проведения познавательно-исследовательской деятельности (опыты) по теме: «Опыты с водой»
материал (младшая группа)
Этот конспект поможет в проведение познавательно-исследовательской деятельности (опыты с водой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
проведения познавательно-исследовательской деятельности (опыты)
по теме: «Опыты с водой»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: совершенствование представлений детей о свойствах воды через познавательно-исследовательскую деятельность (опыты)
Задачи:
Образовательные: Продолжать работу по совершенствованию представлений детей о свойствах воды (растворимость веществ в воде, плотность)
Развивающие: Продолжать развивать наблюдательность, умение высказывать предположения, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Словарная работа: лаборатория, поверхность, растворимость, опыт, экспериментирование.
Планируемые результаты: определяют гипотезу, наблюдают, умеют проводить опыты, делают выводы
Материалы и оборудование: фартуки, колбочки, вода, цветные краски, сахар, духи, песок, соль, растительное масло, бумажные цветочки, воздушные шарики с камешками, запись шума воды.
Предварительная работа с детьми: знакомство со свойствами воды (прозрачность, текучесть)
Подготовительная работа:
- Подготовить рабочее место воспитателя
- Расположить стульчики для детей возле столов
- Продумать смену деятельности в течение проведения опытов с водой
- Предусмотреть переход в другую деятельность после проведения занятия
- Подготовить необходимое оборудование для каждого ребенка, предварительно его проверить
Ход
Организационно-мотивационный этап:
(играет запись шума воды)
Воспитатель: Ребята, что это шумит? Какая бывает вода? Что мы можем сделать с водой? А мы можем провести опыты, чтобы ответить на вопросы, которые нас волнуют? А вы знаете, что такое лаборатория?
Сегодня я предлагаю отправиться в лабораторию и побыть учеными
И так, отправляемся. Вот мы и на месте.
А вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты?
Вы узнаете, отгадав загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде и ее свойствах. Что такое вода?
Назовите уже известные вам свойства воды.
- Для чего нужна вода?
- Любую воду может пить человек?
- Я с вами согласна, вы хотели бы посмотреть, какая еще бывает вода?
- Хотите стать учеными, и поэкспериментировать?
- А что нам может понадобиться для экспериментов?
Дети: (фартуки, колбочки, вода)
- Но кроме этого, нам с вами, еще понадобятся цветные краски, сахар, духи, песок, соль и бумажные цветочки.
- И так подходите к корзине, берите фартуки и надевайте их, а потом подходите к столу.
Основной этап:
Опыт №1: «Чем пахнет вода и какого цвета?»
Воспитатель: Первое задание: определить, чем может пахнуть вода?
- Как мы можем это определить?
(Даю два стакана с водой: один с чистой водой, второй с несколькими каплями духов.)
- Возьмите первый стакан и понюхайте воду в нем? Есть запах у этой воды? Почему?
- А теперь возьмите второй стакан и скажите, какой запах у этой воды? А почему он таким стал? Потому что добавили духи.
- Что мы можем сказать о воде?
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.
- Мы уже знаем, что вода прозрачная. А что будет с водой, если в нее добавить краску? Проверим?
Берем два стакана с чистой водой. Один оставляем с чистой водой, а во второй добавляем краску.
Так, что мы можем сказать о воде? (Вода прозрачная, но если в один стакан добавить краски, то она приобретет тот цвет, какую краску добавили.)
Опыт №2: «Есть ли вкус у воды?»
Воспитатель: Ребята, мы узнали, что вода может пахнуть и может приобрести тот цвет, который мы захотим.
- А можем мы дать воде вкус? Хотите проверить?
(Даю детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую.)
- Вот, посмотрите это чистая питьевая вода, которую мы пьем, попробуйте ее. Какая она?
- Сейчас добавьте в нее немного соли и попробуйте ее. Какой стала вода?
- Добавьте в воду сахар. Какой стала вода?
- Что мы скажем о воде?
Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №3: «Что растворяется в воде?»
