Занятие по социокультурным истокам в старшей группе 5-6 лет «Верность родной земле», занятие № 1.
план-конспект занятия (старшая группа)
Ребята познакомились социокультурной категорией "Вера". Ресурсный круг с делегированием способствует формированию собирательного образа защитника Земли Русской, подводит к пониманию того, что русский народ живёт Верой. Дошкольники познакомились с 3мя основными богатырями: Добрыней Никитичем, Ильёй Муромцем и Алёшей Поповичем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методическая разработка занятия на тему: «Верность родной земле» рассчитана на детский возраст 5-6 лет и составлена на основе программы «Социокультурные истоки» под редакцией профессора И.А. Кузьмина.
В современном мире все больше людей забывают о своем прошлом, они интересуются современными технологиями, идут в ногу со временем, но, к сожалению, не знают о традициях своего народа.
Но тот, кто не знает прошлого, тот не знает ни настоящего, ни будущего. Если родители сами не знают и не интересуются своими корнями, то и ребенка это также не будет интересовать. И сейчас настало самое время обратиться к истокам, где первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.
Занятие «Верность родной земле» разработано с целью дальнейшего наполнения детей социокультурной категории «Вера».
Защита Отечества и Верность ему начинаются с защиты своего родного дома, села, города, страны. Ребёнок осмысливает, в чём проявляется верность родной земле, какие качества нужны защитнику Отечества во все времена.
Задачами данного занятия являются: формирование у детей представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых, развитие связной речи , обобщение и закрепление знаний детей о делах и славе богатырей; умение рассуждать, приводить примеры из былин о геройстве богатырей, воспитание чувство гордости за защитников Родины и любови к родной земле.
Данное занятие по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, а все цели и задачи соответствуют всем пяти аспектам качества образования.
Межрегиональный фестиваль педагогических работников и образовательных организаций «Радуга истоков»
Номинация: Лучшая методическая разработка занятия или проектной деятельности духовно – нравственного направления»
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Группа: старшая (5-6 лет)
Парциальная программа: «Социокультурные истоки»
Автор: Серебрякова Виктория Вадимовна
Год создания методической разработки: 2024 г.
Год участия: 2025 г.
Содержание методической разработки:
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью), разработавшего конспект занятия: Серебрякова Виктория Вадимовна
Возрастная дошкольная группа: 5-6 лет.
Месяц проведения: сентябрь
Тема осваиваемой социокультурной (духовно-нравственной) категории: «Вера»
Тема и форма занятия: «Верность родной земле», занятие № 1.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: дальнейшее наполнение социокультурной категории «Вера».
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с социокультурной категорией «Вера».
Обобщить и закрепить знания детей о делах и славе богатырей;
Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего;
Способствовать пониманию дошкольниками значения «Верности родной земле» на примере жизни и славных дел богатырей.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения (умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению).
Развитие речи детей, активизация слов - богатырь, богатырская застава, доспехи (щит, меч, лук, стрелы, копье), обогащение образной стороны речи через характеристику образа русского богатыря (могучий, отважный, сильный, честный, непобедимый).
Воспитательные:
Вызвать желание рассуждать, приводить примеры из былин о геройстве богатырей;
Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.
Воспитывать любовь к родной земле.
Формы организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: ресурсный круг (с делегированием).
Оборудование или материал к ООД: аудио запись симфонии «Богатырская» А.П. Бородина; конверт с посланием от богатырей; картина В.М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации со снаряжением для богатыря; книга для развития детей 5-6 лет №1 «Верность родной земле».
Предварительная работа по плану интеграции: знакомство с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» из книги №1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»; дидактическая игра «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины»; чтение фрагмента стихотворения И.С. Никитина «Русь»; разучивание пословиц и поговорок.
Ход ООД:
- Присоединение
Дети, воспитатель, родители сидят на стульчиках в круге.
(тихо звучит симфония «Богатырская» А.П. Бородина)
Воспитатель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками всем, кто рядом с нами.
Ребята, к нам сегодня пришло письмо. А кто его написал отгадайте.
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко- зорко наблюдал!
Русь- матушку защищал.
Дети: Богатырь.
Воспитатель: Верно! (читает письмо): «Дорогие наши дети, просим вас рассказать всем взрослым о подвигах и делах наших, чтобы не забывал народ русский о делах богатырских».
Ребята, поможем богатырям?
Дети: Да
Воспитатель: прежде всего, нам нужно помнить о богатырях русских и делах их славных!
Воспитатель: Дети, а кто такие богатыри?
Дети:- Богатыри - это воины, защитники нашего Отечества.
Воспитатель: Согласна. Богатыри – это воины, защитники нашей Родины. Откуда вы узнали о них?
Дети: Из былин мы узнали о богатырях.
Воспитатель: Все верно, из былин мы узнаем о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина?
Дети: Былина – это, история о богатырях.
Воспитатель: Слово былина произошло от слова быль - это то, что было когда-то давно.
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения
Да про подвиги богатырские.
В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелегкой на Руси. Богатыри очень много работали, тренировались, от того и были сильными, могучими. И каждый раз вставали на защиту своей земли. Герои-богатыри сделали целью своей жизни - служить своей Родине-Руси.
Назовите, пожалуйста, основных богатырей былин?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Воспитатель: Всех ли богатырей вы назвали, мы сейчас проверим (рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»).
Воспитатель: Про кого первая былина?
Дети: Про Илью Муромца.
Воспитатель: Почему Илью прозвали Муромец?
Дети: Он родился в славном городе Муроме, в селе да Карачарове.
Воспитатель: Как вы понимаете, что значит сиднем сидел?
Дети: У него не двигались руки, ноги, у него не было сил.
Воспитатель: Правильно! Расскажите, что же произошло однажды?
Дети: Пришли странники, угостили его напитком медвяным и у Муромца появились силы.
Воспитатель: Да, вы правы Илья Муромец стал другим, не понадобилась ему больше забота и уход. Но не забыл он добро! Скажите, как поступил Илья Муромец перед дорогой?
Дети: Илья Муромец помог родителям на работе убрать пеньки, пока они отдыхали. Еще Илья Муромец просил у родителей благословения перед дорогой.
Воспитатель: Про какого богатыря вы узнали во второй былине?
Дети: Про Добрыню Никитича.
Воспитатель: Верно! Как называется эта былина?
Дети: «Добрыня Никитич и змей».
Воспитатель: Кого победил Добрыня Никитич?
Дети: Змея о двенадцати хоботах.
Воспитатель: Да, правда! Что помогло ему победить Змея Горыныча?
Дети: Сила, храбрость и голос из-под небес: «Побейся 3 раза.»
Воспитатель: Правильно. Кого защитил русский богатырь Добрыня Никитич?
Дети: Русский народ, родную землю.
Воспитатель: О каком богатыре мы еще прочитали?
Дети: Об Алеше Поповиче.
Воспитатель: Что помогло Алеше победить Тугарина Змеевича?
Дети: Ему помогла храбрость и молитва о том, чтоб пошел дождь. Всё вышло по молитве, Туча дождевая намочила крылья коня Тугарина, и он упал на землю.
Воспитатель: Правильно. В давние времена, после боя богатыри любили играть на музыкальных инструментах и песни петь, сейчас я вам предлагаю тоже поиграть.
Физкультминутка: «Богатыри» (встаем в круг)
Богатырь – вот он каков: (изображают силача)
Он силен, он здоров,
Он из лука стрелял, (имитируют движение)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко, зорко наблюдал,
Подрастет и мы, смотри. (поднимаем руки высоко вверх).
Будем как богатыри.
Воспитатель: В боях богатырям необходимо было хорошее снаряжение, с которым любой враг богатырю не страшен, и они могут совершать подвиги.
Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в поход».
Воспитатель: Помогите богатырю добраться до поля сражения и собрать необходимое снаряжение для битвы: шлем, копье, булава, палица, лук, меч и конь, а так же «лишние предметы» - танк, шинель, автомат, бинокль, пушка.
(Дети делятся на группы; выбирают иллюстрации со снаряжением для богатыря).
- Активное занятие
Ресурсный круг
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам, дорогие родители, и вам, ребята, образовать два круга. Дети сядут во внутренний круг, а мы с вами образуем внешний круг.
Взрослые и дети образуют два круга.
Воспитатель: Ребята, какими качествами обладают богатыри?
Дети по кругу, слева направо, высказывают свои суждения на вопрос «Чем вы хотите быть похожи на русских богатырей?»
Воспитатель обобщает все высказывания детей, называя лучшие качества богатырей (Отважный, мужественный, сильный, смелый, храбрый, бесхитростный, удалый, верный, миролюбивый, честный, преданный, могучий, здоровый, правдивый, надежный, твердый в слове).
Воспитатель: Молодцы! Вот какими качествами обладали русские богатыри. Спасибо, вам, ребята, за помощь. Много вы знаете о богатырях
русских!
Воспитатель: Дети, почему богатыри так поступали?
Дети: Они любили свою землю, родителей, людей.
Воспитатель: Отлично, поэтому и завещали всем людям, живущим на русской земле поступать так же, как и они. Давайте вспомним что именно говорили богатыри!
Дети: Защищать свою родину, беречь её; защищать слабых бедных стариков, детей; быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными; любить свой народ, свою страну, родную землю.
- Рефлексия
Воспитатель:- Что вы узнали о жизни и подвигах Ильи Муромца? Что помогало славным богатырям защищать родную землю? На кого из славных богатырей вы хотите быть похожими? За что вы благодарны защитникам земли Русской?
Ответы детей.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, и вам, дорогие родители, за активное участие на нашем занятие!
В завершение нашего мероприятия предлагаю оформить страницу альбома «Славный могучий богатырь».
Список методических пособий:
- Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное – М.: Издательский дом «Истоки», 2016., под ред. И. А. Кузьмина, Л.П. Сильвестрова, с. 224.
- Истоковедение. Том 17. – М.: Издательский дом «Истоки», 2021, под ред. И. А. Кузьмина, О.С. Абрамовой, с. 216.
- «Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под ред. проф. РАЕН И.А. Кузьмина, с. 24.
- «Верность родной земле». Развитие речи». Книга 1 для развития речи детей дошкольного возраста (5-6 лет) под ред. проф. РАЕН И. А. Кузьмина, с. 24.
- «Верность родной земле». Альбом для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...
Конспект занятия по программе «Истоки» в старшей группе на тему «Верность родной земле»
Занятие по программе «Истоки»в старшей группена тему «Верность родной земле»...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе на тему "Доброе согласие"
Цели: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи:Образовательные:Продолжать формировать представления детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей распи...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Добрые дела»
Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» - это программа духовно-нравственного воспитания, направленная на приобщение детей и их родит...

Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком старшего дошкольного возраста по теме «Верность родной земле» по освоению духовно- нравственной категории «Вера» по программе «Социокультурные истоки»
Конспект совместной деятельности взрослого с ребенком (индивидуальная работа) с целью закрепления представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – з...