ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) В ДОУ
рабочая программа
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ является практическим инструментом в формировании процессов адаптации и социализации у несовершеннолетних, которым предоставляется возможность «здесь и теперь» преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего
образования Московской области
«Государственный Гуманитарно-технологический Университет»
(ГГТУ)
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии и дефектологии
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) В ДОУ
Выполнила студентка 5 курса ЛГз 18.1
психолого-педагогического факультета
направление подготовки 44.03.03
«Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
заочной формы обучения
Газиева Мария Валерьевна
Орехово-Зуево
2022
Оглавление
1.1. Цели и задачи реализации программы 6
1.2. Принципы и подходы к формированию программы 7
1.3. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с РАС 9
1.3.1. Характеристика группы в ДОУ 9
1.3.2. Характеристики особенностей развития детей с РАС 9
1.4. Планируемые результаты освоения Программы 12
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 12
2. Направления деятельности педагога-психолога 12
2.1. Психологическая диагностика 12
2.1.1. Диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога 13
2.2. Направление «Психологическая профилактика» 14
2.3. Направление «Психологическое просвещение» 14
2.4. Коррекционная и развивающая работа. 15
2. 5. Психологическая коррекция и развитие 17
2.5.1. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ) 17
2.7. Планирование образовательной деятельности 20
ΙΙΙ. Организационный раздел 22
3.1. Организация системы взаимодействий педагога-психолога со специалистами и воспитателями 22
3.1.1. Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ДОУ 22
3.1.2. Взаимодействие педагога-психолога с старшим воспитателем 22
3.1.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем 23
3.1.4. Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем 24
3.1.5. Взаимодействие педагога-психолога с инструктором по физической культуре 25
3.1.6. Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом 26
3.2. Информационно-методическое обеспечение программы 26
3.2.1. Программный комплекс 26
3.2.2. Учебно-методический комплекс 27
3.3. Материально техническое оснащение 31
3.4. Перечень используемых технологий, пособий Каталог дидактических игр, пособий 32
4. Список используемой литературы 33
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
При разработке рабочей программы использовались следующие нормативно правовые документы:
• Конституция РФ ст.43, ст.72.;
• Федеральный закон от29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г. №08 – 249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• Основная образовательная программа ДОУ
• Устав ДОУ
• Положения о системе планирования образовательной деятельности. Рабочая программа – локальный акт, разработанный в соответствии с ФГОС ДО, на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Педагог - психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальный путь развития. Стремясь достигнуть своей базовой цели - охраны и укрепления психического здоровья воспитанников ДОУ - педагогпсихолог включается в образовательный процесс, устанавливает продуктивные взаимоотношения с воспитателями и родителями.
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ является практическим инструментом в формировании процессов адаптации и социализации у несовершеннолетних, которым предоставляется возможность «здесь и теперь» преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Социализация (англ. Socialization; от лат.Socialis – общественный) - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Опираясь на работы ведущих отечественных психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Г. М. Андреевой, Е. С. Кузьмина, И. С. Кона, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. А. Ядова и других, можно сформулировать следующие общеметодологические принципы, лежащие в основе исследования процесса социализации:
1. Принцип социальной детерминации, объясняющий тот факт, что хотя социализация протекает непосредственно под воздействием ближайшего окружения индивида, в первую очередь, этот процесс детерминирован социальными условиями существования общества, которые обусловливают как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные воспитательные воздействия, оказываемые обществом по формированию своих членов.
2. Принцип самодетерминации, заключающийся в том, что индивид в процессе социализации рассматривается не в качестве некоего пассивного звена, позволяющего окружающей среде "лепить" личность по заданным эталонам, штампам, а напротив, социализация предполагает активную целенаправленную деятельность человека по преобразованию материальных и социальных условий собственного развития, по формированию своей личности в соответствии со своими идеалами и убеждениями.
3. Принцип деятельностного опосредствования, указывающий на то, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, переводит во внутренний план сознания, на интер-психический уровень общекультурные ценности.
4. Принцип системного рассмотрения природных и социальных факторов, обусловливающих социальное развитие индивида, в основе которого лежит «монистическое понимание природы человека», преодоление дуалистического альтернативного подхода к соотношению биологического и социального в личности.
