Методическая разработка «Наш город, Смоленск!» (конспект экскурсии в музей ДОУ)
план-конспект занятия
Методическая разработка «Наш город, Смоленск!» (конспект экскурсии в музей ДОУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Ручеёк» СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Наш город, Смоленск!»
(конспект экскурсии в музей ДОУ)
Подготовила и провела:
воспитатель Моисеенкова Наталья Васильевна.
2024 г.
«Наш город, Смоленск!»
(конспект экскурсии в музей ДОУ)
(разновозрастная группа младшего дошкольного возраста)
Цель: познакомить детей с историей родного города.
Задачи:
- сформировать представления детей об исторических корнях города (об истории возникновения города).
- воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, восхищение его красотой и величием.
- вызывать чувство гордости за свой город, интерес к его истории.
Предварительная работа: беседы, рассказы о городе, рассматривание карты, рассматривание альбома «Край, в котором мы живём», презентация «Любимый город на Днепре».
Предварительная беседа в группе
Воспитатель:
- Ребята, как называется город, рядом с которым мы живём? (ответы детей)
Как называется наша деревня? (ответы детей)
- Рядом с нашей деревней находится город-герой Смоленск и сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нём. Мы познакомимся с историей города, узнаем, как он возник, для этого мы отправимся путешествие - в музей нашего детского сада.
Ход экскурсии:
- Кто из вас был в музее? (ответы детей)
- Что означает слово «музей»? (ответы детей)
- Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Как вы думаете, какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
- Что такое краеведение?
Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.
- Сегодня мы совершим путешествие в музей нашего детского сада.
- Итак, ребята, сегодня мы узнаем, почему наш город называется Смоленск, когда и как он возник.
- Итак, вы готовы начать наше путешествие? (в процессе рассказа воспитателя, дети рассматривают герб, флаг г. Смоленска, книги о родном городе, репродукции картин).
- Давным-давно в стране, где мы живём, не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни даже больших деревень. И жил тогда народ, от которого мы происходим. Народ этот звали славянами. «И от тех славян разошлись славяне по земле и стали называться по местам, где селились». И вот возле реки Днепр поселились кривичи – наши предки. И главным их городом стал Смоленск.
Смоленск – один из самых древних городов Руси. Он старше Москвы, ровесник Киева.
В те далекие времена люди вели записи, летописи, в которых тщательно записывали всё, что происходило в их городе и в других городах. Так вот, в одной летописи было найдено такое упоминание о городе: «Однажды плыли по реке Днепр расписные ладьи, а в них находились князья Аскольд и Дир со своими дружинниками. Увидели они, что на берегу Днепра расположился красивый и большой город, который носит название Смоленск. И сказали они, что город тот был «велик и мног людьми».
- Как вы это понимаете? (ответы детей)
- Да, был он большим по размеру, и в нём было много жителей. Такое упоминание о нашем городе нашли в 863 году и с этого момента считается возраст Смоленска.
- Ребята, как вы думаете, почему Смоленск называется Смоленском? (ответы детей).
- Сейчас вы всё поймете! Наш город находился в очень удобном месте. Рядом протекала большая и полноводная в те времена река Днепр, а также не далеко располагалась ещё одна река Двина, вокруг было много лесов, озёр, земля была плодородной и давала богатый урожай. По этим двум рекам плавали различные торговые корабли. Эти корабли везли со всего света множество товаров. Смоленск был первым русским городом, в который они приплывали, т. к. находился на западной границе Русского государства. Так вот, именно здесь купцы и другие путешественники-мореплаватели ремонтировали, «смолили» свои лодки. Ведь раньше лодки и большие корабли строились из дерева, а чтобы дерево не размокало и не гнило от долгого нахождения в воде его проконопачивали смолой – смолили. А именно у нас было развито такое искусство. Считают, что именно поэтому город получил своё название - Смоленск.
Смоленск в те времена был, как я уже вам говорила, большим и довольно укреплённым городом. Город стоял на высоком берегу Днепра, на семи холмах, основная его часть была обнесена довольно надёжной крепостью. За стенами крепости находились дома богатых и знатных людей, различные мастерские, больницы, магазины, церковные постройки и многое другое без чего нельзя обойтись городу. А с другой стороны жили простые горожане и крестьяне. В случае нападения врагов они прятались за стенами крепости и помогали отбить неприятелей.