Воспитатель: Чтобы узнать какой вкус у воды, мы добавили в нее сахар и соль. Что стало с этими веществами? (они растворились). А если мы добавим песок в воду, что будет, знаете? Попробуйте растворить в воде песок. Возьмите стакан с водой и добавьте в него песок. Что произошло?
Вода с песком стала мутной и грязной, соль и сахар растворились, стали невидимы в воде.
Теперь мы знаем, что соль и сахар растворяются в воде, а песок нет.
- Но если в воду добавить растительное масло. Что будет? Масло раствориться? Чтобы не гадать, мы это проверим. Смотрите, в воду добавляем масло, и оно образовало пленку. Значит, в воде вещества могут растворяться, оставлять осадок, и могут образовывать пленку.
Опыт №4: «Шарики».
Воспитатель: Вы знаете, что может плавать на поверхности воды?
- А если, мы воздушный шар опустим в воду, он будет плавать или утонет? Хотите узнать? Есть два шарика с камешком внутри, один надутый, а второй – нет. Опускаем оба шарика в воду. Что происходить? Надутый шарик плавает на поверхности, а не надутый опустился на дно. Почем это произошло? Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть.
Опыт №5: «Цветы лотоса».
Воспитатель: Как думаете, что будет с бумагой, если ее пустить в воду? А верите в то, что цветы из бумаги в воде распускаются? Хотите узнать? Возьмите цветы, опустите на поверхность воды и подождите. Что происходит?
Бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться.
Заключительный этап:
- Что мы узнали нового о воде?
- Вам понравилось проводить опыты?
- Какой опыт вам понравился больше? Почему?
- В следующий раз мы знаем еще что-нибудь новое.
А сейчас помогите мне навести порядок.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
"Братский педагогический колледж
КОНСПЕКТ
познавательно-исследовательской деятельности
по теме «Свойства воздуха»
в старшей группе
База практики: Дата проведения: Дата заверки: Руководитель практики: Оценка за проведение: | Составила: студентка группы специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование ФИО |
2019г
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Задачи:
Образовательные задачи:
Продолжать формировать представления о воздухе, дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Развивающие задачи:
Развивать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение выказывать предположения
Воспитательные задачи:
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Предварительная работа: наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой, трубочки (по количеству детей); салфетки бумажные (по количеству детей);;духи; ватные шарики; глубокие прозрачные тарелки.
Подготовка к проведению занятия
- Подготовить рабочее место воспитателя
- Расположить стульчики для детей возле столов
- Продумать смену деятельности в течение проведения опытов с воздухом
- Предусмотреть переход в другую деятельность после проведения занятия
- Подготовить необходимое оборудование для каждого ребенка, предварительно его проверить
Ход
Организационно-мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, однажды я к вам шла на практику в садик, на улице был такой сильный ветер и воздух был такой холодный. Ели как к вам дошла, замерзла вся. А вы знаете, что такое воздух?
Скажите, пожалуйста, а воздух везде?
Я слышала такую половицу «Воздух словами не наполнить», а что это значит ребята?
Воспитатель: И так мы с вами выяснили, что воздух это то, чем мы дышим. Где мы его берем? Верно, он вокруг нас. Воздух есть везде. Не верите? Он есть даже в этих стаканах. Давайте подойдем к нашим рабочим местам и проведем некоторые опыты вместе.
Опыт 1.
Воспитатель: А как вы думаете, попадет ли воздух в стакан, если его перевернуть?
Давайте вы попробуете сами провести этот эксперимент.
Таня бери стакан и опускай его в воду, что стало?
Что произошло ребята?
Дети: Вода не попала внутрь.
А почему так получилось, как вы думаете?
Дети: это воздух не дает попасть воде в стакан.
Именно так, воздух есть везде и мы в этом убедились.
Опыт 2.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята можно ли поймать воздух?
