Формы работы с детьми в ДОУ для формирования духовно-нравственных ценностей
статья (подготовительная группа)

В нашем детском саду мы стремимся создать уникальное образовательное пространство, направленное на развитие духовно-нравственных качеств детей. Это пространство закладывает основы ценностей, которые будут влиять на личностное развитие ребенка в будущем. В атмосфере тепла и доброты используются разнообразные формы работы, позволяющие детям усваивать знания не только в традиционном понимании, но и через взаимодействие с окружающим миром. Важно подчеркнуть, что духовные ценности, такие как доброта, честность и уважение, становятся все более актуальными в условиях современного общества. Россия с ее многовековой историей и богатым педагогическим опытом обеспечивает основу для воспитания этих качеств, что отражается в воспитательной практике нашего детского сада.

Для формирования у детей духовно – нравственных ценностей мы используем следующие формы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с детьми в ДОУ для формирования духовно-нравственных ценностей

В нашем детском саду мы стремимся создать уникальное образовательное пространство, направленное на развитие духовно-нравственных качеств детей. Это пространство закладывает основы ценностей, которые будут влиять на личностное развитие ребенка в будущем. В атмосфере тепла и доброты используются разнообразные формы работы, позволяющие детям усваивать знания не только в традиционном понимании, но и через взаимодействие с окружающим миром. Важно подчеркнуть, что духовные ценности, такие как доброта, честность и уважение, становятся все более актуальными в условиях современного общества. Россия с ее многовековой историей и богатым педагогическим опытом обеспечивает основу для воспитания этих качеств, что отражается в воспитательной практике нашего детского сада.

Для формирования у детей духовно – нравственных ценностей мы используем следующие формы работы.

И первое, о чем хочется рассказать – это,  конечно же,  чтение сказок, рассказов, стихов. Ведь как ничто другое, а именно чтение сказок  играют важную роль в развитии ребенка. Они помогают детям понять, что такое дружба, взаимопомощь, уважение к старшим. Учат отличать хорошее от плохого и понимать, почему важно быть честным и справедливым, помогают развивать фантазию. 

В 21 веке взрослому сложно найти время почитать с ребенком. Но делать это важно и необходимо, даже не просто прочитать, а порассуждать вместе над ценностями из сказки – чему же она учит?

Все чаще дети сидят за смартфонами и получают информацию из любимого канала на ютуб, а не из книг. Именно поэтому родители часто жалуются на совсем другой внутренний мир детей, отсутствие чуткости и человечности.

К сожалению, родители сами понимают, что мало уделают времени и внимания своим детям.

 Мы решили помочь родителям и  детям сблизиться и лучше понимать друг друга. Ведь, обсуждая поступки героев сказок помогают раскрыть черты характера ребенка и родителю проще  понять и что-то скорректировать.

Для этого в нашем детском саду проводится такие конкурсы как: «Читающая семья», «Зимняя сказка», Конкурс чтецов», «Книжка – малышка».

В процессе ролевых игр дети получают возможность развивать социальные навыки, учась взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях. Эти игры позволяют им примерять на себя разные роли, что способствует пониманию точек зрения других людей и формированию эмпатии.

Например, в ролевых играх «Больница», «Больница для зерят», дети погружаются в мир, где они могут примерять на себя различные роли и взаимодействовать друг с другом, решают конфликты мирным путём и проявляют заботу о своих товарищах и братьях своих меньших в безопасной и творческой обстановке. Эта игра не только развлекает, но и способствует важным навыкам социального взаимодействия.

Творческие занятия способствуют развитию фантазии и креативности у детей. Рисование, лепка, музыка и танцы позволяют малышам выразить свои мысли, чувства и воображение.. Они учатся видеть мир по-своему и находить нестандартные решения проблем. Кроме того, занятия творчеством способствуют развитию самооценки и уверенности в себе у детей. Когда они видят, что их творческие усилия оцениваются и ценятся, это помогает им почувствовать себя успешными и важными.

Ребята успешно участвуют в конкурсах разного уровня  творческого характера и  получают высокие результаты.

Во время прогулок и экскурсий мы обращаем внимание детей на красоту природы, учим их заботиться о животных и окружающей среде. Мы рассказываем о разнообразии растений и животных, о значимости сохранения природы для будущих поколений. Дети учатся наблюдать, задавать вопросы, искать ответы самостоятельно. Экскурсии и посещение музея нашего города стимулируют интерес к окружающему миру, развивают наблюдательность и уважение к природе. Мы стремимся создать атмосферу уважения и заботы о живой природе, чтобы дети могли стать ответственными и внимательными гражданами нашей планеты.

Ежегодно в нашем детском саду проводится городская Научно – практическая коференция «Эколята – дошколята» Под руководством родителей и  педагогов изучают разные темы, смотрят фильмы, посещают музее, выставки, тем самым получая ответы на интересующие их вопросы.

