«Ткачество и прикладное творчество».
материал (старшая группа)

Боброва Ирина Анатольевна

Цель:  

 - Приобщения детей дошкольного возраста к одному из видов ручного творчества - ткачеству.   

 

Задачи:

- Познакомить детей с работой на малых ткацких станках.

- Закрепить знания по работе с ткацким станком.

- Вызвать интерес к ткачеству.  

 -Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tkachestvo_prikladnoe_tvorchestvo.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Ткачество и прикладное творчество»

 «Наше сегодня, как некогда наше прошлое,                             также творит традиции будущего».  

Пояснительная записка.

     

   Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит:  «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.

  В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ткачество».

  Ткачество  — это процесс создания ткани путём переплетения нитей основы и утка.

  Этот вид рукоделия является одним из самых древних и широко распространённых в мире.  

  Для детского ткачества используются различные виды материалов: нитки, пряжа, ленты, шнуры и даже полоски ткани.

 

  У ребёнка возникает желание творить и изображать в изделии всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В творческой деятельности детей развиваются художественные способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.

  Организация детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ткачества».  

  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу,  для  усвоения ими учебного материала.

Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку.

Актуальность.

Знакомя детей с историей родного края, большое внимание уделяется ознакомлению не только  с бытом, но и с трудовой деятельностью наших  предков. В старину одним из видов трудовой деятельности женщин  являлось домашнее ткачество, которое  имело широкое распространение в крестьянском быту. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении . В  дошкольном образовании большое внимание уделяется трудовому воспитанию детей, поэтому ознакомление   с работой на малых ткацких станках является доступным видом деятельности по ознакомлению с историей родного края через ткачества. А также  способствует развитию у детей понимания культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему, которое  необходимо прививать  с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего . 

Цель:   

 - Приобщения детей дошкольного возраста к одному из видов ручного творчества - ткачеству.  

Задачи:

- Познакомить детей с работой на малых ткацких станках.

- Закрепить знания по работе с ткацким станком.

- Вызвать интерес к ткачеству.  

 -Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту.

Принципы:

-Наглядность.

-Сознательность и активность.

-Доступность.

-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Расписание работы кружка.

Занятия в кружке проводятся в течение учебного года - один раз в неделю с группой детей в количестве ___   человек.

Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.

     Существует новый подход к изобразительному творчеству детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство. Ткачество для ребёнка всегда было воплощением своего присутствия.  

      Методика привлекательна занимательностью содержания, направленностью на результат; стимулирует у детей познавательный интерес, проявляющийся в поиске новых возможностей работы; тренирует тонкие движения пальцев рук, что влияет на уровень развития речи ребёнка.

      Методы и приёмы в процессе работы с нитью способствуют:

-новому использованию в играх и в активном творчестве;

-обыгрыванию и эстетическому осмыслению знакомых образов предметов;

-развитию пространственного воображения, мелкой моторики;                                                          --воспитанию трудолюбия, усидчивости, аккуратности;

-развитию дизайнерских способностей;                                                                                                   -свободному общению детей, развитию связной речи, сплочённости детского коллектива, что влияет на эмоциональный комфорт в группе.                                 

Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:                         -совершенствовать зрительное восприятие детей;                                                                          -развивать зрительно-моторную координацию;                                                                                                         -формировать плавность, ритмичность и точность движений;                                                              -подготавливать руку ребенка к письму.

Ожидаемые результаты.

Должны иметь представление:

-Что такое ткачество;

-Основные приемы работы:

-Название, правила пользования станком для изготовления изделия;                                         -Техника безопасной работы с нитью на станке;

Должны уметь:

-подбирать нити нужного цвета;

-пользоваться ножницами;

-применять на практике теоретические знания метода ткачества;

-анализировать образец, анализировать свою работу;

-составлять композицию на листе бумаги;

-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок.   

                 

Должны овладеть навыками:                                                                                                                         - ткать нитью различные изделия.                                                                                                           - уметь эстетически оформлять свою работу.

-соблюдать правила техники безопасности

-

    Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

      Во время выполнения работ  по ткачеству, для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка.                                                                                                                                         Занятия по ткачеству с детьми дошкольного возраста  являются  необходимыми в процессе обучения и подготовке к школе.

ДАТА

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

РУКОВОДИТЕЛЬ

                                                                         Октябрь

1.

03.10.2024

Познакомить детей с разновидностью нитей.

Боброва И.А.

2.

10.10.2024

Продолжить знакомить детей с нитью, с изделиями из нитей. Плетение коврика на картоне.

Боброва И.А.

3.