А как можно это делать?
А я предлагаю вам попробовать поймать воздух с помощью пакетов.
Возьмем пакеты. Какие они?
Попробуем поймать воздух пакетами. Что стало с пакетами?
Какие пакеты были, какие стали! Что там? Мы, видим воздух?
Ребята, а что нам удалось сейчас сделать?
Дети: удалось поймать воздух и узнать, что воздух не виден.
Опыт 3.
Воспитатель: Как вы думаете, движется ли воздух?
А как это можно проверить, может, кто-то знает?
Возьмем комочек ваты и положим на ладонь. Быстро выдохнем на него воздух. Что произошло? Комочек упал – мы на него подули.
А где вы еще видели, чтоб воздух двигался?
Дети: когда ветер дует, мельница работает от движения ветра и тд.
Ребята, а что мы в этом опыте узнали?
Дети: что воздух движется.
Опыт 4.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух тяжелый или лёгкий?
А как вы думаете, как это можно проверить?
А давайте попробуем узнать с помощью воды и трубочек. Берем трубочки, опускаем трубочки в стакан с водой. Выдохнем воздух через трубочку. Что мы видим? Пузырьки это тот же воздух. Что с ними?
Дети: Поднялись.
Значит воздух, какой, ребята?
Дети: воздух легкий.
Опыт 5.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух имеет запах?
А сейчас мы это проверим, закройте глазки. (брызгаю духами).
Что произошло? Мы дышим воздухом , и воздух может передавать запах различных предметов. Запахи бывают приятные и не приятные. Какие, запахи нравятся вам?
Значит, все-таки воздух может передавать запахи?
Опыт 6.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, нужен ли нам воздух?
А для чего нам нужен воздух?
А как можно это проверить?
А давайте закроем ротики и зажмем носики пальчиками. Что случилось? Дети: Без воздуха мы не можем дышать, а значит и жить.
Ну, так что, воздух нам нежен или нет?
Дети: Нужен. Без воздуха мы не можем жить и дышать.
А только людям необходим воздух, как вы думаете?
Действительно, без воздуха не могут жить все живые существа.- Животные, птицы, рыбы, деревья и проч. И конечно мы - люди. Поэтому нужно беречь всю природу, не загрязнять окружающую среду. И тогда мы не будем болеть, а будем здоровы.
Итог: Что мы узнали о воздухе? (ответы детей)
Вы такие молодцы, замечательно справлялись с экспериментами, нам вами удалось полностью разобраться, что же такое воздух и для чего он нам нужен.
А теперь давайте зарисуем в альбом то, что мы узнали о воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс: Экспериментирование как форма проведения познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, картоном, магнитом, водой....

«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...

Конспект проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зоркие глазки"
Цель: формирование основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста Задачи: - расширять знания детей о строении глаза, его назначении и роли в жизни человека; - развивать познавательны...

Фото отчёт о проведении познавательно - исследовательской деятельности с водой "Цветные сосульки"
Все дети очень любят экспериментировать, мои малыши не исключение. Поэтому они с интересом проводили опыты с водой....

Краткая презентация к педчасу в детском саду на тему "Методика проведения познавательно – исследовательской деятельности с детьми".
Проведение опытов в детском саду становится нормой жизни - это путь ознакомления детей с окружающем миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов....

Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе. Опыты с водой
Подбор иллюстрированных алгоритмов "Исследование воды", "Сойства воды", "Вкус воды", "Что растворяется в воде", "Правила безопасности при проведении эспери...
Окрытое занятие по Познанию (ознакомление с миром природы):проведение познавательно-исследовательской деятельности во II младшей группе с детьми 3-4 лет (свойства льда). Тема: «Принцесса льдинка в гостях у малышей».
Цель: Формирование знаний о свойствах льда и навыков исследовательской деятельности. Задачи: Расширять знания детей о времени года – зима, зимних явлениях природы. Знакомить детей со с...