Мастер-класс «Оформление патриотического уголка в группе»
методическая разработка

Малай  Наталья Владимировна

Цели:

- Передача опыта и ознакомление воспитателей со значимостью организации работы с детьми по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

- Оформление патриотического уголка своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_oformlenie_patrioticheskogo_ugolka_v_dou.docx796.29 КБ

Предварительный просмотр:


Цели:

- Передача опыта и ознакомление воспитателей со значимостью организации работы с детьми по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

- Оформление патриотического уголка своими руками.

Ход мастер класс

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма.

Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе. Пропущенные через детское восприятие многие впечатления еще не осознаны им глубоко. Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда и правильно организованный нравственно-патриотический центр, который расположен в группе, где ребенок знакомится с информацией и в зоне свободного доступа пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, районе, селе, стране, ее столице, символике, праздниках государства, российской Армии.

Работая в центре, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу, селу и т.д. Одной из целей создания центра по краеведению является всестороннее изучение родного края. Изучение родного края – основа воспитания патриотизма и на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.

Особые формы работы просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы в дошкольном учреждении:

- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, к искусству, музыке, литературе;

- воспитывать уважение к культуре других народов;

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

- практические действия с предметами;

- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность.

Специально организованные центры в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

- целесообразность размещения «экспонатов», доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала.

Работа в таких центрах развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, пробуждая любовь к родному краю, России.

Как правильно оформить уголок патриотического воспитания?

Организация уголка патриотического воспитания проводится открыто – в этом процессе участвуют дети, родители и воспитатели. На воспитателях лежит организационная функция, они должны правильно составить план действий и контролировать, чтобы патриотический уголок побуждал чувство любви к Родине.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город, поселок, страну. Поэтому знакомство начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, обращаем внимание на окружающую природу.

- Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».

- Художественная литература: стихи о родном крае.

- Папки –передвижки с иллюстрациями: «На природе», «Растительный и животный мир края», «Наш край во все времена года».

- Рисунки детей и взрослых о себе, поселке, окружающей природе.

- Совместные работы из бросового и природного материала.

- Кукла в народном костюме.

Средний дошкольный возраст

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с городом, поселком, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

- Альбомы: «Наша семья», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», альбом «Моя Россия».

- Папки - передвижки: «Праздники нашего города, поселка».

- Листки активности «Мое настроение», «Моя улица», «Моя семья»

- Аудио и видеокассеты о природе родного края.

- Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города, поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувство гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города или села.

- Альбомы: «Наш детский сад», «Наша семья», «Наш город Россия»  (города, костюмы, песни, национальная кухня).

- Художественная литература (стихи, рассказы).

- Флаг, гербы и другая символика города, области, страны.

- Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Также проводятся выставки работ родителей и детей «Мы живем в ХМАО - Югре», «Моя Родина – Россия».

Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю:

1. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки.

2. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).

3. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)

4. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия».

Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)

5. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.

6. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).

7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)

8. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.

В наших группах созданы центры по краеведению, помогающие формированию патриотического воспитания и социально-коммуникативных отношений на разных возрастных этапах.

Патриотическое воспитание дошкольников - Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.

А сейчас я предлагаю проверить свои знания в области патриотического воспитания.

Для начала, на ваших столах лежат карточки, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению уже в мире считают символом России.

Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.

Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.

Предлагаю вам закончить мои фразы.

У нас с вами самая …большая страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным количеством… природных ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды.

Значит, пришло время выбрать новые символы России.

  1. Символика России. Президент, флаг, герб.
  2. Знаменитые люди. (Пушкин, Гагарин, Ломоносов)
  3. Чудеса России. (Озеро Байкал, Московский кремль, Родина-мать, Петергоф).

Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, я хотела бы вас познакомить с инновационным приёмом, который позволит добиться положительных результатов. Это

прием интерактивного голосования. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть

интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:

- активизируется активность каждого дошкольника;

- развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха);

- провести мониторинг знаний и интересов детей.

Регулярно обновляйте содержимое патриотического уголка, чтобы поддерживать интерес детей.

Активно привлекайте родителей к созданию и пополнению уголка материалами о семейных традициях и достижениях.

Используйте разнообразные формы подачи информации: стихи, песни, игры, чтобы сделать уголок увлекательным и доступным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление патриотического уголка в старшей группе

Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь свое личное».Все дело в одной, в очень важной закономерностинравственно-патриотическо...

Мастер-класс для родителей "Фоторамка своими руками" для оформления патриотического уголка в группе

Оформление семейно-патриотичекого уголка в нашей группе.Вот что у нас получилось!...

Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах

Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах...

Мастер класс для оформления ИЗО уголка

Моя группа называется "Гномики",  я стараюсь делать в нашей группе  оформление  с гномикам. Хочу Вам показать одно из них. ИЗО уголок с гномиком из фетра.1. Для это я взя...

Мастер-класс «Оформление патриотического уголка в группе»

Цели:- Передача опыта и ознакомление воспитателей  со значимостью  организации  работы с детьми по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.- Оформление патриотического уголка...

Оформление патриотического уголка в группе

Патриотическое воспитание — является важной частью становления будущей личности. Уважение семейных и народных традиций, чувство любви к Родине, гордости за свой народ и государство не даетс...