Консультация для педагогов "Синквейн. Алгоритм составления синквейна".
консультация

Татьяна Юрьевна Руднева

Консультация для педагогов "Синквейн. Алгоритм составления синквейна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме «Синквейн. Алгоритм составления синквейна»

Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Специалисты и педагоги, работающие в детском саду, отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей.

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием дидактического синквейна. Синквейны часто используются современными педагогами на занятиях в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Слово «Синквейн» происходит от французкого слова «cinq» (сайкь)-

Пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы. Форма синквейн была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи-хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающейся краткостью, которое читается очень медленно.

Синквейн очень удобен в методическом плане, так как выполнение этого задания не требует большого количества времени, но он [синквейн] решает очень важные задачи: учит обобщать, выделять главное, уметь находить ассоциации.

В развитии именно творческого мышления синквейн играет не очень большую роль. Больше развиваются аналитические способности. Но, подбирая синонимы, находя самые точные и емкие прилагательные и глаголы, ребенок, безусловно, развивается и творчески. Часто синквейны создаются по определенным литературным персонажам, поэтому это своего рода творческий отклик на прочитанное произведение.

Актуальность использования синквейна.

1. Во-первых, это новая технология - открывающая творческие, интеллектуальные и речевые возможности.

2. Во-вторых, гармонично вписывается в работу по развитию лексикограмматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

3. В-третьих - является диагностическим инструментом, даѐт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребѐнком пройденного материала.

4. В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

5. В-пятых - имеет игровую направленность.

6. И самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

В ДОУ эту технологию применяют уже с 5 лет.

Алгоритм составления синквейна:

1. Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного

слова – имени существительного.

2. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную

тему.

3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

4. Четвертая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

5. Пятая строка — одно слово (ассоциация, синоним), характеризующее суть предмета или объекта.

Схема написания синквейна. Давайте отгадаем загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?

Дети: Буратино.

Давайте  мы с вами попробуем составить Синквейн.

Синквейн - это нескладное стихотворение, которое состоит из пяти строк.

Первая строка - это слово - предмет, которое обозначает о чем или о ком.

1. Картинку с Буратино мы разместим на верхней строке

Вторая строка, слова – признаки: какой это предмет. Слов-определений должно быть два.

2. На второй строке, под Буратино мы должны поместить картинки – признаки: Из чего сделан Буратино? (Из дерева) Значит он какой? (деревянный). Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый) Кладем улыбку.

3. На третьей строке мы выкладываем картинки – действия: что делает Буратино? (ходит) Помещаем ноги. Что еще он умеет делать? (учится читать) Кладем азбуку. Что еще он может делать? (любит Папу Карло) Правильно, добавляем и сердечко.

4. Ниже мы составляем предложение, что же Буратино сделал?. (Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь).

5. А на пятой строке мы размещаем картинку – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек).

6. Давайте, попробуем рассказать весь синквейн о Буратино.

Составление синквейна «Апельсин»

1. Апельсин (Что это – 1 слово)

2. Круглый оранжевый (Какой он – 2 слова)

3. Растѐт, висит, зреет (Что делает- 3 слова)

4. Я люблю апельсины

5. Фрукт.

Синквейн можно составлять по прочитанному произведению, н-р:

Корнея Чуковского «Айболит»

1. Айболит

2. Добрый, хороший

3. Путешествует, лечит, спасает

4. Айболит очень любит зверей

5. Доктор.
 Составление синквейнов — это не только увлекательный этап, позволяющий разнообразить учебный процесс, но и один из элементов научения самовыражению. Кроме того, синквейн учит детей искать суть, основную мысль из большого объема информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм составления презентации аналитического отчета "Педагогические достижения за учебный год"

Организация итогового педсовета либо заседания ГМО - обязательное мероприятие в конце года, которое необходимо провести эффективно и интересно в форме "Компьютерной презентации аналитического отчета п...

Конспект ООД по развитию связной речи (составление синквейна) Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества.

Конспект ООД по развитию связной речи  (составление синквейна)    Составление рассказа «Вот, какой снеговичок!» с элементами творчества....

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"...

Консультация для воспитателей: "Алгоритм составления интеллект - карты для дошкольников."

Консультация для воспитателей: "Алгоритм составления интеллект - карты для дошкольников."...

Консультация для воспитателей "Методические рекомендации по составлению синквейна"

Синквейн помогает расширить и активизировать словарный запас у детей. Дети учатся подбирать слова-признаки, слова - действия, правильно составлять предложения. В целом развивается связная речь....

Консультация для педагогов "Алгоритм составления Индивидуального Образовательного маршрута ребенка с ОВЗ"

Индивидуальный образовательный маршрут входит в перечень документов для работы с детьми с ОВЗ, которые должны быть в дошкольной организации наряду с заключениями ПМПК и п...