Вначале наш город хоть и был очень велик, но был построен в основном из дерева, т. е. все дома и хозяйственные постройки были деревянные и, конечно же, невысокими. Лишь немногие дома были каменные, дома богатых купцов. И сама крепость, окружавшая город, была деревянной. Часто после сражений или пожаров, которые были не редкостью, стены крепости, приходилось ремонтировать или даже возводить заново. Только много позже была построена настоящая каменная крепостная стена.
Вокруг города было много озёр, рек, лесов и полей.
Как вы думаете, чем занимались наши предки, те люди, которые жили на смоленской земле в древние времена? (ответы детей)
- Правильно, наши предки занимались многими ремёслами, а так же земледелием, скотоводством. Они выращивали на полях овёс, пшеницу, лён, ячмень. Разводили коров, лошадей, овец, свиней. Для домашних животных косили траву и сушили сено. Леса окружали наш город повсюду. Густые, непроходимые. В них водилось много зверей – медведи, лоси, кабаны, лисы, волки, бобры и многие другие. Охота занимала важное место в жизни горожан. Множество озёр и рек давало развитию рыболовства. Реки играли важную роль в жизни людей нашего города. Они защищали от врагов, давали рыбу и воду для приготовления пищи. По рекам можно было путешествовать на лодках и вести торговлю – реки являлись главными дорогами.
Но они не только работали, но и отдыхали. Давайте и мы с вами отдохнём и поиграем в хороводную игру «Золотые ворота».
- Когда рассказывают о Смоленске, говорят об истории всей России, потому что именно в Смоленске часто скрещивались пути и судьбы нашего Отечества.
- Ребята, гуляя по нашему городу пешком можно познакомиться с его основными достопримечательностями. Две самых известных и главных из них стоит обязательно посетить – это Смоленский Успенский собор и Смоленская Крепостная стена. Эти сооружения уникальны, их самобытность заключается не только в архитектурных особенностях и героической истории, но и в том, какую роль они играли и продолжают играть в судьбе нашего города.
- Ребята, а вы когда-нибудь бывали в Успенском соборе и Крепостной стене? (ответы детей)
- Успенский собор (рассматривание картины) – находится на высокой горе (холме) и виден практически с любой точки города. Величественное строение с отливающим золотом куполами возвышается над путниками, поднимающимися по ведущим в храм ступеням. Уникальный иконостас, тысячи свечей, пение хора – собор торжественен и прекрасен всегда, но особенно вовремя службы.
- Давайте мы с вами закроем глаза и послушаем, как бьют праздничные колокола в Успенском соборе (звучит аудиозапись «Праздничные, пасхальные колокола Успенского собора»).
- Смоленская крепостная стена – это символ города. Она кольцом опоясывает центр города. Башни и прясла можно осмотреть не далеко от главной площади, а можно пройтись по холмам у Днепра. Ребята, а давайте послушаем гимн нашего города! (Звучит «Гимн города Смоленска» Трушкин – Бодренков. (Хор Н. Писаренко))
- «Ключ – город», «бриллиантовая столица России», «город – герой», «ожерелье государства Российского», «город русской славы»: всё это названия нашего города – Смоленска.
- Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие в музей детского сада.
-Что вы узнали о нашем городе Смоленске? (ответы детей).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в рассказе о Смоленске?
Я очень надеюсь, что вы узнали сегодня много нового и интересного о нашем любимом городе. Что вы запомните это и пронесёте любовь и уважение к своему городу через всю свою жизнь.
Источники:
- [Электронный ресурс] Социальная сеть для работников образования
- [Электронный ресурс] Социальная сеть для работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)
КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ ПО МУЗЕЮ «НИЖНЕВАРТОВСК ГОРОД ДЕТСТВА МОЕГО» (реализация проекта по музейной педагогике)...
Конспект экскурсии в музей краеведения «Добро пожаловать в музей!»
Задачи экскурсии в музей краеведения:- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;- развивать логическое мышление, любознател...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Путешествие «в Музей игрушки»»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивнаяОбразовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие....

Методическая разработка.«Мой город Серпухов» Цель: продолжать знакомить детей с культурными и историческими ценностями города Серпухова.
Тема. «Мой город Серпухов» Цель: продолжать знакомить детей с культурными и историческими ценностями города Серпухова. Задачи:Развивающие:развивать устойчивое внимание, познавате...
Методическая разработка занятия в старшей группе "Санкт-Петербург-музей мостов"
Данная методическая разработка даст представления детям о назначении мостов,как архитектурных сооружениях, истории их создания в Санкт- Петербурге, разнообразии, красоте декоративного убранства.В игро...

«Добро пожаловать в музей!» (конспект экскурсии в музей краеведения)
познакомить детей с историей родного города.познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город....