Социализация предполагает успешную адаптацию человека к постоянно меняющимся социальным условиям жизни. Создание социально-психологического обеспечения является важнейшим условием повышения эффективности воспитательнопрофилактической деятельности и должна решаться в следующих основных направлениях: своевременная диагностика асоциальных отклонений и социальной дезадаптации несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств в психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения; выявление неблагоприятных факторов и ресоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних, и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий. Основой для разработки программы является принцип гуманизации социальной сферы, который требует понимания и принятия человека и его природы, понимания проблем и затруднений, испытываемых каждым отдельным несовершеннолетним, особенно формирующимся, незрелым в социальном и физическом отношении.
Отечественными психологами Г.А.Аванесовой, В.Н.Кудрявцевой, Н.Ф.Кузнецовой отводится достаточно серьезное внимание вопросам выявления так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения, тех неблагоприятных свойствпсихики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида. Поэтому в рабочей программе особое внимание уделяется комплексной психолого-педагогической диагностике, которая проводится на двух этапах коррекционной работы с ребенком: исходном и заключительном. Развернутая диагностическая работа позволяет выявить проблемы, имеющиеся у ребенка, правильно построить коррекционную работу и выявить положительные изменения у ребенка.
1.1. Цели и задачи реализации программы
Целью программы является психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних в возрасте от 3 до 7 лет с трудностями в социализации. Данная программа ориентирована на несовершеннолетних в возрасте от 3 до 7 лет, имеющих проблемы в адаптации и социализации, то есть на тех, кому трудно и с кем трудно, на проведение с ними психолого-педагогической коррекции.
Задачи рабочей программы:
1. Создание оптимальных условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитанников и педагогов, укрепления здоровья и эмоционального благополучия.
2. Обеспечение психологически комфортного климата, создание безопасной образовательной среды;
3. Оказание психологической помощи и поддержки педагогам и родителям в решении проблем;
4. Совершенствовать систему подготовки детей к обучению в школе, в соответствии с планом по преемственности между начальной школой и детским садом.
5. Повышение уровня психологической просвещенности членов педагогического коллектива и других взрослых участников процесса воспитания (родителей, опекунов).
6. Обеспечение ребенку психологического комфорта, охрана его физического и психического здоровья.
7. Своевременное выявление и преодоление отклонений в развитии.
8. Содействие в дополнительном обучении детей, отстающих в усвоении умений и навыков, свойственных их возрасту.
9. Изучение уровня развития психических функций, свойств и процессов.
Срок реализации: Данная рабочая программа реализуется в течение одного учебного года с 1 сентября 2022 года по 31 августа 2023 года. Однако, сроки реализации программы для каждого конкретного ребенка зависят от индивидуально-типологических особенностей развития его личности и сложности социальной ситуации, в которой он находится, поэтому могут варьироваться.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Принцип учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей и личных интересов ребенка с РАС обеспечивает условия для максимального развития ребенка и предоставляет ему возможность социализироваться и адаптироваться в обществе. Педагог должен уметь устанавливать контакт с ребенком через предметы, к которым он проявляет интерес (определенная книга, кусок ткани, блестящие фигурки, вода, песок и т.д.). Это дает возможность включать ребенка в элементарную совместную деятельность и взаимодействие с другими детьми.
Принцип системности коррекционных, воспитательных и развивающих задачобеспечивает стимулирование и обогащение содержания развития ребенка при моделировании реальных жизненных ситуаций.
Принцип комплексности методов коррекционного воздействия подчеркивает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала коррекционной педагогики, и специальной психологии при реализации АООП для детей с РАС.
Принцип усложнения программного материала позволяет реализовывать АООП на оптимальном для ребенка с РАС уровне трудности. Это поддерживает интерес ребенка и дает возможность ему испытать радость преодоления трудностей.
При разработке Программы также учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Его основными понятия – зона ближайшего развития, социальная ситуация развития и т.д. являются основой ФГОС.
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.).
