большая), а жеребёнок … (маленький).
У них есть … (грива), … (хвост), на ногах … (копыта).
Лошадь любит есть … (траву) и … (овёс).
Лошадь умеет … (скакать), … (ржать) и возить грузы.
Воспитатель:
- Ой, как понравилось лошадке слушать вас! Кто сам теперь расскажет по картинке и покажет?
1-й ребёнок рассказывает совместно с воспитателем.
2-й ребёнок рассказывает, жеребёнок просит покормить его. Чем будешь кормить?
3-й ребёнок рассказывает, просят песенку спеть с лошадкой.
4-й ребёнок рассказывает, Соня хочет вместе с ним рассказать. В конце говорит, что теперь ей всё понятно. Рассказы такие хорошие, что она теперь лошадь и жеребёнка ни с кем не спутает.
Воспитатель:
- Понравилась картина «Лошадь с жеребёнком»? Рассказы понравилось составлять? О чём особенно понравилось рассказывать? А что Соня запомнила, как вы думаете? Хотите поиграть с лошадкой? будем говорить слова и делать движения:
Ой, лошадка, И-го-го! | Пружинка: руки в кулачках «держат вожжи» |
Но, лошадка, но! Но! | |
Скок, лошадка, скок, скок! Цок, копытца, цок, цок. | Ударяют носком правой ноги о пол |
Выше ножки, топ, топ! | Ходят с высоким подниманием колена |
Веселее, гоп, гоп! | |
Колокольчик динь-дон! Громче, громче звон, звон! | Поднимают руки вверх и встряхивают кистью, опущенной вниз |
Гоп, лошадка, гоп, гоп! | Прямой галоп по кругу |
Тпру, лошадка, стоп, стоп! | Остановка |
Воспитатель:
- Вот мы и вернулись! Лошадь с жеребёнком погостят у нас ещё немного!
Описание животных: кошка и собака
Воспитатель Губина Е.Н.
Программные задачи:
- учить детей составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ о животных (кошке и собаке);
- учить активно использовать в речи прилагательные, обозначающие качества предмета; активизировать глаголы, обозначающие действия животных;
- упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательные названий животных (кот);
- упражнять в умении подбирать эпитеты;
- упражнять в отчетливом произношении звукоподражаний (мяу, мур);
- выработка четкого движения и правильного положения органов артикуляционного аппарата - упражнение «Лакаем молочко»;
- воспитывать заботливое отношение к животным, радость от общения с ними.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций и чтение рассказов Е.Чарушина «Кошка», «Собака»; Л.Н.Толстой - детям; К.Д.Ушинский - детям, рассказ «Васька»;
- описание игрушек с помощью воспитателя;
- чтение потешек;
- рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенятами».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, к нам на занятие пришли Кот Матроскин и Пес Шарик. Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). Пес и Кот здороваются с ребятами, но с грустью в голосе и сидят, отвернувшись друг от друга в разные стороны.
- Ребята, что-то наши гости не веселые. Что у вас случилось?
Кот Матроскин рассказывает:
- Да вот, мы с Шариком играли с мячом, резвились, веселились и вдруг Шарик схватил мяч зубами и тот лопнул.
Воспитатель:
- Да, мячик жалко, но Шарик же это сделал не специально.
Кот (с обидой):
- Нет, я с ним играть больше не буду. Он мне не друг.
Воспитатель:
- Ребята, как же нам помирить наших животных? (Предложения детей). Если дети не предложат, то воспитатель может предложить сам:
- А давайте, мы их похвалим друг для друга, чтобы они помирились. Посмотрите, какие они забавные, пушистые, красивые. И я думаю, что когда мы их будем хвалить, то у них изменится настроение и они не будут обижаться и дуться друг на друга. Вы же любите, когда вас мама ласкает, говорит хорошие слова.
Рассказы детей совместно с воспитателем (2-3 рассказа про кота).
Это ... кот. Он ... красивый, пушистый, полосатый. Глаза у него ... большие, зеленые, а хвост ... длинный, пушистый. Он умеет ... прыгать, ловить мышей, лакать молочко, мурлыкать.
Игровое упражнение «Скажи ласково». Каждому ребенку предлагается подойти к коту, погладить и ласково назвать его. (Ответы детей: кисонька, котик, котеночек, кисуля и т.д.). Затем воспитатель предлагает рассказать потешку про кота. По желанию дети рассказывают потешку.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
Игровое упражнение «Котятки хотят кушать» (дети изображают, имитируют котят, повторяют звукоподражания).
Воспитатель:
- Давайте, вы будете котятами. Котята какие?
(Ответы детей: маленькие, глупые, шустрые, быстрые, забавные, непослушные, игривые и т.д.)
- Что котята любят делать?
(Ответы детей: играть, бегать, резвиться.) Воспитатель предлагает детям порезвиться как котята.
- Затем котята проголодались, захотели кушать. Как они просят кушать?
(Ответы детей: они начинают мяукать.) Ребята выполняют звукоподражание: мяу-мяу.
- Тут пришла хозяйка (воспитатель) и принесла молока. Дети имитируют лакание: они высовывают широкий язычок и прячут его.
- Котята напились молока, сытые и довольные замурлыкали, запели песенку: мур-мур. Ребята выполняют звукоподражание: мур-мур.
Воспитатель:
- Теперь давайте похвалим Шарика. Кто хочет рассказать Шарику, какой он хороший.
Дети совместно с воспитателем по аналогии составляют рассказ про собаку (1-2 рассказа). В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы (Это .... Он .... У него .... Пес умеет ... .).
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:
Кот и Пес благодарят детей, что они так красиво рассказали о них и помирили. И животные обещали больше не ругаться.
В заключение воспитатель предлагает детям подарить своим гостям новый мячик и немножко поиграть с ними.
Описание посуды
Воспитатель Маломанова О.В.
Программные задачи: связная речь
- учить детей составлять вместе со взрослым короткий описательный рассказ, отвечать на вопросы простым предложением, участвовать в общем разговоре; словарь и грамматика:
- учить правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представление об их функции, знакомить с производными словами (сахар - сахарница, салфетка - салфетница, молоко -молочник), использовать в речи сложносочиненные предложения, с союзом «и», «а»; звуковая культура речи:
- закреплять правильное произношение звуков ф, ф', в, в', учить слышать эти звуки в словах, выделять их голосом, регулировать силу голоса (громкость речи).
Предварительная работа:
- рассматривание чайной посуды в повседневной жизни, демонстрационный материал для фронтальных занятий «посуда», ситуации: «Будем заваривать чай», «Кукла Таня у нас в гостях», «День рождения Аленушки», «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол», «У нас в гостях бабушка», чтение К.И. Чуковского «Федорино горе».
Материал: Мишка (мягкая игрушка) в нарядной одежде, сумка, сахар в мешке, печенье в кульке, на дополнительном столике: три чашки, три блюдца, четыре чайные ложечки, ваза для печенья, скатерть, чайник, две большие куклы;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Стучится в дверь Мишка, в лапах держит сумку.
Воспитатель:
- Ой, ребята кто-то стучится! Давайте посмотрим, кто же это к нам в гости пожаловал?
Дети: Давайте! (воспитатель вносит Мишку с сумкой).
Мишка:
- Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мишка!
Воспитатель:
- Ребята, что-то Мишка у нас нарядный сегодня. Давайте спросим, куда же он собрался?
Дети: Мишка, куда ты собрался?
Мишка:
- Никуда я не собрался. Я гостей позвал (важно). Хочу их чаем
угостить.
Воспитатель:
- А где ты, Мишка будешь гостей чаем поить?
Мишка:
- А вот прямо здесь (показывает на ковер), все угощение выложу на
середину ковра, стулья поставлю. Удобно будет!
Воспитатель:
- Ребята, удобно ли будет гостям?
Дети: Нет, Мишка, неудобно.
Воспитатель:
- Вот беда! Гости к Мишке придут, они же обидятся! Что же нам делать? Как Мишке помочь?
Дети: Надо на стол накрыть. Надо стол поставить и стульчики;
Воспитатель:
- Вот молодцы, догадались! Спросите у Мишки, сколько гостей он позвал?
Дети: Мишка, сколько гостей ты позвал?
Мишка:
- Машу и Катю.
Воспитатель:
- Поставим стульчики для гостей. Иди Сережа и Лена, поставьте стульчики.
- А что на стол постелем, чтобы красиво было?
Дети: Скатерть.
Воспитатель:
- Иди, Лерочка постели скатерть.
Миша:
- Ой, как красиво. Теперь, можно звать гостей. Я вот только угощение выложу на скатерть.
Дети: Нет, нельзя!
Миша:
- А почему?
Дети: Надо чашки поставить.
Воспитатель:
- А чашки на что будем ставить, чтобы скатерть не испачкалась?
Дети: Блюдца надо поставить.
Воспитатель:
- Иди, Лера, принеси блюдце. И расскажи нам и Мишке о нем.
Лера: Это блюдце. Оно белое с золотой каемочкой. На блюдце ставят чашку.
Воспитатель:
- А зачем ставят блюдце под чашку?
Лера: Чтобы не запачкалась скатерть.
Воспитатель:
- Молодец, Лерочка! Ставь на столик. А кто еще хочет рассказать про блюдца? (заслушивается еще один описательный рассказ).
Воспитатель:
- Ну вот, блюдца поставили. А что дальше?
Дети: Чашки надо.
Воспитатель:
- Иди, Илюша, принеси чашечку (ребенок выполняет действие).А теперь расскажи про эту чашку.
Илюша: Это... чашка. Она белая, с красными кружочками. У нее есть ручка, дно и стеночки Из чашки можно пить чай, кофе.
Воспитатель:
- Молодец, Илюша! Ставь чашечку на блюдце. Миша, иди возьми вторую чашку и расскажи про нее.
Миша: Это чашка. Она белая с синими цветочками. У чашки есть ручка, дно и стеночки. Из чашки можно пить чай.
Воспитатель:
- Молодец, Миша! Ставь свою чашечку на блюдце.
Мишка: Ну, теперь, кажется, все готово. Пойду звать гостей!
Воспитатель:
- Что ты, Мишка, еще рано! Чем ты будешь гостей угощать?
Мишка: Чаем с сахаром и печеньем (выкладывает на стол пакетик с сахаром и мешочек с печеньем). Вот мое угощение!
Воспитатель:
- Да, Мишка, наши красивые чашечки, скатерть и... пакеты!
Дети, красиво?
Дети: Нет, некрасиво.
Мишка:
- Почему некрасиво? Я так старался.
Воспитатель:
- Мишка, наверное, ни разу не принимал гостей. Он не знает, что угощение на стол не подается в мешочках. Дети, что нам нужно поставить для сахара?
Дети: Сахарницу.
Воспитатель:
- Да, правильно. Иди, Леночка, принеси сахарницу и расскажи о ней (выполнение действия).
Лена: Это... сахарница. Она желтая, с черными полосками. В нее насыпают
сахар. Сахарница очень красивая.
Воспитатель:
- Молодец, Леночка! Хорошо рассказала. Мишка, тебе понравилось?
Мишка:
- Да, очень понравилось, я так не умею!
Воспитатель:
- А чай из чего удобно наливать?
Дети: Из чайника.
Воспитатель:
- Иди, Олег, принеси чайник. Расскажи, пожалуйста, про чайник.
Олег: Это... чайник. Он большой, красного цвета. У чайника есть носик. Из
чайника удобно наливать чай.
Воспитатель:
- Молодец, Олег! Ставь чайник на стол.
Мишка:
- А сахар в чае будем размешивать пальцем.
Дети: Нет, нельзя. Надо ложечкой мешать.
Воспитатель:
- Идите (трое), принесите ложечки для гостей и Мишки.
Мишка:
- До чего красиво стало! Наконец-то можно звать гостей.
Воспитатель:
- Подожди немножко, Мишка. Ты торопишься. Мы еще что-то забыли поставить. Куда же мы положим печенье? (оглядывается и смотрит на вазу, которая осталась на дополнительном столике).
Дети: Вазу надо поставить.
Воспитатель:
- Иди, Егор, принеси вазочку (воспитатель выкладывает печенье в вазу). А чем же гости руки будут вытирать, если запачкаются?
Дети: Салфеткой.
Воспитатель:
- Значит, что же надо поставить?
Дети: Салфетницу.
Мишка:
- Какая красота! Ну, теперь-то можно звать гостей?
Дети: Можно, можно.
Воспитатель:
- А вот и гости пришли к Мишке - Маша и Катя. Ребята, как вы думаете, помогли мы Мишке?
Дети: Да, помогли.
Мишка:
- Спасибо, дети, без вас у меня бы не получилось так красиво накрыть на стол.
Физкультминутка.
Дети встают в круг.
Воспитатель:
- Подул ветер. Ветер дует! В-В-В. Как дует ветер? (Произносит звукоподражание с умеренной громкостью). А потом подул сильный ветер (звукоподражание произносится громко). Ребятам стало холодно, и они решили попрыгать, чтобы согреться. И Мишка тоже попрыгает с вами, а то засиделся.
Игра по желанию детей может повториться (2 раза).
Воспитатель:
-А сейчас я узнаю, внимательно ли вы меня слушаете. Вы будете говорить так, как я. Если я произнесу слова быстро, то и вы повторите их быстро, если я скажу слова медленно, то и вы повторите их медленно. Договорились?
Дети: Да!
Воспитатель произносит фразу:
- Ехали медведи на велосипеде (в разном темпе. (4-5 раз). А теперь скажите, как я: У Ввали новые ввваленки; у Фффеди фффлажок (произносится в умеренном темпе с выделением звуков –ф- и –в-).
Пересказ сказки «Три медведя»
Воспитатель Чашина Р.В., НШДС №342
Программные задачи: связная речь:
- учить детей использовать элементы монологической речи при пересказе сказки «Три медведя»;
- формировать навыки последовательного пересказа с помощью фланелеграфа; словарь:
- учить правильно называть предметы быта животных и их детенышей: использовать в речи слова действия;
- продолжать учить детей образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами; звуковая культура речи:
- приучать детей отчетливо произносить звуки:. -щ-, -ж-, -р- в словах и во фразах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель играет с детьми в игру «Прогулка»
Мы весело шагаем
Девочки и мальчики
По узенькой дорожке
Веселые малышки.
