проект "Блокадный Ленинград"
проект

Золотина Светлана Анатольевна

Проект для детского сада «Блокадный Ленинград» направлен на расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_blokadnyy_leningrad.docx166.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №14 «Ягодка»

Тема проекта:

«БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД»

(военно-патриотическое воспитание

детей дошкольного возраста посредством

проектной деятельности)

Выполнила: Шейпак С. В.

Золотина С.А.

Петровская А. В.

Киселева Н. В.

https://img.razrisyika.ru/kart/11/1200/41008-blokadnyy-leningrad-5.jpg

п. Левиха 2024г.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.

Проблема, на решение которой направлен проект: во время бесед с детьми о том, что они знают о блокадном времени, выяснилось, что практически ничего. Кроме того, у детей появилось и много других вопросов о Великой Отечественной войне. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития, считаю, что необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады, пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время блокады Ленинграда.

Актуальность проекта:  27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве.
Наш детский сад  запланировала ряд мероприятий к этой важной дате:

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю; гордиться мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остаётся с каждым годом всё меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.

И есть еще одна важная проблема: как рассказать о блокаде, не травмируя детскую психику, не пугая их. Нужно очень тщательно подбирать материалы о лишениях и тяготах жителей блокадного Ленинграда – детей и взрослых. Очень аккуратно и дозировано рассказывать о войне, о блокаде.

Цель проекта: расширение представлений о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны у детей подготовительной группы.

Задачи проекта: 

Для детей:

  • Формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
  • Обогащать знания детей о героические прошлые города Ленинграда.
  • Познакомить с понятиями «блокада», «Дорога жизни», «продуктовая карточка», «блокадный хлеб», «блокадная ласточка», «метроном», «буржуйка».
  • Познакомить с историей символа блокадного Ленинграда – «блокадная ласточка».
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Познакомить с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными блокаде Ленинграда.
  • Способствовать формированию чувства гордости за защитников Отечества.
  • Формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.

Для родителей:        

  • Повысить знания родителей о блокадном Ленинграде.
  • Привлечение родителей к участию в практической работе по проекту.

Предполагаемые результаты:

  • Расширение знаний детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
  • Развитие интереса детей к истории Отечества в годы Великой Отечественной войны.
  • Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
  • Умение рассказать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения, посвящённые блокаде Ленинграда.
  • Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
  • Пополнение методической «копилки» тематическими конспектами НОД с детьми старшего дошкольного возраста, картотеками, методическими материалами.

Этапы реализации проекта.

1 этап: «Подготовительный»

  • Определение цели и задач проекта, изучение методической литературы, составление плана мероприятий по организации детской деятельности, плана работы с родителями.
  • Подбор детской и методической литературы, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки); дидактических игр, занятий.
  • Подготовка материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет (презентации, фильмы, мультфильмы о блокадном Ленинграде).
  • Пополнение предметно-развивающей среды.
  • Знакомство родителей с проектом в родительском уголке.

2 этап: «Основной» (работа над проектом)        

С детьми:

  • Беседы: «Блокадный Ленинград», «Что мы знаем о блокаде?», «Что рассказывают о блокаде бабушки и дедушки?», «Дорога жизни», «Блокадный хлеб», «Дети блокадного Ленинграда».
  • Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Шинель», Л.Кассиль «Твои защитники» (отрывки), Э.Фонякова «Хлеб той зимы», В.Карасёва «Кирюшка», Т.Цимберг «Седьмая симфония», О.Бергольц «Мы – ленинградцы», С.Алексеев «Рассказы о ленинградцах и подвиге Ленинграда», Н.Ходза. «Дорога жизни»

 И.Миксон. «Жила, была».

  • Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокаде Ленинграда: Д. Шостакович «Ленинградская симфония», Харитонов - «Не стареют душой ветераны», гр. «Ленинград» - «Город-герой Ленинград», минута молчания «Вечная память героям Великой Отечественной войны», песни военных лет.
  • Дидактическая игра «Разрезные картинки», «Что изменилось?».
  •  Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением блокадного Ленинграда.
  • Просмотр презентаций «Блокада», «900 дней блокады», Просмотр фильмов и мультфильмов о блокаде:

- мультфильмы: «Воробушек», «Шарфик», «Один день в блокадном Ленинграде»;

- документальные фильмы: «Блокада Ленинграда» (для детей), «Непокорённые», «Дети блокадного Ленинграда», «Голоса»;

- художественные фильмы: «Жила-была девочка», «Ладога», «Зимнее утро».

  • Подвижные игры «Разведчики», «Полоса препятствий».
  • Лепка «Разорванное кольцо».
  • Конструирование – оригами «Блокадная ласточка».
  • Рисование «Разорванное кольцо», «Памятник детям блокады», коллективные работы: «Дорога жизни», «Путешествие по дороге жизни».
  • Разучивание стихотворений про «Блокадный Ленинград»
  • Разучивание танца «Белые панамки»
  • Разучивание песен к юбилейному мероприятию.
  • Постановка сценки с детьми «Опустевший город»
  • Постановка сценки «Брат и сестра в ожидании мамы»
  • Постановка сценки «В очереди за хлебом»
  • Аппликация «Фронтовое письмо».
  • Акция «Блокадный хлеб»
  • Акция «Блокадная ласточка»
  • Изготовление «блокадного кольца» для акции.
  • Совместное изготовление материалов для предметно-развивающей среды и для оформления  юбилейного мероприятия «Прорыв Блокадного Ленинграда».

С родителями:

  • Папки – передвижки: «Блокада Ленинграда».
  • Консультации: «Блокадный Ленинград»
  • Листовки «Блокадный хлеб», «Блокадная Ласточка»
  • Буклеты «Блокадная  ласточка», «Блокадный хлеб».

3 этап: «Заключительный»

  • Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
  • Выставка коллективных работ «Дорога жизни… названа», «Блокадная ласточка»
  • Проведение юбилейного мероприятия «Прорыв Блокадного Ленинграда».

Полученные результаты:

  • Дети получили знания о великом подвиге жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
  • Пополнился словарь детей новыми словами и терминами.
  • В группе созданы условия для углублённого изучения детьми истории блокадного Ленинграда: внесён наглядный и дидактический материал по теме.
  • Родители приняли активное участие в проекте.

Список используемой литературы:

1. Адамович А.М., Гранин Д.А. Блокадная книга. -М.: Советский писатель, 1982.
В книге рассказывается о муках осаждённого фашистами Ленинграда, о героизме его жителей.
2.  Алексеев С.П. Подвиг Ленинграда 1941 — 1944гг. -М.: Детская литература, 2010.
Рассказы для детей.
3.  Бардин С.М. ...И штатские надели шинели.  -Л.:  Лениздат, 1984.
Книга посвящена героическим защитникам Ленинграда в годы ВО войны.
4.  Дементьев Н.С. Блокадный день. -М.: Современник, 1980.
Повесть о героизме защитников Ленинграда.
5.  Островский В.П.   27 января 1944. -М.: Молодая гвардия, 1984.

 В книге ленинградского историка рассказывается о героической обороне города, о мужестве и самоотверженности ленинградцев, явивших всему миру пример стойкости духа и крепости характера советского человека.
6.  Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. -М.: Советская Россия, 1983.
В книге рассказывается о жизни осаждённого Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и неколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.
7.  Щербаков П.Л., Уклеин Р.Я. Бессмертный подвиг Ленинграда. -Л.: Знание, 1988.
Брошюра посвящена 45-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом.

8. Воскобойников В.М. Девятьсот дней мужества.-М.: Малыш, 1987.

9. Воскобойников В. Таня Савичева .– М.: Издательство Оникс, 2010.

 Рассказы о юных героях.

10. Герман Ю.П. Вот как это было.  - М.: Дет.лит., 1985.

Трогательная повесть о блокадных днях - таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, "как это было", но и учит быть сильным.

11. Н. Ходза. Дорога жизни.- Детгиз.

12. И. Миксон. Жила, была.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности Физкультурно-тематический досуг «Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда..» в рамках проекта «Эхо военного Ленинграда» с детьми в старшей группы компенсирующей направленности для детей Т

Задачи:1. Формирование у детей уважения и гордости к городу и защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.2.Активизация двигательной активности детей посредством участия в игровых ситуаци...

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Познавательный информационный подгрупповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 74 годовщине освобождения Ленинграда от вражеской блокады 1941-1944 гг. "Дети блокадного Ленинграда"

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. На основе возвышающих чувств патр...