Мастер-класс «Оформление патриотического уголка в группе»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Цели:
- Передача опыта и ознакомление воспитателей со значимостью организации работы с детьми по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
- Оформление патриотического уголка своими руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oformlenie_patrioticheskogo_ugolka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №176 «Сказка»
Мастер-класс
«Оформление патриотического уголка
в группе»
Выполнил воспитатель
Елсукова Светлана Викторовна
Цели:
- Передача опыта и ознакомление воспитателей со значимостью организации работы с детьми по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
- Оформление патриотического уголка своими руками.
Слайд 2
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что человеком его надо воспитать».
В. А. Сухомлинский
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе. Пропущенные через детское восприятие многие впечатления еще не осознаны им глубоко. Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда и правильно организованный нравственно-патриотический центр, который расположен в группе, где ребенок знакомится с информацией и в зоне свободного доступа пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, районе, селе, стране, ее столице, символике, праздниках государства, российской Армии.
Работая в центре, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу, селу и т.д.
Одной из целей создания центра по краеведению является всестороннее изучение родного края.
Изучение родного края – основа воспитания патриотизма и на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.
Слайд 3
Особые формы работы просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, к искусству, музыке, литературе;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность.
Слайд 4
Специально организованные центры в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала.
Работа в таких центрах развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, пробуждая любовь к родному краю, России.
Как правильно оформить уголок патриотического воспитания?
Организация уголка патриотического воспитания проводится открыто – в этом процессе участвуют дети, родители и воспитатели. На воспитателях лежит организационная функция, они должны правильно составить план действий и контролировать, чтобы патриотический уголок побуждал чувство любви к Родине.
Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Слайд 5
Младший дошкольный возраст.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город, поселок, страну. Поэтому знакомство начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, обращаем внимание на окружающую природу.
•Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
•Художественная литература: стихи о родном крае.
• Папки –передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
• Рисунки детей и взрослых о себе, поселке, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Кукла в народном костюме.
Слайд 6
Средний дошкольный возраст
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с городом, поселком, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
•Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
•Папки - передвижки: «Праздники нашего города, поселка».
• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
• Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Слайд 7
Старший возраст
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города, поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувство гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города или села.
•Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика города, области, страны.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Также проводятся выставки работ родителей и детей “Мы живем в Кузбассе», “Моя Родина - Россия”.
Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.
Слайд 8
Основные направления работы — краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю:
1. Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки.
2. Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
3. Родная страна – карта России (хорошо, если это будет детская карта России, которая содержит необходимый материал. Рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности, природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента) различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т. п.)
4. Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.)
Слайд 9
5. Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
6. Духовно – нравственное воспитание – материал, дающий детям первоначальное представление о православии (это может быть подборка иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных особенностей, подбор открыток на тему «Русская икона», макет храма, детская Библия).
7. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания)
8. Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
В наших группах созданы центры по краеведению, помогающие формированию патриотического воспитания и социально-коммуникативных отношений на разных возрастных этапах.
Слайд 10- 11
Слайд – 12- 13 – 14- 15- 16-17
Патриотическое воспитание дошкольников… Просто это или сложно? Перед нами стоит задача эффективно и увлекательно проводить работу по данному, я бы сказала, сложному направлению. В основе этого лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превратились в пустой звук, важно чтобы у ребенка-дошкольника возник ёмкий образ Родины.
А сейчас я предлагаю проверить свои знания в области патриотического воспитания.
Для начала, на ваших столах лежат карточки, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который, по-вашему, мнению уже в мире считают символом России.
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Но мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.
Предлагаю вам закончить мои фразы. У нас с вами самая …большая страна в мире, с самой протяженной сухопутной… границей, с самым большим количеством… народностей, почти со всеми климатическими… зонами, с многообразной …флорой и фауной, с огромным количеством… природных ресурсов: ископаемых, запасов пресной воды.
Значит, пришло время выбрать новые символы России.
1. Символика России
Президент, флаг, герб.
2. Знаменитые люди
(Пушкин, Гагарин, Ломоносов)
3. Чудеса России
(Озеро Байкал, Московский кремль, Родина-мать, Петергоф).
Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, я хотела бы вас познакомить с инновационным приёмом, который позволит добиться положительных результатов. Это прием интерактивного голосования. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха);
• провести мониторинг знаний и интересов детей.
Описание
Презентация, на столах карточки с картинками, карточки с цифрами. с С помощью интерактивного голосования мы создадим макет
Хорош этот приём ещё и потому, что в процесс выбора того или иного объекта вовлечены все дети, даже самые стеснительные и замкнутые. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление патриотического уголка в старшей группе
Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь свое личное».Все дело в одной, в очень важной закономерностинравственно-патриотическо...
Мастер-класс для родителей "Фоторамка своими руками" для оформления патриотического уголка в группе
Оформление семейно-патриотичекого уголка в нашей группе.Вот что у нас получилось!...
Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах
Оформление патриотического уголка в разных возрастных группах...
Мастер класс для оформления ИЗО уголка
Моя группа называется "Гномики", я стараюсь делать в нашей группе оформление с гномикам. Хочу Вам показать одно из них. ИЗО уголок с гномиком из фетра.1. Для это я взя...
Мастер класс "Красивое оформление и украшение группы к 23 февраля в детском саду своими руками"
Уважаемые коллеги, хочу с вами поделиться со своей идеей,как можно с помощью подкладочной ткани голубого и морского цвета, скачанных и заламинированных картинок военной техники и купленных в маг...
Оформление патриотического уголка в старшей группе № 9
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей образоввания. Чтобы воспитать уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с детства. Бла...