основные этапы становления детской речи
материал по развитию речи по теме
в материале представлены таблицы становления грамматической стороны речи, связной речи, лексической стороны речи, фонетической стороны речи в норме у детей до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablica_osnovnye_etapy_stanovleniya_detskoy_rechi.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы становления грамматической стороны речи
Возраст ребенка | Развитие предложения | Усвоение частей речи | |||||
Объем и типы предложений | Грамматический строй | Существитель- ные | глаголы | Прилагатель-ные | Местоимения и наречия | Служебные слова | |
Подготови-тельный Этап От 0 до 1г. | Ребенок не сознает слово как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, то есть несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению. | ||||||
Преддош- кольный этап от 1г. до 3 лет 1г 3 мес 1г 8 мес | Отдельные аморфные слова в роли предложения | нет | Названия лиц, предметов | Несколько позже сущ. Появляются названия действий. | нет | нет | нет |
1г 8мес 1г 10мес | Объединяет в одном предложении два аморфных слова | нет | несклоняемые | Неспрягаемые формы во 2 лице ед. числа повелительного наклонения: ниси. дай | нет | нет | нет |
1г 10мес 2г 1мес | Рост предложения до 3-4 слов | Появляются пер-вые грамматические отношения между словами: согласование сущ. С глаголом, развиваются разные типы подчинения лаголу(сказуе-мому, многие предложения строятся аграмматично. | Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием –у, именительный мн. Числа с окончаниями –ы, -и, иногда предложный с окончанием –е; суффиксы уменьшитель-ности. | Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2 лица ед. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3лица ед. числа (окончание –ит, -ет, -а). часто опускают- ся приставки. Первые возвратные глаголы. | Прилагатель-ные появляются с 2лет без согласования с сущ., чаще в им. падеже ед. числа муж. и жен. рода. | Большинство Личных местоимений Употребляют-ся правильно с момента своего появления. Иногда смешивают-ся личные( о себе говорит в 3-м лице). | Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да, то, не. |
2г 1мес 2г 3мес | Дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов). Появляются бессоюзные предложения, затем с союзами. | Дальнейшие морфологичес- кое членение слов. Употребление одних оконча- ний на месте других в пределах одного синтаксичес- кого значения. Суффиксы –ок, -чик, и др. | Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются главенствующие падежные окончания в ед. числе: -у, -е. –а, -ом, реже –ой, во мн. Числе –ы. | Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам( кроме 2 лица мн. числа). Разграничивает-ся: настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. | Нарушается согласова-ние с сущ.; употребляют-ся преимущест-венно после существите-льных. Мн. Число только в им. Падеже. | Личные местоиме- ния усвоены наречия: больше, меньше, короче, скорее. | Появляют- ся предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, потому что, тогда, когда. |
2г 3мес 3года | Развитие сложного предложения. | Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные слова. Остается неусвоенной категория рода. К 3-м годам в основных чертах грамматичес- кий срой родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. | Усвоены главенствующие окончания мн. Числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания –ов на слова других склонений «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания –а (нога), -я (стулья), суффиксы уменьшитель-ности и принадлежности. | Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), унификация приставок. | С 3лет усваивается согласование прилагатель-ных с сущ. В косвенных падежах. Появляются краткие причастия | Отмечается смешение рода у местоимений «моя папа» | Правильное употребле-ние простых предлогов и многих союзов: что бы, если, потому что и т.д. |
Дошкольный этап 3 – 7 лет 3 – 4 года | Дальнейшее развитие сложно- Сочиненного и сложно-подчиненного предложений. | Разграничение однозначные морфологичес- ких элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей, нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество. | Продолжается влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменение; ошибки в использовании чередований и ударений. При словоизменении сохраняется основа. | Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использова-нием приставок | Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнитель-ные степени прилагатель-ных. | Усваиваются сравнитель-ные степени наречий. | Предлоги по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Частица бы при условном наклонении. |
4 – 7 лет | Иногда затрудняются в построении придаточных предложений с союзным словом который | Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий( использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числитель- ных ) | Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существитель-ным в косвенных падежах | Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятель-ное образование глаголов от других частей речи. | Усваивается согласование прилагатель-ных с другими частями речи во всех косвенных падежах. | Употребляя-ется одно деепричастие сидя | Предлоги употребляя-ются в самых разнообраз-ных значениях |
Основные этапы становления связной речи.
