«Ткачество и прикладное творчество».
материал (старшая группа)
Цель:
- Приобщения детей дошкольного возраста к одному из видов ручного творчества - ткачеству.
Задачи:
- Познакомить детей с работой на малых ткацких станках.
- Закрепить знания по работе с ткацким станком.
- Вызвать интерес к ткачеству.
-Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ткачество и прикладное творчество»
«Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего».
Пояснительная записка.
Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ткачество».
Ткачество — это процесс создания ткани путём переплетения нитей основы и утка.
Этот вид рукоделия является одним из самых древних и широко распространённых в мире.
Для детского ткачества используются различные виды материалов: нитки, пряжа, ленты, шнуры и даже полоски ткани.
У ребёнка возникает желание творить и изображать в изделии всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В творческой деятельности детей развиваются художественные способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Организация детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ткачества».
В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, для усвоения ими учебного материала.
Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.
Актуальность.
Знакомя детей с историей родного края, большое внимание уделяется ознакомлению не только с бытом, но и с трудовой деятельностью наших предков. В старину одним из видов трудовой деятельности женщин являлось домашнее ткачество, которое имело широкое распространение в крестьянском быту. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении . В дошкольном образовании большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей, поэтому ознакомление с работой на малых ткацких станках является доступным видом деятельности по ознакомлению с историей родного края через ткачества. А также способствует развитию у детей понимания культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему, которое необходимо прививать с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего .
Цель:
- Приобщения детей дошкольного возраста к одному из видов ручного творчества - ткачеству.
Задачи:
- Познакомить детей с работой на малых ткацких станках.
- Закрепить знания по работе с ткацким станком.
- Вызвать интерес к ткачеству.
-Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту.
Принципы:
-Наглядность.
-Сознательность и активность.
-Доступность.
-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Расписание работы кружка.
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года - один раз в неделю с группой детей в количестве ___ человек.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Ткачество для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия.
Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.
Методы и приёмы в процессе работы с нитью способствуют:
-новому использованию в играх и в активном творчестве;
-обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;
-развитию пространственного воображения, мелкой моторики; --воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;
-развитию дизайнерских способностей; -свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач: -совершенствовать зрительное восприятие детей; -развивать зрительно-моторную координацию; -формировать плавность, ритмичность и точность движений; -подготавливать руку ребенка к письму.
Ожидаемые результаты.
Должны иметь представление:
-Что такое ткачество;
-Основные приемы работы:
-Название, правила пользования станком для изготовления изделия; -Техника безопасной работы с нитью на станке;
Должны уметь:
-подбирать нити нужного цвета;
-пользоваться ножницами;
-применять на практике теоретические знания метода ткачества;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию на листе бумаги;
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.
Должны овладеть навыками: - ткать нитью различные изделия. - уметь эстетически оформлять свою работу.
-соблюдать правила техники безопасности
-
Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Во время выполнения работ по ткачеству, для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка. Занятия по ткачеству с детьми дошкольного возраста являются необходимыми в процессе обучения и подготовке к школе.
№ | ДАТА | ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ | РУКОВОДИТЕЛЬ |
Октябрь | |||
1. | 03.10.2024 | Познакомить детей с разновидностью нитей. | Боброва И.А. |
2. | 10.10.2024 | Продолжить знакомить детей с нитью, с изделиями из нитей. Плетение коврика на картоне. | Боброва И.А. |
3. | 17.10.2024 | Презентация «Чудеса из нитей» (Что делают из нитей) | Боброва И.А. |
4. | 24.10.2024 | Познакомить с ткацким станком ( большим и малым) и работой на нём. | Боброва И.А. |
5. | 31.10.2024 | Продолжить знакомить с ткацким станком ( большим и малым) и работой на нём | Боброва И.А. |
Ноябрь | |||
1. | 07.11.2024 | Познакомить детей со строением малого ткацкого станка. | Боброва И.А. |
2. | 14.11.2024 | Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке. | Боброва И.А. |
3. | 21.10.2024 | Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке. | Боброва И.А. |
4. | 28.11.2024 | Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке. | Боброва И.А. |
Декабрь | |||
1. | 05.12.2024 | Освоение заправки нити. | Боброва И.А. |
2. | 12.12.2024 | Первые шаги в ткачество. Первый рядок. | Боброва И.А. |
3. | 19.12.2024 | Первые шаги в ткачество. Второй рядок. | Боброва И.А. |
4. | 26.12.2024 | Шаг за шагом – начало работы. | Боброва И.А. |
Январь | |||
1. | 09.01.2025 | «Волшебный коврик» | Боброва И.А. |
2. | 16.01.2024 | «Волшебный коврик» Подарок для папы | Боброва И.А. |
3. | 23.01.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для папы | Боброва И.А. |
4. | 30.01.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для папы | Боброва И.А. |
Февраль | |||
1. | 06.02.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для папы | Боброва И.А. |
2. | 13.02.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для мамы | Боброва И.А. |
3. | 20.02.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для мамы | Боброва И.А. |
4. | 27.02.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для мамы | Боброва И.А. |
Март | |||
1. | 06.03.2025 | «Волшебный коврик» Подарок для мамы | Боброва И.А. |
2. | 13.02.2025 | «Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок. | Боброва И.А. |
3. | 20.02.2025 | «Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок. | Боброва И.А. |
4. | 27.02.2025 | «Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок. | Боброва И.А. |
Апрель | |||
1. | 03.04.2025 | Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы» | Боброва И.А. |
2. | 10.04.2025 | Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы» | Боброва И.А. |
3. | 17.04.2025 | Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы» | Боброва И.А. |
4. | 24.04.2025 | Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы» | Боброва И.А. |
Май | |||
1. | 08.05.2025 | «Весенние панно» | Боброва И.А. |
2. | 15.05.2025 | «Весенние панно» | Боброва И.А. |
3. | 22.05.2025 | «Весенние панно» | Боброва И.А. |
4. | 29.05.2025 | «Весенние панно» | Боброва И.А. |
Ключевые понятия, которые включает содержание данной программы по ручной росписи ткани:
Тканое полотно – полотно, полученной путем переплетения вертикальных нитей (основы) с горизонтальными нитями (утком).
Основа – прочная нить, которую навивают на станок или ткацкую раму, образуя каркас для будущего полотна из множества вертикально натянутых нитей.
Уток – пряжа, которую прокладывают горизонтально, последовательно пропуская между четными и нечетными нитями основы.
Один ряд ткачества – пропуск уточной пряжи между четными и нечетными нитями основы туда и обратно.
Челнок – приспособление, на которое наматывают пряжу, для того чтобы пропустить ее сквозь нити основы.
Бердо – деталь ручного ткацкого станка, с помощью которого можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.
Ремизки, проборная планка – детали устройства ремизной рамы, с помощью которых можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.
Технический рисунок ткачества – рисунок для выполнения многоцветных орнаментов для полотен или сюжетов для гобеленов, заключенный в модульную сетку, где одна клетка соответствует прокидке одного ряда утка между двумя нитями основы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба
Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)
Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»
Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.
При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение ...