Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
проект
Актуальность проекта
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм, нравственность и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно- исторического опыта своего народа.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Умка»
Проект
«Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников»
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по- новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм, нравственность и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно- исторического опыта своего народа.
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Все родители искренне любят своих детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что нужно ребёнку: одежда, еда, образование, любовь. Всё это родители дают ребёнку за исключением нравственно - патриотического воспитания.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов нравственно - патриотического воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно в нравственно - патриотическом воспитании. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов в данном вопросе.
С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений.
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей и на основе выявления потребностей к проблеме педагогической компетентности родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания, и направлена на ее повышение.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно - образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по - своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ в нравственно - патриотическом воспитании. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Исходя из вышесказанного, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого - педагогической компетентности родителей по вопросу нравственно - патриотического воспитания.
Взаимодействие родителей и педагогов позволит совместно выявлять, осознавать и решать проблемы нравственно - патриотического воспитания детей.
Педагогический проект «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников» рассчитан на 2 года (2024 – 2026 учебный год), в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Спроектированный педагогический проект основан на системном подходе и включает в себя цели, задачи, принципы, последовательность этапов.
Цель педагогического проекта:
Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к совместному творчеству с дошкольным образовательным учреждением. Повысить недостаточный уровень знаний родителей по нравственно – патриотическому воспитанию.
Задачи:
1. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций (формирование нравственных ценностей).
2. Формировать у родителей навыки творческой работы с воспитателем.
3. Вовлечение родителей в проект по воспитанию маленьких патриотов.
4. Укрепление связи семьи и дошкольной образовательной организацией.
5. Повышение качества образовательного процесса по нравственно – патриотическому воспитанию через организацию совместной деятельности родителей и дошкольной образовательной организацией.
Целевые ориентиры:
- ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе, овладевает чувством собственного достоинства;
- овладевает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Знают:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Родину;
-свой родной язык;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Родину своими подвигами(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки;
-исполнять народные танцы, пляски;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действуют:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, слушал текст и мелодию Гимна России;
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Участники проекта
Проект разработан для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная к школе группы). Возрастной состав детей от 5до 7 лет, а так же для родителей.
Принципы педагогического проекта
1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию родителей и ребенка, учесть их точку зрения, видеть в них полноправных партнеров, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).
3. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждой семьи в процессе исследования и изучения родного края и так далее).
4. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения и их родителей устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).
5. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).
6. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития в семье и дошкольной образовательной организации).
7. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).
8. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).
9. принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
10. принцип научности. Одним из важных принципов проекта является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
11. принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно - патриотического воспитания.
Основные методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- объяснительно
- иллюстративные, активные, исследовательские.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Цель: Определение основных направлений работы, формирование команды и подготовка необходимых ресурсов.
Анализ текущей ситуации:
Изучение опыта работы педагогов и родителей.
Выявление потребностей и интересов родителей.
Формирование рабочей группы:
Привлечение педагогов, психологов, специалистов по работе с семьей.
Определение тематики и содержания мероприятий:
Выбор ключевых аспектов патриотического воспитания (история страны, культурные традиции, семейные ценности и др.).
Подготовка методических материалов:
Разработка сценариев мероприятий, рекомендаций для родителей, информационных буклетов.
2. Организационный этап
Цель: Информирование родителей о целях и задачах проекта, привлечение их внимания и заинтересованности.
Проведение родительских собраний:
Презентация проекта, разъяснение его значимости.
Ответы на вопросы родителей.
Распространение информационных материалов:
Публикация статей в групповых новостях, рассылка писем.
Использование социальных сетей и мессенджеров для коммуникации с родителями.
Организация выставок и конкурсов:
Тематические экспозиции, посвященные истории и культуре России.
Конкурсы рисунков, стихов, семейных проектов.
3. Практический этап
Цель: Реализация запланированных мероприятий и активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Семейные квесты и викторины.
Организация интерактивных игр, направленных на изучение истории и культуры.
Мастер-классы и творческие мастерские.
Экскурсии и походы.
Участие в городских праздниках и фестивалях.
Проведение праздников, посвященных важным датам и событиям (День Победы, День народного единства и др.).
Организация концертов, спектаклей, ярмарок с участием детей и родителей.
Принятие детей в кадеты.
4. Аналитический этап
Цель: Оценка эффективности проведенных мероприятий и корректировка дальнейших действий.
Сбор обратной связи:
Анкетирование родителей, проведение обсуждений и круглых столов.
Анализ результатов:
Оценка вовлеченности родителей и детей.
Определение степени влияния проекта на уровень нравственного и патриотического воспитания.
Корректировка планов:
Внесение изменений в программу мероприятий на основе полученной информации.
5. Заключительный этап
Цель: Подведение итогов проекта и планирование дальнейшей работы.
Итоговая конференция или собрание:
Представление результатов проекта, награждение активных участников.
Создание портфолио проекта:
Сбор всех материалов, фотографий, отзывов для дальнейшего использования и распространения опыта.
Планирование следующих шагов:
Разработка новых инициатив и проектов на основе полученного опыта.
Такой подход позволяет не только укрепить партнерские отношения между педагогами и родителями, но и значительно повысить уровень нравственно-патриотического воспитания детей, формируя у них уважение к историческому наследию и культурным традициям своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Нетрадиционные формы работы с родителями"
Проблема заключается в том, что значимость и содержание семейного воспитания по-разному понимаются самой семьей и детским садом. Надо учиться, не работать с семьей, а понимать семью. Семью каждо...
Презентация "Счастливые детства страницы" (Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста)
Презентация -Нетрадиционные формы работы с родителями в процессе социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями, как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о сближении родителей с детьми. Родители проводят с детьми недостаточно времени, их постоянная занятость сказывается на настроении детей,...

Паспорт проекта «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников» (долгосрочный)
Цель педагогического проекта:Создать систему работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности и приобщение родителей к сов...

Из опыта работы "Новые формы работы с родителями в рамках нравственно-патриотического воспитания"
Материал имеет следующую направленность: работа с родителями воспитанников в родительской группе "Родничок" по вопросам нравственно-патриотического воспитания. Содержит перспективное планиро...
РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственн...
консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями как средство эффективного взаимодействия детского сада и семьи»"
Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о взаимодействии педагогов с семьей, о сближении родителей с детьми. Родители, в силу своей загруженности, проводя...