ПРОЕКТ «ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ»
проект

Асадова Альбина Агамалиевна

Цель:

Профилактика терроризма, экстремизма, этносепаратизма, воспитание толерантного поведения у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
  2. Формирование толерантности и межэтнической культуры у детей дошкольного возраста, профилактика агрессивного поведения.
  3. Информирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_planeta_druzhby.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Умка»

ПРОЕКТ

«ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ»

Асадова А.А.,

педагог-психолог

октябрь 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения остроактуальной.

Толерантной личности присущи многие качества: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.

Эти личностные особенности начинает развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей и так далее. Моральное развитие ребенка, неразрывно связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом, как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими- либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, когда у ребенка в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека – его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.

Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения,

эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе.

Очень важно чтобы все педагоги осознали, ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном, с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.

Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, толерантного воспитания сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.И.Богомолова. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать проекты, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Педагог должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.

Период дошкольного детства является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. сформировать толерантность.

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральные Законы:
  • от 06.03.2006. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
  • от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  • от 25.07.2002. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
  1. Указ Президента Российской Федерации от 15.06. 2006. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»,
  2. Приказ департамента образования Сургутского района от 12.01.2011.

№ 9 «Об организации мероприятий по профилактике экстремизма и этносепаратизма в образовательных учреждениях»

Область образования: Социально – коммуникативное развитие.

Цель:

Профилактика терроризма, экстремизма, этносепаратизма, воспитание толерантного поведения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование у детей дошкольного возраста внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
  2. Формирование толерантности и межэтнической культуры у детей дошкольного возраста, профилактика агрессивного поведения.
  3. Информирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

При разработке проекта для детей старшего дошкольного возраста

«Планета дружбы» учитывались следующие принципы:

  1. Принцип научности. Обучение в дошкольном возрасте должно проводиться в игровой деятельности, так как она является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.
  2. Принцип доступности. Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.
  3. Принцип наглядности. В работе с дошкольниками этот принцип в обучении является одним из ведущих. У них еще преобладает наглядно- образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.
  4. Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному.
  5. Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения передаются ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В процессе образования используются современные технологии дифференцированного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ, игровой и проектной деятельности.

Формы и методы

В процессе занятий используются различные формы обучения: совместная деятельность взрослых и детей, игровые занятие, театрализация на праздниках и развлечениях, занятия с музейными экспонатами, коллекционирование (монет из разных стран, аксессуаров, предметов быта), игры-путешествия (по странам мира, по России), сюжетно-ролевые игры в повседневной жизни; совместная проектная деятельность взрослых и детей (изготовление костюмов и декораций), экскурсии.

Методы обучения детей: словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, просмотр видео); практический (обучение практическим приемам изготовления народных кукол); объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение

поставленной задачи совместно с педагогом; проектный – самостоятельная творческая работа.

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, их родители.

Сроки реализации:        1 год

Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

  • совместное посещение мероприятий, проводимых в поселке и        городе (День народного единства, День России, Масленица);
  • просматривание детских телепередач и мультипликационных фильмов;
  • совместная        художественная        деятельность        (рисование,        аппликация, вышивка, шитьё);
  • организация        семейных        праздников,        оформление        фотоальбомов, совместный досуг (игры, прогулки, экскурсии).

Социальные        партнеры:        КДЦ        «Премьер»,        отдел        библиотечного обслуживания, национально-культурные общества поселка Федоровский.

Материально-техническое обеспечение

В группах детского сада организованы уголок «Я – гражданин России», созданы фотоальбомы «Югра многоликая», выставка предметов быта людей разных национальностей, размещены полках библиотечки книги поэтов и писателей России, а также, проживающих в странах СНГ и других государствах; систематизирована аудио-видео и фонотека, размещены экспозиции кукол в народных костюмах, совместно с родителями и детьми создан мини-музей «Народная кукла» и уголок безопасности по профилактике терроризма «Чтобы не было беды».

Ожидаемые результаты и способы их проверки

  1. Совершенствование форм и методов работы по профилактике терроризма и экстремизма, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории муниципального образования городское поселение Фёдоровский.
  2. Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде сотрудников, воспитанников ДОУ и их родителей.
  3. Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности.
  4. Формирование нетерпимости ко всем фактам террористических и экстремистских проявлений, а также толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ.
  5. Укрепление и культивирование в среде «воспитатель – ребёнок – родитель» атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
  6. Формирование единого информационного пространства для

пропаганды и распространения на территории городского поселения Фёдоровский идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации.

На занятиях используются методики формирующего оценивания: рефлексия в конце каждого занятия, самооценка и взаимооценивание. Для оценки планируемых результатов, компетенций воспитанников применяются тестовые задания, кроссворды, ребусы, презентации, проекты.

Многозначность понятия «толерантность» создает весьма сложную познавательную ситуацию, когда ставится задача разработки педагогических методик и программ формирования толерантности. На базе основных характеристик толерантной и интолерантной личности, сформулированных в работах М.П.Мчедлова, А.П.Садохиной, Н.А.Асташовой, Г.В.Безюлевой, С.К.Бондыревой, Г.М.Шеламовой и др., построена система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.

Первая модель характеризуется доброжелательным отношением к миру, знанием себя и признанием других. Вторая модель дает представление о качествах личности, не признающей ценность и самобытность другого человека.

Средства формирования межэтнической толерантности

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам формирования межэтнической толерантности можно отнести: традиции, общение, художественная литература, народные сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, проектная деятельность, произведения искусства и др.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Мероприятия

Сроки

Направления работы

Сентябрь

1

«Безопасность детей – в наших руках»

1 неделя

Работа с детьми:

Цикл бесед «Моя безопасность в детском саду, дома и на улице»

Работа с родителями и педагогами:

Оформление информационных стендов:

«День солидарности по борьбе с терроризмом»

«Уроки безопасности»

Проведение бесед, тренировочных учений в случае возникновения террористической

угрозы

2

Создание социального паспорта ДОУ

2 неделя

Работа с педагогами:

Оформление социального паспорта группы

Работа с детьми:

Диагностическое обследование детей всех возрастных групп

Тестирование детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими опасных ситуаций

Работа с родителями:

Анкетирование

3

Акция

«Маленьким детям – большие права»

3 – 4

недели

Работа с педагогами:

Консультация-презентация «Система работы по правовому воспитанию в ДОУ»

Информационный стенд «Маленьким детям – большие права»

Работа с детьми:

Развлечение «Мы тоже имеем права»

Работа с родителями:

Выставка детских работ «Мы имеем права»

Октябрь

1

Международный день пожилых людей

1 неделя

Работа с педагогами:

Организация фотоэкспозиции «Милые лица, добрые сердца»

Работа с детьми:

Тематический день «Я подарю тебе улыбку»

Работа с родителями:

Составление генеалогического семейного древа.

Конкурс поделок «Семейная мастерская».

2

Детский сад – наш дом

2-4 неделя

Работа с детьми:

Тематические занятия «Кто заботится о нас» Экскурсии по детскому саду

Акция «Страна добрых дел»

Работа с родителями и педагогами:

Заседания семейного клуба «Гнёздышко» (по возрастам)

Ноябрь

1

Дни национальной русской культуры

1-3 неделя

Работа с педагогами:

Разработка и пополнение образовательных проектов:

«Народная кукла»

«Годовой круг народных праздников»

«Русский фольклор»

«Русский музыкальный фольклор»

Работа с детьми:

Праздник, посвящённый Дню национального единства и согласия «Мне довелось родиться на Руси»

«Музыка Древней Руси» - знакомство с историей русских музыкальных инструментов. Работа с родителями:

Пополнение экспонатами предметно-

развивающей зоны «Русская горница» Мастер-классы по рукоделию

2

21 ноября –

всемирный день приветствий

4 неделя

Работа с педагогами:

Встреча с сотрудниками УВД и ФСБ

«Противодействие терроризму, экстремизму, этносепаратизму»

Работа с детьми:

Спортивное развлечение «От улыбки хмурый день светлей»

Работа с родителями:

Конкурс «Семейный герб»

Родительские собрания в группах: освящение

вопроса о мерах противодействию терроризму на территории ДОУ.

Декабрь

1

«Должны смеяться дети»

1 неделя

Работа с педагогами:

Презентация «Великий Устюг – Родина Деда Мороза»

Работа с детьми:

4 декабря – день заказов подарков Деду Морозу

Работа с родителями:

Оформление писем Деду Морозу.

2

Дни татаро – башкирских национальных культур

2-4 неделя

Работа с педагогами:

Оформление альбома, стенгазеты.

Работа с детьми:

Встреча с представителями национального татаро-башкирского общества.

«День семьи» в группах.

Конкурс рисунков «Традиции моей семьи»

Работа с родителями:

Участие в выставке блюд национальной кухни

Январь

1

Информационная кампания о работе окружного

«Телефона доверия»

2 неделя

Работа с педагогами:

Посещение семей воспитанников ДОУ

Работа с детьми:

11 января – День «Спасибо», музыкально- спортивный досуг

Работа с родителями:

Диагностика детско-родительских отношений (рисуночные пробы по запросам родителей, педагогического персонала)

2

«Безопасные улицы родного посёлка»

3-4 недели

Работа с педагогами:

Организация целевых экскурсий

Работа с детьми:

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта»,

«Водители», «Больница», «Пожарные» - предупреждение террористических актов и насилия в социуме.

Работа с родителями:

Оказание помощи в проведении экскурсий и организации сюжетно-ролевых игр (пополнение атрибутами)

Февраль

1

День славянских национальных культур

1 -2 неделя

Работа с педагогами:

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство народов Белоруссии и Украины» Работа с детьми:

Чтение художественных произведений, прослушивание и пение музыкальных произведений славянских народов.

Проведение народных игр.

Работа с родителями:

Выставка-конкурс хлебобулочных изделий

«Хлебосольные хозяюшки»

Организация дефиле в национальных костюмах «Ожившие манекены»

2

«Если добрый ты…»

3 неделя

Работа с педагогами:

Изготовление пособий, сувениров, открыток

Работа с детьми:

17 февраля – день спонтанного проявления доброты.

Праздник Масленицы.

Работа с родителями:

Малые олимпийские игры

3

«Слава российскому

воину!»

4 неделя

Работа с педагогами:

Организация и проведение акции «Посылка солдату»

Работа с детьми:

Тематические занятия во всех возрастных группах «Аты-баты, шли солдаты» Работа с родителями:

Фотовыставка «Мой папа – солдат»

Март

1

Международный женский день

1 неделя

Работа с педагогами:

Выпуск фотогазет «Дорогая самая»

Работа с детьми:

Проведение праздников «Мартовская капель» Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Работа с родителями:

Выставка «Говорят, у мамы руки не простые»

2

«Чтобы не было беды»

2-3 недели

Работа с педагогами:

Разработка макета информационного буклета

«Твои действия в случае опасности»

Работа с детьми:

Рисование на тему «Дети против терроризма»

Работа с родителями:

Проведение социально-психологического тренинга по оптимизации детско- родительских отношений.

Апрель

1

«Подарим детям счастливое детство»

1 -2 недели

Работа с педагогами:

Организация выставки книг народов мира.

Работа с детьми:

2 апреля – день детской книги

«Сказки разных стран» - чтение сказок народов мира.

Работа с родителями:

Оказание помощи в пополнении библиотеки групп.

2

Дни кавказских национальных культур

4 неделя

Работа с педагогами:

Организация выставки национальных костюмов народов Кавказа (фото, иллюстрации, экспонаты)

Работа с детьми:

29 апреля – международный день танца. Конкурс национального танца.

Работа с родителями:

Встреча с представителями национального общества.

Май

1

«Если придёт беда»

1 неделя

Работа с педагогами:

Беседы в совместной деятельности:

«Несовпадение приятной внешности человека и его недобрых намерений»

«Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома»

Работа с детьми:

Практическая тренировка «Куда бежать, если за тобой гонятся»

Работа с родителями:

Устный журнал «Молодёжные экстремистские организации и их опасность для общества»

2

«Мы склонились низко-низко у

подножья обелиска»

2 неделя

Работа с педагогами:

Организация целевой экскурсии к обелиску Боевой Славы.

Работа с детьми:

Экскурсии в музеи СОШ № 2 и СОШ №5. Конкурс рисунков «Мы все дружная семья». Работа с родителями:

Обновление и пополнение военно-

патриотической экспозиции

3

«Надо дружбой дорожить»

3-4

недели

Работа с педагогами и родителями: Посадка деревьев в «Парке дружбы», (24 мая – день парков)

Составление фоно и видеотеки о дружбе.

Работа с детьми:

Серия игровых занятий в сенсорной комнате

«Все люди на большой планете должны всегда дружить»

Работа с родителями:

Устные рассказы «Мой друг детства»

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней, она невозможна без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.

В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения, культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Литература

  1. «Волшебный кристалл» (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября» № 39, 2002 г.
  2. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. // Безопасность – СПб., 2003.
  3.         Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Ребёнок в городе. Рабочая тетрадь.- М. 2001.
  4. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная Пресса, 2010.
  5. Ваулина, Т. Г. Родителям и детям о правах ребёнка / Т.Г. Ваулина. // Ребёнок в детском саду, 2007.- № 3.
  6. Защита прав и достоинств маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003.
  7. Козлова С.А. Мы имеем право! Учебно – методическое пособие для педагогических коллективов детских дошкольных учреждений / М.: Обруч, 2010.
  8. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  9. Орлова, М. Формирование толерантности дошкольников / М.Орлова // Дошкольное воспитание, 2003. - №11.
  10. Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Планета Дружбы"

Формирование навыков альтернативы агрессии с позиции эмоционального благополучияПодготовительная группа...

Путешествие на планету «Дружба»

Только настоящие друзья могут отправиться в долгое волшебное путешествие. Есть на свете такая далекая планета, планета «Дружба»....

Конспект развлечения «Планета дружбы»

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»....

"Встреча на планете "Дружба"

Сценарий астрономического досуга  для детей подготовительной группы....

Встреча на планете Дружба

Сценарий астрономического досуга для детей подготовительной группы детского садаПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.1. Словарная работа.ЗВЕЗДОЧЕТ – любит наблюдать за звездами, изучает их и другие п...

Музыкально-литературная гостиная "Планета Дружбы"

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста...

Занятие "На планете дружбы"

занятие для дошкольников старшей или подготовительной группы, направленное на развитите коммуникативной компетенции...