Конспект интегрированного занятия "Коляда пришла - отворяй ворота"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного занятия
воспитателя и музыкального руководителя
для детей старшей группы
«Пришла коляда - отворяй ворота!»
Мелехова Е.И., воспитатель
Балашова А.В., муз. руководитель
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: Приобщить детей к истокам русской традиционной культуре Познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с понятием «Рождественские Святки », с традициями, обычаями и обрядами, связанными с их организацией и проведением: гадания, народные гуляния, колядование, украшение елки. Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения музыкального фольклора. Вырабатывать умение самостоятельно исполнять песни и пляски.
Развивающие: Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность. Формировать художественный вкус.
Воспитательные: Способствовать развитию ребенка, прививая ему любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость и восприимчивость к окружающим. Развивать потребность совершать добрые дела и поступки, формировать нравственное чувство. Прививать любовь к народным праздникам и традициям
Предварительная работа: беседа с детьми о традиционном праздновании Рождества и Святок; разучивание обрядового репертуара с детьми (колядки, игры, поговорки).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Под веселую русскую народную мелодию хороводным шагом дети входят в зал, встают на приветствие
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! (Здравствуйте).
Здравствуйте, гости дорогие,
Собрались мы с вами для забавушки:
На веселые игры, гадания,
На русские святки! (гуляния)
Проходите, гости дорогие!
Рассаживайтесь,
Здесь всем места хватит.
дети садятся на стулья
2. Введение в игровую ситуацию.
Под веселую рождественскую мелодию входит воспитатель в валенках, тулупе, ярком платке
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ух, и холодно же сегодня! Мороз-проказник так и щиплет щеки. Но хорошо-то как! Небо чистое, ясное, снежок скрипит под ногами, свежо, весело! Слышите, поют на улице? (фоном звучит запись народных гуляний)
И я не просто так нарядная к вам пришла. Как вы думаете, почему на мне валенки, платок расписной да тулуп теплый? (Гулять, на санках кататься, колядовать).
3. Актуализация игровой ситуации.
Воспитатель: Правильно, дни сейчас особенные – Святки. А значит, самое время колядовать – с Рождеством поздравлять, Христа славить. Вот я ищу себе помощников - ряженых. Да таких, которые и колядки знают, и петь умеют, и о празднике рассказать смогут.
Воспитатель: А что это такое – Святки?
Вы не знаете, ребятки? (Нет)
Что ж, придётся рассказать и, конечно, показать.
Праздник Рождества – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился Иисус – Спаситель Мира. После праздника Рождества начинались Святки. Святки – от слова «святой».
Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,
пели разные колядки, по дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
-Вы хотите мне помочь? (Да, хотим)
-Что надо сделать, чтобы пойти колядовать? (Надо знать колядки, надо нарядиться).
Музыкальный руководитель: Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. На святки был обычай: ребята и девушки собирались группами, ходили по домам, по дворам, поздравляли хозяев с праздником. Поздравляли не просто словами, а песенками-колядками. Послушайте, пожалуйста, сейчас.
Дети слушают видеофрагмент колядки (ссылка на ролик)
Музыкальный руководитель: А вы ребята знаете колядки? Ходили колядовать?
Прослушивание детей, которые знают колядки
Музыкальный руководитель: ребята, а ведь мы с вами тоже на занятии учили колядку, давайте вспомним:
Пение колядки:
Коляда, Коляда
Накануне Рождества
Коляда к нам пришла
Рождество принесла
Музыкальный руководитель: ребята, мы сейчас пели колядку под музыкальное сопровождение, я играла на пианино. Но колядовщики не могут взять с собой такой большой инструмент, как же мы пойдем с вами колядовать? Давайте еще раз посмотрим на экран. Посмотрите внимательно какие инструменты в руках у колядовщиков? Ответы детей
У нас вами тоже есть небольшие инструменты – детские. Как вы думаете какие инструменты подойдут нам для колядок. Ответы детей. Правильно, русские народные – бубен, бубенцы, трещетки. Подходите выбирайте инструменты, попробуем спеть колядку еще раз.
Пение колядки с игрой на инструментах
Воспитатель Колядовщики за свои песни просили угощения. Хозяева их ждали, с удовольствием выслушивали, а затем благодарили и одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.
А к вам, ребята, на праздники когда-нибудь приходили олядовать? (ответы детей) Ведь это добрая примета, значит, в новом году вам удача будет.
Воспитатель: На святки пришли не только колядки, а и гадания тоже. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили дети эту забаву.
Хотите мы с вами тоже погадаем, да судьбу свою узнаем? В этой маленькой корзинке что угодно для души: нитки, ленты, украшенье, даже есть карандаши. Берите из корзины один предмет, который определит, что вас ждет в этом году.
Каждый ребёнок вынимает из корзинки один предмет, который определяет, что ждёт его в этом году.
Толкование:
1.Конфета — весь год ждет сладкая жизнь
2.Монета — в новом году будет много денег
3.Смайлик — год будет хорошем веселым, ждет много праздников
4.Украшение — в этом году будет много подарков
5.Лента – к богатству и прибыли!
6.Пуговица – жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
7.Карандаш - к хорошим успехам в школе.
8.Зеркальце – ходить тебе весь год опрятным, красивым.
9.Погремушка – означает весёлую жизнь.
10.Две сцепленные скрепки – к появлению новых друзей.
11.Рыбка – исполнение желания,