Все прыгали, бежали
Присели - мы устали
Теперь идем обратно
И очень нам приятно!» (проговаривая слова, сопровождая мимикой и движениями)
Стук в дверь. В гости пришел медвежонок (игрушка) с корзинкой шишек.
- Я ходил по лесу, собирал шишки и заблудился. Не знаю, что мне делать?
Воспитатель:
- Дети, к нам пришел маленький щенок?
Дети: Нет. Это маленький медвежонок!
Воспитатель:
- Правильно, этот маленький медвежонок очень громко лает: гав-гав.
Дети: Медвежонок не лает, а тихо рычит: р - р - р. (показывают голосом)
Воспитатель:
- Этого медвежонка зовут... (дети отвечают - Мишутка) Мишутка, проговаривает воспитатель.
Воспитатель:
-Он сказал, что заблудился и не знает из какой он сказки. Отгадайте: (обращается к детям и показывает на фланелеграфе):
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя.
Воспитатель:
- А может быть ошиблись? Сейчас я прочту сказку, а вы и Мишутка послушайте. Усаживайтесь поудобнее.
Воспитатель читает сказку «Три медведя».
По содержанию сказки проводится беседа с опорой на фланелеграф.
Воспитатель:
- Маленькая (девочка) пошла (в лес) и заблудилась. В лесу она увидела (избушку). В ней жили (три медведя) Один медведь – папа- большой, лохматый, строгий - Михайло Иваныч. Он рычал громко (р,- р,- р). Медведица-мама- поменьше, добрая, ласковая. Она рычала так (р,- р, - р) ласково. А это сынок - маленький (медвежонок Мишутка). Он любопытный, а рычал он тихо (р,- р, - р). Медведей не было дома.
- маленькая (девочка) вошла в столовую. На столе стояли три чашки и лежали три ложки. Большая ложка _ Михайло Иваныча, поменьше – Настьсьи Петровны, и маленькая (чашечка) – Мишуткина.
(Тоже показать и проговорить про ложки и стулья, кровати).
- Девочка села на маленький (стульчик) и сломала его. В спальне она увидела три кровати. На одной из кроваток она уснула. Когда медведи пришли домой, маленькая девочка испугалась и убежала.
Мишутка:
- Да, всё хорошо! Но я люблю когда мне сказки рассказывают. Пойду домой.
(Мишутка поднимается, берёт корзинку с шишками, но корзинка падает и шишки рассыпаются (Мишутка жалобно рычит р-р-р).
Воспитатель:
- Мишутка, не огорчайся. Ребята помогут собрать шишки.
Физкульминутка
Игра «Помоги мишке собрать шишки»
Дети собирают шишки, кладут в корзинку, проговаривают слова: «Мишка, на шишку».
Воспитатель:
- Мишка, не уходи! Оставайся.
Мишутка:
- Нет. Я люблю когда мне эту сказку рассказывают.
Воспитатель:
- Что же делать, дети?
Дети: Мы тебе расскажем сказку.
Воспитатель:
- И покажем! Но, вначале, я еще раз её прочитаю.
Дети садятся удобно, слушают. Затем дети пересказывают сказку с помощью воспитателя, опираясь на фланелеграф. Воспитатель и Мишутка хватят детей за рассказы
Воспитатель:
- Ну, Мишутка, ты доволен?
Мишутка «рычит» тихо, благодарит. Уходит домой.
(На усмотрение педагога - можно, чтобы Мишутка подарки по шишке детям. Уходя он говорит, что еще наберет себе шишек по пути домой).
Составление описательного рассказа по предметным картинкам.
Воспитатель Серёдкина Л.В.
Программные задачи: связная речь:
- учить составлять совместно с воспитателем короткий описательный рассказ из 3-4 предложений по предметным картинкам; грамматика:
- упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе; словарная работа: большая, мягкая, пушистая, умная и т.д.; маленькие, шустрые, глупые, непослушные, забавные, милые; звуковая культура речи:
- закрепление произношения звука [з] в словах и предложениях.
Предварительная работа: дидактические игры «У кого кто», « Найди по описанию».
Материал: предметные картинки с изображением животных на каждого ребёнка; игрушка – Хрюша; письмо; бантик на ниточке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети играют. Раздаётся стук в дверь. Входит Хрюша
Хрюша:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Людмила Васильевна!
Дети: Здравствуй, Хрюша!
Воспитатель:
- Здравствуй, Хрюшечка! Проходи, присаживайся. А что это у тебя за конверт?
Хрюша:
- Это мне Степашка письмо прислал с открытками. Мне так понравились эти зверюшки на открытках. Только я забыл, как они называются. А Степашка
меня просил ответить ему, кто мне больше всех понравился. А как же я ему
отвечу, если я не знаю, как эти красивые и хорошенькие зверюшки называются?! Что же мне делать?
Дети предлагают разные ответы (Мы тебе поможем. Мы расскажем про зверюшек.)
Воспитатель:
- Давай, Хрюша, раздадим открытки детям!
(Хрюша помогает раздать открытки, а одну отдаёт воспитателю)
Хрюша:
- А это вам, Людмила Васильевна.
Воспитатель:
- Спасибо, Хрюша. Давайте поставим эту открытку вот сюда, чтобы всем было хорошо видно. ( Помещает открытку на доску или мольберт)
Совместный рассказ воспитателя с детьми. На картинке нарисован ... (медведь). Он ... (большой). У него ушки ... (маленькие, круглые). Медведь любит ... (мёд). (Дети помогают рассказывать, договаривают предложение. Воспитатель сопровождает рассказ показом)
Воспитатель:
- А на ваших картинках кто? У кого на картинке тоже нарисован медведь? Расскажи, Серёжа, про свою картинку.
( Ребёнок рассказывает)
- Оля, теперь ты расскажи, кто у тебя нарисован на картинке? Какой он? Что
любит? ( Если ребёнок не может, составить рассказ, воспитатель помогает ) Это ... (лиса). Она ... (рыжая, пушистая). Хвост у неё ... (большой, пушистый). Она любит... (кур, гусей).
Физкультминутка
Воспитатель:
- Дети, сейчас вы все будете моими медвежатами, а я вашей мамой- медведицей. Тихо встаньте и идите за мною в лес.
(Медвежата топают по лесу, добродушно рычат. Затем возвращаются домой.)
Воспитатель:
- Дети, кто ещё хочет рассказать Хрюше про свою картинку?
(Заслушивание 2-3 рассказов)
Воспитатель:
- А теперь отгадайте загадку:
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает
Убегает далеко
А когда придёт обратно,
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко.
Кто это?
Дети: Кошка!
Воспитатель:
- Правильно, кошка. Давайте поиграем. Я буду кошкой. Какая бывает кошка? (Большая, мягкая, пушистая, умная и т.д.) А вы будете мои котята. Какие вы будете? (Маленькие, шустрые, глупые, непослушные, забавные, милые и т.д.)
Игра «Кошка и котята» (Игра с бантиком на ниточке)
Воспитатель:
-У кого на картинке кошка? Кто нам про неё расскажет? (Рассказ ребёнка с помощью воспитателя)
Воспитатель:
- Дети, а у кого картинка с козой? (Рассказ о козе)
Воспитатель:
-Давайте, ребята, расскажем Хрюше чистоговорку про козу. (Дети произносят чистоговорку вместе с воспитателем и Хрюшей)
Козонька рогатая,
Козонька бодатая,
Убежала за плетень,
Проплясала целый день
Ножками топ-топ!