Возраст ребенка | Мышление и речь ребенка | Структура речи | Диалогическ-ая (разговор-ная) речь | Монологическая речь | ||||
Рассказыва-ние по игрушке или картинке | Рассказыва-ние из личного опыта или по памяти | Пересказ произведений худ. литературы | Заучивание наизусть | Контекстная речь | ||||
0 – 1 года | На начальных этапах развития речи ребенка сначала учат понимать слово, затем правильно повторять его при восприя-тии предмета и наконец с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, что бы ребе-нок употребил слово в осмысленной ситуации. | |||||||
1 – 3 лет 1г 3 мес 1г 6 мес | Начинает осмысленно употреблять слова. Это связано с появлением матери, появлением знакомой игрушки. | При наличии соответствую- щей ситуации произносится слово предложение. они в зависимос-ти от ситуации могут выражать разные значения. | Фразовая речь отсутствует | |||||
1г 6 мес 2г 1 мес | Чаще начинает пользоваться двухсловними предложения- ми, а позднее трех- и четырехсловны-ми. | К двум голам речь ребенка становится основным средством общения его с окружающим миром | Речь ребенка ситуативна по своему характеру, она отрывчата, экспрессивна. Такая речь помимо слов содержит звукоподражания, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации. | |||||
2 – 3 года | Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает когда говорят не только о том, что происходит, в данный момент , но и о том, что должно произойти. | В речи появляются и сложные предложения – сначала сложно- сочиненные, а потом сложно –подчиненные. Хотя употребляются они еще очень редко. | Дети легко отвлекаются от содержания разговора. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «где?», «когда?». Интерес к окружающем предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами. | Малыш способен узнавать и называть знакомые предметы изображен-ные на картинке, обозначать действия. | К концу года овладевает речью до такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит ситуативный характер. | Ребенок способен восприни-мать прос-тые по содержа- Нию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитано-му. | На данном этапе ребенку становится доступным отгадывание Простых загадок, если в тексте содержится товет, например есть знакомые ему звукоподражательные слова. | нет |
3 -4 года | Начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними. Делать умозаключения. Речь носит ситуативный характер. | В речи детей преобладают простые распростране-нные предложения, появляются и сложные. В предложениях используются однородные члены. | Дети легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людми. Все чаще инициатива общения происходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. На вопросы взрослых он все еще отвечает развернутыми фразами. Состоящими из 3-4 слов. | Ребенок не может самочтояте-льно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действую-щих лиц или перечисляют действия. | Не способен логично и понятно рассказать о событиях, свидетелем которых он был. | Не может толково пересказ-ать содержа-ние прочитан-ной ему сказки, рассказа. | Имея хорошую память малыш способензапоминать и воспроизводить небольшие по бъему стихотворения, а не Однократно послушав одну и ту же сказку может почти дословно пересказать ее содержание, часто не понимая смысла слов. | |
4 – 5 лет | Малыш начинает выделять и называть более существен-ные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. | Свои высказывания ребенок строит из 2-3 и более простых распространен-ных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения он использует чаще чем в предыдущем возрастном этапе. Впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. | Он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последователь-ным, развернутым, начинает задавать много вопросов. Дети 5 лет способны к целеустремле-нному разговору в течении довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивания сообщений собеседников. | Описывая предметы дети, называют их наиболее характерные признаки (по восприятию). | Дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связанно рассказать о событиях участником которых он был сам. | Многие еще не могут самостояте-льно без помощи взрослых связанно и последова-тельно переска-зать текст прочитан-ной сказки. | В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами некоторые рифмуют их создавая собственные двух- и четырех-стишия. | |
5-7 лет | Формы становятся более развернуты-ми ребенок не только выделяет существен-ные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавли-вать причинно-следствен- ные связи между ними, временные и другие. У ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. | В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространен-ных предложений но и за счет сложных, возрастает объем высказываний. | Рассказывает и отвечает на вопросы так. Чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. В соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. | При описании предметов старается передать отношение к ним. Ребенок способен раскрыть содержание картинки, если на ней изображении предметы, которые ему хорошо знакомы. Но он еще часто конкретизи-рует свое внимание на основных деталях. А второстепен-ные часто опускает. Составлять по картинкам описательные рассказы с опорой на восприятие и с элементами творчества (по сюжетной картинке). | Может описать события свидетелем которых он был. Стремясь к тому, что бы высказаван-ное было правильно и понятно. Он довольно охотно поясняет детали своего рассказа. Специально повторяет отдельные его части. Ребенок способен рассказать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших. Важна связанность и целостность рассказа и его подробность | Он может без помощи взрослого передать содержа-ние не большой сказки, рассказа, мультфильма. При пересказах речь часто бывает замедлен-на | Ориентируясь на образыц ребенок способен воспроизводить стихи с использованием интонацион-ных средств выразительности. | |
6-7 лет | Ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. | Ребенок свободно использует как простые, так и сложные предложения. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последователь-ной | Ребенок может поддержать разговор на любую доступную ему тему. | В описании предметов отмечается четкость изложения, завершон-ность высказыва-ния. Ребенок способен самостоя-тельно давать описание игрушки, по памяти, по восприятию. Может рассказать не только о том. Что изображено. Но и описать события, которые могли бы до или после изображенного. | Ребенок способен рассказать о пережитых событиях, о некоторых явлениях окружаю-щей действительности | Четко и ясно переска-зать небольшое произведе-ние, просмотренный фильм. Он может придумать сказку, рассказ. Развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. | Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользовать-ся объясните-льной речью, которая требует особой точности изложения, передачи определен-ной последова-тельности тех или иных действий. |
Основные этапы становления лексической стороны речи.
Возраст ребенка | Словарный запас | Словообразование | Пассивный словарь | Активный словарь |
0 – 1 год | Запас слов у годовалых детей не одинаков и колеблется от 2-3 до 10-12 слов | Ребенок не сознает слово как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т.е. несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует как правило одинаково на разные слова. | 8-9 мес – понимает первые слова. 1год – понимает 30-60 слов. | В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. Активный словарь: 8-12 мес – произносить первые слова. |
1г 3мес 1г6мес 1г 6мес 2г 1мес | 40-60 слов | Произносимые ребенком слов, не всегда еще отражают реальное значение предмета. Разные предметы он называет одним и тем же словом. Словообразовательные инновации – первые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности. | Понимание речи резко опережает активную сторону речи. | Начальный словарь: устойчивые слова, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого. Лепетоподобные слова отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами в основном открытыми. Нормативные слова используются чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы. С которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия. Застывшие фразы – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает как единое целое. |
2г 1мес 3 года | Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. | Словообразовательные модели: овладевают некоторыми моделями. Начинают использовать местоимения, предлоги. Нередко дети сами придумывают слова. | Преобладают слова –названия, собирательные существительные пока в пассивном словаре. Многие названия предметов ребенок хорошо знает. Они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он ими пользуется не всегда. | Исчезновение застывших фраз. Значительный рост словаря. Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова. Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие не совершенства артикуляторных возможностей ребенка. Игровые переименования сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся: -комментариями ребенка относительно сходства предметов; - следствиями игры с использованием предметов-заменителей. В речи ребенка используются все части речи кроме причастий, деепричастий, числительных. |