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) предполагает индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
А также программа основывается следующих на принципах, определенных ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства;
- охранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающими миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
- возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.3. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста с РАС
1.3.1. Характеристика группы в ДОУ
В учреждении функционирует ресурсная группа для детей с РАС. В ресурсной группе находятся 5 воспитанников. Каждый со своими особенностями. Трудности возникают в развитии коммуникативно-речевой сферы. При налаживании контакта с другими взрослыми и детьми обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.) вызывают у ребенка постоянное чувство страха. У детей с РАС крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, они не умеют сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.
1.3.2. Характеристики особенностей развития детей с РАС
Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого являются расстройства аутистического спектра. Ранний детский аутизм (РДА) характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает, отрыв от реальности, отгороженности от мира.
Наиболее существенные симптомы РАС:
∙ одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
∙ отгороженность от внешнего мира;
∙ сопротивление любым переменам обстановки;
∙ склонность к стереотипиям;
∙ однообразие интересов и пристрастий;
∙ неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
∙ речевые нарушения;
∙ повышенная тревожность;
∙ недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
∙ наличие ритуалов;
∙ наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается, как бы сквозь.
Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий:
Двигательная – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе, порой неудобной, вычурной.
Речевая – эхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речиявляется речь о себе во II или III лице. Речь аутичного ребенка является речью для самого себя.
Пространственная – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство страха. Все изменения надо проводить, добившись их согласия. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.
Социальная – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.
Игровая – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются; своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ (например, в животное).
В целом специалисты выделяют четыре основных группы детей с РАС в зависимости от того, какова их степень нарушения взаимодействия с внешним миром:
- к первой группе относятся дети с наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не только не обладают формами контакта, но, и, в общем, не нуждаются в нем. Для них характерно практически полное отсутствие навыков самообслуживания, нуждаются в постоянном уходе. У данной группы детей наихудший прогноз дальнейшего развития. В раннем возрасте у таких детей проявляется нарушение активности, дискомфорт, неустойчивый сон. Аутизм проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг, поэтому специалисты выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром;
- ко второй группе можно отнести детей, которые отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз на дальнейшее развитие здесь более утешительный, чем в первой группе, при комплексной длительной коррекции дети смогут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущий патопсихологический синдромом – отвержение окружающей реальности;
- третья группа - дети с большей произвольностью в поведении. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты в отличие от детей первой и второй групп, эти формы проявляются в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы уровень развития речи на порядок выше. При полноценной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущий патопсихологический синдром – замещение с целью противостояния аффективной патологии;
- детям четвертой группы присущи менее глубокий аутистический барьер и меньшая патология в аффективной и сенсорной сферах. На первый план здесь выходят неврозоподобные расстройства, проявляющиеся в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основной патопсихологический синдром - повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими. Дети данной группы характеризуются развернутой, менее штампованной речью, сформированными навыками самообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
При планировании результатов освоения АООП детьми с РАС следует учитывать индивидуальные особенности развития конкретного ребенка и особенности его взаимодействия с окружающей средой.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2. Направления деятельности педагога-психолога
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 44 п.2 (6,8).
Работа педагога-психолога направлена на формирование социально-эмоциональной сферы, развитие коммуникативно-речевой сферы, развитие познавательной сферы.
Целью деятельности педагога-психолога является коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями, исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляция дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений, содействие всестороннему максимально возможному его развитию. А также получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса, которые будут положены в основу разработки индивидуальных программ развития детей с РАС.
2.1. Психологическая диагностика
Многие специалисты уделяют особое внимание обучению аутичных детей начальным навыкам. Однако, недостаточное понимание педагогами проблем аутичного ребенка, затрудняет оценку его исходных возможностей. Негативизм, страхи, агрессия, трудности произвольного внимания, ограниченность речевых возможностей, моторная неловкость – мешает ему быть адекватным в любой ситуации, в том числе и образовательной. Для определения коррекционно - развивающей программы обучения педагогу-психологу необходимо выявить: уровень развития ребенка, сохранность психических функций, готовность к началу занятий.
Учитывая эмоциональную незрелость и проблемы поведения, педагог не может использовать традиционные способы обследования. Традиционный подход ориентирован на детей, не имеющих тяжелого нарушения контакта и поведенческих проблем; характер взаимодействия и поведение таких детей в целом предсказуемы. Предсказать реакции аутичного ребенка в учебной ситуации обследования сложно. Наиболее важным моментом успешного взаимодействия является создание дополнительных условий произвольной деятельности аутичного ребенка с учетом его собственных интересов. Важно также, чтобы еще до начала обследования педагог-психолог уделил время установлению эмоционального контакта с ребенком.