12.Колокольчик - весь год будет веселым, много праздничных дней вас
ожидает.
13.Книга- будешь учён, знанием силён
14.Катушка ниток – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
15.Платок - ждет вас дорога дальняя, пусть она будет такая же гладкая, как этот платок.
16.Фрукт - будет у вас достаток, будете сладко пить и есть.
17.Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
18.Бусы – получите в этом году много подарков.
19.Свечка – работящими будете.
Воспитатель: Вот мы с вами и погадали, и судьбу свою узнали. Колядку выучили, что же нам еще нужно сделать, чтобы пойти колядовать? Ответы детей.
Воспитатель: был такой обычай: впереди колядующих несли рождественскую звезду. Того человека, который ее нес называли звездарь, он шел первым. А зачем нужна звезда? Она символизирует вифлеемскую звезду, которая указала волхвам путь к месту рождения Младенца Христа.
Так и мы, подобно волхвам, пойдем со звездой прославлять Рождество Христово.
Воспитатель показывает заранее приготовленную рождественскую звезду.
Воспитатель: Ребята, какой должна быть Рождественская звезда? (Красивой, необычной, ярко сиять).
-Давайте все вместе украсим нашу звезду.
Воспитатель с детьми наклеивают на звезду заранее приготовленные полоски из блестящей фольги золотистого цвета.
Звучит рождественская колядка «Белый снег белешенький…»
-Как правильно мы понесем Рождественскую звезду? (Высоко, перед колядующими)
-Готовы вы теперь со мной пойти колядки петь да праздник славить? (Готовы!)
-Тогда наряжаемся, и в путь! Вот мешок с разными нарядами и предметами. Давайте посмотрим, что нам для колядования пригодится.
Воспитатель с детьми разбирают мешок с нарядами и необходимыми для колядования атрибутами.
Для чего платки яркие? (Чтобы нарядными быть)
Бубны, трещотки и гармошки зачем? (Чтобы колядки петь)
Зачем маски нам? (Чтобы ряженых не узнали)
А мешок для чего? (Под угощения)
Воспитатель с детьми наряжаются.
Музыкальный руководитель: Ну что, готовый? Первым встает звездарь, который несет звезду. Вторым встает звонарь – он несет колокольчик и звенит, чтобы все в округе слышали, что колядовщики идут. Ну а третьим идет мехоноша, который несет мешок для угощений.
Затем все идут колядовать в подготовительную группу.
Колядующие подходят к двери групповой комнаты, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки). Стучат в дверь
Музыкальный руководитель: Мир вашему дому да хозяевам здравия.
Воспитатель встречающей группы: Заходите, гости дорогие! Есть для вас угощение (показывает мешок с угощением)
Музыкальный руководитель:
Мы пришли всех прославлять
Да хозяев величать.
Шире двери открывайте!
На пороге коляда
Веселиться всем пора!
Ребенок 1: Дарина
Ангел с неба к вам спустился
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.
Ребенок 2: Захар
Мы пришли колядовать,
Рождество прославлять.
Открывайте сундуки,
Да давайте пятаки!
Ребенок 3: Полина
Дайте нам конфет –
Целый год вам жить без бед!
Ребенок 4: Алиса
За любое угощенье
Будет радость и веселье!
Все вместе поют колядку, выученную на занятии, подыгрывая на инструментах.
Музыкальный руководитель: Ну, а какой святочный праздник без веселых игр?
А ну, народ, не ленись,
в золотые ворота – становись!
Игра «золотые ворота»
Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки берутся за руки, встают в хоровод и проходят под воротами.
Игроки – ворота напевают:
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Пойманные встают вместе с «воротами». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Воспитатель встречающей группы:
Всем спасибо вам сегодня
За улыбки и за смех,
И за игры, и за колядки,
Благодарствуем мы всех.
Хозяева угощают всех конфетами
Будьте здоровы, счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
Со святым Рождеством Христовым!
До свидания!
Под веселую музыку дети возвращаются в муз. зал на стулья
Итог занятия
Ребята, куда мы сегодня ходили? (Колядовать)
А почему мы пошли сегодня колядовать? (Потому что сейчас Святки – время поздравлений с праздником Рождества)
Понравилась вам эта традиция – колядки петь, Христа славить? (Да, понравилась).
Веселые у нас получились колядки? (Да!)
Молодцы, ребята! Сегодня вы еще больше узнали о Рождестве и рождественских традициях, поэтому и колядки получились у нас веселые и добрые! А своим пением вы не только себя порадовали, но и другим праздник подарили.
А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется. (бросает детям звездочки - вырезанные из цветной бумаги).
После занятия дети идут в группу и пьют чай с угощениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника «Масленица пришла, отворяй ворота» для детей и родителей на свежем воздухе.
Сценарий спортивного праздника...

Сценарий спортивного развлечения "Зима пришла - отворяйте ворота!"
Физическое воспитание детей дошкольного возраста зависит от мотивации , умений и навыков, приобретенных на физкультурных занятиях. Одним из методов совершенствования физического развития дошкольников ...

"ВОТ И ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА, "ОТВОРЯЙТЕ ВОРОТА"
Осенний спортивные досуг. В старших и подготовительной к школе группах –«Здравствуй, осень золотая». В младших и средних группах – «Во саду ли в огороде»...

Конспект занятия «Коляда пришла- отворяй ворота!»
Цель: Приобщение детей к традициям и обрядам русского народа....

Весеннее спортивно – игровое развлечение для детей старшей группы « Весна пришла – отворяй ворота!»
Данное развлечение является итоговым мероприятием ситуации месяца "Мартовский калейдоскоп"...

Сценарий зимнего развлечения для 1 младшей группы "Коляда пришла - отворяй ворота!"
Интересный сценарий проведения зимнего праздника для детей младшего дошкольного возраста Коляда....