Конспект по шахматам "Путешествие по шахматной стране"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мамонова Татьяна Алексеевна

Занятие для ознакомления детей с увлекаельной игрой - Шахматы!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 247»

Конспект

организованной образовательной деятельности с элементами

обучения детей игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Путешествие по шахматной стране»

                                                                                         Разработала: воспитатель

                                                                                 МБДОУ «Детский сад № 247»

                                                                                  Мамонова Т. А.

г. Нижний Новгород

2024 год

Цель: закрепление основных терминов и приемов игры в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить правило расположения шахматной доски между партнерами, понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ», название шахматных фигур, правила их движения;
  • Обобщить и систематизировать у детей знания о шахматных фигурах, способах их передвижения по шахматной доске.
  • Выработать навык решать простые шахматные задачи.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышления, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ;
  • Упражнять в узнавании шахматных фигур на ощупь и по способу их передвижения по шахматной доске.
  • Развивать ориентировку на плоскости шахматной доски.
  • Активизировать мыслительную деятельность, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки работы в коллективе, уверенность в своих силах.
  • Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.
  • Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.

Активизация словаря: шахматная доска, белые поля, черные поля, вертикаль, диагональ, горизонталь, шахматные фигуры : король, ферзь,  конь, слон, ладья, пешка.

Предварительная работа: 

Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключения в Шахматной стране», чтение сказок о происхождении шахматной игры, ознакомление с шахматной доской, шахматными фигурами, решение простейших шахматных комбинаций, дидактические игры «Назови фигуру», «Чьи следы?», «Реши шахматную задачу».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, флешка с музыкальным сопровождением, мультимедийная презентация, «чудесный мешочек».  Настенная магнитная шахматная доска, магнитные шахматные фигуры, шахматные доски с комплектами фигур по количеству детей, разрезные шахматные фигуры, фишки по количеству детей. Ларец с загадками.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы проблемного и поискового характера, словесное поощрение, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей.

Наглядные: ИКТ,  демонстрационный и раздаточный материал.

Игровые:  организационный момент, использование сюрпризных моментов, игровые упражнения.

Практические: продуктивная деятельность.

                                          Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, а вы любите путешествие. А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).

– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? На ковре самолете.

Воспитатель: Прежде чем мы отправимся в путь, давайте возьмёмся за руки и скажем дружн:  

     На ковре самолете

     Отправляемся мы в путь

     Знания, смекалку, ловкость

     Взять с собой не позабудь.

- А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем!  -1, 2, 3, …, 10 полетели…Ура! (Звучит музыка).

-Посмотрите, мы на месте в необычном городе.

Так, вокруг все оглядимся.

Разноцветия тут нет,

Только черно-белый цвет.

Клетки тут везде, квадраты,

Почему же так, ребята?

Как же она называется? («ШАХМАТНАЯ СТРАНА»)

Действительно, мы с вами попали в Шахматную страну. Вот и наша замечательная шахматная доска.

-А сколько клеток на шахматной доске? 64

- Как называются линии идущие с верху в низ? Вертикаль

- Как называются линии идущие с лево на право? Горизонталь

 Но что же нас не встречает наша давняя знакомая Клеточка, которая всегда нас сопровождала на пути знакомства с шахматами? Может, что-то случилось? Попробуем тогда все узнать сами.

 Игра «Расставь фигуры по адресам»

Воспитатель: Ребята, смотрите, перед городом ворота. Пройти в эти ворота сможет лишь тот, кто поставит фигуры на их места.

Дети ставят фигуры на шахматную доску по их «адресу». Когда фигуры оказываются на своих местах открываются ворота.

Воспитатель: Добро пожаловать в Город Шахматных фигур. Отныне вы не просто его гости, а самые настоящие жители. На Белой улице живут Белые фигуры, на Черной улице – Черные.

- Ребята, но где же Клеточка?

Голос Клеточки.

-Чтобы спасти нашу дорогую Клеточку, вам придется применить все свои знания, ум и смекалку. Готовы ли вы встретиться с испытаниями?  

II часть – задания.

1.  Игра «Найди домик » 

Воспитатель: Чтобы победить злого колдуна, надо быть очень внимательными. Вот вам первое задание - пройдите к шахматным доскам, которые стоят на наших столах и займите свои места возле них. Я буду называть название и номер дома, а вы круглыми фишками отмечать их на шахматных досках.

a1; a3; a5; d2; d4.

(После выполнения задания на слайде появляются правильные варианты ответов, дети сравнивают свои ответы.)

2. Игра «Собери картинку»

Внимательность мы вашу проверили. Но ведь чтобы справиться с колдуном, нужно быть еще и очень быстрыми. Вот вам следующее задание – игра «Собери картинку»  (разрезанные фигуры лежат на столе у каждого ребёнка.  Задача участников  – правильно и быстро собрать фигуру.)

3. Игра «Чудесный мешочек».

Чтобы освободить Клеточку, нужно хорошо знать шахматные фигуры. А вы их знаете? Сейчас проверим. Вот вам испытание – игра «Чудесный мешочек» ( Воспитатель  по очереди подходят к  каждому ребёнку с «Чудесным мешочком», дети отгадывают фигуру на ощупь.)

Физкультминутка «Приветствие фигур»

Все фигуры (дети) встали в круг. Проверим вашу внимательность и доброжелательность.

А теперь прошу:

- пешек – похлопать,

- слонов – потопать,

- коней– попрыгать,

- ладей – повернуться вокруг себя.

4. Игра “Шахматные загадки”. 

Вот и настал самый опасный и ответственный момент. Чтобы победить злого колдуна, нужно отгадать  загадки про шахматные фигуры из волшебного ларца. Какая  будет отгадка, ту фигуру и нужно будет поставить на шахматную доску в начальном положении.

Я, как  башня, велика…

Но я – не башня:

я – … (ладья!).

Где-то хобот потерял,

похудел и стройным стал.

И силен на поле он…

Потому что это… (слон!)

Не поймешь,

куда он скачет:

прыг, скок,

а следом вбок. (конь!).

Эта фигура любит свой цвет

И другого правила здесь нет:

Напротив, друг друга поставим их смелей.

Назови эту фигуру скорей! (ферзь)

           Его все атакуют

           С ним вступают в бой!

         Он – главная фигура,

         зовут его… (король)

Она маленький солдат,

Храбрый и отважный,

Ход в две клеточки она

Делает однажды.

(Пешка)

Голос Клеточки: Ребята, спасибо вам! Вы помогли освободиться  из плена злого колдуна! За это примите в награду медали!

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы доказали, что являетесь настоящими любителями этой замечательной и очень полезной игры – Шахматы. 

3. Подведение итогов:

Ну а теперь пора нам возвращаться в детский сад.  Берёмся за руки. Садимся на ковер самолет, и в обратный путь.

-Ребята, давайте посчитаем! Только теперь обратный счет -10, 9, 8, …, 0 полетели…Ура! (звучит музыка).

Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего?

- Покажите ваше настроение. (рефлексия)

Что особенно запомнилось? Что было трудным? Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»

Конспект проведения НОД в старшей группе по шахматам.Тема: «Шахматная страна»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных матиматических представлений в подготовительной группе с элементами обучения детей в игре шахматы....

Конспект НОД "В шахматной стране"

Конспект НОД по шахматам в ДОУ...

конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие" шахматы "Приключение в шахматной стране"

коеспект занятия по обучению детей элементарной игре в шахматы расчитанно для группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет....

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...