3 -4 года | 1500 2000 слов у ребенка появляется мотивационное отношение к лексике. | Словообразовательные инновации: - увеличение количества инноваций. Ребенок не редко употребляет слова которые отсутствуют в родном языке. | В пассивном словаре такие собирательные существительные как: овощи, одежда, фрукты, мебель. | Ребенок называет лишь конкретные вещи, но иногда не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающее слово. В речи детей кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные указывающие на отвлеченные признаки предметов и их качества. Шире используются служебные части речи. К концу года притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные. |
4 – 5лет | 2500 – 3000 слов. Это дает ребенку возможность точнее изложить свои мысли. | Словообразовательные модели: овладение различными моделями. | Ребенок начинает подбирать близкие по смыслу и противоположные по смыслу слова. Антонимы существительные и прилагательные. В пассивном словаре появляются отвлеченные существительные и прилагательные | Обогащение и расширение словаря осуществляется за счет существительных обозначающих предметы. Их свойства и качества. Но и за счет названий отдельных частей деталей предметов и глаголов. |
5 – 7 лет | Словарь ребенка увеличивается за год на 1000-1200 слов. Количественный и качественный рост словаря. | Рост числа инноваций и деталей преференциального речевого стиля. | Многие слова из пассивного словаря переходят в активный | - усвоение родовых отношений; - развитие синонимии и антонимии; - появление абстрактных существительных; - освоение многозначности слов и омонимии; - освоение фразеологизмов. Лексико-семантические инновации – замена одного слова другим по ассоциации. - расширение и сужения значения слова; - образование переносных значений путем метаморфических и метонимических переносов. Ассоциативные замены – это смешения: - паронимов. -смешение антонимов. |
Основные этапы становления фонетической стороны речи.
Возраст ребенка Подготови- тельный этап. От 0 до 1г. 2-3 мес. 3-4 мес. К концу 1-го года жизни Преддошко- льный этап от 1-3 лет 1г.3мес. 1г. 8мес. 1г. 8мес. 1г 10мес. 1г. 10мес. 2г 1мес. 2г. 1мес. 3года Дошкольный возраст От 3-6лет От 3-4лет 4-5 лет норма | Состояние артикуляционного аппарата и фонематического слуха Начиная с первого года жизни мозг ребенка быстро развивается, изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется физический и фонематичес- кий слух, появляются голосовые реакции. В процессе гуления и лепета происходит интенсив- ное развитие артикуляцион- ного аппарата. На ранних этапах речево- го развития ребенок, играя со звуками упраж- няет свой речевой аппа- рат и слух, подготавли- вая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем. На этом возрастном этапе У ребенка еще недоста- точно окрепший голосо- вой аппарат, очень слабый речевой выдох, вследст- вие чего недостаточно громкий голос. Дети уже в состоянии менять интонацию голоса. Произношение ребенка далеко от нормы. Подвижность артикуляционного аппа- рата значительно повышается. Артикуляционные затруднения продолжают тормозить усвоение зву- ков. Имеют уже достаточ- но развитое фонематиче- ское восприятие. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Происходит укрепление артикуляционного аппа- рата: становятся более скоординированными действия мышц, принимающих участие в образовании звуков. Укрепление мышц кончи- ка и спинки языка, с пособствует правильно- му произношению твер- дых согласных. Дети сосредотачивают свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечают ошибки в их звучании у сверстников. Верхняя граница нормы Подвижность мышц артикуляционного аппа- рата дает ребенку возможность осуществ- лять точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков. Ребенок способен на слух узнавать тот или иной звук в слове. Подбирать слова на заданный звук. Достаточно развитый слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повыше- ние и понижение громко- сти голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Дети могут довольно точ- но воспроизводить различные интонации: меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности. | Особенности произношения звуков Гуление Лепет Подражая речи взрослых малыш пытается произ- носить отдельные зву- ки. Ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки. Четко начинают произносить глас- ные звуки. Большинство соглас- ных произносят не верно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Часто в слове опускается началь- ный звук, или конеч- ный согласный м, к, г, д’, т’, н’, б, л’, с’, п, й. Пытаются подогнать свое произношение к общепринятому. Ребенок заменяет недостающие звуки более легкими для произношения. Шипящие и ТВ. Свистящие мягкими свистящими звуками Твердые согласные заменяют звук [ы] звуком и, звук [х] звуком к, звук [ц] звуком [т] или [с]. Дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию порой отличающие- ся только одним звуком. Правильное произношение без смягчения твердых согласных. Приближа- ются к норме свистящие, шипящие еще заменяются свистящими. Сонор- ные звуки заменяют звуками [й] или [л’] Исчезает смягчение согласных. Дети могут точно воспроизво- дить различные интонации. | Усвоение гласных звуков Звуки произносит непроизво- льно эти звуки не четкие. [А], [у], [и] эти звуки недостаточ- но устойчи- вы и произ- носятся лишь в небольших звукосоче- таниях. Ударные гласные [А], [о], [у], [и]. Звуки [и]. [э] Заменяют звуками [и], [йэ] Я, ё, ю, е произносят как [йа], [йо],[йу], [йэ]. Правильно произносят [Ы], [э]. Дети овладевают умением произно- сить гласные звуки [а], [у], [и] на одном выдохе в течении 3-4 сек. Гласные Звуки способны произно- сить на выдохе в течении 3-7 сек. | Усвоение согласных звуков [М], [п], [б], [н],[ г], [к]. Ряд ТВ. Согл. Заменяют мягкими. Это относи- тся к переднеязы- чным [г],[д], [с], [з]. ТВ. Зв. [т], [н], [д] Четко и правильно: [м], [п], [б], [г], [д], [н], [в], [ф], [к], [х]. смягченно: [т],[д]. усваивают мягкие [с’], [з’] (твердые к концу года) начинают правильно произно- сить звук [л’] Четко произносят [х], [ц], [с], [з]. начинают появляться шипящие Правильно произносят шипящие. Свистящие и сонорные. | Стечение согласных звуков Нет Появляется в середине некоторых слов льк, ськ, пк, цьк. Большинство стече- ний согласных заменяются одним звуком При сочетании 2-х или 3-х согласных, нередко выпадают звуки, которые лег- ко произносятся в простых одно и двусложных словах: «пигин» (пингвин) Начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных. | Слоговая структура слова Дети пользуются упрощенными слова- ми- ам-ам, или сло- вами с открытыми слогами – мама, няня. Часто воспроизводят один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: Га-га, ту-ту. Воспроизводятся двухчложные слова В трехсложных словах часто опускает- ся один из слогов моко (молоко). В трехсложных Словах все еще опускается иногда слог, чаще переднее- ударный «кусу» (укушу), может сохраняться количе- ство слогов с четырехсложных словах В произношении многосложных слов Дети используют слоги, меняют или опуска- Ют отдельные звуки предударные слоги, иногда приставки: «ципились» (зацепились) Верно произносят слова состоящие из 3-4 и более слогов. Дети могут неправильно употреблять ударение. Отчетливо произно- сят многосложные слова точно сохра- няя слоговую структуру, правиль- но употребляют ударение, соблюда- ют нормы литературного произношения слов |
Литература:
1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей - 2-е изд., перераб. -М., Просвещение, 1981 - 255с.
2. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2-х ч. - Ч. 1. –М., 1949. - 67 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, Изд-во ЛИТУР, 2005-320 с.
- Мастюкова, Е. М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда/ Жукова С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1990. - С.7-37.
- Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей - М., Гном и Д, 2003. -109 с.
- Эльконнн, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет - М.: Учпедгиз, 1960.-216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы формирования детской речи.
В каждом возрастном периоде ребенок должен владеть определенными речевыми умениями и навыками....
Консультация для родителей на тему "Этапы развития детской речи"
Как развивается речь ребёнка? Описание основных этапов развития детской речи"...
Важнейшие этапы развития становления детской речи
Консультация для родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения....
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
Основные этапы формирования связной речи.
В статье даны описания основных этапов развития связной речи. Конечно, в логопедии важны все её разделы: и развитие фонематического слуха, и звукопроизношения, и развитие граматического ст...
Консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей».
Экспресс – консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей»....
Консультация для педагогов "Основные этапы развития связной речи"
Консультация для педагогов СПДС на тему "Основные этапы развития связной речи"...