Рожками коза хлоп-хлоп!
Воспитатель:
- Послушайте слова: Коззза, козззлята, зззаяц. Какой звук есть в этих словах? Скажите эти слова так, чтобы слышался звук [з]: Коззза, козззлята, зззаяц. (Хоровые и индивидуальные ответы)
Воспитатель:
- Ну что, Хрюша, теперь ты вспомнил, какие звери нарисованы на открытках?
Хрюша:
- Спасибо вам, ребята и Людмила Васильевна! Теперь я обязательно отвечу Степашке в письме, кто мне понравился больше всех из зверят. Можно я ещё к вам приду? Мне очень у вас понравилось.
Дети: Да, приходи, Хрюша!
Хрюша: До свидания!
Воспитатель:
- До свидания, Хрюша! Мы будем тебя ждать.
Рассказывание по картине «Свинья с поросятами»
Воспитатель Онищенко Галина Станиславовна
Программные задачи:
- использовать элементы монологической речи при составлении описательного рассказа;
- активно использовать слова, обозначающие объекты природы: свинья – поросята;
- активно употреблять слова, обозначающие действия, качества, свойства и особенности животного: свинья хрюкает, роет землю, нос пятачком, хвостик крючком, есть щетинка;
- употреблять в рассказывании сложные предложения с союзами и без. Уметь изменять окончания существительных;
- работать над силой голоса, интонационной выразительностью во время рассказывания;
- воспитывать умение слушать, не перебивая, собеседника.
Предварительная работа:
- игры: на звукоподражание «Большие и маленькие», «Кто как голос подаёт», «Угадай кто это?»; подвижные: «Свинья и поросята»; дидактические: «Кто что ест», «Кто как ест», «День рождения», «Помоги детёнышам»; настольные: « с домашними животными», «Составь картинку», «Домашние животные»;
- сказки, рассказы, потешки, стихи, загадки. «У свинки день рождения». «Спор животных»
Вот наша свинья
На спине – щетинка
Нос пятачком
Хвостик – крючком
Не мешает никому
- Хрю-хрю! Хрю-хрю!
Хрюкая, не говорю.
Вместо хвостика – крючок
Вместо носа – пятачок
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый
Хвостик крючком
Рыльце – пятачком
- рассматривание книг;
- внесение картины заранее или предварительно за неделю в познавательный уголок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети играют, раздаётся звонок.
Хрюша:
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Хрюша (грустно)!
Воспитатель:
- Здравствуй, Хрюша! А почему ты такой грустный?
Хрюша:
- Я потерялся. Я так расстроился, что забыл кто моя мама и есть ли у меня братики и сестрёнки.
Воспитатель:
- Не расстраивайся, Хрюша! Мы что-нибудь придумаем! Давайте пожалеем Хрюшу? Погладим его (дети гладят Хрюшу).
Воспитатель:
- Ребята, а хотите помочь Хрюше?
Дети: Да.
Воспитатель:
- А как мы ему сможем помочь?
Дети: Мы найдём его маму.
Воспитатель:
- У нас есть в группе картины, может быть, там мы найдём его маму?
Дети подходят к картине «Лошадь с жеребёнком».
Воспитатель:
- Может быть это Хрюшина мама, ребята?
Дети: Нет, это лошадь.
Воспитатель:
- Похож Хрюша на неё?
Дети: Нет.
Воспитатель:
- Почему?
Дети: Она большая. У неё есть грива и длинный хвост.
Хрюша:
- А у меня маленький хвостик, закрученный. Значит это не моя мама.
Дети проходят дальше к картине «Кошка с котятами».
Воспитатель:
- Может быть это Хрюшина мама? Кто это?
Дети: Это кошка. Она не Хрюшина мама.
Воспитатель:
- А почему? Что у неё есть, а у Хрюши нету?
Дети: У неё есть шерсть, усы и т.д.
Хрюша:
- Да, и усов у меня нет. Значит это тоже не моя мама.
Дети подходят к картине «Свинья с поросятами».
Воспитатель:
- Ну, а это кто?
Дети: Это свинья. Это Хрюшина мама.
Воспитатель:
- Кто хочет рассказать о ней?
Дети: Это свинья. Она … У неё есть … Поросята любят …
Воспитатель:
- А кто ещё хочет рассказать о Хрюше и его семье? (2-3 рассказа детей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Хорошо рассказали Хрюше о его маме.
Хрюша:
- Спасибо, ребята. Мне так понравилось как вы рассказывали. Я теперь всё вспомнил и мне так захотелось с вами поиграть. Вы хотите со мной поиграть?
Дети: Да.
Хрюша:
- Но можно я сначала расскажу о своей маме?
Упражнение «Закончи предложение»
Это свинья
У неё есть … (щетинка)
На мордочке есть … (глазки, пятачок, рот)
Свинья сама … (большая)
А ноги у неё … (короткие)
На ногах есть … (копытца)
У свиньи есть … (поросята)
Поросята любят … (кушать, рыть землю)
Хрюша:
- Понравилось вам, ребята, как я рассказывал и как вы мне помогали?
Дети: Да
Хрюша:
Поиграем ещё?
Дети: Да.
Упражнение «Какой, какая»
Свинья (какая) большая, толстая.
Поросята (какие) маленькие, шустрые.
Глазки у свиньи (какие) большие, добрые.
У поросят (какие) маленькие, блестящие.
Ноги у свиньи (какие) толстые, короткие.
Ноги у поросят (какие) тоненькие, маленькие.
Хрюша:
- Спасибо, ребята! Как мне было весело с вами. А вам понравилось со мной играть?
Дети: Да.
Хрюша:
- Пойду, найду свою маму и всё ей расскажу. Спасибо за играние. Спасибо за свидание.
Дети: До свидания.
Описание по набору игрушек»
Воспитатель Татымова З.А.
Программные задачи:
- учить детей составлять, с помощью взрослого, короткий повествовательный рассказ – описание игрушки;
- слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание (фонематический слух);
- прививать любовь и бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа:
- рассматривание игрушек: матрёшка, лошадка, уточка и игра с ними;
- описание игрушек с помощью взрослого;
- чтение стихов, потешек, пение песен.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Зайка входит в группу.
Зайка:
- Здравствуйте, ребята! Ой, вы все хвастались, что у вас в группе много игрушек. Но я что-то их не вижу. Где они? Я хотел бы с ними поиграть.
Воспитатель:
- Что же нам делать, ребята? Они вчера стояли на столике, но сейчас их нет. Где же они могут быть?
Дети (предполагаемые ответы): Может быть их убрала Ольга Геннадьевна, а может быть они спрятались, давайте их поищем.
(Ребята начинают искать и находят мешочек)
Зайка:
- Ой, что это за мешочек?
Воспитатель:
- Вы хотите узнать, что в нём? Давайте вместе посмотрим.
Я чудесненький мешочек.
Вам, ребята, я дружочек.
очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Зайка:
- Интересно, что же там лежит? Ребята, кто хочет достать игрушку?
(Ребёнок опускает руку в мешок и достаёт матрёшку).
Воспитатель:
- Это… матрёшка. Она… красивая, нарядная. Внутри у неё… ещё одна матрёшка. Это матрёшка… большая, а эта… маленькая. Мне они очень… нравятся.
Зайка:
- Ой, как интересно, ты Ваня рассказал о матрёшке, а можно и мне рассказать о какой-либо игрушке. (Зайка рассказывает о пирамидке и всё путает).
Воспитатель:
- Зайка, ты всё перепутал. Это… пирамидка. Пирамидка… разноцветная, яркая. У неё есть кружочки… красный, синий, зелёный. Её можно собирать и разбирать. Я люблю играть с пирамидкой.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, у меня такие красивые картинки. Но зайка не может понять, что это такое.
Дидактическая игра «Половички». На карточках половинки пирамидок, матрёшек. Подберите половинки, подходящие друг к другу.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, как обрадовался зайка, но он сказал мне на ушко, что у вас мало игрушек. Но в мешке что-то ещё есть. Кто же хочет посмотреть?
(Ребёнок достаёт игрушку: лошадку).
- Это лошадка. У неё есть… грива и … длинный хвост. Лошадка кричит и-го-го, и-го-го. Скачет лошадка цок-цок-цок.
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите поиграть с лошадкой?
Дети: Да.
Воспитатель:
- 1,2.3 – зайчик, деток в лошадок преврати (дети… скачут как лошадки, цокают языком). 1,2,3 – зайчик, лошадок в деток преврати.
Воспитатель (прячет мешочек):
- Ой, там кто-то кричит кря-кря-кря. Зайка, ты не знаешь, кто же там остался?
Зайка:
- Нет, помогите мне, ребята!
Дети: Уточка! (достают) Это… утёнок. Он… мягкий, пушистый. У него… красные лапки, … короткий хвост. Он умеет… плавать. А кричит утёнок кря-кря-кря.
Воспитатель:
- Ребята, покажите, как плавает утёнок? А как он ходит?
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, какие вы молодцы! Сколько у вас красивых игрушек и как интересно вы о них рассказали.
Пересказ сказки «Репка»
(драматизация)
Воспитатель: Агеева Н.Ю., д/с №337
Программные задачи:
развитие связной речи:
- развивать у детей связную монологическую речь в процессе пересказывания сказки «Репка»;
- отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях, принимать участие в рассказывании; словарь и грамматика:
- учить правильно, по смыслу называть качества и части предметов (репка – круглая, жёлтая, с листочками, у собачки ушки, хвостик и т.д.); звуковая культура речи:
- продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные звуки -у-, -а-, -о-;
- менять высоту голоса (произношение звукоподражаний на высоких и низких тонах);
- развивать творческую инициативу;
- воспитывать желание помогать друг другу, гигиеническую культуру;
- вызывать интерес к занятию.
Предварительная работа:
- чтение и рассматривание книжки «Репка»;
- показ сказки «Репка» на фланелеграфе;
- игра в «волшебников» (превращение кружочков в героев сказки «Репка);
- загадывание загадки:
Кто-то за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный, общий труд.
Кто засел так крепко… (Репка) - перевод персонажей сказки «Репка» через трафареты;
- «Пальчиковый театр» - показ и рассказывание сказки детьми.
Материалы: картинки – ТРИЗ – (хвостик, как бублик; ниточки; ушки ∆ как
крыша дома и т.д.)
МОТИВАЦИЯ:
Обращаю внимание детей на красивую корзину, которая стоит на столе. Она не пустая, в ней что-то лежит. Как вы думаете, что в ней лежит? Ответы детей… Достаю по одной модели по сказке «Репка» и дети называют их. Дети – это репка (репка большая, жёлтая, круглая, с листочками). Достаю модель Деда. Ответы детей… (Это дед, дед старый, усатый)
Оценка.
Достаю из корзины модель бабки. Ответы детей… (бабка старенькая, на голове косыночка)
Ребята, а это кто? (Достаю модель внучки). Дети… это внучка, она маленькая, на голове бантик.
Достаю модель собачки, обращаю внимание на интересный хвостик у собачки Жучки, он как бублик, прошу повторить детей хором и индивидуально, хвостик как бублик.
Достаю модель кошки. Показываю. Вот какая кошка. Дети подхватывают: на голове ушки, как уголочки, усы острые, как иголочки. Дополняю – кошка усатая. Какая кошка? Дети повторяют хором и индивидуально.
Оценка.
Ой, ребята, ещё кто-то остался в корзине. Ответы детей: мышка маленькая, пищит – пи-пи-пи-. У мышки хвостик тоненький, как ниточка.
Молодцы, дети. выставляю всех персонажей на фланелеграфе.
Кто помог деду вытащить репку?
Ответы детей…
Обобщаю – верно, трудились все вместе, дружно.
Ребята, вы ничего не слышите? Мне показалось, что кто-то плачет. Пойдёмте, посмотрим. Подходим к дверям, а там сидят дед и баба (куклы) и плачут.
Дети, как вы думаете, почему дед с бабой плачут?
Ответы детей …
Дед отвечает, что репка выросла большая, и они с бабкой не могут её вытащить из земли.
Приглашаем деда с бабой в группу и предлагаем свою помощь.
Все сели на ковёр.
ХОД ЗАНЯТИЯ
А вот была такая сказка.
Воспитатель начинает рассказывать, дети подхватывают (драматизируют).
После совместного пересказа с драматизацией воспитатель обращает внимание детей на то, что трудились дружно, поэтому все вместе вытянули репку из земли.
Какую репку?
Ответы детей – (тихо-громко), хоровые и индивидуально.
Репку большую-пребольшую, круглую, жёлтую, сладкую.
Дед и Баба благодарят за помощь и предлагают угоститься репкой. (Дети выполняют к/г процедуры).
Дед и Баба:
Дети, а у вас зубки крепкие? Улыбнитесь! Молодцы! теперь постучите зубками, вот так (показывают). Молодцы!
Вы сейчас репку будете грызть, откусывать, жевать и всю съедите.
После еды что нужно делать?
Ответы детей… полоскать рот.
Дед и баба хвалят детей. Дети благодарят за угощение, сладкую, сочную репку и идут выполнять культурно-гигиеническую процедуру.
Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами»
Воспитатель Худорожкова О.В., д/с №268
Программные задачи:
- закреплять умение составлять описательный рассказ по картине, соблюдая структуру;
- обогащать словарь;
- ввести новое слово бодают», активизировать его в речи детей;
- осваивать грамматический строй речи (использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова);
- отрабатывать произношение звуков –м-, -тс-.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Ребята, я сегодня в детский сад вела с собой козлёнка, но по дороге он куда-то убежал. Вы его не видели?
Перед детьми картина «Коза с козлятами» (из-за неё раздаётся магнитофонная запись или озвучивает помощник воспитателя):
Я козлёнок Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке,
Острые рожки
Тоненькие ножки.
Дети (показывают на картину) Вот козлёнок.
Воспитатель:
- И правда, козлёнок мой на картине. Он к маме убежал.
Появляется бегемотик.
Бегемотик:
- Здравствуйте, ребятки! Какая смешная у вас картина! Я таких зверей не видел у нас в Африке такие не живут. Как же мне с ними познакомиться?
Дети(предлагают варианты): Мы тебе расскажем.
Воспитатель (вызывает одного ребёнка):
- Давайте поможем бегемотику.
- На картине нарисована… коза. Она с… рогами, у неё длинная… шерсть.
2-й ребёнок: Коза стоит возле… куста и объедает… листья с веточек.
Воспитатель:
- Ребятки, а коза умеет бодаться рожками. Вот так (пальчиковая игра)
Идёт коза рогатая Идёт коза бодатая К ней козлёночек спешит Колокольчиком звенит. | указательный и безымянный пальцы вверх, остальные прижаты к ладони |
(Играют 2 раза)
Бегемотик:
- Ребята, на картине ещё кто-то нарисован.
Дети: Козлята.
Воспитатель:
- Давайте подойдём поближе, только не вспугните их. Подойдём на носочках и скажем –тс- (Дети договаривают за воспитателем)
Козлята… маленькие, у них нет… рожек.
У козлят тонкие ножки, густая пушистая шерстка, весёлые мордочки.
Козлята бодаются.
Воспитатель:
- Понятно тебе, бегемотик, кто нарисован на нашей картине?
Бегемотик:
- Спасибо вам, ребятки за интересный рассказ. Я даже про козлят игру придумал. Давайте поиграем.
Козлик скачет по дорожке резво поднимает ножки Рожками бодается Ножками брыкается | дети играют, высоко поднимая ноги бодаются топают |
Как кричит он? Ме-ме-ме.
Дайте травки мне-мне-мне.
Бегемотик благодарит детей и прощается.
Пересказ сказки «Теремок» на основе фланелеграфа
Воспитатель: Суворова Ирина Анатольевна
Программные задачи: связная речь:
- формировать связную речь в процессе пересказа произведения (повествовательный рассказ); словарь:
- закреплять в активном словаре названия животных, их прозвища (мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д.);
- учить строить сложные предложения с союзом –а-; звуковая культура речи:
- учить произносить звукоподражания с разной силой голоса.
Предварительная работа: за 2-3 дня чтение сказки. Рассматривание с детьми иллюстраций к произведению, обратить внимание на повторение ситуации, на теремок.
Материал: фланелеграф, рисунки для фланелеграфа с изображением персонажей сказки «Теремок»
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заходит сказочница.
- Здравствуйте, ребята, я бабушка-сказочница. Я шла к вам рассказать сказку, но забыла какую, наверно, совсем старенькая стала. Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки?
Дети: Да.
Сказочница:
- А какие, назовите, может быть я вспомню.
Дети: «Колобок», «Репка», «Цыплёнок» и т.д. «Теремок».
Сказочница:
- Вот, вот, точно! «Теремок»! А вот о чём же она? Ой-ой-ой, всё позабыла. Что же мне делать? Как быть?
Воспитатель:
- Ой, ребята, что же нам делать? Как помочь бабушке?
Дети: …, …, Мы вам сами расскажем.
Сказочница:
- Вот как хорошо. Вы меня выручите. Послушаю вас внимательно, а потом смогу другим ребятам рассказать.
Воспитатель:
- Да, мы вам непросто расскажем, но и покажем, чтобы вам понятнее было.
- Стоит в поле…
Дети: теремок
Воспитатель помещает «теремок» на фланелеграф.
- Бежит мимо
Дети: «мышка-норушка»
Воспитатель: выставляет на фланелеграф «мышку»
- А норушка потому, что в норке живет.
- Постучалась она в теремок и спрашивает
Дети: Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
Воспитатель (продолжает):
- Прискакала в теремку
Дети: «лягушка-квакушка.
Воспитатель:
- Как квакает лягушка? (ква-ква) Поэтому она лягушка-квакушка.
Воспитатель выставляет на фланелеграф «лягушку»:
- Постучалась в теремок и спрашивает…
Дети: Кто-кто в теремочке живёт…
Аналогично воспитатель рассказывает с помощью фланелеграфа, а дети договаривают.
Воспитатель:
- Ну, молодцы, вспомнили, кто в теремочек приходил. А сейчас вы сами поиграете в эту сказку. Ребята! Кто начнёт сказку.
Первый ребёнок берёт картинку-теремок и сопровождает приклеивание к фланелеграфу словами «Стоит в поле теремок…» и продолжает воспитатель.
Дети сами продолжают ситуации и приклеивают картинки на фланелеграф. В конце сказки воспитатель сам договаривает сюжет.
Воспитатель:
- Ну, дорогая гостья, помогли тебе ребята?
Сказочница:
- Молодцы! Спасибо! Вспомнила я сказку! теперь смогу рассказать её своим внучатам и другим деткам. А к вам я скоро ещё приду и обязательно со сказкой и сама вам её расскажу.
Через некоторое время сказочница обязательно приходит. Ребята её узнают и старушка рассказывает детям новую сказку.
Составление описательного рассказа по картине «Лиса»
Воспитатель Морозова Елена Владимировна
Программные задачи:
- развивать монологическую речь ребёнка при составлении описательного рассказа по картине, побуждая его дополнять рассказ педагога;
- развивать грамматическую правильность речи - учить детей правильно сочетать окончания прилагательных с существительными: хвост пушистый, лапы чёрные;
- активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные существительные: лисонька, лисичка;
- учить детей воспроизводить ритм речи, произносить слова громко и чётко.
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», рассказа К.Ушинского «Лиса Патрикеевна» и беседа с детьми о прочитанном;
- загадки о диких животных;
- дидактическая игра разрезные картинки «Дикие животные»;
- дидактическая игра «Узнай на ощупь» (сукно и мех).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель предлагает детям послушать загадку:
Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост – её краса
Этот зверь лесной – (Лиса)
После ответов воспитатель обращает внимание детей на картину, поворачивает её изображением к детям и предлагает рассмотреть.
Воспитатель:
- Дети, вы знаете много сказок, в которых лиса хитрая, всех обманывает и обижает и поэтому никто не хочет с ней дружить. Давайте сегодня забудем про всё плохое, что мы слышали про лису. Может быть кто-нибудь расскажет, какая лиса красивая?
Дети проявляют желание и первый рассказ составляется вместе с воспитателем. Это (лиса). Она живёт (в лису, в норе). Шерсть у неё (рыжая, мягкая). Хвост у лисы (длинный, пушистый). Глаза у лисы (умные, чёрные, круглые). Лиса очень (красивая).
После вторичного рассказа
Воспитатель:
- Я тоже очень хочу составить рассказ про лису, послушайте меня.
- Это рыжая лиса. Она живёт в лесу, в норе. Шерсть у лисы мягкая, хвост длинный, пушистый. Глаза у лисы чёрные, умные. Лиса очень красивая.
После собственного рассказа воспитатель предлагает детям превратиться в лисят и сделать звериную зарядку:
Раз присядка, Два прыжок Это заячья зарядка А лисята как проснутся Любят долго потянуться Обязательно зевнуть Ну, и хвостиком вильнуть | (присесть) (подпрыгнуть) (ладошки на голову – ушки на макушке) (кулачком протереть глаза) (потянуться с отводом рук) («зевнуть», прикрыв рот ладонью) (движение бёдрами из стороны в сторону) |
Дети садятся на свои места, воспитатель продолжает занятие.
Воспитатель:
- Дети, наша лиса снова загрустила, давайте-ка ещё раз расскажем, какая она красивая, как она нам нравится.
Следуют рассказы ещё 1-2-х детей Воспитатель участвует в рассказе ребёнка, хвалит его, затем предлагает детям назвать лису ласково.
Дети говорят: лисичка, лисонька.
Воспитатель:
- Ну, вот, ребята, сегодня мы с вами забыли о том, какая лиса бывает хитрая и увидели и рассказали о том, какая она красивая и как можно назвать её ласково. Все вы старались и составили хорошие рассказы. Молодцы!
Составление рассказа по картине «Зимой на прогулке»
Педагог Сенькова Елена Александровна, д/с №268
Программные задачи:
- учить детей рассказывать по картине, употребляя слова, обозначающие предмет (снег) и свойства (белый, пушистый);
- использовать простые предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;
- слышать в отдельном слове интонационно выделяемый звук –с- и назвать его.
Предварительная работа: на прогулке:
- «Слепи из снега что хочешь»;
- экскурсии в парк, наблюдения (употребление существительных снег, снежинка, снеговик, снежки, зима, иней; прилагательных: белый, холодный, пушистый);
- рассматривание снежинки;
- игры со снегом: «лепим колобки», «делаем фигурки» (даём представление о свойствах снега, использовании, пробуждаем познавательную активность, интерес к экспериментированию);
- нахождение звука –с- в окружающих предметах и явлениях (зимой); режимные моменты:
- работа с мозаикой, счётными палочками: снежные дорожки, узоры на стекле и др.;
- логопедическая зарядка «погрей ладошки»
- дыхательная гимнастика «сдуй снежинку»;
- загадывание загадок по теме, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы «Ух ты, зимушка-зима»; И.Суриков «Белый снег, пушистый», Л.Толстой «У Миши были сани», А.Веденский «На лыжах»;
- ИЗОдеятельность – рисование «снег идёт»;
- музыкальное занятие – пение о зиме;
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организация: вначале дети свободно стоят возле педагога, затем рассаживаются полукругом возле мольберта с картиной.
Педагог:
- Сейчас на улице зима. Много снега. В какие игры на прогулке мы с вами играли? Что можно делать зимой?
Дети: Мы играем в снежки, катаемся на санках, лепим снеговика, копаем снег и др.
(Раздаётся стук в дверь, педагог открывает дверь и видит медвежонка, берёт его на руки. медвежонок здоровается с детьми, они тоже, гладят его)
Педагог:
- Ой, к нам гость! медвежонок, а почему ты такой грустный? (медвежонок наклоняется и шепчет на ухо)
- Дети, медвежонок хочет пойти с нами гулять, но не знает, что он будет делать зимой на улице. Как же мы ему поможем?
(Ответы детей)
- А давайте расскажем медвежонку, что можно делать зимой на прогулке.
Внесение картины. Совместное рассказывание педагога с детьми.
Зима. Идёт белый, пушистый… (снег). Дети… (гуляют). Старший мальчик… (везёт на санках малыша). Девочки взяли… (медвежонка) на прогулку. Он… (сидит в саночках) и смотрит, как они стоят… (горку). Все рады.
Самостоятельное рассказывание: 2 ребёнка + я оценка
Педагог:
- Миша тоже хочет рассказать.
Рассказ мишки-педагога.
2 ребёнка +я оценка.
Педагог:
- вы помогли медвежонку? Теперь он знает, что можно делать зимой на прогулке.
Физкультминутка
Подозвать детей к себе, включить фонограмму. Вместе с детьми превратиться в снежинки. В такт музыке падать, кружиться, приседать. Педагог – «ветер» дует и дети – «снежинки» летят на стульчики.
Педагог:
- Молодцы, снежинки, легкие пушинки! Дети, мишка что-то принёс в конверте. Миша покажи, что там у тебя? (достаёт из конверта картинки: снежинки, снеговик, санки, сугробы, называет их, выделяя звук –с-)
- Какой звук я выделила во всех словах?
Дети называют
Педагог:
- А сейчас настало время прощаться с медвежонком. До свидания.
Составление описательного рассказа об игрушке «Медвежонок»
Воспитатель Поморова Т.А., НШДС №214
Программные задачи: связная речь
- формировать навыки связной монологической речи;
- составлять описательный рассказ совместно с воспитателем (3-4 предложения); словарная работа:
- воспитывать у детей умение при рассматривании игрушки выделять и называть её цвет, размер, особенности внешнего вида;
- активизировать в речи слова плюшевый и берлога; звуковая культура речи:
- развивать силу голоса: громко, тихо, шепотом. различение степени громкости произношения слов;
- упражнять детей в употреблении сложносочинённых предложений с союзом –а-, в словообразовании при наличии уменьшительно-ласкательного суффикса –онок-.
Предварительная работа:
- обогащение словарного запаса детей словами: берлога, плюшевый;
- оборудование: плюшевый мишка; иллюстрации: «Медведь в зоопарке», «Медведь в лесу».
- беседа о медведях: какие медведи бывают (маленькие, большие, настоящие, игрушечные); где живут (на воле, в зоопарке); что они любят кушать (мёд, малину).
Оборудование: маленький медвежонок, большой медведь, ширма.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети! (Слышится страшный шум)
- Что такое? Что за шум? Кто это так шумит?
Медвежонок:
- Да это я.
Воспитатель:
- Кто ты, мы не знаем?
Медвежонок:
- А вы угадайте:
Я зверь забавный,
Сшит из плюша.
есть и лапы,
есть и уши.
Мёду зверю дай немного.
И устрой его в берлогу.
Дети: Медведь. (Медвежонок выходит из укрытия).
Медвежонок:
- Не медведь я – я ещё маленький.
Дети: Медвежонок. (Дети рассматривают медвежонка: трогают руками, рассказывают какой он).
Воспитатель:
- Ребята, это…
Дети: Медвежонок.
Воспитатель:
- У него есть…
Дети: уши, лапы, голова, глаза…
Воспитатель:
- Он…
Дети: маленький, плюшевый, коричневый, мягкий…
Воспитатель:
- Он любит…
Дети: Мёд, малину.
Медвежонок:
- Как вы все громко про меня рассказываете. Что-то ничего мне не понятно, может быть мне кто-нибудь один расскажет?
Рассказы детей: Это медвежонок. У него есть голова, лапы, уши, нос, глаза. Он плюшевый, мягкий. Медвежонок любит есть малину и мёд.
Воспитатель:
- А кто ещё хочет рассказать?
ъ (Ответы детей 2-3 человека)
медвежонок:
- Молодцы, ребята! правильно вы про меня всё рассказали, мне очень понравилось.
Воспитатель:
- А почему же ты, Мишутка, один гуляешь, без мамы?
Медвежонок:
- Мы были вместе с мамой, ноя от неё убежал. наверно она меня ищет.
(Входит медведица)
Медведица:
- Ну, наконец-то я тебя нашла. Да ты здесь не один. Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй Медведица.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости пришла Мишуткина мама. Посмотрите, медведица большая, а медвежонок…?
Дети: маленький
Воспитатель:
- А сейчас мы все вместе поиграем в игру, послушаем и посмотрим, как ходят медведи. (Воспитатель берёт медведицу, показывает детям и громко произносит топ-топ-топ.ш Показывает медвежонка и говорит и топает тихо топ-топ-топ)
- Давайте, ребята, вместе покажем как ходит медведица (воспитатель и дети показывают и проговаривают)
- А теперь как ходит медвежонок (дети показывают и проговаривают).
Воспитатель устанавливает ширму
Воспитатель:
- А теперь, ребята, давайте с вами определим на слух кто ходит за ширмой: большая медведица или медвежонок.
(Дети угадывают кто ходит за ширмой. После игры медведица и медвежонок выходят из-за ширмы).
Медведица:
- Молодцы, ребята, вы всё правильно угадали. Нам у вас очень понравилось, но пора идти домой в свою берлогу. До свидания, ребята!
Дети: До свидания.
Воспитатель:
- До свидания большая медведица и маленький медвежонок, приходите к нам ещё в гости.
Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Воспитатель Бондарева М.А.
Программные задачи: связная речь:
- учить детей составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по картине «Собака со щенятами», отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет; словарь и грамматика:
- обучать изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе (собака большая);
- учить детей различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопрос «что это?», «кто это?» звуковая культура речи:
- закреплять правильное произношение звука –с-, учить чётко произносить слова и фразы в этим звуком;
- воспитывать добрые чувства, любовь к животным.
Предварительная работа:
- рассматривание картины;
- беседа; наблюдения;
- чтение стихотворений, художественных произведений;
- дидактические игры и упражнения на описание;
- совместная деятельность – использование приёма совместного рассказывания;
- загадки о животных, уточняющие внешние признаки (описательные загадки);
- песенки, потешки о животных.
Материал: картина «Собака со щенятами», шапочка для пса, лента.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В уч.зоне картина «Собака со щенятами»
Воспитатель:
- Ребята, совсем недавно, Вика рассказала мне, что очень хочет, чтобы у неё появился друг. Но этот друг необычный. Вы узнаете о ком идёт речь после того, как угадаете вот такую загадку: «Кто громко лает, а в дом не пускает?»
Дети: Собака.
Воспитатель:
Правильно. Почему вы решили, что речь идёт именно о собаке, а не о другом звере?
Дети: Потому что лают собаки. Собака сторожит дом своего хозяина и не пускает чужих людей. Собака друг человека.
Воспитатель:
- Верно. Вы все правильно говорите. Собака может быть верным доугом человеку. О собаке и мечтает Вика, но знает о ней совсем мало, а ей так хотелось бы знать побольше о четвероногом друге. Ребята, что делать? Как быть? Как помочь Вике?
Дети: рассказать про собаку со щенятами, составить рассказ.
Воспитатель:
- Посмотрите, перед нами картина, мы сможем составить интересный, увлекательный рассказ и таким образом поможем Вике узнать больше о любимом животном. Начнём. Сейчас послушайте небольшой рассказ по картине.
- Это собака со щенятами. Собака большая, чёрная, лохматая, добрая. У собаки двое щенят. щенки маленькие, пушистые, неуклюжие. Один лежит около мамы. Другой стоит и смотрит на воробьёв. В миске еда. К миске с едой прилетели воробьи. Воробьи не улетают потому, что не боятся собаки и щенков.
- Кто из вас попробует составить рассказ?
(Заслушиваются рассказы детей.)
Воспитатель:
- Чей рассказ вам понравился больше всех?
(Ответы детей(
Физкульминутка
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю поиграть вам в замечательную, всеми известную игру, которая называется «Лохматый пёс».
Лохматый пёс
(В игре участвуют вся группа детей)
Дидактическая задача:
- учить детей по-разному обозначать предметы в игре.
Материал: шапочка для пса, лента.
Руководство. Воспитатель собирает детей около себя и говорит:
- Сегодня мы поиграем в игру «Лохматый пёс». Кто-нибудь будет псом. Он ляжет на травку. Травка – это наш коврик. Пёс положит голову на лапы и будет понарошку дремать. Все остальные будут просто детьми. мы подойдём к псу, разбудим его, пёс на нас залет, а мы убежим и спрячемся. тут будет наш домик.
(Воспитатель берёт ленточку и располагает её в противоположном углу групповой комнаты). затем выбирается ребёнок на роль пса. Все смотрят, как пёс ложится на травку и притворяется спящим. Затем на цыпочках, гурьбой ребята подкрадываются к псу.
Воспитатель:
- Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувший нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Воспитатель некоторое время выжидает, не захочет ли кто-либо из детей сам разбудить пса. Если дети этого не делают, он подсказывает.
Воспитатель:
- Саша, дотронься, разбуди.
При необходимости подсказывает и псу, что хорошо бы порычать по-собачьи, залаять, а затем бежать за детьми. Все убегают, прячутся.
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
Не шуми, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
Рассказывание по картине «Зайцы»
Воспитатель Чернова В.Г.
Программные задачи: связная речь:
- учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой (2-3 предложения) описательный рассказ по картине; словарь и грамматика:
- обогащать словарь за счёт употребления частей речи: существительных, прилагательных, глаголов;
- активизировать словарь: пушистая, мягкая, густая, шерсть, короткий хвост, задние лапки длиннее передних; звуковая культура речи:
- звук [з] «Полёт осы» з-з-з; звук [с] «Насос» с-с-с; звук [ш] «Звук лопающегося пузыря», «Гусь шипит» ш-ш-ш.
Предварительная работа: на кануне занятия картина вносится в группу за 2 дня. Дети знакомятся с картиной. Воспитатель организовывает рассмотрение картины. Иллюстрации с изображением зайцев (зимой, летом). Обратить внимание на внешний вид животного. Знают сказки «Теремок», «Колобок» и «Петух и лиса».
Материал: картина, мягкая игрушка зайца, морковь.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
- Маша хочет чтобы вы рассказали
Дети: Давайте расскажем про зайцев.
Воспитатель:
- Дети посмотрите, что изображено здесь на картине?
Дети: Зайцы.
Воспитатель:
- Вот послушайте меня, сейчас очень внимательно, что буду вам рассказывать. На нашей картине изображён зимний лес, везде кругом бело, а ещё мы здесь видим 2-х зайчат. Это и есть детки нашей мамы-зайчихи. Посмотрите, какие здесь зайчата, они маленькие, шерстка у них белая, густая, тёплая. У зайцев есть два уха. Также обратите внимание, что передние лапы у них намного короче, чем задние. А ещё у них есть хвостик. Правда, они очень короткие, почти не заметные.
- Дети, мне кажется, что зайчики очень хотят, чтобы их погладили. Давайте подойдём и погладим наших зайчиков.
Воспитатель и дети поглаживают, и все вместе проговаривают: шерстка белая, тёплая, пушистая; уши длинные; хвостик коротенький, маленький.
Воспитатель:
- Дети, а зайчиха-мама просит, чтобы кто-то из детей сейчас попробовал рассказать ей про её зайчат.
Дети: рассказывают.
Воспитатель:
- Замечательно, маме-зайчихе очень понравился ваш рассказ. И за это мама-зайчиха попросит вас поиграть с ней.
Игра «Зайцы и лиса»
Воспитатель:
- Ну и это ещё не всё. Мама-зайчиха приготовила вам морковку, очень полезную для нашего здоровья. Угощайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"
Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...
Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...
Конспект по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи: звук и»
Конспект занятия "Звуковаят культура речи: звук и."...
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"
Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....
Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"
Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их героев. К конспекту идет презентация...
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"
Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...