Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
проект

Малай  Наталья Владимировна

Актуальность проекта

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм, нравственность и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно- исторического опыта своего народа.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_netraditsionnye_formy_raboty.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»

Проект

«Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм, нравственность и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно- исторического опыта своего народа.

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением нравственно - патриотического воспитания.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов нравственно - патриотического воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно в нравственно - патриотическом воспитании. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов в данном вопросе.

С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений.

Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей и на основе выявления потребностей к проблеме педагогической компетентности родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания, и направлена на ее повышение.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по - своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ в нравственно - патриотическом воспитании. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

Исходя из вышесказанного, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого - педагогической компетентности родителей по вопросу нравственно - патриотического воспитания.

Взаимодействие родителей и педагогов позволит совместно выявлять, осознавать и решать проблемы нравственно - патриотического воспитания детей.

Педагогический проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников» рассчитан на 2 года (2024 – 2026 учебный год), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на системном подходе и включает в себя цели, задачи, принципы, последовательность этапов.

Цель педагогического проекта:

Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к совместному творчеству с дошкольным образовательным учреждением. Повысить недостаточный уровень знаний родителей по нравственно – патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.        Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).

2.        Формировать у родителей навыки творческой работы с воспитателем.

3.        Вовлечение        родителей в проект по воспитанию маленьких патриотов.

4.        Укрепление связи семьи и дошкольной образовательной организацией.

5.        Повышение качества образовательного процесса по нравственно – патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и дошкольной образовательной организацией.

Целевые ориентиры:

- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, овладевает чувством собственного достоинства;

- овладевает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Знают:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Родину;

-свой родной язык;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-помогать в        организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Родину своими подвигами(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-петь песни своего народа;

-рассказывать народные сказки;

-исполнять народные танцы, пляски;

-играть в народные игры, водить хороводы;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действуют:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, слушал текст и мелодию Гимна России;

-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении памятников истории и культуры;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Участники проекта

Проект разработан для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная к школе группы). Возрастной состав детей от 5до 7 лет, а так же для родителей.

Принципы педагогического проекта 

1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию родителей и ребенка, учесть их точку зрения, видеть в них полноправных партнеров, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).

3. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждой семьи в процессе исследования и изучения родного края и так далее).

4. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения и их родителей устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).

5. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).

6. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития в семье и дошкольной образовательной организации).

7. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).

8. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).

9. принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

10. принцип научности. Одним из важных принципов проекта является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

11. принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно - патриотического воспитания.

Основные методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- объяснительно

- иллюстративные, активные, исследовательские.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

Цель: Определение основных направлений работы, формирование команды и подготовка необходимых ресурсов.

Анализ текущей ситуации:

Изучение опыта работы педагогов и родителей.

Выявление потребностей и интересов родителей.

Формирование рабочей группы:

Привлечение педагогов, психологов, специалистов по работе с семьей.

Определение тематики и содержания мероприятий:

Выбор ключевых аспектов патриотического воспитания (история страны, культурные традиции, семейные ценности и др.).

Подготовка методических материалов:

Разработка сценариев мероприятий, рекомендаций для родителей, информационных буклетов.

2. Организационный этап

Цель: Информирование родителей о целях и задачах проекта, привлечение их внимания и заинтересованности.

Проведение родительских собраний:

Презентация проекта, разъяснение его значимости.

Ответы на вопросы родителей.

Распространение информационных материалов:

Публикация статей в групповых новостях, рассылка писем.

Использование социальных сетей и мессенджеров для коммуникации с родителями.

Организация выставок и конкурсов:

Тематические экспозиции, посвященные истории и культуре России.

Конкурсы рисунков, стихов, семейных проектов.

3. Практический этап

Цель: Реализация запланированных мероприятий и активное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Семейные квесты и викторины.

Организация интерактивных игр, направленных на изучение истории и культуры.

Мастер-классы и творческие мастерские.

Экскурсии и походы.

Участие в городских праздниках и фестивалях.

Проведение праздников, посвященных важным датам и событиям (День Победы, День народного единства и др.).

Организация концертов, спектаклей, ярмарок с участием детей и родителей.

Принятие детей в кадеты.

4. Аналитический этап

Цель: Оценка эффективности проведенных мероприятий и корректировка дальнейших действий.

Сбор обратной связи:

Анкетирование родителей, проведение обсуждений и круглых столов.

Анализ результатов:

Оценка вовлеченности родителей и детей.

Определение степени влияния проекта на уровень нравственного и патриотического воспитания.

Корректировка планов:

Внесение изменений в программу мероприятий на основе полученной информации.

5. Заключительный этап

Цель: Подведение итогов проекта и планирование дальнейшей работы.

Итоговая конференция или собрание:

Представление результатов проекта, награждение активных участников.

Создание портфолио проекта:

Сбор всех материалов, фотографий, отзывов для дальнейшего использования и распространения опыта.

Планирование следующих шагов:

Разработка новых инициатив и проектов на основе полученного опыта.

Такой подход позволяет не только укрепить партнерские отношения между педагогами и родителями, но и значительно повысить уровень нравственно-патриотического воспитания детей, формируя у них уважение к историческому наследию и культурным традициям своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Нетрадиционные формы работы с родителями"

Проблема  заключается в том, что значимость и содержание семейного воспитания по-разному понимаются самой семьей и детским садом. Надо учиться, не работать с семьей, а понимать семью. Семью каждо...

Презентация "Счастливые детства страницы" (Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста)

Презентация -Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе  социально-нравственного воспитания детей   дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»

Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)

Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"

Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"

      Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...