Выступление на педагогическом совете «Традиции празднования государственных праздников как способ формирования исторической памяти у детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Боровская Надежда Владимировна
Традиции представляют собой совокупность обычаев, обрядов и ритуалов, которые передаются от одного поколения другому. Они формируют устойчивые модели поведения и мировоззрения, помогают сохранить связь времен и поколений. В контексте воспитания детей дошкольного возраста, традиции позволяют создать эмоционально насыщенную атмосферу, которая способствует развитию чувства принадлежности к своему народу и культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль дошкольного образования в формировании исторической памяти у детей к 80-летию

Введение

В рамках реализации основной образовательной программы нашего детского сада, написанной на основании федеральной образовательной программы дошкольного образования, я воспитываю  у детей уважение к культурным традициям страны, а также знакомлю с основными государственными символами и значимыми событиями. Воспитание подрастающего поколения в духе уважения к прошлому своей Родины является одной из ключевых задач современного образования. В этом контексте государственные праздники  стали для нас отличным поводом для организации различных мероприятий, направленных на развитие этих аспектов.

В дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к информации о мире вокруг них, а традиции и обычаи могут стать основой для их понимания истории своего народа. Именно поэтому формирование исторической памяти начинается с самого раннего возраста – в детском саду. Празднование государственных праздников помогает детям не только осознать важность этих событий, но и развить чувство патриотизма, гордости за свою страну и уважение к её культурным ценностям.

Основная часть

Значение традиций в воспитании детей

Традиции представляют собой совокупность обычаев, обрядов и ритуалов, которые передаются от одного поколения другому. Они формируют устойчивые модели поведения и мировоззрения, помогают сохранить связь времен и поколений. В контексте воспитания детей дошкольного возраста, традиции позволяют создать эмоционально насыщенную атмосферу, которая способствует развитию чувства принадлежности к своему народу и культуре.

Праздники, такие как День Победы, День народного единства, День России и другие государственные даты, становятся важными элементами образовательного процесса. Через участие в праздничных мероприятиях дети начинают понимать, что значит быть частью большого сообщества, осознают значимость тех или иных исторических событий.

Методы и формы работы с детьми

Для того чтобы праздник стал настоящим образовательным событием, я использую разнообразные методы и формы работы:

      1.Беседы и рассказы: Рассказывание историй о событиях, связанных с праздником, позволяет детям лучше понять его значение. Так в канун дня памяти и скорби, 22 июня,  я  рассказывала детям истории из жизни детей, переживших войну. О том, что дед Мороз в годы войны, в годы голода и разрухи, приносил в подарок детям не конфеты и игрушки, а   большую кастрюлю каши, о том, как люди стояли в очереди за хлебом и часто  его им не хватало.

 Во время подготовки таких праздников, как  день снятия блокады Ленинграда, 23 февраля, день Конституции  создаётся атмосфера радости и единства среди воспитанников детского сада, укрепляется связь между детьми, педагогами и родителями. С целью развития интереса  к истории и традициям родного края  и в рамках празднования юбилея района, провели совместную встречу с психолого-педагогическим классом МКОУ СОШ № 10 г. Бирюсинска, во время которой учащиеся школы рассказали нашим воспитанникам о достопримечательностях, истории и экономики Тайшетского района.

Важно выбирать доступные и интересные примеры, иллюстрирующие исторические факты.

      2.Творческая деятельность: Рисование, лепка, аппликация и другие виды продуктивной изобразительной деятельности дают возможность детям выразить свои впечатления и эмоции через художественное творчество. Например, на день Флага или день России мы рисовали флаг, на день семьи, любви и верности – ромашки,  на день Победы георгиевскую ленточку, салют,  делали открытки для детей Войны, гвоздики, на день Единства – рябину.  

      3.Музыкальное воспитание: Песни, стихи и танцы, связанные с праздниками, способствуют созданию атмосферы торжества и учат детей выражать свои чувства через музыку и движение.

      4.Театрализованные представления: Постановка небольших спектаклей или сценок позволяет детям глубже погрузиться в атмосферу праздника и почувствовать себя участниками исторического события.

      5.Экскурсии и выставки: Посещение Бирюсинского музея, библиотеки и площади Победы также играет важную роль в формировании исторической памяти. Дети получают возможность увидеть реальные артефакты и предметы, связанные с историей страны.

       6.Участие родителей: Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников помогает укрепить семейные связи и создает условия для совместного обсуждения значимых событий, помогает создать единую линию воспитания ребенка дома и в детском саду. Когда родители активно участвуют в мероприятиях, они лучше понимают, какие ценности и знания передаются детям, и могут продолжить эту работу дома. Совместное занятие может включать создание украшений, совместное изготовление костюмов, подготовку подарков и многое другое.

В качестве примера, предлагаю просмотреть видео с празднования дня народного Единства в 2024 году.обеды.

Заключение

Таким образом, празднование государственных праздников в детских садах является важным элементом образовательной программы, направленным на формирование исторической памяти у детей дошкольного возраста. Использование разнообразных методов и форм работы позволяет сделать этот процесс интересным и познавательным, а также способствует развитию у детей чувства патриотизма и уважения к своим корням.

рПредлагаю, данный материал принять к сведению, так как он может служить руководством для педагогов при организации работы по формированию исторической памяти у воспитанников детского сада. огли детям лучше понять значение Великой Победы.

Такой доклад будет полезен не только для воспитателей, но и для всех участников образовательного процесса, заинтересованных в сохранении исторической памяти и передаче духовного опыта новым поколениям.

Начало формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

Педагогический совет - деловая игра «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

В данном методическом материале обобщается опыт по формированию патриотических представлений дошкольников через ознакомление с малой Родиной, раскрывается актуальность проблемы патриотического воспита...

Выступление на педагогическом совете Д/С «Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».

laquo;Проблемы изучения и коррекции  задержки психического развития у детей  дошкольного возраста»....

Выступление на педагогическом совете «Влияние короткой подъязычной уздечки и аномалий прикуса на развитие речи детей дошкольного возраста».

Процесс овладения речью очень сложен и многогранен, поэтому,  ребенок не всегда может справиться самостоятельно с освоением правильных артикуляций основных звуков. Это происходит в силу различных...

Выступление на педагогическом совете. Тема: «Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Значение сенсомоторного развития ребенка-дошкольника трудно переоценить. Ведь именно дошкольный возраст особенно благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования органов...

Доклад для выступления на педагогическом совете. Тема: « Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Основная задача речевого развития дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их комм...