Для детей обследование проводится в игровой форме, что позволяет поддерживать их интерес. Чем старше ребенок, тем организованнее условия обследования, тем больше они приближены к традиционной образовательной ситуации.
На психологическом обследовании педагог оценивает:
1. готовность к началу обучения,2. развитие эмоционально-волевой сферы,
3. интеллектуальные возможности,
4. уровень ориентации во времени, пространстве,
5. состояние общей, мелкой моторики,
6. степень сформированности устной речи,
7. овладение навыками чтения, письма, счета.
Анализ результатов обследования не только выявляет уровень актуальных возможностей ребенка, но и позволяет определить его «зону ближайшего развития», сучетом которой составляется план индивидуальных занятий с ребенком, и определяется в целом его «индивидуальный образовательный маршрут».
2.1.1. Диагностические методики, используемые в работе педагога-психолога
Диагностика познавательной сферы:
∙ «Классификация по заданному принципу»;
∙ «8 слов»;
∙ «Систематизация»;
∙ «Схематизация»;
∙ «Корректурная проба»;
∙ «4-й лишний»;
∙ «Найди похожее»
Диагностика эмоционально-личностной сферы:
∙ Графический тест «Рисунок семьи» Хоментаускас Г.Т.;
∙ Графический тест «Несуществующее животное»;
∙ Графический тест «Кактус»;
∙ Тест «Грустная мама»;
∙ Рисуночный тест «Дом, дерево, человек»;
∙ Проективный тест «Почта»;
∙ «Тест тревожности» Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;
2.2. Направление «Психологическая профилактика»
Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ, а именно:
- конструирование развивающего пространства в соответствии с образовательными областями и образовательными потребностями воспитанников;
- развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОУ благоприятного психологического климата, предполагающего эмоциональный комфорт субъектов образовательного процесса, продуктивные взаимоотношения педагогов со всеми участниками образовательного процесса, удовлетворение потребностей воспитанников;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий и других форм детской деятельности в ДОУ;
-психологическая экспертиза программно-методического обеспечения образовательного процесса.
2.3. Направление «Психологическое просвещение»
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога-психолога поповышению психологической компетентности воспитателей и родителей, что может рассматриваться как средство психопрофилактики.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение» представлено в рабочей программе тремя разделами: «Психогигиена общения», «Психогигиена деятельности» и «Психогигиена среды»
Реализация задач данного направления деятельности педагога-психолога предполагает максимальный учет данных диагностической работы.
2.4. Коррекционная и развивающая работа.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предмет деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них тех способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Обобщенная схема такой деятельности с позиции Г.С. Абрамовой, может быть определена следующим образом: «что есть», «что должно быть», «как сделать так, чтобы стало должное». Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы педагогапсихолога по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Направление реализуется по следующим разделам:
- «Развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями»;
- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии у воспитанников»;
- «Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОУ»;
- «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников».
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательно-речевое и особенностей ДОУ, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Обязательно:
1. Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – адаптационные игры.
2. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
3. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательной работы групп для детей со сложными сочетанными диагнозами.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. Данная программа разработана на основе программы психологопедагогических занятий для дошкольников «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой и «Давайте поиграем» - тренинговое развитие мира социальных отношений детей 3-4, 4-5, 5-6 лет. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.
Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.
Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа программы.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
2. 5. Психологическая коррекция и развитие
2.5.1. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ)
Педагог-психолог оказывает помощь родителям детей с РАС по вопросам воспитания иразвития ребенка:
1. Использование альтернативной коммуникации членов семьи с ребенком PECS;
2. Понимание потребностей и возможностей воспитанника;
3. Поддержание и развитие темы общения;
4. Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности;
5. Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.
А также педагог-психолог:
1. Знакомит родителей с результатами, проведенной диагностики с помощью методики оценки базовых речевых и учебных навыков VB-MAPP;
2. Поддерживает в период адаптации к ДОУ и наблюдает за поведением воспитанника, для того, чтобы понять его нежелательное поведение.
