Конспект по шахматам "Путешествие по шахматной стране"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие для ознакомления детей с увлекаельной игрой - Шахматы!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 247»
Конспект
организованной образовательной деятельности с элементами
обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста
на тему:
«Путешествие по шахматной стране»
Разработала: воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 247»
Мамонова Т. А.
г. Нижний Новгород
2024 год
Цель: закрепление основных терминов и приемов игры в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- Повторить правило расположения шахматной доски между партнерами, понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», название шахматных фигур, правила их движения;
- Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
- Выработать навык решать простые шахматные задачи.
Развивающие:
- Развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ;
- Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.
- Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
- Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
- Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
- Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.
Активизация словаря: шахматная доска, белые поля, черные поля, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка.
Предварительная работа:
Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу».
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, флешка с музыкальным сопровождением, мультимедийная презентация, «чудесный мешочек». Настенная магнитная шахматная доска, магнитные шахматные фигуры, шахматные доски с комплектами фигур по количеству детей, разрезные шахматные фигуры, фишки по количеству детей. Ларец с загадками.
Методы и приёмы:
Словесные: вопросы проблемного и поискового характера, словесное поощрение, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей.
Наглядные: ИКТ, демонстрационный и раздаточный материал.
Игровые: организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровые упражнения.
Практические: продуктивная деятельность.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, а вы любите путешествие. А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).
– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? На ковре самолете.
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте возьмёмся за руки и скажем дружн:
На ковре самолете
Отправляемся мы в путь
Знания, смекалку, ловкость
Взять с собой не позабудь.
- А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! -1, 2, 3, …, 10 полетели…Ура! (Звучит музыка).
-Посмотрите, мы на месте в необычном городе.
Так, вокруг все оглядимся.
Разноцветия тут нет,
Только черно-белый цвет.
Клетки тут везде, квадраты,
Почему же так, ребята?
Как же она называется? («ШАХМАТНАЯ СТРАНА»)
Действительно, мы с вами попали в Шахматную страну. Вот и наша замечательная шахматная доска.
-А сколько клеток на шахматной доске? 64
- Как называются линии идущие с верху в низ? Вертикаль
- Как называются линии идущие с лево на право? Горизонталь
Но что же нас не встречает наша давняя знакомая Клеточка, которая всегда нас сопровождала на пути знакомства с шахматами? Может, что-то случилось? Попробуем тогда все узнать сами.
Игра «Расставь фигуры по адресам»
Воспитатель: Ребята, смотрите, перед городом ворота. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто поставит фигуры на их места.
Дети ставят фигуры на шахматную доску по их «адресу». Когда фигуры оказываются на своих местах открываются ворота.
Воспитатель: Добро пожаловать в Город Шахматных фигур. Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут Белые фигуры, на Черной улице – Черные.
- Ребята, но где же Клеточка?
Голос Клеточки.
-Чтобы спасти нашу дорогую Клеточку, вам придется применить все свои знания, ум и смекалку. Готовы ли вы встретиться с испытаниями?
II часть – задания.
1. Игра «Найди домик »
Воспитатель: Чтобы победить злого колдуна, надо быть очень внимательными. Вот вам первое задание - пройдите к шахматным доскам, которые стоят на наших столах и займите свои места возле них. Я буду называть название и номер дома, а вы круглыми фишками отмечать их на шахматных досках.
a1; a3; a5; d2; d4.
(После выполнения задания на слайде появляются правильные варианты ответов, дети сравнивают свои ответы.)
2. Игра «Собери картинку»
Внимательность мы вашу проверили. Но ведь чтобы справиться с колдуном, нужно быть еще и очень быстрыми. Вот вам следующее задание – игра «Собери картинку» (разрезанные фигуры лежат на столе у каждого ребёнка. Задача участников – правильно и быстро собрать фигуру.)
3. Игра «Чудесный мешочек».
Чтобы освободить Клеточку, нужно хорошо знать шахматные фигуры. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – игра «Чудесный мешочек» ( Воспитатель по очереди подходят к каждому ребёнку с «Чудесным мешочком», дети отгадывают фигуру на ощупь.)
Физкультминутка «Приветствие фигур»
Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность.
А теперь прошу:
- пешек – похлопать,
- слонов – потопать,
- коней– попрыгать,
- ладей – повернуться вокруг себя.
4. Игра “Шахматные загадки”.
Вот и настал самый опасный и ответственный момент. Чтобы победить злого колдуна, нужно отгадать загадки про шахматные фигуры из волшебного ларца. Какая будет отгадка, ту фигуру и нужно будет поставить на шахматную доску в начальном положении.
Я, как башня, велика…
Но я – не башня:
я – … (ладья!).
Где-то хобот потерял,
похудел и стройным стал.
И силен на поле он…
Потому что это… (слон!)
Не поймешь,
куда он скачет:
прыг, скок,
а следом вбок. (конь!).
Эта фигура любит свой цвет
И другого правила здесь нет:
Напротив, друг друга поставим их смелей.
Назови эту фигуру скорей! (ферзь)
Его все атакуют
С ним вступают в бой!
Он – главная фигура,
зовут его… (король)
Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.
(Пешка)
Голос Клеточки: Ребята, спасибо вам! Вы помогли освободиться из плена злого колдуна! За это примите в награду медали!
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры – Шахматы.
3. Подведение итогов:
Ну а теперь пора нам возвращаться в детский сад. Берёмся за руки. Садимся на ковер самолет, и в обратный путь.
-Ребята, давайте посчитаем! Только теперь обратный счет -10, 9, 8, …, 0 полетели…Ура! (звучит музыка).
Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего?
- Покажите ваше настроение. (рефлексия)
Что особенно запомнилось? Что было трудным? Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»
Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...
Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....
Конспект НОД "В шахматной стране"
Конспект НОД по шахматам в ДОУ...

конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" шахматы "Приключение в шахматной стране"
коеспект занятия по обучению детей элементарной игре в шахматы расчитанно для группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет....

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»
laquo;Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна
МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...