Родительское собрание "Трудовое воспитание младших дошкольников"
презентация к уроку (младшая группа)
Наиболее актуальным в младшем возрасте детей является трудовое воспитание. Труд - важнейшее средство воспитания.
Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_mladshih_doshkolnikov.pptx | 849.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В июле 2020 года были утверждены изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам укрепления воспитательной составляющей системы образования. Усиление воспитательного компонента образовательной деятельности нашло отражение в новой редакции Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Согласно изменениям, с сентября 2021 года в основную образовательную программу дошкольного образования ДОО включены программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Направления воспитательной работы. 1. Духовно – нравственное воспитание 2. Патриотическое воспитание 3. Приобщение детей к культурному наследию 4. Гражданско-правовое воспитание 5. Физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, формирование основ безопасности. 6. Трудовое воспитание. 7. Экологическое воспитание. Наиболее актуальным в младшем возрасте детей является трудовое воспитание . Труд - важнейшее средство воспитания. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.
Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем. Ценность — труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию его нравственной стороны. Основная цель трудового воспитания младших дошкольников, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия. Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»). Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда. Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеем ли мы привить уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.
Задачи трудового воспитания младших дошкольников: Знакомить детей с профессиями тружеников, которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар). Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды. Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Основными видами труда детей младшего дошкольного возраста являются: самообслуживание - это трудовые действия ребенка, направленные на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры); хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который должен усвоить ребенок дошкольного возраста. Под этим видом труда для дошкольника понимается – помощь в уборке помещения, помощь в мытье посуды, помощь в стирке и т.д. Хозяйственно-бытовой труд у детей особо распространен в семье, т.к. там они с этим видом труда сталкиваются постоянно. ручной и художественный труд - это труд, который направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека (делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы) труд в природе. Дети с огромным удовольствием поливают цветы, сажают семена в землю, разрыхляют почву, ухаживают за животными и т.д.
КОМПОНЕНТЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль взрослого в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной.
Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), - «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».
К четырем годам ребенок может Еда Пить из чашки, е сть ложкой Сервировать стол, используя салфетки, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), тарелки, хлебницу Пользоваться ножом, десертной ложкой, вилкой Есть фрукты, мягкую и плотную пищу, десерт Ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы Помогать взрослому в уборке посуды со стола Раздевание Снимать шапку, шарф, варежки Снимать через голову, с нимать через ноги , с тягивать обувь Расстегивать «молнию », « кнопки» Раздеваться по четкому верному алгоритму Правильно складывать вещи, ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками Самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять Одевание Надевать шапку, шарф, варежки Надевать через голову Натягивать брюки Культурно-гигиенические навыки Мыть руки Пользоваться туалетом Умываться Чистить зубы Полоскать рот после еды Навыки самообслуживания у ребенка младшего дошкольного возраста
Основные средства и методы процесса формирования трудолюбия, используемые в д/саду: - Организованная образовательная деятельность ; - Совместная деятельность детей и взрослого в процессе режимных моментов в течение всего дня; - Наблюдения за трудом взрослых; - Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым - поручения; - Ознакомление с трудом взрослых ( Традиция «Наши гости»; экскурсии, где внимание привлекается к отдельным службам д/с, к труду сотрудников (повар, няня, медицинская сестра, дворник и др.) - Организация практических и проблемно – игровых ситуаций («Приготовление обеда» , «Поможем медвежонку», «Покатаем наших друзей», «Вылечу» и т.д.) ; - Инсценировки с игрушками, сюжетно – дидактические игры; - Образные игры – имитации , «Загадки-движения »; - Совместные беседы воспитателя с детьми, традиция «Круг добрых воспоминаний»; Собственный пример воспитателя; Мастер-классы для детей и родителей; Выставки работ совместного творчества; - Чтение художественной литературы, потешек, стихов. Во многих народных и авторских сказках подчеркивается, что трудолюбие – одна из главных добродетелей человека. Художественная литература о труде и лени для младших детей: «Гуси-лебеди», « Морозко », «Мороз Иванович», К.Чуковский «Айболит», К.И.Чуковский «Федорино горе», «Я сама», «Не мешайте мне трудиться», С.Михалков «Дядя Степа», Я.Л.Аким «Письмо Неумейке» и др. - Оформление страничек Портфолио «Чем могу - помогу»
Для формирования навыков самообслуживания в д/саду создаются необходимые условия: у каждого ребенка свое индивидуальное место для полотенца, свой горшок. Помощники воспитания КГН у детей – Чтение потешек. Словесные указания. Пример взрослых. Похвала детей. Алгоритмы умывания. В 3 года ребенка начинают приучать чистить зубы, полоскать рот после еды. Этому вы должны научить детей дома. Алгоритмы умывания «Потешки » «У каждого полотенца – свой домик» Игровая ситуация «Научим Зайку правильно и аккуратно умываться» Дети пользуются индивидуальным полотенцем, тщательно вытирают каждый пальчик, вешают его на место (в свою индивидуальную ячейку).
Дети могут раздеваться в определенной последовательности с небольшой помощью взрослого, раскладывать вещи по местам. Запомнить правильную последовательность раздевания и одевания на прогулку помогают наглядные картинки. «Каждой вещи – свое место» Д/и «Оденем куклу на прогулку» «Мы умеем раздеваться»
Дети 3-4 лет очень хотят участвовать в настоящих делах взрослого человека. Делая реальное дело, видя положительные результаты и пользу своего труда, малыш проникается особым чувством своей значимости и компетентности. Удовлетворить эту потребность можно с помощью организации совместной трудовой деятельности взрослого с детьми: педагог уступает часть своей работы детям, предлагая ее в виде различных поручений. «Поможем накрыть на стол: разложим чашки, ложки, салфетницы» «Полью цветочек» «Соберу мозаику»
Сюжетные игры Ставя перед собой цели труда, ребенок пока их реализует в своей сюжетной игре, воспроизведя простые операции с предметами и последовательности предметных действий «Куплю продукты, сварю обед и покормлю» «Шофер: веду машину»
Это происходит в процессе наблюдений за работой взрослых, экскурсий. Дети получают возможность удовлетворить свой интерес к тому, как взрослые выполняют различные профессиональные действия. В течение года организуются традиционные встречи «Наши гости» (пока отменены). В качестве гостей активно привлекаются не только сотрудники, но и родители. Эти встречи способствуют формированию представлений о деятельности людей (профессиональной и бытовой). Также эта работа ведется через рассматривание альбомов, оформление страничек Портфолио, виртуальные экскурсии, дидактические игры. Экскурсия на кухню Ознакомление с трудом взрослых Вы, родители, можете организовать экскурсии для своего ребенка за пределы д/сада. Там он может увидеть некоторые виды профессионального труда, связанного с услугами (врач, парикмахер, продавец), со строительством; узнать кто как называется, что делает, какие орудия в работе используют и их названия. Д/игры Альбомы
В д/саду есть традиция проведения мастер-классов для детей и родителей. К сожалению, из-за пандемии в настоящее время мы их временно не проводим. В процессе таких встреч решается много воспитательных задач, в том числе воспитывается интерес к средствам и способам практических действий, создается уникальная возможность для становления ручной умелости. Они помогают укрепить веру ребенка в свои силы, избавить малыша от огорчений по поводу его неудач. Мастер-класс «Новогодняя игрушка своими руками» Мастер-класс «Поделки способом квиллинг » Мастер-класс «Куколка из ниток»
Мастер-класс «Аппликация из круп»
Памятка для родителей Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка. Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения. Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать. Труду надо учить. Любовь к труду нужно прививать и воспитывать. Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнить всё спокойно, самостоятельно. Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит. Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка. В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример. Старайтесь использовать игровую ситуацию. Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя. Трудом нельзя наказывать. Помните. Ребенок как губка, все, что он видит и слышит, впитывается им мгновенно. Наблюдая за трудом взрослых, родителей, бабушек, дедушек, ребенок сам начинает принимать непосредственное участие в трудовом процессе. Ему хочется самому полить цветы, посадить семена, подрезать кусты, помыть посуду и пол и т.д. Взрослому необходимо набраться терпения, поощрять малыша, дать ему свободу действий и корректно поправлять его, если ребенок что-то делает неправильно. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование социально-личностного развития и воспитания младших дошкольников (2 младшая группа)
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному о...
Консультация для воспитателей " Дошкольник и экология" ( экологическое воспитание младших дошкольников)
консультация...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ"ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ"
Цели: - раскрыть перед родителями роль семьи в воспитании интересов и положительного отношения ребенка к природе; - рассмотреть методы и приемы воспитания у детей любви к природе. Подготовит...
Родительское собрание во 2 младшей группе "Экологическое воспитание младших дошкольников"
Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе....
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
Родительское собрание "Воспитание личности дошкольника"
Родительское собрание, апрель 2018...
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»
Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание младших дошкольников через ознакомление с родным краем»...