Консультация для педагогов "Роль общения в работе педагога"
консультация по психологии
Повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения. Познакомить педагогов с составляющими делового общения и с составляющими конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obshchenie.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад
«Золотой петушок»
Консультация «Роль общения в работе педагога»
Подготовила: Чарганцова А.А.
педагог-психолог
с. Каскара, 2023 год
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.
Задачи:
Познакомить педагогов с составляющими делового общения.
Познакомить педагогов с составляющими конфликтных ситуаций.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на консультации. Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами, руководством. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит от умения общаться. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.
Но прежде, чем говорить о навыках общения, давайте определимся, что такое общение. Что для вас общение? (ответы педагогов).
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. И конечно же навыкам общения человеку необходимо обучаться всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению, какая у нас мимика, жесты.
Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей.
А задумывались ли МЫ когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении нужно постоянно работать.
Выделяют три составляющих общения.
Перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.
Что мешает объективному восприятию друг друга:
- эффект ореола – это преобладание какого-то обычно сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность;
- эффект первичности – первая информация о человеке становится самой важной, она определяет отношение ко всем его поступкам;
- эффект последней информации – последние сведения о человеке может перечеркнуть прежнее отношение к нему;
- эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, качества.
Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями – это то, что мы говорим.
Интерактивная сторона заключается в обмене не только информацией, но и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения.
Общаясь, каждый человек преследует определённую цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат, и как правило, связано с деятельностью, направленной на её достижение.
Этика делового общения - это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональной деятельности. Этика делового общения затрагивает в большинстве случаев все сферы и уровни человеческих отношений. В педагогической области она является одной из важнейших сторон профессиональной деятельности педагогических работников.
В деловом общении можно выделить три основных вида отношений.
Этика делового общения «сверху вниз» (руководитель — подчиненный).
Правило данного контакта гласит: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива.
Ниже приведены некоторые этические принципы и нормы, которые можно использовать в деловом общении с руководителем:
• не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо,
• не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает, а тот, кто всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
• будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы,
• не стоит обращаться за советом, с предложением и т. д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя.
Этика делового общения «по горизонтали» (между руководителями одного ранга или рядовыми членами коллектива).
Общий этический принцип данной формы общения: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Некоторые принципы:
• не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого,
• попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы,
• не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить,
• рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей,
• не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более о проблемах,
• не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле.
Упражнение «Идеальный педагог, идеальный родитель, идеальный руководитель»
Ход упражнения. Участники разбиваются на 2 группы – родители и педагоги. В течение 4 минут одна группа (родители) формирует и записывает на листочке качества идеального, с их точки зрения, педагога, а другая (педагоги) идеального родителя. Затем каждая группа предлагает свой вариант с пояснениями.
В любом коллективе, даже самом дружном и сплоченном, рано или поздно могут возникнуть конфликтные ситуации.
Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой. Именно противоположная направленность интересов является истинной причиной конфликтного взаимодействия.
Конфликт может быть, обусловлен психологическими особенностями человеческих отношений. Таких особенностей может быть несколько.
В первую очередь – взаимная "симпатия (антипатия)". Даже если симпатия или антипатия характерна для отношений двух отдельно взятых коллег и никак не затрагивает других, последствия может ощутить на себе весь коллектив. И следствием является обострение межличностных отношений.
Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе ДОУ может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т. д.
Плохая психологическая коммуникация – когда люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого.
Еще одна группа причин кроется в личностном своеобразии членов коллектива. Имеются в виду такие особенности:
- неумение контролировать свое эмоциональное состояние;
- низкий уровень самоуважения;
- агрессивность;
- повышенная тревожность;
- некоммуникабельность;
- чрезмерная принципиальность.
Для того чтобы правильно определить причину возникшей неприятной ситуации (а значит, и наметить пути ее разрешения), необходимо определить тип конфликта.
По направленности конфликты выделяют:
"горизонтальные", в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу (например, "педагог – педагог");
"вертикальные", в которых один из участников находится в подчинении у другого;
"смешанные", в которых представлены и "вертикальные", и "горизонтальные" составляющие.
По характеру причин конфликты делятся на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые – субъективными.
Как Вы считаете, каковы последствия конфликта? Всегда ли последствия негативны? (Педагоги дают ответы).
Положительные и отрицательные стороны конфликтов.
Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Рекомендации участнику конфликтной ситуации.
1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точка зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
"Поиск соринки в глазу другого". Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
"Двойная этика". Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
"Все ясно". Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.
2. Основное условие конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.
Предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
1. Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Рекомендации участнику конфликтной ситуации.
1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точка зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
"Поиск соринки в глазу другого". Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
"Двойная этика". Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.
"Все ясно". Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.
2. Основное условие конструктивного разрешения конфликтов – общение. Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций. Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.
Предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
1. Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2.Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
3.Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
4.Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
5.Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами - являются компромисс и сотрудничество.
Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
«Правила построения эффективного общения»
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».
- Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя собеседника. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Возможно использовать имя-отчество
- Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителю- его ребенка.
2.Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
3.Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
4.Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
5.Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами - являются компромисс и сотрудничество.
Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
«Правила построения эффективного общения»
Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы расположить к себе благополучно собеседника, необходимо применить «Правило трех плюсов».
1. Улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
2. Имя собеседника. Имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Возможно использовать имя-отчество
3. Комплимент. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику - ружье, родителю- его ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Основные правила общения в работе с родителями"
В публикации отраженыосновные цели общения. Описаны правила общения с родителями. Даётся совет как сделать общение с родителями конструктивным....
Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:1. Познакомить педагогов с составляющими общения.2. Показат...
Консультация для воспитателей "Роль общения в работе педагога"
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...
Консультация роль общения в работе педагога
Консультация для педагогов...
Консультация "Какова роль общения в работе педагога"
Консультация для педагогов ДОУ....
Консультация Тема: «Роль общения в работе педагога»
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.Задачи:Познакомить педагогов с составляющими общения.Показать, как работает эффект проекции.Дать возможность педаг...
"Роль общения в работе педагога"
quot;Роль общения в работе педагога"...