Консультация для педагогов «Разработка сценариев родительских собраний на основе интерактивных технологий»
консультация
Современные требования ФОП ДО рекомендуют воспитателям использовать интерактивные технологии в работе с родителями. Как пример предлагается материал для родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Разработка сценариев родительских собраний на основе интерактивных технологий»
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной
категории Кантеева В.П.
Федеральные образовательная программа дошкольного образования – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении и имеет огромное значение и должна носить целостный характер.
Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно с первого года посещения дошкольного образовательного учреждения сделать союзниками, соучастниками педагогического процесса: обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Воспитание ребенка в ДОУ и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Роль воспитателей в организации этой работы велика.
Сегодня многие педагоги сталкиваются с проблемой посещаемости родителями собраний. Важно найти причину, почему родителям неинтересно быть на собраниях. Современные родители достаточно грамотны и могут найти в интернете любую информацию, поэтому у них теряется мотивация. Но ведь собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и решение различных организационных вопросов.
Одной из основных причин низкой посещаемости собраний является неинтересная и однообразная форма проведения родительских собраний. Родители хотят быть активными участниками, их не устраивают лекционные, монологические формы проведения собраний.
Родители своего рода социальные заказчики ДОУ, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в его жизни.
На современном этапе необходимо использовать интерактивных технологий в проведении родительских собраний.
Для этого педагогическим работникам небходимо:
1) Освоить интерактивные технологии и внедрить их в практику проведения родительских собраний.
2) Разработать модели родительских собраний с использованием новых технологий
3) Диссимулировать опыт проведения родительских собраний.
Разработанные методические материалы по этой теме:
-сценарии родительских собраний по актуальным темам («Ответственность – это…», «Здоровый малыщ — здоровая семья», «Патриотическое воспитание в вашей семье»), разработанные на основе использования интерактивных технологий;
-презентации к данным собраниям, которые служат хорошим наглядным пособием;
-раздаточный материал к собраниям.
Методические разработки позволят воспитателю повысить качество проведения родительских собраний, будут способствовать мотивации родителей, развивать информационно- коммуникационную культуру родителей.
В результате разработки сценариев родительских собраний на основе интерактивных технологий возникнет большее взаимопонимание между родителями, детьми и воспитателями.
Копилка
интерактивных приемов для проведения родительского собрания
Привлечению родителей к участию на собраниях способствует разнообразие способов работы с ними во время этих коллективных встреч.
Методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:
–создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями;
–вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов;
–предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом.
Все методические приемы сгруппированы для использования на определенном этапе родительского собрания.
I. Организационный (мотивационный) этап.
В начале собрания необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их
Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).
Для этого педагог может с успехом применять метафору. Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию – как главную мысль всей представленной информации.
Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков – метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему. Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка – метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:
Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка). Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае – принципу воспитания на основе личного примера взрослого. Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок. Ниже представлены вопросы педагога и примерные ответы родителей (те, к которым желательно подвести их рассуждения):
– Что изображено на картинке? (Губка) (родители).
– Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? Она хорошо впитывает жидкость (родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? Губка станет синего цвета (родители)
– А если мы вольем в губку красную жидкость? Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов? Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? Родители высказывают собственные предположения.
Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Не зря обращается внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (Родители высказываются)
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи» (затрагиваемая проблема – необходимость в индивидуальном подходе к ребенку, в знаниях психологических закономерностей детского развития; методы воспитания).
Рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» (затрагиваемая проблема – отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).
II. Основной этап.
«Незавершенный тезис». Используя данную методику можно определить отношение родителей к различным нравственным ценностям. На выполнение задания требуется 15-20 секунд. Раздайте родителям листочки и попросите закончить начатые предложения. При обработке результатов сгруппируйте мнения по категориям.
«Сделать наоборот». Участникам предлагается изменить какое-то качество или свойство объекта на противоположное. А далее следует перейти к формам воспитания и взаимодействия с детьми, попробовав все наоборот. Например, вместо того, чтобы ругать - похвалить; вместо того, чтобы наказывать - поощрить и т. д. Объединить объекты в систему. Вырезать из газет различные заголовки, раздать каждой группе участников по 3-4 заголовка. Дается задание составить короткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.
«Клубок проблем». В начале родительского собрания воспитатель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы. Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.
«Чудодейственный вопрос». Участники родительского собрания располагаются по кругу. Воспитатель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Ведуший внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение. Затем говорит: "Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?" В заключение воспитатель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.
«Мешок сюрпризов». Воспитатель кладет в мешочек все что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги, маленькие флакончики и т. д. Мешочек пускается по кругу и задается начало рассказа. Тот, к кому попадет мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в ткань своего рассказа. Рассказ ведется до тех пор, пока не получит свое логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем и связать предметы этой сюжетной линией. Желательно сюжет связывать с темой родительского собрания.
«Экспедиция». Воспитатель говорит: "Представьте, что вы были в экспедиции и нашли неизвестный минерал, животное, растение и т.д." Участники должны придумать название своей находке. Причем название должно быть таким, чтобы оно легко запоминалось и вызывало положительные эмоции. В названии можно использовать существительные, прилагательные или их сочетание.
«Айсберг». Это упражнение позволяет наглядно показать, что любая проблема содержит видимую и невидимую сторону. При решении проблем важно не замыкаться только на видимой части. Для выполнения упражнения на доске или на листе бумаги рисуется айсберг (на поверхности находится незначительная часть, примерно 0,1, а остальная, подводная - невидимая часть).
Участникам родительского собрания предлагается задание: дайте характеристику айсбергу, подумайте, с чем его можно сравнить, как избежать опасности столкновения с подводной частью айсберга. Предлагается найти ассоциации с айсбергом в реальной жизни. Как поступить в данном случае?
III. Подведение итогов (рефлексивный этап). В конце родительского собрания необходимо подвести итог встречи. Делая обобщение затронутых во время беседы вопросов, педагог вновь может обратиться к метафоре – прочитать притчу или произнести цитату, философское высказывание.
«Жест дня». Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом. «Рисунок дня». Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл. «Слово дня». Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию. «Блиц-опрос». Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию. «Работа в круге». Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. "Если бы я был ведущим родительского собрания...", "Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны..." и др. «Прощание». Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания.
Завершить собрание можно раздачей памяток родителям, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.
Использованы источники
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/11/01/kopilka-interaktivnyh-priemov-dlya-provedeniya
https://znanio.ru/media/interaktivnye_tehnologii_v_provedenii_roditelskih_sobranij-5062-5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО)"
«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методам...

Сценарий родительского собрания с использованием интерактивной доски "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"
Родительское собрание было проведено с использованием интерактивной доски Elit Panaboard Book "Духовно-нравственное воспитание детей 5-6 лет"...

Сценарий родительского собрания на тему: «Что такое страх и как с ним справиться?» с использованием технологии «сказкотерапия»
У многих маленьких детей есть страхи. Да что там говорить и у взрослых они есть. Предлагаю Вашему вниманию сценарий родительского собрания на тему: "Что такое страх и как с ним справиться?" Поможем на...

Сценарий родительского собрания на тему «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
Ознакомление родителей с технологиями оздоровления на музыкальных занятиях....

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему "Семья-основа воспитания"
Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников содействует сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность детского сада, по...

Информация для групповой консультации на родительском собрании: "Психологические основы безопасного поведения ребенка на улице"
Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей - это главная задача. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ни...

Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе».
Предлагаем Вам конспект проведения родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кофе». Фасилитация (от англ. «facilitate» – облег...