Конспект интегрированного занятия "Коляда пришла - отворяй ворота"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Балашова Алла Владимировна

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированного занятия

воспитателя и музыкального руководителя

для детей старшей группы

«Пришла коляда - отворяй ворота!»

Мелехова Е.И., воспитатель

Балашова А.В., муз. руководитель

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре Познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с понятием «Рождественские Святки », с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие: Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественный вкус.

 Воспитательные: Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям

Предварительная работа: беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки, игры, поговорки).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Под веселую русскую народную мелодию хороводным шагом дети входят в зал, встают на приветствие

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! (Здравствуйте).

Здравствуйте, гости дорогие,

Собрались мы с вами для забавушки:

На веселые игры, гадания,

На русские святки! (гуляния)

Проходите, гости дорогие!

Рассаживайтесь,

Здесь всем места хватит.

дети садятся на стулья

2. Введение в игровую ситуацию.

Под веселую рождественскую мелодию входит воспитатель в валенках, тулупе, ярком платке

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ух, и холодно же сегодня! Мороз-проказник так и щиплет щеки. Но хорошо-то как! Небо чистое, ясное, снежок скрипит под ногами, свежо, весело! Слышите, поют на улице? (фоном звучит запись народных гуляний)

И я не просто так нарядная к вам пришла. Как вы думаете, почему на мне валенки, платок расписной да тулуп теплый? (Гулять, на санках кататься, колядовать).

3. Актуализация игровой ситуации.

Воспитатель: Правильно, дни сейчас особенные – Святки. А значит, самое время колядовать – с Рождеством поздравлять, Христа славить. Вот я ищу себе помощников - ряженых. Да таких, которые и колядки знают, и петь умеют, и о празднике рассказать смогут.

Воспитатель: А что это такое – Святки?

Вы не знаете, ребятки? (Нет)

Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.

Праздник Рождества – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился Иисус – Спаситель Мира. После праздника Рождества начинались Святки. Святки – от слова «святой».

Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,

пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

-Вы хотите мне помочь? (Да, хотим)

-Что надо сделать, чтобы пойти колядовать? (Надо знать колядки, надо нарядиться).

Музыкальный руководитель: Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, по дворам, поздравляли хозяев с праздником. Поздравляли не просто словами, а песенками-колядками. Послушайте, пожалуйста, сейчас.

Дети слушают видеофрагмент колядки (ссылка на ролик)

Музыкальный руководитель: А вы ребята знаете колядки? Ходили колядовать?

Прослушивание детей, которые знают колядки

Музыкальный руководитель: ребята, а ведь мы с вами тоже на занятии учили колядку, давайте вспомним:

Пение колядки:

Коляда, Коляда

Накануне Рождества

Коляда к нам пришла

Рождество принесла

Музыкальный руководитель: ребята, мы сейчас пели колядку под музыкальное сопровождение, я играла на пианино. Но колядовщики не могут взять с собой такой большой инструмент, как же мы пойдем с вами колядовать? Давайте еще раз посмотрим на экран. Посмотрите внимательно какие инструменты в руках у колядовщиков? Ответы детей

У нас вами тоже есть небольшие инструменты – детские. Как вы думаете какие инструменты подойдут нам для колядок. Ответы детей. Правильно, русские народные – бубен, бубенцы, трещетки. Подходите выбирайте инструменты, попробуем спеть колядку еще раз.

Пение колядки с игрой на инструментах

Воспитатель Колядовщики за свои песни просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили и одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

А к вам, ребята, на праздники когда-нибудь приходили олядовать? (ответы детей) Ведь это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет.

Воспитатель: На святки пришли не только колядки, а и гадания тоже. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили дети эту забаву.

Хотите мы с вами тоже погадаем, да судьбу свою узнаем? В этой маленькой корзинке что угодно для души: нитки, ленты, украшенье, даже есть карандаши. Берите из корзины один предмет, который определит, что вас ждет в этом году.

Каждый ребёнок вынимает из корзинки один предмет, который определяет, что ждёт его в этом году.

Толкование:

1.Конфета — весь год ждет сладкая жизнь

2.Монета — в новом году будет много денег

3.Смайлик — год будет хорошем веселым, ждет много праздников

4.Украшение — в этом году будет много подарков

5.Лента – к богатству и прибыли!

6.Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.

7.Карандаш - к хорошим успехам в школе.

8.Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.

9.Погремушка – означает весёлую жизнь.

10.Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.

11.Рыбка – исполнение желания,

12.Колокольчик - весь год будет веселым, много праздничных дней вас

ожидает.

13.Книга- будешь учён, знанием силён

14.Катушка ниток – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

15.Платок - ждет вас дорога дальняя, пусть она будет такая же гладкая, как этот платок.

16.Фрукт - будет у вас достаток, будете сладко пить и есть.

17.Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
18.Бусы – получите в этом году много подарков.
19.Свечка – работящими будете.

Воспитатель: Вот мы с вами и погадали, и судьбу свою узнали. Колядку выучили, что же нам еще нужно сделать, чтобы пойти колядовать? Ответы детей.

Воспитатель: был такой обычай: впереди колядующих несли рождественскую звезду. Того человека, который ее нес называли звездарь, он шел первым.  А зачем нужна звезда? Она символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к месту рождения Младенца Христа.

Так и мы, подобно волхвам, пойдем со звездой прославлять Рождество Христово.

Воспитатель показывает заранее приготовленную рождественскую звезду.

Воспитатель: Ребята, какой должна быть Рождественская звезда? (Красивой, необычной, ярко сиять).

-Давайте все вместе украсим нашу звезду.

Воспитатель с детьми наклеивают на звезду заранее приготовленные полоски из блестящей фольги золотистого цвета.

Звучит рождественская колядка «Белый снег белешенький…»

-Как правильно мы понесем Рождественскую звезду? (Высоко, перед колядующими)

-Готовы вы теперь со мной пойти колядки петь да праздник славить? (Готовы!)

-Тогда наряжаемся, и в путь! Вот мешок с разными нарядами и предметами. Давайте посмотрим, что нам для колядования пригодится.

Воспитатель с детьми разбирают мешок с нарядами и необходимыми для колядования атрибутами.

Для чего платки яркие? (Чтобы нарядными быть)

Бубны, трещотки и гармошки зачем? (Чтобы колядки петь)

Зачем маски нам? (Чтобы ряженых не узнали)

А мешок для чего? (Под угощения)

Воспитатель с детьми наряжаются.

Музыкальный руководитель: Ну что, готовый? Первым встает звездарь, который несет звезду. Вторым встает звонарь – он несет колокольчик и звенит,  чтобы все в округе слышали, что колядовщики идут. Ну а третьим идет мехоноша, который несет мешок для угощений.

Затем все идут колядовать в подготовительную группу.

Колядующие подходят к двери групповой комнаты, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки). Стучат в дверь

Музыкальный руководитель: Мир вашему дому да хозяевам здравия.

Воспитатель встречающей группы: Заходите, гости дорогие! Есть для вас угощение (показывает мешок с угощением)

Музыкальный руководитель: 

Мы пришли всех прославлять

Да хозяев величать.

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

Веселиться всем пора!

Ребенок 1: Дарина

Ангел с неба к вам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы Христа пришли прославить,

А вас с праздником поздравить.

Ребенок 2: Захар

Мы пришли колядовать,

Рождество прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

Ребенок 3:  Полина

Дайте нам конфет –

Целый год вам жить без бед!

Ребенок 4: Алиса

За любое угощенье

Будет радость и веселье!

Все вместе поют колядку, выученную на занятии, подыгрывая на инструментах.

Музыкальный руководитель: Ну, а какой святочный праздник без веселых игр?

А ну, народ, не ленись,

в золотые ворота – становись!

Игра «золотые ворота»

Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки берутся за руки, встают в хоровод и проходят под воротами.

Игроки – ворота напевают:

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Пойманные встают вместе с «воротами». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Воспитатель встречающей группы:

Всем спасибо вам сегодня

За улыбки и за смех,

И за игры, и за колядки,

Благодарствуем мы всех.

Хозяева угощают всех конфетами

Будьте здоровы, счастливы будьте,

Живите без бед много-много лет!

Со святым Рождеством Христовым!

До свидания!

Под веселую музыку дети возвращаются в муз. зал на стулья

Итог занятия

Ребята, куда мы сегодня ходили? (Колядовать)

А почему мы пошли сегодня колядовать? (Потому что сейчас Святки – время поздравлений с праздником Рождества)

Понравилась вам эта традиция – колядки петь, Христа славить? (Да, понравилась).

Веселые у нас получились колядки? (Да!)

Молодцы, ребята! Сегодня вы еще больше узнали о Рождестве и рождественских традициях, поэтому и колядки получились у нас веселые и добрые! А своим пением вы не только себя порадовали, но и другим праздник подарили.

А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется. (бросает детям звездочки - вырезанные из цветной бумаги).

После занятия дети идут в группу и пьют чай с угощениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного развлечения "Зима пришла - отворяйте ворота!"

Физическое воспитание детей дошкольного возраста зависит от мотивации , умений и навыков, приобретенных на физкультурных занятиях. Одним из методов совершенствования физического развития дошкольников ...

"ВОТ И ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА, "ОТВОРЯЙТЕ ВОРОТА"

Осенний спортивные досуг. В старших и подготовительной к школе группах –«Здравствуй, осень золотая». В младших и средних группах – «Во саду ли в огороде»...

Конспект занятия «Коляда пришла- отворяй ворота!»

Цель: Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа....

Весеннее спортивно – игровое развлечение для детей старшей группы « Весна пришла – отворяй ворота!»

Данное развлечение является  итоговым мероприятием ситуации месяца "Мартовский калейдоскоп"...

Сценарий зимнего развлечения для 1 младшей группы "Коляда пришла - отворяй ворота!"

Интересный сценарий  проведения зимнего праздника для детей младшего дошкольного возраста Коляда....