Консультация для педагогов "Роль общения в работе педагога"
материал
Предварительный просмотр:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на консультации. Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И то, каким будет этот контакт, во многом зависит от умения общаться. Но прежде чем говорить о навыках общения, давайте определимся, что же такое общение.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь, 1997, с. 232). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером — первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому учителю, воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.
Умение общаться не дается человеку от природы. Навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.) со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, Вирджиния Николс Квинн в своем учебнике по прикладной психологии (2000) приводит такие рекомендации:
- смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны;
- сохранять самообладание;
- с достоинством выходить из трудных положений;
- прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят);
- тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще;
- записывать и прослушивать свои выступления на аудио- и видеопленку, анализировать их;
- оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослуживцы.
В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботиться о нескольких «заготовках» начала беседы.
Другим не менее важным и одним из основополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодействия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собеседника.
Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе -это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь. Ответ на этот вопрос может быть таким - активное внимательное слушание. Оно поможет нам получить важную информацию о ребенке, о родителе, об окружающих людях.
Для этого педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят: рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.
Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы также может помочь достичь желаемых результатов.
Для того, чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями Мадэлин Беркли-Алена (книга «Забытое искусство слушать»):
1. Не перебивать собеседника.
2. Не переводить обсуждение на другую тему.
3. Не позволять себе отвлекаться.
4. Не задавать лишних вопросов.
5. Не пререкаться с собеседником.
6. Не навязывать свои советы.
7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.
Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных стратегий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения, например:
1. симулянт - делает вид, что слушает, но думает о своем.
2. зависимый слушатель - старается произвести впечатление внимательного слушателя, но он настолько поглощен своими ощущениями от слушания, что теряет при этом нить повествования.
3. перебивала - перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.
4. слушатель-интелектуал - слышит то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.
Поэтому, общаясь с родителями, педагог должен уметь определить ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со слушателем интеллектуалом, желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь со слушателем-симулянтом, необходимо время от времени задавать ему открытые вопросы.
Вторая сторона педагогического общения – это система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического развития микроклимата.
ФГОС предполагает личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с ребенком. При таком подходе взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.
Для этого необходимо соблюдать правила общения педагога с ребёнком:
1. Разговаривая с ребёнком, находиться на одном уровне с ребёнком «Глаза в глаза».
2. Не унижать ребёнка и не стыдить.
3. Проявлять педагогический такт.
4. Отслеживать свои эмоции и уметь ими управлять.
А сейчас я предлагаю вам разобрать педагогические ситуации:
Ситуация 1. Ребёнок 5 лет, бегает по группе. Воспитатель делает ему замечание, не сходя с места. Ребёнок не реагирует. Воспитатель теряет терпение, подходит к этому ребёнку, дергает его за руку и произносит такие слова: «Сейчас вылетишь от сюда!». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 2. За обедом. Воспитатель говорит ребёнку: «Почему ты не ешь суп? Надо съесть! Не реви над тарелкой!». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 3. Воспитатель: «Посмотрите какой Максим у нас неряха» (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Спасибо всем за внимание! Желаю вам всегда приятного общения и взаимопонимания с вашими воспитанниками и их родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:1. Познакомить педагогов с составляющими общения.2. Показат...

Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...

Консультация для педагогов "Роль общения в работе педагога"
Повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения. Познакомить педагогов с составляющими делового общения и с составляющими конфликтных ситуаций....

Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...