Родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Булынина Любовь Олеговна

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников.

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_mart.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Трудовое воспитание дошкольников»

Цель: объединение усилий родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников.

Задачи: обсудить с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться; познакомить с видами труда в детском саду, способствовать организации совместной со взрослыми трудовой деятельности; воспитывать желание трудиться.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Труд в быту в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины, завтраки-обеды и прочие дела – не перечислишь, так их много. Изо дня в день повторяется одно и то же, и никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Но и потому, что, в конечном счете, это не такие уж сложные дела. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем в них привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботится о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочка или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам помою посуду».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И неважно, кем станет ребенок, когда вырастет, - летчиком или поваром, рабочим или ученым. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

У детей непременно должны быть постоянные трудовые обязанности. Только при такой постановке вопроса труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности воспитывают важное качество – ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Конечно, мама гораздо быстрее подметёт пол, вымоет посуду, польет цветы. Но если это сделает шестилетняя Маша, то это полезнее и важнее для ребенка. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Она гордится своими умениями и радуется, когда мама в детском саду рассказывает, какая у нее дочка- помощница. Дети очень ревниво относятся к тому, если кто-нибудь вдруг начинает подметать пол или поливать цветы, они возмущаются: «Но это же мои дела! ».

Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но самостоятельно завершенная работа доставляет ему удовольствие. Надо фиксировать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи, надо разделить с ним его радость, не разочаровывать его критическими замечаниями, если даже работа выполнена не так хорошо, как ему кажется. Надо заботиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности. Иными словами, определить родительскую позицию, с которой надо воздействовать на ребенка, прививая ему любовь к труду. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает не сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное дело тяготит их. Иногда, это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания и наказания и поэтому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него.

Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро остывают и не доводят ничего до конца. Ясно, что к ним нужен особый подход, не такой, как в первом случае. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были трудными, и оценка результатов, которая служила бы поощрением. За одну и ту же работы одного можно похвалить, а другого нет.

Труд - является основным видом деятельности человека; эта деятельность, имеющая цель. В процессе труда человек затрачивает свои физические, психические возможности и каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. Труд- важнейшее средство воспитания.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

1.Самообслуживание.

Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить). Приучать относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, прическе. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

2.Хозяйственно - бытовой труд.

Закреплять умение поддерживать порядок в группе и на участке. Продолжать закреплять умение самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега. Закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой.

3.Труд в природе.

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе: поливать комнатные растения, протирать пыль с листьев, рыхлить почву. Осенью привлекать детей к сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок. Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам. Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады. Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

4.Художественный труд.

Работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги. Формировать умение использовать образец. Учить детей создавать объемные игрушки в технике оригами. Работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из шишек, косточек, веток, и других материалов.

Проблемный вопрос: - Как вы думаете, с каким видом деятельности  ребенок  сталкивается чаще всего в повседневной жизни? (после обсуждения родители  приходят к выводу, что с хозяйственно - бытовым)

Разберем ситуации:

1.Марину  забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается,  бабушка так и рвется ей помочь. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде. Как поступить в этой ситуации?

( Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

2.Андрюше  он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы. Как его заинтересовать?

( Использовать  стишки и потешки и при одевании)

3. На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т.п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

4. Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню. Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось? 

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и  непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один, ребенок растерялся

5. Илюша  с усердием натягивает колготы. Наконец-то после долгих усилий, колготы почти надеты, но наизнанку. Малыш конечно этого не замечает и продолжает их натягивать. Как помочь ребенку?   

(Обыграть ситуацию,  например, сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно)   

6. За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы как мама должна себя вести?

7. Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

(Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым.)                                                                                           

Дорогие родители, так как ваши дети трудятся в семье? Как они вам помогают?

 Что же могут делать наши дети дома?

• Убирать свои игрушки                                                                          

• Ухаживать за растениями 

• Ухаживать за домашними питомцами

• Помогать при уборке квартиры 

• Детям очень нравится помогать при мытье посуды 

• Накрывать на стол, особенно когда дома семейный праздник

• Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто для пирожков и пельменей)

Ребенок полюбит труд, если

• приобщать его к труду как можно раньше; 

• трудиться вместе с ним; 

• дать ему постоянное поручение; 

• поручать работу с достаточной нагрузкой; 

• показать общественную значимость труда.

Нельзя

• наказывать трудом;

• торопить ребенка во время трудовой деятельности;

• давать непосильные поручения;

• допускать отступления от принятых правил;

• забывать благодарить за помощь. 

«Продолжи пословицу»

Я говорю начало пословицы, поговорки, а вы ее продолжаете.

- Без труда - ........ ................ ( не вытащишь и рыбку из пруда.

- Какова пряха - ................. ......... ( такова и рубаха)

- Терпенье и труд - ...................... (все перетрут)

- Хочешь есть калачи – ............. (не сиди на печи)

- Труд человека кормит, - ........... (а лень портит)

- Меньше слов, ………………. (да больше дела)

- Газа страшатся, …………… ( а руки делают)

 -К чему душа лежит, …………… (к тому и руки приложатся)

- Что посеешь, …………(то и пожнешь)

Как  было уже сказано, родители должны прививать уважение к труду. Необходимо помнить родителям о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве. Это так же необходимо для формирования понятия Труд. Как рассказать ребенку о профессии?

План схема:

• Кто это (название профессии)

• Где работает

• Что делает

• Инструмент (как или чем делает, что использует)

• Чем нравится (отношение к делу)

• Зачем (какое значение имеет результат труда)

 Вот и подошло наше собрание к концу.

Когда рождаются дети, в доме исчезает: порядок, деньги, спокойствие, отдых — и приходит Счастье! Но какими будут наши дети, зависит от Вас самих.

Решение родительского собрания:

1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе по воспитанию советы воспитателя, особое внимание обратить на приобщение ребенка к народному прикладному искусству, опираясь на традиции наших предков.

3. Рассказать детям о своей профессии, сводить к себе на работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание"Трудовое воспитание" группа "Аистята" воспитатель Авсеевич И.М.

родительское собрание по трудовому воспитанию в семье, памятки для родителей, советы и рекомендации. анкета...

Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание в семье»

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на л...

Конспект родительского собрания" Трудовое воспитание в детском саду и дома" в старшей группе

Конспект собрания с анкетами для детей и родителей и советами по трудовому воспитанию....

Родительское собрание "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"

quot;Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"...

Родительское собрание "Трудовое воспитание дошкольников"в младшей группе

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребёнка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребёнка, его движения становятся увереннее...

Родительское собрание "Трудовое воспитание младших дошкольников"

Наиболее актуальным в младшем возрасте детей является трудовое воспитание. Труд - важнейшее средство  воспитания. Проблема  трудового  воспитания  дошкольников  решается...

Конспект родительского собрания «Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье»

Труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные  задатки и склонности ребенка....