Игротека своими руками: Развивающие игры из подручных материалов. МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка". г. Петрозаводск. Воспитатель: Сухова А. В.
материал

«ИГРОТЕКА СВОИМИ РУКАМИ: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

  

 

В данном мероприятии представлен краткий обзор развивающих игр, созданных своими руками из доступных и безопасных подручных материалов. Цель мероприятия  — вдохновить педагогов на создание уникальных игровых пособий, которые способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. На мероприятии будет показан мастер-класс, как из простых и доступных подручных материалов можно смастерить увлекательные и полезные игры, способствующие развитию познавательных способностей. В ходе мастерской участники познакомятся с принципами создания развивающих игр; адаптации игр по возрасту; узнают о разнообразии материалов, которые можно использовать для изготовления игр; создадут игровое пособие своими руками; обменяются опытом и идеями с коллегами.

 

«Игротека своими руками» станет полезным инструментом для педагогов, желающих разнообразить образовательный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План мероприятия18.51 КБ
Файл Презентация1.03 МБ

Предварительный просмотр:

 «ИГРОТЕКА СВОИМИ РУКАМИ: РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

Аннотация:

В данном мероприятии представлен краткий обзор развивающих игр, созданных своими руками из доступных и безопасных подручных материалов. Цель мероприятия  — вдохновить педагогов на создание уникальных игровых пособий, которые способствуют всестороннему развитию детей дошкольного возраста. На мероприятии будет показан мастер-класс, как из простых и доступных подручных материалов можно смастерить увлекательные и полезные игры, способствующие развитию познавательных способностей. В ходе мастерской участники познакомятся с принципами создания развивающих игр; адаптации игр по возрасту; узнают о разнообразии материалов, которые можно использовать для изготовления игр; создадут игровое пособие своими руками; обменяются опытом и идеями с коллегами.

«Игротека своими руками» станет полезным инструментом для педагогов, желающих разнообразить образовательный процесс и сделать его более увлекательным и эффективным.

Методическая разработка педагогической мастерской для воспитателей ДОУ: "Игротека своими руками: развивающие игры из подручных материалов".

Цель: Повышение мастерства педагогов в вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды, стимулирование творческой активности и распространение опыта создания дидактических игр из подручных материалов.

Задачи:

Обучающие:

Рассказать педагогам, как можно создавать игры из подручных материалов.

Представить примеры игр, направленных на развитие различных познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) и мелкой моторики.

Обучить техникам изготовления простых и эффективных дидактических игр.

Развивающие:

Развивать творческое мышление и фантазию педагогов.

Совершенствовать навыки работы с различными материалами.

Способствовать формированию умения адаптировать игры под возрастные особенности детей.

Воспитательные:

Повышать мотивацию к самообразованию и профессиональному росту.

Создавать атмосферу сотрудничества и обмена опытом.

Участники: Педагоги ДОУ.

Оборудование и материалы:

Мультимедийный проектор и экран.

Презентация с примерами игр и мастер-классом.

Подборка материалов: картон белого цвета; листы фетра 3-х цветов: белый, красный, зеленый; трафареты баночки, овощей и фруктов; простой карандаш; ножницы; клей ПВА; липкая швейная лента; швейные нитки в цвет фетра, иголка.

Образцы готовых игр для демонстрации дидактического материала.

План проведения:

I. Вводная часть:

Приветствие и знакомство. Создание позитивного настроя.

Акцентирование значимости темы. Обсуждение значимости развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Вопрос к педагогам: "Какие игры вы используете в своей работе? Изготавливаете ли игры самостоятельно? Какие материалы используете для их создания?"

II. Теоретическая часть:

Просмотр презентация «Игротека своими руками: развивающие игры из подручных материалов».

Принципы создания развивающих игр. Как создать игру, чтобы она была доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной.

Обзор игр, способствующих развитию различных познавательных навыков и мелкой моторики: игры на развитие внимания, игры на развитие памяти, игры на развитие мышления, игры на развитие воображения, игры на развитие мелкой моторики.

Обсуждение представленной информации. Ответы на вопросы педагогов. Как адаптировать игры, чтобы они подходили детям разного возраста и с разными потребностями.

III. Практическая часть:

Мастер-класс по изготовлению игры «Баночки с овощами и фруктами из фетра».

Разделение участников на группы.

Показ презентации по изготовлению игры.

Самостоятельная работа педагогов по изготовлению игры.

Индивидуальная помощь и консультация.

Обмен опытом и идеями между группами.

IV. Презентация результатов:

Каждая группа представляет свою игру, идет обсуждение преимуществ и недостатков игры.

V. Рефлексия и подведение итогов:

Обсуждение полученного опыта.

Вопросы к педагогам: «Что нового вы узнали?», «Какие идеи вы планируете использовать в своей работе?», «Какие трудности возникли в процессе изготовления игр?».

Благодарность за активное участие.

Ожидаемые результаты:

Ожидается, что в результате мероприятия педагоги повысят свои знания о создании развивающих игр, приобретут практические навыки их изготовления, активизируют свой творческий потенциал и пополнят развивающую среду своих детских садов новыми, оригинальными играми, созданными своими руками. Также планируется распространение положительного опыта среди педагогического сообщества.

Приложение:

  1. Презентация Игротека своими руками.
  2. Презентация мастер-класса.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игротека своими руками

Слайд 2

Обзор игр, направленных на развитие различных познавательных процессов и мелкой моторики: Игры на развитие внимания: «Найди отличия», «Что изменилось?» и др. Игры на развитие памяти: « Мемори », «Запомни и повтори» и др. Игры на развитие мышления: «Собери картинку», «Найди лишнее» и др. Игры на развитие воображения: «Театр теней», «Придумай историю» и др. Игры на развитие мелкой моторики: «Шнуровка», «Сортировка» и др.

Слайд 10

Создаем волшебный мир игры: принципы развивающих игр для дошкольников Дошкольный возраст – это время активного познания мира, когда ребенок впитывает знания как губка. И игра здесь выступает не просто развлечением, а мощным инструментом развития. Но чтобы игра действительно приносила пользу, важно придерживаться определенных принципов при ее создании. Давайте разберемся, каких именно:

Слайд 11

Доступность Представьте , что вы дали малышу сложную головоломку, с которой не справится и взрослый. Разочарование и потеря интереса гарантированы! Развивающая игра должна соответствовать возрасту и уровню развития ребенка. Это значит: Простые правила: Объяснения должны быть четкими, лаконичными и понятными даже самым маленьким игрокам. Адекватная сложность: Задания должны быть достаточно сложными, чтобы стимулировать мышление, но не настолько, чтобы вызвать фрустрацию. Учет индивидуальных особенностей: Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Хорошо, если игра позволяет адаптировать сложность под конкретного ребенка.

Слайд 12

Безопасность Безопасность – это краеугольный камень любой детской игры. Важно учитывать как физическую, так и психологическую безопасность: Материалы: Игрушка должна быть изготовлена из нетоксичных, гипоаллергенных материалов, без острых углов и мелких деталей, которые ребенок может проглотить. Конструкция: Игра должна быть прочной и надежной, чтобы не сломаться во время игры и не поранить ребенка. Психологическая безопасность: Игра не должна содержать элементов, которые могут напугать, расстроить или вызвать агрессию у ребенка. Важно избегать жестокости, насилия и негативных образов.

Слайд 13

Вариативность Однообразие быстро надоедает. Развивающая игра должна предоставлять ребенку возможность экспериментировать, пробовать разные подходы и находить собственные решения. Это достигается за счет: Разнообразных заданий: Игра должна включать в себя различные типы заданий, направленных на развитие разных навыков (логика, внимание, память, творчество). Открытого финала: Хорошо, если игра не имеет единственно правильного решения, а позволяет ребенку проявлять фантазию и находить собственные пути. Возможности модификации: Идеально, если игру можно дополнять новыми элементами, усложнять или упрощать правила, чтобы она оставалась интересной на протяжении длительного времени.

