Проект в первой младшей группе на тему: "Широкая Масленица"
проект (младшая группа)

Проект предполагает активное взаимодействие детей друг с другом, с воспитателями и родителями. Это способствует развитию навыков общения, умения работать в коллективе и уважать мнение других.

Актуальность проекта «Широкая Масленица» заключается в его направленности на сохранение и популяризацию русских народных традиций, формирование у детей интереса к своей культуре, а также в создании условий для их всестороннего развития. Этот проект помогает детям не только узнать о традициях, но и почувствовать себя частью большой и богатой культуры, что особенно важно в современном мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

Краткосрочный проект в первой младшей группе №2 «Непоседы»

на тему: «Широкая Масленица»

Подготовила воспитатель:

Цюпина Юлия Сергеевна

2024 г.


Краткосрочный проект в первой младшей группе на тему:

 «Широкая Масленица».

В современном мире, где глобализация и цифровизация все больше влияют на нашу жизнь, важно сохранять связь с культурными корнями и традициями. Проект «Широкая Масленица» направлен на приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, что является важным аспектом их духовно-нравственного воспитания.

Масленица — один из самых ярких и любимых народных праздников, который отражает традиции, обычаи и дух русского народа. Знакомство детей с этим праздником помогает сохранить культурное наследие и передать его следующим поколениям.

Проект предполагает активное взаимодействие детей друг с другом, с воспитателями и родителями. Это способствует развитию навыков общения, умения работать в коллективе и уважать мнение других.

Актуальность проекта «Широкая Масленица» заключается в его направленности на сохранение и популяризацию русских народных традиций, формирование у детей интереса к своей культуре, а также в создании условий для их всестороннего развития. Этот проект помогает детям не только узнать о традициях, но и почувствовать себя частью большой и богатой культуры, что особенно важно в современном мире.

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный (1 неделя).

Участники: воспитатели, дети первой младшей группы №2 «Непоседы», родители воспитанников.

Цель проекта: формирование у детей представлений о традиционном русском празднике Масленица, его обычаях и традициях, развитие интереса к народной культуре.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей и традициями праздника Масленица.

2. Развивать познавательный интерес к русской народной культуре.

3. Формировать навыки общения, умение работать в коллективе.

4. Развивать творческие способности детей через рисование, аппликацию, лепку.

5. Воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат: дети познакомятся с традициями праздника Масленица, у них сформируется интерес к народной культуре, научатся создавать творческие работы на тему Масленицы, родители примут активное участие в проекте.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

   - Подбор материала по теме.

   - Разработка конспектов занятий.

   - Подготовка материалов для творческой деятельности.

   - Информирование родителей о проекте.

2. Основной этап:

   - Проведение занятий, бесед, творческой деятельности.

   - Организация совместной деятельности с родителями.

3. Заключительный этап:

   - Проведение итогового мероприятия (праздник Масленицы).

   - Выставка детских работ.

   - Рефлексия с детьми и родителями.

Перспективный план проекта:

День недели

Мероприятия

Понедельник

  1. Беседа «Что такое Масленица?».
  2. Чтение русской народной сказки «Солнце, Месяц и Ворон-Воронович».
  3. Рисование «Солнышко на масленицу».

Вторник

  1. ФЦКМ «Традиции Масленицы».
  2. Лепка «Блины для Масленицы»
  3. Подвижная игра «Гори, гори ясно!».

Среда

  1. Заучивание заклички «Масленица-блиноедка»
  2. Аппликация «Украсим Масленицу»
  3. Тематическая беседа «Как праздновали Масленицу на Руси?».

Четверг

  1. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый, да масленый».
  2. Рисование «Масленичный хоровод».
  3. Подвижная игра «Ручеек».

Пятница

  1. Итоговое мероприятие «Праздник Масленицы».
  2. Выставка детский работ.
  3. Чаепитие с блинами.

Заключение: проект «Широкая Масленица» стал важным шагом в приобщении детей к народной культуре, формировании у них уважения к традициям и обычаям своего народа. Он показал, что даже в раннем возрасте дети способны воспринимать и ценить культурное наследие, если подавать его в доступной и увлекательной форме.

Проведение итогового праздника с чаепитием, играми и выставкой детских работ стало ярким завершением проекта, оставив у детей и взрослых теплые воспоминания. Этот проект не только обогатил знания детей, но и сплотил коллектив, создал атмосферу радости и творчества.

Таким образом, проект «Широкая Масленица» доказал свою эффективность в достижении образовательных, воспитательных и развивающих целей. Он стал важным этапом в формировании у детей интереса к народной культуре и традициям, что особенно актуально в современном мире.


Приложение №1.

Беседа в первой младшей группе «Что такое Масленица?»

Цель: познакомить детей с праздником Масленица, его основными традициями и символами.

Задачи:  

1. Дать детям представление о Масленице как о веселом народном празднике.  

2. Познакомить с традициями праздника (блины, чучело Масленицы, игры).  

3. Развивать интерес к народной культуре.  

4. Воспитывать положительное отношение к традициям.  

Материалы и оборудование:  

- Иллюстрации с изображением Масленицы (чучело, блины, народные гуляния).  

- Кукла-чучело Масленицы (игрушечное или нарисованное).  

- Аудиозапись народной музыки.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы поговорим о веселом празднике, который называется Масленица. Вы знаете, что это за праздник?»  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Масленицы и рассказывает:  

  «Масленица — это старинный русский праздник. Его отмечают в конце зимы, чтобы попрощаться с холодом и встретить весну. На Масленицу люди веселятся, поют песни, водят хороводы и едят вкусные блины. Блины — это главное угощение на Масленицу. Они круглые, как солнышко, и символизируют тепло и свет».  

- Воспитатель показывает изображение чучела Масленицы:  

  «На Масленицу люди делают чучело из соломы и наряжают его в яркую одежду. В конце праздника чучело сжигают, чтобы прогнать зиму и пригласить весну».  

- Воспитатель включает народную музыку и предлагает детям представить, как они водят хоровод:  

  «На Масленицу все веселятся, играют в игры и танцуют. Давайте и мы представим, что мы на празднике!»  

3. Вопросы для закрепления:  

- «Что едят на Масленицу?» (Блины).  

- «Как выглядит чучело Масленицы?» (Яркое, из соломы).  

- «Почему люди веселятся на Масленицу?» (Чтобы встретить весну).  

4. Игровой момент.  

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Солнышко»:  

- Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:  

  «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!  

  Твои детки плачут, блинов хотят!»  

5. Заключительная часть.  

- Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы узнали, что Масленица — это веселый праздник, на котором люди едят блины, водят хороводы и прощаются с зимой. Скоро мы тоже будем праздновать Масленицу!»  

- Воспитатель благодарит детей за внимание и предлагает нарисовать солнышко в подарок Масленице.  

Вывод: Дети получили первое представление о празднике Масленица, его традициях и символах. Беседа способствовала развитию интереса к народной культуре и созданию положительного эмоционального настроя.


Приложение №2.

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе на тему: «Солнышко на Масленицу»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей через рисование солнышка как символа Масленицы.

Задачи:  

1. Познакомить детей с символом солнышка как частью праздника Масленица.  

2. Учить детей рисовать круг и лучики, используя краски.  

3. Развивать мелкую моторику, цветовосприятие и творческое воображение.  

4. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.  

Материалы и оборудование:  

- Листы бумаги формата А4.  

- Гуашевые краски желтого и оранжевого цветов.  

- Кисточки.  

- Баночки с водой.  

- Салфетки для рук.  

- Иллюстрация солнышка.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы будем рисовать солнышко! Вы знаете, почему солнышко так важно на Масленицу? Потому что оно символизирует тепло и свет, которые приходят с весной».  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрацию солнышка:  

  «Посмотрите, какое яркое и красивое солнышко! Оно круглое, как блин, и у него много лучиков. Давайте вместе нарисуем такое же солнышко!»  

- Воспитатель объясняет этапы рисования:  

  1. «Сначала мы рисуем круг. Это будет наше солнышко».  

  2. «Потом добавляем лучики. Они могут быть прямыми или волнистыми».  

  3. «Солнышко можно сделать желтым или оранжевым — как вам больше нравится».  

- Воспитатель показывает, как правильно держать кисточку и набирать краску:  

  «Смотрите, я беру кисточку, макаю ее в краску и рисую круг. Потом добавляю лучики. Попробуйте и вы!»  

3. Практическая часть.  

- Дети приступают к рисованию. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения:  

  - «Давай нарисуем круг, вот так».  

  - «Теперь добавь лучики. Молодец!»  

  - «Какое красивое солнышко у тебя получается!»  

- Воспитатель хвалит детей за старания: «Какие вы молодцы! У всех получились яркие и веселые солнышки!»  

4. Игровой момент.  

- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Солнышко и тучка»:  

  - Дети встают в круг и изображают солнышко (руки вверх, «лучики»).  

  - Воспитатель говорит: «Тучка закрыла солнышко!» — дети приседают.  

  - «Солнышко выглянуло!» — дети встают и улыбаются.  

5. Заключительная часть.  

- Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы нарисовали красивые солнышки, которые будут светить на нашем празднике Масленица. Вы все большие молодцы!»  

- Воспитатель организует мини-выставку детских работ:  «Давайте посмотрим, какие разные и яркие солнышки у нас получились!»  

Итог занятия:  дети познакомились с символом солнышка как частью праздника Масленица, научились рисовать круг и лучики. Занятие способствовало развитию мелкой моторики, творческого воображения и интереса к народным традициям.


Приложение №3.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира (ФЦКМ) на тему «Традиции Масленицы» для первой младшей группы

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями праздника Масленица, формировать представление о народной культуре.

Задачи:  

1. Познакомить детей с основными традициями Масленицы (блины, чучело, народные гуляния).  

2. Развивать интерес к народным праздникам и культуре.  

3. Воспитывать уважение к традициям своего народа.  

Материалы и оборудование:  

- Иллюстрации с изображением Масленицы (блины, чучело, народные гуляния).  

- Кукла-чучело Масленицы (игрушечное или нарисованное).  

- Аудиозапись народной музыки.  

- Блин (игрушечный или настоящий) для демонстрации.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы поговорим о веселом празднике, который называется Масленица. Вы знаете, что это за праздник?»  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Масленицы и рассказывает:  

  «Масленица — это старинный русский праздник. Его отмечают в конце зимы, чтобы попрощаться с холодом и встретить весну. На Масленицу люди веселятся, поют песни, водят хороводы и едят вкусные блины. Блины — это главное угощение на Масленицу. Они круглые, как солнышко, и символизируют тепло и свет».  

- Воспитатель показывает блин: «Посмотрите, какой круглый и золотистый блин! Давайте представим, что мы его едим. Ммм, как вкусно!»  

- Воспитатель показывает изображение чучела Масленицы:  

  «На Масленицу люди делают чучело из соломы и наряжают его в яркую одежду. В конце праздника чучело сжигают, чтобы прогнать зиму и пригласить весну».  

- Воспитатель включает народную музыку и предлагает детям представить, как они водят хоровод:  

 «На Масленицу все веселятся, играют в игры и танцуют. Давайте и мы представим, что мы на празднике!»  

3. Вопросы для закрепления:  

- «Что едят на Масленицу?» (Блины).  

- «Как выглядит чучело Масленицы?» (Яркое, из соломы).  

- «Почему люди веселятся на Масленицу?» (Чтобы встретить весну).  

4. Игровой момент.  

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Солнышко»:  

- Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:  

  «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!  

  Твои детки плачут, блинов хотят!»  

5. Заключительная часть.  

- Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы узнали, что Масленица — это веселый праздник, на котором люди едят блины, водят хороводы и прощаются с зимой. Скоро мы тоже будем праздновать Масленицу!»  

- Воспитатель благодарит детей за внимание и предлагает нарисовать солнышко в подарок Масленице.  

Итог занятия: Дети получили первое представление о празднике Масленица, его традициях и символах. Занятие способствовало развитию интереса к народной культуре и созданию положительного эмоционального настроя.


Приложение №4.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию лепка в первой младшей группе на тему «Блины для Масленицы»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей через лепку блинов как символа Масленицы.

Задачи:  

1. Познакомить детей с традицией приготовления блинов на Масленицу.  

2. Учить детей лепить круглые лепешки (блины) из пластилина.  

3. Развивать мелкую моторику, координацию движений и творческое воображение.  

4. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.  

Материалы и оборудование:  

- Пластилин желтого и коричневого цветов.  

- Дощечки для лепки.  

- Салфетки для рук.  

- Игрушечная сковородка или тарелка для «выпечки» блинов.  

- Иллюстрации с изображением блинов и Масленицы.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы будем лепить блины! Вы знаете, почему блины так важны на Масленицу? Потому что они круглые, как солнышко, и символизируют тепло и свет, которые приходят с весной».  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением блинов и рассказывает:  

  «Посмотрите, какие красивые и аппетитные блины! Они круглые, золотистые и очень вкусные. Давайте вместе слепим такие же блины!»  

Воспитатель объясняет этапы лепки:  

  1. «Сначала мы берем кусочек пластилина и разминаем его в руках, чтобы он стал мягким».  

  2. «Потом кладем пластилин на дощечку и начинаем раскатывать его ладошкой, чтобы получился круглый блинчик».  

  3. «Можно сделать несколько блинов и положить их на тарелочку или сковородку».  

- Воспитатель показывает, как правильно раскатывать пластилин:  

  «Смотрите, я беру кусочек пластилина, кладу его на дощечку и раскатываю ладошкой. Вот так получается круглый блинчик! Попробуйте и вы!»  

3. Практическая часть.  

- Дети приступают к лепке. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения:  

  - «Давай разомнем пластилин, вот так».  

  - «Теперь раскатай его, чтобы получился круглый блинчик. Молодец!»  

  - «Какие красивые блины у тебя получаются!»  

- Воспитатель хвалит детей за старания: «Какие вы молодцы! У всех получились вкусные и круглые блины!»  

4. Игровой момент.  

- Воспитатель предлагает детям «испечь» блины:  

  - Дети кладут свои блины на игрушечную сковородку или тарелку.  

  - Воспитатель говорит: «Теперь наши блины готовы! Давайте угостим ими кукол и зверюшек!»  

5. Заключительная часть.  

Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы слепили красивые блины для Масленицы. Вы все большие молодцы! Скоро мы будем праздновать Масленицу и есть настоящие блины!»  

- Воспитатель организует мини-выставку детских работ: «Давайте посмотрим, какие разные и аппетитные блины у нас получились!»  

Итог занятия: дети познакомились с традицией приготовления блинов на Масленицу, научились лепить круглые лепешки из пластилина. Занятие способствовало развитию мелкой моторики, творческого воображения и интереса к народным традициям.


Приложение №5.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Цель игры: развивать у детей ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу, а также создавать радостное настроение и приобщать к народным традициям.

Задачи:  

1. Учить детей соблюдать правила игры.  

2. Развивать координацию движений и умение бегать, не сталкиваясь друг с другом.  

3. Воспитывать интерес к народным играм и традициям.  

Материалы и оборудование:  

- Ленточка или платочек (для водящего).  

- Пространство для игры (зал или площадка на улице).  

Описание игры:

1. Подготовка:  

- Воспитатель собирает детей и объясняет правила игры: «Ребята, сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Гори, гори ясно!». В этой игре нужно быть внимательными и быстрыми».  

- Воспитатель выбирает водящего с помощью считалки или по желанию детей. Водящему дается ленточка или платочек.  

2. Правила игры:  

- Дети встают в круг, а водящий с ленточкой ходит за кругом.  

- Все участники хором произносят слова:  

  «Гори, гори ясно,  

  Чтобы не погасло.  

  Глянь на небо —  

  Птички летят,  

  Колокольчики звенят!»

- На последних словах водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков и начинает бежать по кругу.  

- Игрок, которому положили ленточку, должен быстро взять ее и бежать в противоположную сторону, стараясь первым занять свободное место в круге.  

- Тот, кто не успел занять место, становится новым водящим.

3. Ход игры:  

- Воспитатель начинает игру, произнося слова вместе с детьми.  

- Водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков и бежит.  

- Дети бегут в противоположные стороны, стараясь занять место в круге.  

- Игра повторяется несколько раз, чтобы все дети могли поучаствовать.  

4. Варианты усложнения:  

- Добавить больше водящих.  

- Увеличить расстояние между игроками в круге.  

- Использовать музыкальное сопровождение для создания праздничной атмосферы.  

Рекомендации:  

- Проводить игру в просторном помещении или на улице, чтобы дети могли свободно бегать.  

- Следить за безопасностью, чтобы дети не сталкивались друг с другом.  

- Поощрять всех участников, создавая атмосферу поддержки и радости.  

Эта игра станет отличным дополнением к празднику Масленицы и другим народным мероприятиям в детском саду.


Приложение №6.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию аппликация в первой младшей группе на тему: «Украсим Масленицу»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей через аппликацию, познакомить с традициями украшения праздника Масленица.

Задачи:  

1. Познакомить детей с традициями украшения праздника Масленица.  

2. Учить детей создавать композицию из готовых форм (кругов, полосок).  

3. Развивать мелкую моторику, чувство цвета и композиции.  

4. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.  

Материалы и оборудование:  

- Цветная бумага (желтая, оранжевая, красная) с готовыми формами (круги, полоски).  - Клей-карандаш.  

- Листы бумаги формата А4 с контуром чучела Масленицы.  

- Салфетки для рук.  

- Иллюстрации с изображением украшенного чучела Масленицы.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы будем украшать чучело Масленицы! Вы знаете, что это за праздник? Масленица — это веселый праздник, на котором люди прощаются с зимой и встречают весну. А чучело Масленицы украшают яркими лентами и цветами, чтобы оно было красивым!»

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением украшенного чучела Масленицы: «Посмотрите, какое яркое и красивое чучело! Оно украшено лентами, цветами и узорами. Давайте и мы сделаем свое чучело Масленицы красивым!»  

- Воспитатель объясняет этапы выполнения аппликации:  

  1. «Сначала мы берем готовые кружочки и полоски из цветной бумаги».  

  2. «Потом намазываем их клеем и приклеиваем на чучело, чтобы получился яркий наряд».  

  3. «Можно украсить чучело лентами, цветами или узорами — как вам больше нравится!»  

- Воспитатель показывает, как правильно наносить клей и приклеивать детали: «Смотрите, я беру кружочек, намазываю его клеем и приклеиваю на чучело. Вот так! Попробуйте и вы!»  

3. Практическая часть.  

- Дети приступают к выполнению аппликации. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения:  

  - «Давай выберем красивый кружочек и приклеим его сюда».  

  - «Теперь добавим ленточку. Молодец!»  

  - «Какое красивое чучело у тебя получается!»  

Воспитатель хвалит детей за старания: «Какие вы молодцы! У всех получились яркие и красивые чучела Масленицы!»  

4. Игровой момент.  

- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хоровод вокруг Масленицы»:  

  - Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:  

    «Масленица, Масленица,  

    Мы тобой гордимся!  

    Приходи к нам в гости,  

    Весну принеси!»  

5. Заключительная часть.  

Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы украсили чучело Масленицы яркими лентами и цветами. Вы все большие молодцы! Скоро мы будем праздновать Масленицу и веселиться!»  

Воспитатель организует мини-выставку детских работ: «Давайте посмотрим, какие разные и красивые чучела у нас получились!»  

Итог занятия: дети познакомились с традицией украшения чучела Масленицы, научились создавать композицию из готовых форм. Занятие способствовало развитию мелкой моторики, чувства цвета и композиции, а также интереса к народным традициям.


Приложение №7.

Конспект тематической беседы в первой младшей группе на тему:

 «Как праздновали Масленицу на Руси?»

Цель: познакомить детей с традициями и обычаями празднования Масленицы на Руси, формировать интерес к народной культуре.

Задачи:  

1. Дать детям представление о том, как праздновали Масленицу в старину.  

2. Познакомить с основными традициями праздника (блины, чучело, народные гуляния).  

3. Развивать речь, внимание и память детей.  

4. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.  

Материалы и оборудование:  

- Иллюстрации с изображением празднования Масленицы (блины, чучело, хороводы, игры).  

- Кукла-чучело Масленицы (игрушечное или нарисованное).  

- Аудиозапись народной музыки.  

Ход беседы:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы поговорим о том, как праздновали Масленицу на Руси. Вы знаете, что это за праздник?»  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением празднования Масленицы и рассказывает:  

  «Масленица — это старинный русский праздник. Его отмечали целую неделю, чтобы попрощаться с зимой и встретить весну. Люди веселились, пекли блины, водили хороводы и играли в игры».  

- Воспитатель показывает изображение блинов: «Блины — это главное угощение на Масленицу. Они круглые, как солнышко, и символизируют тепло и свет. Блины ели с маслом, медом и вареньем».  

- Воспитатель показывает изображение чучела Масленицы: «На Масленицу люди делали чучело из соломы и наряжали его в яркую одежду. В конце праздника чучело сжигали, чтобы прогнать зиму и пригласить весну».  

- Воспитатель включает народную музыку и рассказывает о народных гуляниях: «На Масленицу все веселились: пели песни, танцевали, играли в игры. Давайте и мы представим, что мы на празднике!»  

3. Вопросы для закрепления:  

- «Что ели на Масленицу?» (Блины).  

- «Как выглядело чучело Масленицы?» (Яркое, из соломы).  

- «Что делали люди на Масленицу?» (Веселились, пели, танцевали).  

4. Игровой момент.  

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Карусель»:  

- Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:  

  «Еле-еле, еле-еле  

  Завертелись карусели,  

  А потом, потом, потом  

  Все бегом, бегом, бегом!»  

5. Заключительная часть.  

Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы узнали, как праздновали Масленицу на Руси. Люди пекли блины, водили хороводы, играли в игры и сжигали чучело, чтобы встретить весну. Скоро мы тоже будем праздновать Масленицу!»  

- Воспитатель благодарит детей за внимание и предлагает нарисовать солнышко в подарок Масленице.  

Итог беседы: дети получили представление о том, как праздновали Масленицу на Руси, познакомились с традициями и обычаями праздника. Беседа способствовала развитию речи, внимания и интереса к народной культуре.


Приложение №8.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию: рисование в первой младшей группе на тему: «Масленичный хоровод»

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей через рисование хоровода как символа веселья и единства на празднике Масленица.

Задачи:  

1. Познакомить детей с традицией вождения хоровода на Масленицу.  

2. Учить детей рисовать фигуры людей, держащихся за руки, в виде круга.  

3. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цветовосприятие.  

4. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.  

Материалы и оборудование:  

- Листы бумаги формата А4.  

- Краски (гуашь) или цветные карандаши.  

- Кисточки.  

- Баночки с водой.  

- Салфетки для рук.  

- Иллюстрации с изображением хоровода.  

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

Воспитатель собирает детей вокруг себя и создает доброжелательную атмосферу.  

- «Ребята, сегодня мы будем рисовать хоровод! Вы знаете, что такое хоровод? Это когда люди берутся за руки, встают в круг и веселятся. На Масленицу всегда водят хороводы!»  

2. Основная часть.  

- Воспитатель показывает иллюстрации с изображением хоровода:  

  «Посмотрите, как весело люди водят хоровод! Они держатся за руки, улыбаются и поют песни. Давайте и мы нарисуем такой хоровод!»  

Воспитатель объясняет этапы рисования:  

  1. «Сначала мы рисуем большой круг. Это будет наш хоровод».  

  2. «Потом рисуем маленькие кружочки по краю большого круга. Это будут люди, которые держатся за руки».  

  3. «Можно добавить улыбки и яркие цвета, чтобы хоровод получился веселым и праздничным».  

- Воспитатель показывает, как правильно рисовать: «Смотрите, я рисую большой круг, а потом маленькие кружочки по краю. Вот так! Попробуйте и вы!»  

3. Практическая часть.  

- Дети приступают к рисованию. Воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднения:  

  - «Давай нарисуем большой круг, вот так».  

  - «Теперь добавим маленькие кружочки. Молодец!»  

  - «Какие красивые улыбки у твоих человечков!»  

- Воспитатель хвалит детей за старания: «Какие вы молодцы! У всех получились яркие и веселые хороводы!»  

4. Игровой момент.  

- Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хоровод»:  

  - Дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по кругу, напевая:  

    «Мы на Масленицу встали,  

    В хоровод все дружно встали.  

    Кругом, кругом за руки возьмемся,  

    Весело, весело закружимся!»  

5. Заключительная часть.  

Воспитатель подводит итог: «Ребята, сегодня мы нарисовали веселый хоровод, который будет украшать наш праздник Масленица. Вы все большие молодцы!»  

- Воспитатель организует мини-выставку детских работ: «Давайте посмотрим, какие разные и яркие хороводы у нас получились!»  

Итог занятия: дети познакомились с традицией вождения хоровода на Масленицу, научились рисовать фигуры людей в круге. Занятие способствовало развитию мелкой моторики, чувства композиции и интереса к народным традициям.


Приложение №9.

Подвижная игра «Ручеек»

Цель игры: развивать у детей ловкость, координацию движений, умение действовать в команде, а также создавать радостное настроение и приобщать к народным традициям.

Задачи:  

1. Учить детей соблюдать правила игры.  

2. Развивать умение двигаться в парах, не расцепляя рук.  

3. Воспитывать интерес к народным играм и традициям.  

Материалы и оборудование:  

- Пространство для игры (зал или площадка на улице).  

- Аудиозапись народной музыки (по желанию).  

Описание игры:

1. Подготовка:  

- Воспитатель собирает детей и объясняет правила игры: «Ребята, сейчас мы поиграем в старинную русскую игру «Ручеек». В этой игре нужно быть внимательными и двигаться парами, не расцепляя рук».  

- Воспитатель помогает детям разделиться на пары.  

2. Правила игры:  

- Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «арку».  

- Один ребенок (водящий) проходит под «арками» и выбирает себе пару.  

- Новая пара встает в начало «ручейка», а оставшийся без пары ребенок становится новым водящим.  

- Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли водящего.  

3. Ход игры:  

- Воспитатель начинает игру, включая народную музыку (по желанию).  

- Дети двигаются парами, образуя «ручеек».  

- Водящий проходит под «арками» и выбирает себе пару.  

- Игра повторяется несколько раз, чтобы все дети могли поучаствовать.  

4. Варианты усложнения:  

- Увеличить количество пар, чтобы «ручеек» стал длиннее.  

- Добавить дополнительные задания (например, двигаться боком или приседать).  

- Использовать разные виды музыки для создания праздничной атмосферы.

Итог игры: игра «Ручеек» способствует развитию ловкости, координации движений и умения действовать в команде. Она также приобщает детей к народным традициям и создает радостное настроение.  

Рекомендации:  

- Проводить игру в просторном помещении или на улице, чтобы дети могли свободно двигаться.  

- Следить за безопасностью, чтобы дети не сталкивались друг с другом.  

- Поощрять всех участников, создавая атмосферу поддержки и радости.  

Эта игра станет отличным дополнением к празднику Масленицы и другим народным мероприятиям в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Педагогический проект в старшей разновозрастной группе по теме: «Широкая Масленица!»

Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками...

Развлечение в первой младшей группе «Пришла в гости Масленица»

Задачи:Познакомить детей с русским народным праздником Масленица....

Конспект занятия в первой младшей группе на тему: «Широкая и узкая дорожка»

Конспект занятия в первой младшей группе на тему:«Широкая и узкая дорожка»Программное содержание:учить детей конструировать несложные конструкции из кирпичиков;развивать игровые навыки, во...

Конспект Досуга во 2й младшей группе на тему: "Широкая масленица".

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями, знакомить детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней, знакомство с народными играми, развитие непо...

Проект для детей средней группы на тему "Широкая Масленица"

Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.Масленица – один из самых любимых праздников русского нар...

Краткосрочный проект в первой младшей группе: «Масленица»

Вид проекта: творческий, групповой, информационно-познавательный.Продолжительность проекта: краткосрочный( одна неделя) с 11.03.24.-15.03.24 годУчастники: дети I младшей группы, воспитатели, родители....