3. Помогает в выборе адекватных игровых средств, с которым ребенок с расстройством аутистического спектра сможет играть;
4. Оказывает помощь при переходе к школьному обучению;
5. Изучает особенности взаимодействия по линии «родитель-ребенок» для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы
6. Создает у родителей активную установку на психокоррекционную работу
2.6. Содержание деятельности педагога-психолога в рамках психологопедагогического консилиума дошкольного учреждения
В качестве члена ППк психолог должен не только провести углубленное психологическое обследование ребенка и дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы адаптированного обучения, но также указать последовательность и направленность психологической коррекционной работы, необходимость консультации других специалистов (логопеда, учителя-дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолога ППк является участие в коллегиальном обсуждении и выработке решения по организации системы специального обучения ребенка, которое позволит ребенку адаптироваться к окружающей среде, а также социализироваться в обществе.
В большинстве случаев работы ППк подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования. В целом, в соответствии с общими задачами ППк, функция психолога в качестве его члена коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности дошкольного образовательного учреждения данного вида возможностям и психологическим особенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности психолога ППк заключается в понимании того, насколько данная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и средства обучения, включая и дидактическое наполнение коррекционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны возможностям и специфике развития воспитанников.
Педагог-психолог в рамках деятельности ППк (консилиума) осуществляет индивидуальное психологическое сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения взаимодействует с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Работа педагога-психолога в ППк ДОУ ведется по трем направлениям:
1. Диагностическое.
2. Коррекционно-развивающее.
3. Консультационное.
Первое направление – диагностическое. В начале учебного года проводится психологическая диагностика, направленная на выявление трудностей в развитии навыков у детей с РАС.
В середине учебного года педагог-психолог проводит повторную диагностику, которая позволяет отслеживать динамику проводимой коррекционной работы. В конце учебного года проводится итоговая диагностика.
Второе направление – коррекционно-развивающее. Коррекционно-развивающая работа важна тем, что она проводится в комплексе педагогом-психологом и специалистами консилиума. По разработанным образовательным маршрутам педагог-психолог и специалисты ППк проводят коррекционно-развивающие занятия в течение года. Коррекционно-развивающая программа реализуется совместно с участием всех специалистов. Психолог отслеживает процесс осуществления коррекционно-развивающей работы, внося коррективы путём консультирования педагогов и составления рекомендаций после проведения диагностики.
Третье направление – консультационное. Данная работа осуществляется в системе всеми специалистами, они тесно сотрудничают между собой и с родителями детей, сопровождаемых ППк. Педагог-психолог выступает на семинарах-практикумах, дает консультации для воспитателей, специалистов, родителей, также проводит консультации по запросу, помещается информация в родительские уголки, проводит родительские собрания.
Психолог оказывает помощь педагогам при планировании индивидуальной работы с детьми, информирует педагогов и родителей о результатах и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Работа с родителями детей с ОВЗ уделяется большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром суждён, поэтому неизмеримо возрастает роль института семьи. Семье принадлежат значимые возможности в решении определённых вопросов: воспитания, обучения, включение их в социум и другие сферы деятельности для успешного становления детей с ОВЗ как активных членов общества. Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, активное участия родителей в его физическом и духовном развитии, разнообразии подходов к воспитанию ребенка.
2.7. Планирование образовательной деятельности
Основной формой организации работы с детьми с РАС, которые имеют нарушения в интеллектуальном и личностном развитии, являются индивидуальные занятия и групповые, а также еженедельные индивидуальные занятия для психологической разгрузки в сенсорной комнате. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями, а также учитывается самочувствие воспитанников и готовность к сотрудничеству без нежелательного поведения.
Продолжительность непрерывной организованной образовательной деятельности для детей, для детей от 4 до 5 лет — не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет — не более 25 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательнуюдеятельность, проводят физкультурные минутки для отвлечения внимания воспитанника и переключения его на новую отработку необходимых навыков. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. (СанПиН 2.4.1.3049-13)
С воспитанниками, показавшими по результатам диагностики низкий уровень навыков, проводятся индивидуальные занятия, направленные на коррекцию и развитие необходимых познавательных сфер с помощью методических пособий: «Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения». Автор: О. Мелешкевич, Ю.Эрц.
Название программы | Автор | Кол-во занятий в неделю | Всего занятий |
Группа компенсирующей направленности для детей с РАС (5-6 лет) | |||
«Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми». Развитие игровых навыков. "Игры и занятия с особым ребёнком" Развитие игровых навыков и навыков проведения досуга. Программа психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» | Делани Тара Сара Ньюмен Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А | 1 1 1 | 32 32 27 |
Количество занятий в год | 91 |
Перспективно- тематическое планирование по программе «Цветик-семицветик» Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А | |||
Месяц | № | Тема занятия | Кол-во часов |
Октябрь | 1 2 3 4 | Знакомство Я и моя группа Радость Грусть | 1 1 1 1 |
Ноябрь | 1 2 3 4 | Гнев Осенний праздник Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты Восприятие формы | 1 1 1 1 |
Декабрь | 1 2 3 4 | Восприятие формы Восприятие величины (большой - маленький) Здравствуй, Зима Новогодний праздник | 1 1 1 1 |
Январь | 1 2 3 | Восприятие величины (широкий-узкий) Восприятие величины (длинный-короткий) Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки | 1 1 1 |
Февраль | 1 2 3 4 | Сказка «Теремок». Обобщение: животные К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение: посуда Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение: одежда, обувь Мальчики-одуванчики | 1 1 1 1 |
Март | 1 2 3 4 | Девочки-припевочки Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь Страна Вообразилия | 1 1 1 1 |
Апрель | 1 2 3 4 | День смеха Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые Итоговая диагностика Итоговая диагностика | 1 1 1 1 |
ΙΙΙ. Организационный раздел
3.1. Организация системы взаимодействий педагога-психолога со специалистами и воспитателями
3.1.1. Взаимодействие педагога-психолога с руководителем ДОУ
1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
4. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
5. Предоставляет отчетную документацию.
6. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
7. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
8. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
9. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательнообразовательного процесса.
10. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
3.1.2. Взаимодействие педагога-психолога с старшим воспитателем
1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психологопедагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психологопедагогическим вопросам.
5. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
6. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
7. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
9. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
11. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
12. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
13. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГОС ДО, авторские программы педагогов МАДОУ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
3.1.3. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
4.Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5.Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
6.Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7.Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8.Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
3.1.4. Взаимодействие педагога-психолога с музыкальным руководителем
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
2. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
3. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
4. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
7. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
8. Участвует в проведении музыкальной терапии.
9. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
10. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
3.1.5. Взаимодействие педагога-психолога с инструктором по физической культуре
1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС.
2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
5. Способствует развитию мелкомоторных, крупномоторных и основных движений.
6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
7. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
8. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
9. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
10. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
11. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
12. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей.
3.1.6. Взаимодействие педагога-психолога с учителем-логопедом
1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими специалистами.
5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
9. Участвует в ППк (организация работы, составление заключений).
10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
3.2. Информационно-методическое обеспечение программы
3.2.1. Программный комплекс
№ п/п | Название | Автор | Цели, задачи | Возраст | Срок реализации |
1. | Федерального уровня: | ||||
1. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» | Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста | Дети 4- 6 лет | 1 год | |
2. | Уровня образовательного учреждения: | ||||
1.«Цветик семицветик» Программа психолого- педагогических занятий для дошкольников | Куражева Н.Я. | Развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой сферы | Дети 3- 7 лет | 4 года | |
2. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» | Лютова Е.К., Монина Г.Б. | Коррекция поведения детей, имеющие нарушения в эмоциональноличностной сфере | Дети 5-7 лет | 1 год | |
3. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» | РоньжинаА.С. | Адаптация и социализация детей к ДОУ | Дети 2-4 лет | 1 год | |
4. «Давай поиграем!» | Пазухина И. М. | Успешная адаптация детей в новой группе, развитие эмпатии, сплочение детского коллектива | Дети 3-4 года | 1 год |
3.2.2. Учебно-методический комплекс
1. Фред Р. Волкмар, Лиза А. Вайзнер. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
2. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. М.: Практика, 2018.