17.10.2024

Презентация «Чудеса из нитей»                      (Что делают из нитей)

Боброва И.А.

4.

24.10.2024

Познакомить с ткацким станком ( большим и малым) и работой на нём.

Боброва И.А.

5.

31.10.2024

Продолжить знакомить с ткацким станком ( большим и малым) и работой на нём

Боброва И.А.

                                                                            Ноябрь

1.

07.11.2024

Познакомить детей со строением малого ткацкого станка.

Боброва И.А.

2.

14.11.2024

Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке.

Боброва И.А.

3.

21.10.2024

Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке.

Боброва И.А.

4.

28.11.2024

Освоение элементов работы с нитью на ткацком станке.

Боброва И.А.

                                                                Декабрь

1.

05.12.2024

Освоение заправки нити.

Боброва И.А.

2.

12.12.2024

Первые шаги в ткачество. Первый рядок.

Боброва И.А.

3.

19.12.2024

Первые шаги в ткачество. Второй рядок.

Боброва И.А.

4.

26.12.2024

Шаг за шагом – начало работы.

Боброва И.А.

                                                           Январь

1.

09.01.2025

«Волшебный коврик»

Боброва И.А.

2.

16.01.2024

«Волшебный коврик» Подарок для папы

Боброва И.А.

3.

23.01.2025

«Волшебный коврик»  Подарок для папы

Боброва И.А.

4.

30.01.2025

«Волшебный коврик» Подарок для папы

Боброва И.А.

Февраль

1.

06.02.2025

«Волшебный коврик» Подарок для папы

Боброва И.А.

2.

13.02.2025

«Волшебный коврик» Подарок для мамы

Боброва И.А.

3.

20.02.2025

«Волшебный коврик» Подарок для мамы

Боброва И.А.

4.

27.02.2025

«Волшебный коврик» Подарок для мамы

Боброва И.А.

                                                                            Март

1.

06.03.2025

«Волшебный коврик» Подарок для мамы

Боброва И.А.

2.

13.02.2025

«Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок.

Боброва И.А.

3.

20.02.2025

«Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок.

Боброва И.А.

4.

27.02.2025

«Забавные зверушки» - подарок в театральный уголок.

Боброва И.А.

Апрель

1.

03.04.2025

Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы»  

Боброва И.А.

2.

10.04.2025

Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы»  

Боброва И.А.

3.

17.04.2025

Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы»  

Боброва И.А.

4.

24.04.2025

Подарок детям войны и труженикам войны. «Дорога Победы»  

Боброва И.А.

                                                                   Май

1.

08.05.2025

«Весенние панно»

Боброва И.А.

2.

15.05.2025

«Весенние панно»

Боброва И.А.

3.

22.05.2025

«Весенние панно»

Боброва И.А.

4.

29.05.2025

«Весенние панно»

Боброва И.А.

Ключевые понятия, которые включает содержание данной программы по ручной росписи ткани:

         Тканое полотно – полотно, полученной путем переплетения вертикальных нитей (основы) с горизонтальными нитями (утком).

         Основа – прочная нить, которую навивают на станок или ткацкую раму, образуя каркас для будущего полотна из множества вертикально натянутых нитей.

         Уток – пряжа, которую прокладывают горизонтально, последовательно пропуская между четными и нечетными нитями основы.

         Один ряд ткачества – пропуск уточной пряжи между четными и нечетными нитями основы туда и обратно.

         Челнок – приспособление, на которое наматывают пряжу, для того чтобы пропустить ее сквозь нити основы.

         Бердо – деталь ручного ткацкого станка, с помощью которого можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.

         Ремизки, проборная планка – детали устройства ремизной рамы, с помощью которых можно последовательно приподнимать четные и нечетные нити основы.

          Технический рисунок ткачества – рисунок для выполнения многоцветных орнаментов для полотен или сюжетов для гобеленов, заключенный в модульную сетку, где одна клетка соответствует прокидке одного ряда утка между двумя нитями основы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лектория с элементами практикума для родителей детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие познавательных процессов детей через декоративно – прикладное творчество» в рамках работы семейного клуба

Конспект лектория для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста с элементами практикума. Будет особенно полезен для педагогов дополнительного образования декоративно-прикладного направ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка декоративно-прикладного творчества «Магия творчества» (для детей 7-10 лет)

Неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса является эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей. Развитие мелкой моторики и координации движений руки - важный момен...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Декоративно-прикладное творчество – это народное творчество, рожденное в желании людей создать вокруг себя атмосферу уюта, красоты и делиться этим с окружающими.

При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение ...