ПРОЕКТ «ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ»
проект
Цель:
Профилактика терроризма, экстремизма, этносепаратизма, воспитание толерантного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
- Формирование толерантности и межэтнической культуры у детей дошкольного возраста, профилактика агрессивного поведения.
- Информирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад «Умка»
ПРОЕКТ
«ПЛАНЕТА ДРУЖБЫ»
Асадова А.А.,
педагог-психолог
октябрь 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения остроактуальной.
Толерантной личности присущи многие качества: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
Эти личностные особенности начинает развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей и так далее. Моральное развитие ребенка, неразрывно связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом, как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими- либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, когда у ребенка в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека – его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.
Начиная уже с младшего дошкольного возраста, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, необходимо активное обучение, направленное на развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов. Необходимой предпосылкой для продуктивного обучения является личностное и эмоциональное развитие детей. Так как развитие рефлексии, самоуважения,
эмпатии, терпимости по отношению к другим людям, активной жизненной позиции и других качеств толерантной личности необходимо для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в обществе.
Очень важно чтобы все педагоги осознали, ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном, с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей.
Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, толерантного воспитания сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.И.Богомолова. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать проекты, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Педагог должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.
Период дошкольного детства является наиболее подходящим моментом для становления личности и воспитания у ребенка доброжелательного отношения к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т.е. сформировать толерантность.
Нормативно-правовая база:
- Федеральные Законы:
- от 06.03.2006. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,
- от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- от 25.07.2002. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
- Указ Президента Российской Федерации от 15.06. 2006. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»,
- Приказ департамента образования Сургутского района от 12.01.2011.
№ 9 «Об организации мероприятий по профилактике экстремизма и этносепаратизма в образовательных учреждениях»
Область образования: Социально – коммуникативное развитие.
Цель:
Профилактика терроризма, экстремизма, этносепаратизма, воспитание толерантного поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формирование у детей дошкольного возраста внутренней потребности в толерантном поведении к людям других национальностей на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.
- Формирование толерантности и межэтнической культуры у детей дошкольного возраста, профилактика агрессивного поведения.
- Информирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
При разработке проекта для детей старшего дошкольного возраста
«Планета дружбы» учитывались следующие принципы:
- Принцип научности. Обучение в дошкольном возрасте должно проводиться в игровой деятельности, так как она является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.
- Принцип доступности. Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.
- Принцип наглядности. В работе с дошкольниками этот принцип в обучении является одним из ведущих. У них еще преобладает наглядно- образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.
- Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному.
- Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения передаются ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
В процессе образования используются современные технологии дифференцированного, личностно-ориентированного, здоровьесберегающего обучения, ИКТ, игровой и проектной деятельности.
Формы и методы
В процессе занятий используются различные формы обучения: совместная деятельность взрослых и детей, игровые занятие, театрализация на праздниках и развлечениях, занятия с музейными экспонатами, коллекционирование (монет из разных стран, аксессуаров, предметов быта), игры-путешествия (по странам мира, по России), сюжетно-ролевые игры в повседневной жизни; совместная проектная деятельность взрослых и детей (изготовление костюмов и декораций), экскурсии.
Методы обучения детей: словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.); наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, просмотр видео); практический (обучение практическим приемам изготовления народных кукол); объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом; проектный – самостоятельная творческая работа.
Участники проекта: педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной к школе группы, их родители.
Сроки реализации: 1 год
Взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
- совместное посещение мероприятий, проводимых в поселке и городе (День народного единства, День России, Масленица);
- просматривание детских телепередач и мультипликационных фильмов;
- совместная художественная деятельность (рисование, аппликация, вышивка, шитьё);
- организация семейных праздников, оформление фотоальбомов, совместный досуг (игры, прогулки, экскурсии).
Социальные партнеры: КДЦ «Премьер», отдел библиотечного обслуживания, национально-культурные общества поселка Федоровский.
Материально-техническое обеспечение
В группах детского сада организованы уголок «Я – гражданин России», созданы фотоальбомы «Югра многоликая», выставка предметов быта людей разных национальностей, размещены полках библиотечки книги поэтов и писателей России, а также, проживающих в странах СНГ и других государствах; систематизирована аудио-видео и фонотека, размещены экспозиции кукол в народных костюмах, совместно с родителями и детьми создан мини-музей «Народная кукла» и уголок безопасности по профилактике терроризма «Чтобы не было беды».
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Совершенствование форм и методов работы по профилактике терроризма и экстремизма, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации на территории муниципального образования городское поселение Фёдоровский.
- Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде сотрудников, воспитанников ДОУ и их родителей.
- Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности.
- Формирование нетерпимости ко всем фактам террористических и экстремистских проявлений, а также толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ.
- Укрепление и культивирование в среде «воспитатель – ребёнок – родитель» атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
- Формирование единого информационного пространства для
пропаганды и распространения на территории городского поселения Фёдоровский идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации.
На занятиях используются методики формирующего оценивания: рефлексия в конце каждого занятия, самооценка и взаимооценивание. Для оценки планируемых результатов, компетенций воспитанников применяются тестовые задания, кроссворды, ребусы, презентации, проекты.
Многозначность понятия «толерантность» создает весьма сложную познавательную ситуацию, когда ставится задача разработки педагогических методик и программ формирования толерантности. На базе основных характеристик толерантной и интолерантной личности, сформулированных в работах М.П.Мчедлова, А.П.Садохиной, Н.А.Асташовой, Г.В.Безюлевой, С.К.Бондыревой, Г.М.Шеламовой и др., построена система поведенческих реакций ребенка старшего дошкольного возраста по двум моделям: толерантная и интолерантная.
Первая модель характеризуется доброжелательным отношением к миру, знанием себя и признанием других. Вторая модель дает представление о качествах личности, не признающей ценность и самобытность другого человека.
Средства формирования межэтнической толерантности
Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам формирования межэтнической толерантности можно отнести: традиции, общение, художественная литература, народные сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, проектная деятельность, произведения искусства и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Направления работы |
Сентябрь | |||
1 | «Безопасность детей – в наших руках» | 1 неделя | Работа с детьми: Цикл бесед «Моя безопасность в детском саду, дома и на улице» Работа с родителями и педагогами: Оформление информационных стендов: «День солидарности по борьбе с терроризмом» «Уроки безопасности» Проведение бесед, тренировочных учений в случае возникновения террористической угрозы |
2 | Создание социального паспорта ДОУ | 2 неделя | Работа с педагогами: Оформление социального паспорта группы Работа с детьми: Диагностическое обследование детей всех возрастных групп Тестирование детей, позволяющее выявить особенности восприятия ими опасных ситуаций Работа с родителями: |
Анкетирование | |||
3 | Акция «Маленьким детям – большие права» | 3 – 4 недели | Работа с педагогами: Консультация-презентация «Система работы по правовому воспитанию в ДОУ» Информационный стенд «Маленьким детям – большие права» Работа с детьми: Развлечение «Мы тоже имеем права» Работа с родителями: Выставка детских работ «Мы имеем права» |
Октябрь | |||
1 | Международный день пожилых людей | 1 неделя | Работа с педагогами: Организация фотоэкспозиции «Милые лица, добрые сердца» Работа с детьми: Тематический день «Я подарю тебе улыбку» Работа с родителями: Составление генеалогического семейного древа. Конкурс поделок «Семейная мастерская». |
2 | Детский сад – наш дом | 2-4 неделя | Работа с детьми: Тематические занятия «Кто заботится о нас» Экскурсии по детскому саду Акция «Страна добрых дел» Работа с родителями и педагогами: Заседания семейного клуба «Гнёздышко» (по возрастам) |
Ноябрь | |||
1 | Дни национальной русской культуры | 1-3 неделя | Работа с педагогами: Разработка и пополнение образовательных проектов: «Народная кукла» «Годовой круг народных праздников» «Русский фольклор» «Русский музыкальный фольклор» Работа с детьми: Праздник, посвящённый Дню национального единства и согласия «Мне довелось родиться на Руси» «Музыка Древней Руси» - знакомство с историей русских музыкальных инструментов. Работа с родителями: Пополнение экспонатами предметно- развивающей зоны «Русская горница» Мастер-классы по рукоделию |
2 | 21 ноября – всемирный день приветствий | 4 неделя | Работа с педагогами: Встреча с сотрудниками УВД и ФСБ «Противодействие терроризму, экстремизму, этносепаратизму» Работа с детьми: Спортивное развлечение «От улыбки хмурый день светлей» Работа с родителями: |
Конкурс «Семейный герб» Родительские собрания в группах: освящение вопроса о мерах противодействию терроризму на территории ДОУ. | |||
Декабрь | |||
1 | «Должны смеяться дети» | 1 неделя | Работа с педагогами: Презентация «Великий Устюг – Родина Деда Мороза» Работа с детьми: 4 декабря – день заказов подарков Деду Морозу Работа с родителями: Оформление писем Деду Морозу. |
2 | Дни татаро – башкирских национальных культур | 2-4 неделя | Работа с педагогами: Оформление альбома, стенгазеты. Работа с детьми: Встреча с представителями национального татаро-башкирского общества. «День семьи» в группах. Конкурс рисунков «Традиции моей семьи» Работа с родителями: Участие в выставке блюд национальной кухни |
Январь | |||
1 | Информационная кампания о работе окружного «Телефона доверия» | 2 неделя | Работа с педагогами: Посещение семей воспитанников ДОУ Работа с детьми: 11 января – День «Спасибо», музыкально- спортивный досуг Работа с родителями: Диагностика детско-родительских отношений (рисуночные пробы по запросам родителей, педагогического персонала) |
2 | «Безопасные улицы родного посёлка» | 3-4 недели | Работа с педагогами: Организация целевых экскурсий Работа с детьми: Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Почта», «Водители», «Больница», «Пожарные» - предупреждение террористических актов и насилия в социуме. Работа с родителями: Оказание помощи в проведении экскурсий и организации сюжетно-ролевых игр (пополнение атрибутами) |
Февраль | |||
1 | День славянских национальных культур | 1 -2 неделя | Работа с педагогами: Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство народов Белоруссии и Украины» Работа с детьми: Чтение художественных произведений, прослушивание и пение музыкальных произведений славянских народов. Проведение народных игр. Работа с родителями: |
Выставка-конкурс хлебобулочных изделий «Хлебосольные хозяюшки» Организация дефиле в национальных костюмах «Ожившие манекены» | |||
2 | «Если добрый ты…» | 3 неделя | Работа с педагогами: Изготовление пособий, сувениров, открыток Работа с детьми: 17 февраля – день спонтанного проявления доброты. Праздник Масленицы. Работа с родителями: Малые олимпийские игры |
3 | «Слава российскому воину!» | 4 неделя | Работа с педагогами: Организация и проведение акции «Посылка солдату» Работа с детьми: Тематические занятия во всех возрастных группах «Аты-баты, шли солдаты» Работа с родителями: Фотовыставка «Мой папа – солдат» |
Март | |||
1 | Международный женский день | 1 неделя | Работа с педагогами: Выпуск фотогазет «Дорогая самая» Работа с детьми: Проведение праздников «Мартовская капель» Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Работа с родителями: Выставка «Говорят, у мамы руки не простые» |
2 | «Чтобы не было беды» | 2-3 недели | Работа с педагогами: Разработка макета информационного буклета «Твои действия в случае опасности» Работа с детьми: Рисование на тему «Дети против терроризма» Работа с родителями: Проведение социально-психологического тренинга по оптимизации детско- родительских отношений. |
Апрель | |||
1 | «Подарим детям счастливое детство» | 1 -2 недели | Работа с педагогами: Организация выставки книг народов мира. Работа с детьми: 2 апреля – день детской книги «Сказки разных стран» - чтение сказок народов мира. Работа с родителями: Оказание помощи в пополнении библиотеки групп. |
2 | Дни кавказских национальных культур | 4 неделя | Работа с педагогами: Организация выставки национальных костюмов народов Кавказа (фото, иллюстрации, экспонаты) Работа с детьми: |
29 апреля – международный день танца. Конкурс национального танца. Работа с родителями: Встреча с представителями национального общества. | ||||
Май | ||||
1 | «Если придёт беда» | 1 неделя | Работа с педагогами: Беседы в совместной деятельности: «Несовпадение приятной внешности человека и его недобрых намерений» «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома» Работа с детьми: Практическая тренировка «Куда бежать, если за тобой гонятся» Работа с родителями: Устный журнал «Молодёжные экстремистские организации и их опасность для общества» | |
2 | «Мы склонились низко-низко у подножья обелиска» | 2 неделя | Работа с педагогами: Организация целевой экскурсии к обелиску Боевой Славы. Работа с детьми: Экскурсии в музеи СОШ № 2 и СОШ №5. Конкурс рисунков «Мы все дружная семья». Работа с родителями: Обновление и пополнение военно- патриотической экспозиции | |
3 | «Надо дружбой дорожить» | 3-4 недели | Работа с педагогами и родителями: Посадка деревьев в «Парке дружбы», (24 мая – день парков) Составление фоно и видеотеки о дружбе. Работа с детьми: Серия игровых занятий в сенсорной комнате «Все люди на большой планете должны всегда дружить» Работа с родителями: Устные рассказы «Мой друг детства» |
Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней, она невозможна без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу.
В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения, культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.
Литература
- «Волшебный кристалл» (игры на развитие толерантности) Издательский дом «Первое сентября» № 39, 2002 г.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. // Безопасность – СПб., 2003.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Ребёнок в городе. Рабочая тетрадь.- М. 2001.
- Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках. – М.: Школьная Пресса, 2010.
- Ваулина, Т. Г. Родителям и детям о правах ребёнка / Т.Г. Ваулина. // Ребёнок в детском саду, 2007.- № 3.
- Защита прав и достоинств маленького ребёнка: Координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Козлова С.А. Мы имеем право! Учебно – методическое пособие для педагогических коллективов детских дошкольных учреждений / М.: Обруч, 2010.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Орлова, М. Формирование толерантности дошкольников / М.Орлова // Дошкольное воспитание, 2003. - №11.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Планета Дружбы"
Формирование навыков альтернативы агрессии с позиции эмоционального благополучияПодготовительная группа...
Путешествие на планету «Дружба»
Только настоящие друзья могут отправиться в долгое волшебное путешествие. Есть на свете такая далекая планета, планета «Дружба»....
Конспект развлечения «Планета дружбы»
Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить»....

Встреча на планете Дружба
Сценарий астрономического досуга для детей подготовительной группы детского садаПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.1. Словарная работа.ЗВЕЗДОЧЕТ – любит наблюдать за звездами, изучает их и другие п...
Музыкально-литературная гостиная "Планета Дружбы"
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей старшего дошкольного возраста...

Занятие "На планете дружбы"
занятие для дошкольников старшей или подготовительной группы, направленное на развитите коммуникативной компетенции...