Праздничные мероприятия, такие как «День знаний», «День психолгической разгрузки», «День матери»,«Новый год», «Колядки», «Хейро», «Масленица», «8 Марта», «День Победы», «День защиты детей»,  «Фестиваль Дружбы народов», позволяют детям приобщиться к культурным традициям нашей страны, почувствовать себя частью общества и укрепить чувство патриотизма. В такие дни дети веселятся, участвуют в концертах, праздничных мероприятиях, делают подарки и поздравления друг другу. Это время радости, уважения к истории и традициям, сплоченности и дружбы. Праздники помогают детям понять, как важно уважать и ценить свою страну, ее историю и достижения, а также общаться и взаимодействовать с окружающими.

Так же в нашем детском саду мы используем технологии «Дети-волонтеры», «Открытые двери», «Игровой час».  «Дети – волонтеры» с радостью помогают малышам одеться, подбирают им уютные и стильные наряды. Они также читают детям сказки, создавая атмосферу волшебства и уюта. Кроме того, ребята защищают проекты, помогая детям реализовывать свои идеи и мечты. Для детей-волонтеров это ценный опыт общения с малышами, развития терпимости и ответственности. Взаимодействие с детьми способствует формированию социальных навыков и умений. Дети-волонтеры становятся наставниками и друзьями для детей в детском саду, создавая теплую и дружескую атмосферу. Волонтерство в детском саду способствует взаимопониманию между разными поколениями и помогает детям в развитии личности и социальных навыков.

В рамках проектной деятельности. В соответсвии с системой педагогических условий духовно-нравственного воспитания для формирования эмоционального благополучия детей,  совместно с родителями воспитанников в группе создан  уголок психоэмоциональной разгрузки «Улыбочка». Который помогает преодолению эмоционального дискомфорта дошкольников, сплочению детского коллектива, формируетпозитивные отношения между детьми.

Родители воспитанников прняли активное участие в изготовлении необходимых атрибутов: связали всеми любимого «Барашка-обнимашка», коврики дружбы и злости, связали «Варежку - мирилку», «Мешочки настроений».

Но большой популярностью пользуется такой способ обратной свзяи родители-дети. Это «Коробочка добрых пожеланий» , которая стоит в приемной. Каждое утро родители пишут на листике добрые пожелания для своего ребенка и оставляют в коробочке. Когда проходит круговой сбор, дети переносят «Коробочку добрых пожеланий» в центр «Улыбочка» и с нетерпением ждут, когда воспитатель прочитает им теплое пожелание от родителей, которое даст заряд положительных эмоций и отличное настроение на целый день.

 Так же с интересом используем технологию «Проблемная педагогическая ситуация». «Если взрослый заболел», «Чужой в группе», «Безопасность», что позволяет  детям искать различные решения, делать выбор  и способы реализации поставленной проблемы.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мне пришла идея создать проект совместно с  учителем начальных классов  «Преемственность детского сада и школы» для эффективного развития духовно-нравственного воспитания детей. Ребята ходили на экскурсии в школу, проводили онлайн -конференции, участвовали в празднике ко «Дню учителя», в патриотическом конкурсе «Смотр стоя и песни», в краевой квест – игре «Финансовая грамотность».

А ученики,  в детском саду организовали малышам «Проводы Деда Мороза», показали сказку «Как помочь принцу», участвовали в поздравлении воспитателей  на «День дошкольного работника», пап ко «Дню защитника Отечества», загадывали загадки и просто приходили играть.

Все перечисленные формы работы направлены на то, чтобы помочь детям расти духовно богатыми и нравственно зрелыми личностями. Важно помнить, что формирование духовных ценностей начинается с самого раннего детства и требует внимания и заботы со стороны взрослых. Родители, учителя, духовные наставники играют важную роль в этом процессе, создавая условия для развития духовности и нравственности у детей. Важно уделять время общению, обучению духовным практикам, чтению духовной литературы, участию в общественных и благотворительных мероприятиях. Таким образом, мы сможем помочь детям стать более духовно богатыми и нравственно сильными личностями, способными принимать правильные решения и вносить позитивный вклад в общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на итоговом педсовете «Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»

Выступление на итоговом педсовете«Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»(из опыта работы)Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных обла...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию духовно-нравственных качеств.

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине, развитие интереса к  традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человек...

Работа с детьми второй младшей группы по духовно-нравственному воспитанию

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на перв...

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.

Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...

Выступление на педсовете на тему "Работа с детьми II младшей группы по духовно-нравственному воспитанию"

Задачи по духовно-нравственному воспитанию:- обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, друж...

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»

Из опыта работы «Формы работы с детьми и родителями по формированию основ экологической культуры»...