консультац "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельностиия"
консультация
"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельностиия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 7.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей, в этот период развития, свойствены большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей. Обучению дошкольников математике отводится важное место.
В детском саду занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от возраста детей) в первой половине дня. Для наиболее лучшего усвоения материала эта работа должна проводиться не только на занятиях, но и во время образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Одна из важнейших задач воспитателя заключается в том, чтобы знания, приобретаемые детьми в процессе обучения на занятиях по математике, использовались в различных видах деятельности и в жизни.
Начальное обучение дошкольников математике осуществляется, в основном, во время непосредственно-образовательной деятельности.
Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считали, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.И. Скаткин и др.) отмечали, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем.
Изобразительная деятельность. В предметном рисовании, аппликации, лепки, перепередавая форму, размер предмета, дети применяют способы ее опознания зрением, осязанием, движением руки, называют геометрическую фигуру, которая напоминает данную форму (изображая рыбу, говорят, что она, как овал; рисуя передник – что он похож на прямоугольник, и т. д.)
Музыкальная деятельность. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. С помощью музыкального руководителя дети знакомятся с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх-вниз; с продолжительностью звуков (длиннее-короче), с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т.п.
Физическое развитие. На занятиях по физическому воспитанию дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т.д. В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т.д.)
Познавательное развитие. Ознакомление с природным окружением. Эти занятия также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях. Осознав текучесть, длительность времени, дети отмечают, как долго бывает светло в разные сезоны. При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом, отмечают последовательность действий. Во время экскурсий в природу, в парк или по городу закрепляется умение детей ориентироваться в пространстве. Собирая листья на участке, обращаем внимание детей на форму лепестков, их структуру, подсчитываем их количество. Заготавливая природный материал, дети собирают и складывают десятками шишки, желуди, камешки. Здесь закрепляется счет групп.
Познавательно-исследовательская деятельность. Упражняя детей в сооружении различных зданий из строительного материала и конструкторов, конструировании по рисункам, фотографиям, чертежам и схемам, по собственным зарисовкам, по предлагаемым условиям, по замыслу, по темам закрепляются представления детей о геометрических фигурах и формах. Это способствует развитию воображения, творчества, изобретательности, способности к нестандартным решениям.
Речевое развитие. Все действия и наблюдения детей не принесут желаемого результата, если не будут отражаться в речи. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц. На занятиях по обучению граммоте, дети считают сколько звуков, слогов в слове, сколько слов слов в предложении.
Математика присуствует в ходе режимных моментов, при накрывании на стол, правильно располагать их (справа от тарелки ложку, нож, слева вилку, посередине стола тарелку с хлебом, вазу с цветами и т. д.), удобно расставлять оборудование для занятий и т. д. Уходя на прогулку, считать взятые игрушки и приносить их в том же количестве. Приучать регулировать свою деятельность и поведение поможет развитое «чувства времени»: вовремя закончить одевание на прогулку, прием пищи, уборку со стола и др. Во время сбора на прогулку можно проводить соревнования: проследить с помощью часов (песочных), за какое время оденутся девочки (мальчики), кто из них потратит больше времени. В разнообразных сюжетно-ролевых играх также закрепляются пространственные, количественные и временные представления детей. Например, организуя сюжетно-ролевую игру «Супермаркет», «Кафе» или «Аптека» дети считают предметы, которые будут продавать, ставят к ним ценники (цифры), готовят денежные купюры, проводят манипуляции с ними. Для закрепления знаний о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размере предметов используются дидактические игры, которые можно предлагать детям и в совместной, и в самостоятельной деятельности. Например, парные картинки на количество и цифры, на размеры предметов и форму, на пространственное расположение предметов; предметное лото на форму, на счет; сюжетные картинки для узнавания времени года или части суток; математические диктанты и др. Занимательные дидактические игры не только способствуют закреплению известного детям материала, но и пробуждают любознательность, развивают подвижность ума, инициативу, самостоятельность мысли.
Взаимодействие с родителями. Работая с родителями по данному вопросу, необходимо обращать их внимание на то, что знания, которые дети получают в детском саду необходимо закреплять и дома, в повседневной жизни.
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.
Список использованной литературы
Леушина, А. М. Формирование количественных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1998. – 368 с.
Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 96 с.
Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М. Н. Петрова. – М. : Просвещение, 2005. – 326 с.
Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.
Полякевич, С. И. Организация занятий по математике в детском саду / С. И. Полякевич. – М. : Просвещение, 1997. – 165 с.
Тарунтаева, Т. В. Развитие количественных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. – М. : Просвещение, 2000. – 64 с.
Чеплашкина, И. И. Математика - это интересно. / И. И. Чеплашкина, Л. Ю. Зуева. – СПб : Детство-Пресс, 2004. – 53 с.
Михайлова, З. В. Занимательные задачи для дошкольников / З. В. Михайлова. – М. : Школьная пресса, 2002. – 125 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Закрепление и использование элементарных математических представлений старших дошкольников в различных видах деятельности и в жизни»
Практика применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективны...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Одной из составляющих образовательной области «Познания» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существен...

Консультация для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах деятельности »
Наша задача- дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия и, но и общие закономерности...

Консультации для воспитателей. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»
Консультации для воспитателей.«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»...