3. Медведева Т., Музюкин И. Практика ведения командных консультаций для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС и ментальными нарушениями. М: Воронеж.
4. Осин Е. Семинар по выявлению рисков РАС у детей в возрасте от 18 месяцев. Интегрирование информационного сета. Обратите внимание: аутизм! Москва, 2015.
5. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: программы с доказаннойэффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018.
6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – 3 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
7. Кряжева Н.Л.. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет.- М: Академия развития, 2011.
8. Зажигина М.А. Чего не надо делать родителям, но что они все равно делают. – М.: Генезис, 2006.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
11. Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
12. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка. – СПб.: Речь, 2007.
13. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство.- М.: Владос-пресс, 2003.
14. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2009.
15. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты: Задания и упражнения. М., 2004.
Методическая литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей.- СПб., 2006.
2. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе.- М: Творческий центр, 2004.
3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004
4. Изард К.Е. Психология. - СПб.: Изд-во МГУ, 2006.
5. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2007.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2014.
7. Болотова А.К. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2007.
8. Копытин А.И. АРТ-терапия. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2012
9. Куликов. Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2009.
10. Немов Р. С. Психология : учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. 4 – е изд. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 3. Психодиагности-ка. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
11. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Ростов н / Д .: Феникс, 2003. 12. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.
Диагностика, проблемы, коррекция
1. Аллан Дж. Ландшафты детской души. - СПб.: Минск, 2003.
2. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., 2002.
3. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ,- М., 2007.
4. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность,- М., 2000.
5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детскомвозрасте,- М., 2002.
6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты : иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005.
7. Фетискин Н.П.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.: ИИП, 2009.
8. Карелин А.А. . Большая энциклопедия психологических тестов.- М.: Эксмо, 2007.
9. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2005.
10. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. РнД.: Феникс, 2006.
11. Васильева Н.В. Агрессивное поведение и его соотношение с клиниконозологическими характеристиками индивид. - СПб.: СЗПД, 1999.
12. Волкова М.Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха. - М.: НИИВШ, 1989.
13. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
14. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
15. Н. Е. Водопьянова. Психодиагностика стресса.- СПб.: Питер, 2009
Работа с детьми
1. АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-3е изд., - М.: Ось - 89, 2001.
2. Пасечник Л. В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.– М: Речь, 2007.
3. Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
4. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления : Креативные тесты. – М. : Чистые пруды, 2006.
5. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Дубравина И.В. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. метод.пособие.-М.: Академия, 1999.
6. Васильченко К.В. Путешествие в страну "Я".- Д: Сталкер, 1998.
7. Гордеев В., Александрович И. Методы исследования развития ребенка. Качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей. - СПб.: Речь, 2001.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.: Академический проект, 2000.
9. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для психологопедагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия "Школа для всех".-М.: новая школа, 1998.
10. Зак А.З. Как развивать творческое мышление у детей 5-6 лет. Серия.Выпуск 15.- М.:Фолиум, 1994.
11. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.-М.: Академический проект, 1999.
12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.-М.: Памятники исторической мысли, 1995.
13. Доценко, Е.В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники. – М: Учитель, 2011.
Работа с педагогами
1.Мерзлякова, Е. Л. Чему и как учить учителей: Тренинг эффективного педагогического общения. – СПб.: Речь, 2007.
2. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога. – М. : Изд-во ЭКСМО, 2005.
3. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.
4. Ляльковская Н. М. Аттестация в учреждении образования : метод.рек. – Минск : ООО «Новое знание», 2007.
5. Коротаева Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия : учеб.пособие. – М. : Профит Стайл, 2007.
6. Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Работа с родителями
1. Дьяченко О. М. Как развивается дошкольник?: О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям. – М. : Чистые пруды, 2007.
2. Асанова Н. К., Клавдиева М. М., Мараева Г. В., Северская Г. М. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное пособие. М.: Владос, 1997.
3. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Спб: Питер, 2011.
4. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – М: Учитель, 2011.
5. Бикеева А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
Готовность к школьному обучению
1. Семаго Н. Я. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : программа и метод.рек. – М. : ООО «Чистые пруды», 2005.
2. Родионов В. А. Педагог и психолог: взаимодействие в учебном процессе. – М. : Генезис, 2000.
3. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб.пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2000.
4. Немчинова Н. Б. Тренинг тренеров: Развитие лидерских качеств и навыков взаимодействия с малой группой. – М.: Чистые пруды, 2008
5. Мурашова Е. В. Понять ребенка: Психологические проблемы ваших детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
3.3. Материально техническое оснащение
№ п/п | Наименование | Содержание |
1. | Бытовая мебель и оборудование: | Стол письменный - 1 Стул - 1 Шкаф для пособий – 3 Комплект "парта"-1 Стулья детские – 2 |
2. | Учебно-методические пособия и технические средства обучения: | Ноутбук Asus Стабилоплатформа А-150 Накопитель STPL Накопитель от МЕРСИБО Стол сенсорный Тактильная панель Бизиборд (дерево) 24 Карточки PEKS + руководство - диагностический инструментарий, раздаточный тестовый материал, бланки методик для индивидуального тестирования; - материал для коррекционно-развивающей работы с детьми; - материал для консультирования и психологического просвещения (памятки для родителей, педагогов, детей; буклеты, брошюры, стендовая информация). |
3. | Сенсорная комната | Сухой бассейн Пузырьковая колонна Интерактивное панно «Бесконечность RGB» Модульное пособие «черепаха Сенсомоторика» Световой модуль «Гроза» Светодиодное дерево- релаксант Стол – песочница Бизиборд Настольный фонтан |
3.4. Перечень используемых технологий, пособий Каталог дидактических игр, пособий
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Мозаика-сортер | 1 |
2. | Сортер «Кубик» | 1 |
3. | Матрёшка 5-составная | 1 |
4. | Сенсорная коробка | 2 |
5. | Пирамидка 5 колец | 1 |
6. | Пирамидка 3 кольца | 1 |
7. | Города | 1 |
8. | Моя семья | 1 |
9. | Найди отличия | 1 |
10. | Составь из геометрических фигур рыбку | 1 |
11. | Запомни картинки | 1 |
12. | Разрезные картинки | 1 |
13. | Последовательные картинки | 1 |
14. | Бусы | 1 |
15. | Найди одинаковое | 1 |
16. | Украшаем елку | 1 |
17. | Геометрические формы | 1 |
18. | Шнуровка | 1 |
19. | Назови одним словом | 1 |
20. | Чувства и эмоции | 1 |
21. | Я и другие | 1 |
22. | Цвет и форма | 1 |
4. Список используемой литературы
1. Шаграева О.А., Кошелева А.Д., Переезда В.И., Филиппова Г.Г. Детский практический психолог: программы и методические материалы. -М.: Изд-во центр "Академия", 2001.
2. Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М., 2005.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: Российская газета– Федеральный выпуск № 6241 25 ноября 2013 г.
4. Приказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г. «Об утверждении Положения Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». // Вестник образования № 12, 1999 5. Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» Режим доступа: http://omczo.org/publ/478-1-0-3012
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28- 51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Режим доступа: http://omczo.org/publ/303-1-0-2730
7. Письмо Минобразования РФ от 07.01.1999 N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования». Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/48-normative-documentsrussia/140-letter-on-the-practice-of-diagnosing-the-childs-developm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Нетрадиционные техники рисования для детей с растройством аутистического спектра"
quot;Нетрадиционные техники рисования для детей с РАС"...

Консультация для родителей "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с расстройством аутистического спектра"
В консультации для родителей дается описание технологий и приемов работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»
laquo;РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК PECS»...

Краткосрочный проект для детей с растройством аутистического спектра СКОРО, СКОРО НОВЫЙ ГОД
Название проекта: Скоро, скоро Новый год.Тип проекта: ТворческийВид проекта: групповой.Сроки реализации: КраткосрочныйУчастники проекта: педагоги группы № 8, родители....

Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."
Конспект индивидуального занятия для детей с растройством аутистического спектра "Цвет, форма и величина предметов."...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
В последнее время все чаще наблюдается увеличение численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, осложненный интеллектуальным недораз...

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
В последнее время все более резко наблюдается рост увеличения численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), среди которых наиболее часто встречается аутизм, который осложнен и...