проведения познавательно-исследовательской деятельности (опыты) по теме: «Опыты с водой»
материал (младшая группа)

Панкратова Ирина Сергеевна

Этот конспект поможет в  проведение познавательно-исследовательской деятельности (опыты с водой) 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_p-i_d.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ

 проведения познавательно-исследовательской деятельности (опыты)  

по теме: «Опыты с водой»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: совершенствование  представлений детей о свойствах воды через познавательно-исследовательскую деятельность (опыты)  

Задачи:

Образовательные: Продолжать работу по совершенствованию представлений детей о свойствах воды (растворимость веществ в воде, плотность)

Развивающие: Продолжать развивать наблюдательность, умение высказывать предположения, умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Словарная работа: лаборатория, поверхность, растворимость, опыт, экспериментирование.

Планируемые результаты: определяют гипотезу, наблюдают, умеют проводить опыты, делают выводы

Материалы и оборудование: фартуки, колбочки, вода, цветные краски, сахар, духи, песок, соль, растительное масло, бумажные цветочки, воздушные шарики с камешками, запись шума воды.  

Предварительная работа с детьми:  знакомство со свойствами воды (прозрачность, текучесть)

Подготовительная работа:

  • Подготовить рабочее место воспитателя
  • Расположить стульчики для детей возле столов
  • Продумать смену деятельности в течение  проведения опытов с водой
  • Предусмотреть переход в другую деятельность после проведения занятия
  • Подготовить необходимое оборудование для каждого ребенка, предварительно его проверить

Ход

Организационно-мотивационный этап:

(играет запись шума  воды)

Воспитатель: Ребята, что это шумит? Какая бывает вода? Что мы можем сделать с водой? А мы можем провести опыты, чтобы ответить на вопросы, которые нас волнуют? А вы знаете, что такое лаборатория?

Сегодня я предлагаю отправиться в лабораторию и побыть учеными

 И так, отправляемся. Вот мы и на месте.

А вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты?

Вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода?

Назовите уже известные вам свойства воды.

- Для чего нужна вода?

- Любую воду может пить человек?

- Я с вами согласна, вы хотели бы посмотреть, какая еще бывает вода?

- Хотите стать учеными, и поэкспериментировать?

- А что нам может понадобиться для экспериментов?

Дети:  (фартуки, колбочки, вода)

- Но кроме этого, нам с вами, еще понадобятся цветные краски, сахар, духи, песок, соль и бумажные цветочки.

- И так подходите к корзине, берите фартуки и надевайте их, а потом подходите к столу.

Основной этап:

Опыт №1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»

 Воспитатель: Первое задание: определить, чем может пахнуть вода?

- Как мы можем это определить?

(Даю два стакана с водой: один с чистой водой, второй с несколькими каплями духов.)

- Возьмите первый стакан и понюхайте воду в нем? Есть запах у этой воды? Почему?

- А теперь возьмите второй стакан и скажите, какой запах у этой воды? А почему он таким стал? Потому что добавили духи.

- Что мы можем сказать о воде?

Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.

- Мы уже знаем, что вода прозрачная. А что будет с водой, если в нее добавить краску? Проверим?

Берем два стакана с чистой водой. Один оставляем с чистой водой, а во второй добавляем краску.

Так, что мы можем сказать о воде? (Вода прозрачная, но если в один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили.)

Опыт №2: «Есть ли вкус у воды?»

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что вода может пахнуть и может приобрести тот цвет, который мы захотим.

- А можем мы дать воде вкус? Хотите проверить?

(Даю детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую.)

- Вот, посмотрите это чистая питьевая вода, которую мы пьем, попробуйте ее. Какая она?

- Сейчас добавьте в нее немного соли и попробуйте ее. Какой стала вода?

- Добавьте в воду сахар. Какой стала вода?

- Что мы скажем о воде?

Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №3: «Что растворяется в воде?»

Воспитатель: Чтобы узнать какой вкус у воды, мы добавили в нее сахар и соль. Что стало с этими веществами? (они растворились). А если мы добавим песок в воду, что будет, знаете? Попробуйте растворить в воде песок. Возьмите стакан с водой и добавьте в него песок. Что произошло?

Вода с песком стала мутной и грязной, соль и сахар растворились, стали невидимы в воде.

Теперь мы знаем, что соль и сахар растворяются в воде, а песок нет.

- Но если в воду добавить растительное масло. Что будет? Масло раствориться? Чтобы не гадать, мы это проверим. Смотрите, в воду добавляем масло, и оно образовало пленку. Значит, в воде вещества могут растворяться, оставлять осадок,  и могут образовывать пленку.

Опыт №4: «Шарики».

Воспитатель: Вы знаете, что может плавать на поверхности воды?

- А если, мы воздушный шар опустим в воду, он будет плавать или утонет? Хотите узнать? Есть два шарика с камешком внутри, один надутый, а второй – нет. Опускаем оба шарика в воду. Что происходить?  Надутый шарик плавает на поверхности, а не надутый опустился на дно. Почем это произошло? Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть.

Опыт №5: «Цветы лотоса».

Воспитатель: Как думаете, что будет с бумагой, если ее пустить в воду? А верите в то, что цветы из бумаги в воде распускаются? Хотите узнать? Возьмите цветы, опустите на поверхность воды и подождите. Что происходит?

Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться.

Заключительный этап:

- Что мы узнали нового о воде?

- Вам понравилось проводить опыты?

- Какой опыт вам понравился больше? Почему?

- В следующий раз мы знаем еще что-нибудь новое.

А сейчас помогите мне навести порядок.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

"Братский педагогический колледж

КОНСПЕКТ

познавательно-исследовательской деятельности

по теме «Свойства воздуха»

в старшей группе

 База практики:

 Дата проведения:

 Дата заверки:

 Руководитель практики:

Оценка за проведение:

Составила:

 студентка группы

специальности 44.02.04

Специальное дошкольное образование

ФИО 

2019г

Образовательная область: «Познавательное  развитие»

Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Задачи:

Образовательные задачи:

Продолжать формировать представления о воздухе, дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; 

Развивающие задачи:

Развивать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение  выказывать предположения

 Воспитательные задачи:

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:  прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.

Предварительная работа: наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки (по количеству детей); салфетки бумажные (по количеству детей);;духи; ватные шарики; глубокие прозрачные тарелки.

Подготовка к проведению занятия

  • Подготовить рабочее место воспитателя
  • Расположить стульчики для детей возле столов
  • Продумать смену деятельности в течение  проведения опытов с воздухом
  • Предусмотреть переход в другую деятельность после проведения занятия
  • Подготовить необходимое оборудование для каждого ребенка, предварительно его проверить

Ход

Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, однажды я к вам шла на практику в садик, на улице был такой сильный ветер и воздух был такой холодный. Ели как к вам дошла, замерзла вся. А вы знаете, что такое воздух?

 Скажите, пожалуйста, а воздух везде?

Я слышала такую половицу «Воздух словами не наполнить», а что это значит ребята?

Воспитатель: И так мы с вами выяснили, что  воздух это то, чем мы дышим. Где мы его берем? Верно, он вокруг нас. Воздух есть везде. Не верите? Он есть даже в этих стаканах. Давайте подойдем к нашим рабочим местам и проведем некоторые опыты вместе.

Опыт 1.

Воспитатель: А как вы думаете, попадет ли воздух в стакан, если его перевернуть?

Давайте вы попробуете сами провести этот эксперимент.

Таня бери стакан и опускай его в воду, что стало?

Что произошло ребята?

Дети: Вода не попала внутрь.

А почему так получилось, как вы думаете?

Дети: это воздух не дает попасть воде в стакан.

Именно так, воздух есть везде и мы в этом убедились.

Опыт 2.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята можно ли поймать воздух?

А как можно это делать?

А я предлагаю вам попробовать  поймать воздух с помощью пакетов.

Возьмем пакеты. Какие они?

Попробуем поймать воздух пакетами. Что стало с пакетами?

Какие пакеты были, какие стали! Что там? Мы, видим воздух?

Ребята, а что нам удалось сейчас сделать?

Дети: удалось поймать воздух и  узнать, что воздух не виден.

Опыт 3.

Воспитатель: Как вы думаете, движется ли воздух?

А как это можно проверить, может, кто-то знает?

Возьмем комочек ваты и положим на ладонь. Быстро выдохнем на него воздух. Что произошло? Комочек упал – мы на него подули.

А где вы еще видели, чтоб воздух двигался?  

Дети: когда ветер дует, мельница работает от движения ветра и тд.

Ребята, а что мы в этом опыте узнали?

Дети: что воздух движется.

 Опыт 4.

Воспитатель: А как вы думаете, воздух тяжелый или лёгкий?

А как вы думаете, как это можно проверить?

А давайте попробуем узнать с помощью воды и трубочек. Берем трубочки, опускаем трубочки в стакан с водой. Выдохнем воздух через трубочку. Что мы видим?  Пузырьки это тот же воздух. Что с ними?

Дети: Поднялись.

Значит воздух, какой, ребята?

Дети: воздух легкий.

Опыт 5.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах?

А сейчас мы это проверим, закройте глазки. (брызгаю духами).

Что произошло? Мы дышим воздухом , и воздух может передавать запах различных предметов. Запахи бывают приятные и не приятные. Какие, запахи нравятся вам?

Значит, все-таки воздух может передавать запахи?

Опыт 6.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен ли нам воздух?

А для чего нам нужен воздух?

А как можно это проверить?

 А давайте закроем ротики и зажмем носики пальчиками. Что случилось? Дети: Без воздуха мы не можем дышать, а значит и жить.

Ну, так что, воздух нам нежен или нет?

Дети: Нужен. Без воздуха мы не можем жить и дышать.

А только людям необходим воздух, как вы думаете?

Действительно, без воздуха не могут жить все живые существа.- Животные, птицы, рыбы, деревья и проч. И конечно мы - люди. Поэтому нужно беречь всю природу, не загрязнять окружающую среду. И тогда мы не будем болеть, а будем здоровы.

Итог: Что мы узнали о воздухе? (ответы детей)

Вы такие молодцы, замечательно справлялись с экспериментами, нам  вами удалось полностью разобраться, что же такое воздух и для чего он нам нужен.

А теперь давайте зарисуем в альбом то, что мы узнали о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Продемонстрировать   некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"

Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...

Фото отчёт о проведении познавательно - исследовательской деятельности с водой "Цветные сосульки"

Все дети очень любят экспериментировать, мои малыши не исключение. Поэтому они с интересом проводили опыты с водой....

Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".

Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов....

Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе. Опыты с водой

Подбор иллюстрированных алгоритмов "Исследование воды", "Сойства воды", "Вкус воды", "Что растворяется в воде", "Правила безопасности при проведении эспери...

Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».

Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...