Слайд 14

Полифункциональность Развивающая игра – это не просто развлечение, а комплексный инструмент развития. Она должна быть направлена на развитие различных навыков и способностей ребенка: Когнитивные навыки: Развитие мышления, памяти, внимания, логики, воображения. Социальные навыки: Умение общаться, сотрудничать, делиться, решать конфликты. Эмоциональный интеллект: Развитие эмпатии , умение распознавать и выражать свои эмоции. Моторные навыки: Развитие мелкой и крупной моторики, координации движений.

Слайд 15

Примеры воплощения принципов в конкретных играх Кубики: Простая, казалось бы, игрушка, но она идеально соответствует всем принципам. Они доступны (разные размеры, материалы), безопасны (если сделаны из качественных и безопасных материалов), вариативны (можно строить башни, дома, машины, все, что угодно) и полифункциональны (развивают моторику, пространственное мышление, воображение, логику). Сортер : Игра, где нужно раскладывать фигурки по соответствующим отверстиям. Доступность обеспечивается разными уровнями сложности (количество и форма отверстий). Безопасность – отсутствием мелких деталей и острых углов. Вариативность – можно менять фигурки, придумывать свои правила (например, сортировать по цвету). Полифункциональность – развивает моторику, логику, внимание, знакомит с формами и цветами. Ролевые игры: (Например, "Доктор«), простота и доступность достигаются за счет понятного сюжета и использования обычных предметов. Безопасность обеспечивается отсутствием потенциально опасных вещей и созданием благоприятной, позитивной атмосферы. Неограниченная вариативность позволяет ребенку самостоятельно разрабатывать сюжет, распределять роли и устанавливать правила. Ролевые игры многогранно развивают личность, стимулируя воображение, речь, социальные навыки и способность к сопереживанию.

Слайд 16

Игры для всех: как адаптировать развлечения под возраст и особенности ребенка

Слайд 17

Адаптация игр к возрасту Младшая группа: Игры должны быть простыми, с четкими инструкциями и короткими правилами. Отлично подойдут игры с мячом, кубиками, простые сюжетно-ролевые игры (например, "Дочки-матери", "Больница"). Важно, чтобы в играх было много повторений и наглядности. Средняя группа: Дети становятся более самостоятельными и любознательными. Игры могут быть более сложными, с элементами соревнования и командной работы. Хорошо подойдут игры на развитие внимания и памяти (например, "Найди пару", "Что изменилось?"), а также игры, стимулирующие воображение (например, "Придумай сказку", "Построй город"). Старшая группа: В этом возрасте дети готовятся к школе, поэтому игры должны развивать логическое мышление, речь и навыки чтения и письма. Подойдут настольные игры, игры с буквами и цифрами, а также игры, требующие планирования и стратегии (например, "Шашки", "Лото").

Слайд 18

Учет индивидуальных особенностей Темперамент : Для активных детей подойдут подвижные игры, а для более спокойных – настольные игры и игры на развитие внимания. Интересы: Важно предлагать игры, которые соответствуют интересам ребенка. Если ребенок любит рисовать, можно предложить ему игру "Нарисуй историю". Если он увлекается динозаврами, можно поиграть в "Археологов". Особенности развития: Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо адаптировать игры, упрощая правила или предлагая альтернативные варианты участия. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно.

Слайд 19

Примеры адаптации игр Игра "Найди пару": Для детей с трудностями в концентрации внимания можно уменьшить количество карточек или использовать карточки с более яркими и простыми изображениями. Игра "Построй город": Для детей с ограниченными двигательными возможностями можно использовать более крупные детали или предложить им руководить процессом строительства, а другие дети будут выполнять их указания. Сюжетно-ролевая игра "Больница": Для детей, которые боятся врачей, можно предложить им роль врача, чтобы они могли почувствовать себя более уверенно и контролировать ситуацию.

Слайд 20

Роль взрослого Не стоит забывать, что взрослый играет важную роль в организации и проведении развивающих игр. Он не должен быть просто наблюдателем, а должен активно участвовать в процессе . Создание игровой среды: Подготовка пространства, подбор материалов, создание атмосферы. Объяснение правил: Четкое и понятное объяснение правил игры, демонстрация примеров. Поддержка и поощрение: Поддержка ребенка в случае затруднений, поощрение его усилий и достижений. Направление игры: Мягкое направление игры в нужное русло, стимулирование творчества и фантазии. Анализ и корректировка: Наблюдение за игрой ребенка, анализ его действий и корректировка игры в соответствии с его потребностями и интересами.

Слайд 21

В заключение Хочется подчеркнуть, что развивающие игры – это не просто развлечение, а важная инвестиция в будущее ребенка. Они помогают ему развивать необходимые навыки и способности, формировать личность и готовиться к взрослой жизни.

Слайд 22

МАСТЕР –КЛАСС « БАНОЧКИ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ» ИЗ ФЕТРА

Слайд 24

Данное пособие «Баночки с фруктами и овощами» поможет нам реализовать следующие задачи: - Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста; - Формировать умение различать предметы по форме, цвету; - Развивать умение группировать однородные предметы по форме и цвету; Различать количество предметов: один – много; с детьми постарше – счет до 5; - Развивать речь детей раннего возраста: называть овощи и фрукты, называть цвета, формировать умение употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.

Слайд 25

Для изготовления данного пособия нам понадобится: Картон белого цвета; листы фетра 3-х цветов: белый, красный, зеленый; трафареты баночки, овощей и фруктов; простой карандаш; ножницы; клей ПВА; липкая швейная лента; швейные нитки в цвет фетра, иголка.

Слайд 26

С помощью трафаретов вырезаем заготовку баночки из картона и фетра. И склеиваем детали вместе.

Слайд 27

Используя трафареты овощей и фруктов вырезаем овощи из фетра.

Слайд 28

С помощью иголки с ниткой пришиваем липкую ленту к баночке и заготовкам овощей и фруктов.

Слайд 29

У нас получились баночки, которые можно украсить крышечкой красного или зеленого цвета, и заготовки фруктов и овощей:

Слайд 30

Готовые баночки с овощами и фруктами:

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваемся дома.

Развивающие игры из подручных материалов - играем и развиваем ребёнка дома Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый ...

развивающие игры из подручных материалов

Информация для родителей ясельной (младшей) группы....

Развивающие игры из подручных материалов для детей младшей группы

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ИЗ КРЫШЕКМне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук...

Развивающие игры из подручных материалов

 Помочь развитию малыша могут не только красивые пособия из дорогого магазина, но и самые обычные, примитивные на первый взгляд вещи.    Наверняка в вашем хозяйстве найдутся запа...

МАСТЕР-КЛАСС С РОДИТЕЛЯМИ «УКРАШАЕМ ДОМ И САД: КАК СДЕЛАТЬ КАШПО ДЛЯ ЦВЕТОВ СВОИМИ РУКАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ». «ПОДРУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЛИ КАК СДЕЛАТЬ ШЕДЕВР ИЗ НИЧЕГО»

laquo;Подручные материалы или как сделать шедевр из ничего»Желание украсить дом и окружающее пространство всегда было в крови у творческих личностей. Во-первых, это приятное времяпрепровождение...

Развивающие игры из подручных материалов

Данная статья поможет родителям и педагогам с пользой и занимательно провести свбодное время с ребенком,при этом развивая мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию малыша....

Дидактическая игра «Застёжки». МДОУ «Детский сад №98 «Сказка», г. Петрозаводск. Воспитатель Сухова А. В.

Дидактическая игра «Застёжки»Аннотация: Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное...