Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр Воскобовича (по итогам проекта)
проект (младшая группа)

Волкова Мария Леонидовна

   Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

   Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности закладываются в раннем детстве.

   Внедрение развивающих игр В. Воскобовича. Этому способствуют развивающие игры В. Воскобовича. Они интересны для детей, разнообразны по содержанию, включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности движений. Принципы, заложенные в основу этих игр, интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей 3-4 лет посредством

развивающих игр В.В. Воскобовича.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности закладываются в раннем детстве.

Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. Этот возраст характеризуется, как период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром. Всё что окружает малыша - игрушки, животные, растения и многое другое вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать. Роль взрослого в этом процессе заключается в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, поддерживать его любознательность. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Внедрение развивающих игр В. Воскобовича. Этому способствуют развивающие игры В. Воскобовича. Они интересны для детей, разнообразны по содержанию, включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребёнка в моторной активности движений. Принципы, заложенные в основу этих игр, интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными.

Я решила внедрить развивающие игры в практику. В младшем возрасте, для развития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.

На этой основе выделяются следующие задачи:

1. Формирование сенсорных эталонов через развивающую игру.

2. Развитие чувственных ощущений в процессе продуктивной деятельности.

3.Воспитание положительных эмоций, связанных с восприятием манипулирующими предметами.

Игры для детей очень интересны: они ярко оформлены, красочны. Дети с удовольствием с ними играют. Для развития сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста, я использую следующие развивающие игры Воскобовича и представляю игры, которые постоянно применяю на занятиях и вне занятий.

Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»

Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и сказок. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса.

Коврограф «Ларчик»

Пособие является универсальным, так как способствует  сенсорному развитию, развитию психических процессов (память,  внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей раннего возраста. В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.

 

«Квадрат Воскобовича 2-х и 4-хцветные»

Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения очень много. Это помогает научиться ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях, легко конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь схемой или собственным замыслом, что положительно влияет на развитие внимания, памяти, пространственного и логического мышления.

В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку, конверт.

«Чудо-крестики»

 Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу. Это влияет на развитие сенсорных способностей, умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.

«Фонарики»

Это эталоны форм. Например, игра «Зажги фонарик» может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет, и красный потух, зеленый загорелся. Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам. Тоже самой проделываем и с квадратом.

Развиваем сенсорные способности (размер, цвет и форма), используя разнообразные игры, конструирование по схемам, свободное конструирование, трафаретное рисование. Когда приступаем к конструированию, для детей раннего возраста используются схемы. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе.

«Лепестки. Ларчик»

С помощью занимательных и веселых игр, которые можно провести, используя пособие "Лепестки", я помогаю детям  с легкостью усвоить основные цветовые эталоны.

Игра "Лепестки" представляет собой набор из 8 разноцветных "лепестков": 7 цветов радуги + 1 белый. С помощью специальной контактной ленты, лепесточки, словно "репейник", крепятся на игровое поле из ковролина.

Игровой коврик можно положить на пол, а можно прикрепить к любой другой вертикальной поверхности, благодаря двум отверстиям по краям игрового коврика. К пособию прилагается небольшая инструкция с описанием основных игр.

На основе этих игр, после усвоения их ребенком, можно придумать большое число собственных игровых вариантов. Игра "Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка, а также формирует навык осмысленного выражения в речи пространственных понятий: "над", "под", "между", "рядом", "слева", "справа". И не только. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т.п.).

Используя развивающие игры из технологию «Сказочные лабиринты игры» я получила определённые результаты: дети стали более самостоятельными (сами стараются придумать и сложить свои фигуры, дают им названия). У них появилась усидчивость, улучшилась речь, они не испытывают особенных сложностей с усвоением основных цветовых эталонов, величины, геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Так как данная технология  способствует успешному сенсорному и познавательному развитию: 

- развитию мелкой моторики детей,

- развитию представлений детей о цвете и форме,

- развитию способности сопоставлять предметы и окружающую действительность, сопоставлять предметы и фигуры по величине.

- развитию логики, мышления, фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...

«Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В.В.Воскобовича»...

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...

Рекомендации для родителей «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»

laquo;Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам развивающих игр В.В.Воскобовича»...

«Овладение сенсорными эталонами детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Цель: закреплять умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету....

Педагогический познавательный проект по сенсорному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в простра...