Организация творческой деятельности детей в режимные моменты.
статья
Многочисленные исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте начинают формироваться творческие способности ребенка. Поэтому очень важно в таком возрасте не упустить момент и воспользоваться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация творческой деятельности детей в режимные моменты.
Многочисленные исследования показывают, что именно в дошкольном возрасте начинают формироваться творческие способности ребенка. Поэтому очень важно в таком возрасте не упустить момент и воспользоваться им. Ведь творческая деятельность ребенка имеет очень большое значение для его развития, в частности для интеллектуального развития. Именно поэтому необходимо стараться всячески поощрять инициативу ребенка заниматься творчеством. Творческое начало каждого ребенка проявляется в играх. Ребенок начинает активно рисовать, а также у него появляется желание попробовать себя в других видах творческой деятельности. Этому ни в коем случае нельзя мешать, и наоборот это нужно использовать для того, чтобы развивать полноценную личность. И наиболее вероятно, что период активного развития творческих способностей ребенка придется именно на его дошкольное детство. Поэтому эта задача ложится на плечи воспитателя. Хотя, безусловно, участие родителей в данном процессе играет очень большую роль.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной,
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что использование нетрадиционных форм обучения дошкольников будет способствовать формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников, развитию интегративных качеств личности.
Использование музыки в режимных моментах ДОО
В период дошкольного возраста ребенок крайне эмоционален. Поэтому его соприкосновение с музыкой – это средство воздействия на его психическое состояние, эмоциональный фон в конкретном виде деятельности. Использование музыки в режимных моментах воздействует на нравственное и эстетическое развитие личности, активирует деятельность ребенка, побуждает его к познавательным процессам. Включение фоновой музыки в ежедневную жизнь детского сада прививает ребенку элементы культуры и повышает качество музыкального воспитания.
Использование музыки возможно в любом режимном моменте. Ее мотив будет зависеть от того вида деятельности, который выполняют дети в данный конкретный момент. Прослушивание музыки может быть дозированным и применяться только в определенном режимном моменте.
Утром, во время приема детей, на эмоциональный фон детей и родителей благотворно влияет мажорная классическая музыка или детские песни с хорошим текстом. Она отвлекает детей и родителей от определенной ситуативной травмы, при которой ребенок расстается с родителями, а родители с ребенком на длительное время. Музыка способствует оптимальному приему детей в группе, располагает детей к детскому саду, формирует устойчивое понимание у детей, что детский сад – это второй дом ребенка.
При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие.
В процессе знакомства детей с русскими народными сказками воспитатель может использовать озвучивание коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использовать разнообразные музыкальные инструменты.
Дневной сон можно сопровождать классической и современной релаксирующей музыкой, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Музыка помогает разнообразить и самостоятельную игровую деятельность детей.
Музыка – это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое. В творческой самостоятельной деятельности проявлять способность выражать на бумаге настроение музыки.
Использование музыки стимулирует интеллектуальную деятельность, поддерживает вдохновение, развивает эстетические и нравственные качества у детей.
Музыка способна сосредоточить внимание у ребенка на определенном виде деятельности.
Таким образом, систематическое использование музыки в основных режимных моментах приводит к самостоятельному переключению деятельности детей на подсознательном уровне в зависимости от звучащего мотива (утренний сбор, работа в центрах активности, второй завтрак, подготовка к прогулке и самостоятельная деятельность).
Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов, способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы;
- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
-интеллектуальной соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная и не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью;
- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце: скрипка, виолончель и гитара развивают в человеке чувство сострадания.
Есть и другие инструменты или способы, например, создание ударных звуков. Можно постукивать, хлопать, щёлкать пальцами рук, топать ногами и похлопывать руками по бёдрам.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но прежде всего она укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание.
Есть лечебные звуки:
Звук з-з-з (комарик) - для профилактики заболевания горла
Звук ж-ж-ж (жук) – при кашле
Звук с-с-с - для снятия усталости, при головной боли
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Как заметил композитор И. Стравинский: «Ударные и басы действуют как система центрального отопления».
Включение «фоновой» музыки в режимные моменты
Музыка не должна заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями. Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.
Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях, в свободной деятельности и режимных моментах. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.
В каких режимных моментах может звучать музыка?
- Утренний приём детей
- Утренняя зарядка и физкультурные занятия
- Занятия
- Подготовка ко сну (засыпание)
- Пробуждение (подъём)
- Музицирование в свободной деятельности
- Релаксация
- Повторение песен и хороводов
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.
Таким образом, использование фоновой музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
- создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
- слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль;
- развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
- психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз и физкультминуток.
Для детей с особенностями развития музыкотерапия оказывает терапевтический эффект:
- Помогает снизить уровень тревожности.
- Способствует развитию речи через пение и ритмичные упражнения.
- Повышает самооценку и уверенность.
Рекомендации педагогам
1. Учитывайте возраст детей:
Для младших дошкольников подойдут колыбельные и игровые песенки, для старших — более сложные мелодии.
2. Подбирайте музыку к настроению:
Спокойные композиции для релаксации, энергичные — для активных занятий.
3. Комбинируйте формы работы:
Сочетайте слушание, пение, танцы и импровизацию.
4. Создавайте комфортную атмосферу:
Избегайте громкой и агрессивной музыки, следите за настроением детей.
Заключение
Музыкотерапия в совместной деятельности с детьми способствует их гармоничному развитию, улучшает физическое и эмоциональное состояние, объединяет группу. Этот метод делает обучение интересным, разнообразным и эффективным, создавая позитивные воспоминания о занятиях.
Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...
Методы и приемы организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Данная работа предназначена для закрепления знаний детей и коллег о режимных моментах. ...

Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу в соответствии с новым нормативно-правовым документом – Фед...
Организация образовательной деятельности дошкольников в режимные моменты
В помощь, воспитателям....

Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня (о ежедневной работе, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду)...
Консультация для воспитателей: "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДОУ"
Образовательный процесс в ДОУ должен идти непрерывно, в течении всего дня, и не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Существуют различные варианты современных форм обучения...