Рабочие материалы "Из опыта работы"
материал

Курцева Светлана Федоровна

Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.

(Л. Выготский)

Развитие ребёнка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Детство – самая счастливая пора жизни человека. Малыш очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он мучает вопросами взрослых, пытается много узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребенка. Развитие логического мышления –это очень важный и необходимый процесс для ребёнка.

Что же такое логическое мышление? Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания мира, а логика – это наука о законах мышления и его формах. Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» - «мысль», «разум». Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, мобильных телефонов, интернета. Человеку приходится справляться с огромным количеством творческих задач.

Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Решение современных задач все больше требует системного подхода, умения видеть проблему в целом.

Представленный опыт актуален, так как мы наблюдаем снижение развития логического мышления детей. Современные дети уже привыкли к тому, что всё за них делают компьютеры, телефоны, калькуляторы и т.д. Отсюда вытекает проблема – отсутствие желания мыслительной деятельности, что к концу дошкольного детства приводит к низкому показателю умственных способностей.

Основной целью опыта работы по развития логического мышления дошкольников - является научить ребёнка мыслить, а именно: вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе. Способствовать развитию логического мышления через дидактические игры и упражнения.

Задачи, с помощью которых будет достигнута поставленная цель: - изучить психологию мышления детей младшего дошкольного возраста; - формировать элементы развития логического мышления путём использования дидактических игр и упражнений; - продумать и создать предметно-развивающую среду для развития логического мышления, в которой находятся дети; - разработать систему по данной проблеме.

Формы, методы, средства для развития мышления ребёнка.

Развитие мышления дошкольника проходит три этапа:

1. Наглядно-действенное (ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

2. В младшем дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление сменяется наглядно-образным. Это новый качественный уровень, который даёт ребёнку больше возможностей для исследования окружающего мира. 3. У старших дошкольников формируется словесно-логическое мышление (ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений).

Итак, в младшем дошкольном возрасте логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует высокой активности умственной деятельности, и знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Предпосылки развития логического мышления осуществляются в разных видах деятельности и в разных направлениях, в частности, в рамках математического развития детей, в рамках сенсорного развития. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Одними из путей развития математических способностей в младшем дошкольном возрасте является знакомство, а уже в старшем дошкольном возрасте - активное использование блоков Дьенеша, цветных палочек Кюизенера. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом у детей развивается творческое воображение и пространственное мышление.

Для эффективности работы по развитию логического мышления используем разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

  • Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, видео, презентации,); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;
  • Словесные: - загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.
  • Практические: упражнения, познавательные игры.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а также приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, мы включаем головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

Учитывая всё это, мы решили обратить особое внимание на проблему развития логического мышления посредством использования в работе дидактических игр. Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, ы включаем следующие игры: настольно-печатные дидактические игры, загадки (на закрепление изученной раннее темы), игры на развитие мелкой моторики (мозаика, шнуровка, игры с сыпучими материалами), игры со строительным материалом и счетными палочками; используется методика ТРИЗ; «Танграм», пазлы.

Поэтому в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, выделены специальные центры с наличием дидактических игр по развитию логического мышления, здесь располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этих уголках представлен различный занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, лото, гвоздиковая мозаика, строительные наборы (напольные, настольные) и т.д.

В уголке по развитию создана картотека дидактических игр на развитие логического мышления. Собрана копилка загадок, небылиц. (Приложение 1) Разработан уголок логической математики, где так же создана картотека логико-математических игр.

Как одно из средств развития логического мышления используются лабиринты. В уголке математике помещаем несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу.Часто используются пазлы – это картинки-головоломки, которые надо составить из отдельных частичек.

Так же на развитие логического мышления мы применяем счётные палочки. Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение и мыслительные процессы. (Приложение 2).

Пальчиковые игры так же активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Детям четвёртого года жизни предлагается широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения; задачи – шутки; «неправильные» сказки и т.д.

Формы работы с родителями.

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Родителям была предложена анкета, чтобы выяснить сформированы ли у ребенка познавательные интересы. (Приложение 3)

Это предпринято для того, чтобы привлечь родителей к совместной работе по развитию у детей мыслительных процессов, чтобы они поняли, что в каждом ребенке можно развить способность логически мыслить. Родители, заинтересовавшись задачами, упражнениями, играми идут навстречу. С удовольствием подключаются к сбору интересных головоломок, загадок. Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы.

Взаимодействие осуществляется в разных формах:

1. Консультации на интересующие родителей темы. Такие как: «Развитие логического мышления через дидактические игры», «Логика, как средство развития умственных способностей», «Развитие логического мышления в 3–4 года: советы, задания, игры» (Приложение 4)

2. Папки – передвижки, через папки родители узнают о логических операциях и играх, «Логические слова «Вне» и «внутри»».

3. Также проводятся беседы по теме.

#1054;рганизация совместных мероприятий: «Вечер - загадок», «Поиграй со мной», «Торопись да не ошибись». Конкурсы: «Самый умный». 5. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала. 6. Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Данная практика показала себя эффективной: дети постепенно усваивают материал, повышается уровень логического мышления, повышается активность детей в педагогическом процессе.

Планируемые результаты.

Работая над темой «Развитие логического мышления через дидактические игры и упражнения», мы постарались показать значимость развития логического мышления. Анализ специальной литературы и практика показывают, что с помощью дидактических игр развивается логическое мышление ребенка, без которого трудно будет даваться обучение в школе. Приобретенные навыки в младшем дошкольном возрасте служат фундаментом для получения знаний и способностей в более старшем возрасте. Разработанный нами перспективный план по самообразованию развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста, дает положительную динамику. (Приложение 5)

Работа над темой привела к достижению намеченной цели. Для этого необходимо выполнение условий:

  • стимулировать практическую деятельность;
  • развивать способности к мыслительным операциям;
  • развитие самостоятельности;
  • создание предметно – развивающей среды;
  • содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.

Целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию логического мышления позволяет достичь определенных результатов.

Дети овладевают способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, у них не возникает трудности при установлении причинно-следственных связей, своих возрастных особенностей. Думаем, что в дальнейшем это даст возможность хорошо усваивать в процессе обучения предлагаемый материал.

Мы будем продолжать работать над развитием у детей логического мышления. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления.

МДОАУ «Детский сад №10»

Курцева Светлана Фёдоровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа в ДОО (Из опыта работы)

В статье представлены основные подходы и опыт работы по составлению рабочих программ в ДОО....

Рабочие программы для группы (из опыта работы)

Рабочая программа  воспиателя – индивидуальный инструмент педагога, в котором отражены наиболее эффективные для определенной групы воспитанников  содержание, формы, методы и приемы орг...

Из опыта работы Рабочая программа «Радуга Здоровья»

Цель программы: Повышать эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста через использование современного и нестандартного спортивного оборудования....

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Рабочие материалы "Из опыта работы"

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценнос...