Система работы с родителями в ДОУ
консультация
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с родителями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ:
Формируются у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
Формируются представления об этапах развития личности ребенка;
Выявляются принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:
Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе. Имея опыт работы с детьми, я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями строю на основе взаимного доверия и взаимного уважения. В своей работе всегда помню о том, что ребёнка нельзя сравнивать с другими детьми.
Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи. Изучать особенности воспитания ребенка в семье достаточно сложно. Используемые обычно наблюдения, анкетирование и беседы дают неполную картину, так как родители не раскрывают до конца свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогает самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.
Практика показывает, что для установления диалога с родителями важно активно использовать язык поддержки и соучастия. Дать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат. Необходимо создавать и использовать возможности для непосредственного общения. Существуют разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, и обмена информацией друг с другом. Желательно создавать возможности и отводить время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Важно научиться слушать, но не для того, чтобы произвести хорошее впечатление или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного решения проблем.
Планируя ту или иную форму работу, я как педагог всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Для работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:
- установление доверительных отношений с родителями;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
- поощрение родителей.
Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные формы работы с ними: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы делятся на следующие группы:
коллективные – родительские собрания, консультации, конференции;
индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
наглядные – папки – передвижки, стенды, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы общения педагогов и родителей
- Информационно – аналитические;
- Досуговые;
- Познавательные;
- Наглядно – информационные.
Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет узнаю особенности дошкольников, его предпочтения, как называть ребёнка.
К ним относятся также опрос, тесты, наблюдение, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношения в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательной образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Создать условия для ситуативно-делового и личностно - ориентированного общения, педагогический коллектив может на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.). Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия: игротеки, выставки, встречи с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, ведение домашних дневников и многое другое.
Досуговые формы организации – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать тёплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.
Суть познавательных форм организации - ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребёнка также проводятся тренинги, семинары – практикумы, дискуссии, предлагаются устные педагогические журналы и т.д.
Наглядно – информационные формы направлены на ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания.
На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями стали родительские собрания: «Вот и стали мы на год взрослее», где были раскрыты возрастные особенности развития детей, задачи воспитания и обучения; особенности и условия образовательной работы в данной возрастной группе, способы развития у них коммуникативных качеств.
На тематическом собрании «Роль семьи в речевом развитии ребёнка» обсудили ряд факторов успешного речевого развития детей, логопед познакомил родителей с содержанием работы по данной теме, предложили родителям рекомендации специальных игр и упражнений для развития фонематического слуха. Обменялись опытом речевого развития детей в семье, а родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами.
Анкетирование родителей «Мой стиль воспитания в семье», «Чего вы ждёте от детского сада в этом году?», «Детский сад глазами родителей», позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка.
Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания ДОУ с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенняя ярмарка», «новогодняя выставка», изготовление поделок родителей с детьми и др. стало стимулом развития эстетических чувств наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей. В нашей группе практикуется награждение участников выставок. Регулярная организация знакомила родителей с жизнью ДОУ, деятельностью их детей.
Важным звеном в системе совместной работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада; организации и участие в проведении праздников и развлечений.
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.
Одной из форм обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования является создание информационных изданий для родителей. Особой популярностью пользуются буклеты по ОБЖ «Ребёнок дома», «Что нужно знать об укусах насекомых» и др., еженедельные рекомендации по темам недели.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включённостью»
родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей
Родители – активисты, которые с удовольствием участвуют в воспитательном образовательном процессе, видят ценность любой работы воспитателя и детского учреждения.
Родители – исполнители, для них характерны средний уровень воспитательных возможностей по отношению к своему ребёнку, пассивность к работе в ДОУ, но, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели (хорошо, что таких родителей мало), мягко говоря, равнодушные к тому, что происходит в детском саду. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: а) активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; б)заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; в) равнодушные, считающие «вы за это получаете зарплату». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Таким образом, было решено искать новые формы работы с родителями.
Был составлен паспорт каждой семьи, который содержал статистические данные. На основании полученных данных были составлены социальные портреты семей. Необходимо было найти инновационные методы работы с семьями, для того чтобы:
а) Повысить уровень родительской компетентности;
б) Создать гармоничные отношения детей и родителей в семье;
в) Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей-участников показала свою эффективность. Например, повысился уровень родительской компетентности; улучшились семейные и родительско-детские отношения; повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Установлено, что совместные занятия изменяют психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.
Опыт работы показал: родители стали более компетентными в воспитании детей, а позиция - более гибкой.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы: участвуют в планировании образовательного процесса, принимают активное участие в организации образовательной деятельности, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Таким образом, какая же наблюдается результативность?
Отметили повышение активности родителей:
• в мероприятиях, конкурсах, выставках, в оформлении групп;
• в учебно-воспитательном процессе на занятиях «Гость группы»;
• на родительских собраниях стали свободнее делиться, обмениваться опытом семейного воспитания;
• родители стали прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателей, узких специалистов;
• увеличилось количество желающих получить индивидуальную консультацию у специалистов;
• сместился акцент внимания родителей на позитивные стороны личности ребенка.
Пусть мы не имеем 100% привлеченных родителей, но то, что союзников стало гораздо больше, это факт. В учреждении сформировался не только дружный коллектив педагогов, детей, но и дружный коллектив родителей.
Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Результатами работы по данной проблеме являются:
Создали благоприятные условия для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей;
Повысился уровень включения родителей в деятельность детского сада
Созданы благоприятные условия для привлечения родителей к планированию и организации деятельности ДОУ.;
Привлекли родителей «сложных детей» к сотрудничеству
В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребёнка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия, родители теперь не только зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Считаю, что созданную и реализуемую систему работы с родителями можно считать эффективной, так как довольно успешно проходит взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии ребёнка как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями "Влияние семьи на становление личности ребенка"
«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющ...

Система работы с родителями в детском саду
В статье представлен материал из опыта работы педагога с родителями в условиях детского сада с приоритетом физкультурно-оздоровительного направления развития детей....

Система работы с родителями в Клубе « Общение»
Опыт работы детского сада для детей с нарушением зрения с родителями в семейном клубе "Общение"...
Модель системы работы с родителями по формированию навыков здорового образа жизни
В данной статье представлен опыт работы коллектива дошкольного учреждения по созданию и реализации системы работы с родителями по формированию навыков ЗОЖ у дошкольников....

Консультация для педагогов "Система работы с родителями по ПДД"
Формы работы с родителями в детском саду могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единственную цель – помочь ребёнку раскрыть свои способности и таланты...