Семинар- практикум на тему: «Педагогическая технология «Звучащий мир» для детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Ананьева Людмила Александровна

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства. Взрослеющий ребенок так же нуждается в обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши, только-только открывающие для себя мир звуков и музыки. Важность этого для педагогического процесса в детском саду установлена отечественными и зарубежными специалистами по воспитанию и развитию ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_tehnologiya.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»

Семинар- практикум на тему:

«Педагогическая технология «Звучащий мир»

для детей младшего дошкольного возраста»

Подготовили:

Музыкальные руководители

Ананьева Л.А.

Сураева Д.Л.

2024

Цель.  Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста.

Задачи педагогической технологии.

  1. Воспитание у ребенка интереса к миру музыкальных и немузыкальных звуков, элементарному музыкальному анализу.
  2. Развитие у детей восприятия музыкальных и немузыкальных звуков.
  3. Обогащение звукового сенсорного опыта детей.
  4. Обогащение музыкального опыта детей.
  5. Активизация эмоциональных реакций детей на музыку.
  6. Развитие у детей дошкольного возраста музыкально-игровых импровизаций, исполнительских умений и творческих способностей в художественных видах деятельности.

Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии

Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства. Взрослеющий ребенок так же нуждается в обогащении и совершенствовании музыкального опыта, как и малыши, только-только открывающие для себя мир звуков и музыки. Важность этого для педагогического процесса в детском саду установлена отечественными и зарубежными специалистами по воспитанию и развитию ребенка-дошкольника.

Принципы реализации педагогической технологии:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Обогащение звукового сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.
  2. Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитывают особенности развития. Звуковые сенсорные эталоны отбирают исходя их реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
  4. Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Весь накопленный звуковой опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).
  5. Принцип педагогической поддержки. Помогает взаимодействию с детьми в процессе обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребенка ситуациях.

Условия реализации технологии:

Каждому из вас хорошо известно, что независимо от темперамента и характера малыша, его общего развития он активно реагирует на музыку, проявляя к звукам неподдельный интерес. Ребенок неравнодушен к музыке, любит ее и великолепно самовыражается с ее помощью.

Первоочередной задачей для педагога становится введение ребенка в мир звуков. Помните: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучащему миру. Так пусть музыка станет содержанием и средством общения педагога и ребенка в естественной обстановке, а не только в условиях специально организованных занятий.

Средством решения задач в рамках технологии могут быть как специальные музыкально-игровые задания для детей младшего дошкольного возраста, так и занятия, которые педагог включает в педагогический процесс детского сада.

Важнейшим условием становится организация в группе музыкальной (звучащей) среды, побуждающий ребенка к активной звуковой деятельности, сначала под руководством педагога, а потом самостоятельной.

Музыкальный опыт ребенка уникален. Эффективность обогащения этого опыта будет зависеть от знания педагогом его особенностей. В связи с этим мы рекомендуем начать с диагностики.

Примерная диагностическая программа включает в себя задания, позволяющие оценить:

  • особенности звукового опыта ребенка;
  • своеобразие восприятия им музыкальных и немузыкальных звуков;
  • специфику индивидуальных эмоциональных реакций малыша на музыку

Диагностика

Цели. Изучение особенностей звукового опыта детей, выявление своеобразия восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков.

Организация. Во время свободной деятельности детей в группе включите кассету или диск, содержащий различные звуки («Звуки природы», «Звучащий дом», «Звучащий город» и др.). Обратите внимание на реакцию детей, их комментарии, поведение.

Через некоторое время включите кассету с музыкальными произведениями для детей (П. И. Чайковский «Детский альбом»; Р. Шуман «Альбом для юношества»; С. С. Прокофьев «Детская музыка»; И. С. Бах «Шутка» (оркестровая сюита си минор); С. В. Рахманинов «Музыкальный момент» ми бемоль минор, соч. 16, №2; А. Дворжак «Юмореска»; И. Гайдн Соната ре мажор, №7). Понаблюдайте за реакцией своих воспитанников. Если вам хорошо знакомы музыкальные предпочтения детей, то поэкспериментируйте, включив кассету с любимыми детскими песнями, мелодиями.

Затем сделайте то же самое, предварительно настроив нетей на восприятие немузыкальных звуков и музыки.

Результаты наблюдения оформите в таблицу.

При анализе таблицы обратите особое внимание на восприятие детьми звуков и музыкальных произведений в естественной обстановке, без подготовки.

Серия диагностических игр

Игра «Угадай-ка»

Цель. Изучение особенностей немузыкального звукового опыта детей третьего года жизни.

Оборудование. Листы бумаги различного качества, 2 хрустальные рюмки, крышки от кастрюль, баночка с витаминами или горохом, баночка с любой крупой, медный кувшин или тазик, деревянные брусочки или любой деревянный предмет.

Организация. Приготовленные предметы показывают детям заранее. Затем педагог прячет предметы; можно также попросить детей закрыть глаза либо отвернуться от стола, на котором расположены предметы. Педагог, извлекая звуки из предметов, задает детям вопрос: «Угадайте, что звучит?»

Исчерпывающие ответы ребенка свидетельствуют о богатстве его звукового опыта.

Игра «Посидим, помолчим, послушаем»

Цель. Изучение способности ребенка к интерпретации звуков.

Организация. Игру рекомендуем проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально. В каком-либо помещении педагог предлагает детям послушать тишину. Он также просит детей запомнить звуки, которые они услышат, сидя в тишине. Через некоторое время детям задают вопросы: «Что услышали? Какие предметы и как звучат?»

Обратите внимание на способность ребенка слушать и интерпретировать звуки, на его подготовленность к процессу восприятия.

Игра «Угадай, на чем играет кукла Катя»

Цель. Изучение особенностей музыкального звукового опыта детей.

Музыкальные инструменты. Колокольчик, дудочка, бубен.

Организация. Ребенку предлагают послушать звучание колокольчика, бубна или дудочки, спрятанных за ширмой, и выбрать после этого инструмент, на котором играла кукла Катя.

Игра «Звучащий ларец»

Цель. Изучение особенностей музыкального звукового опыта детей.

Музыкальные инструменты. Колокольчик, бубен, треугольник, тарелочки, маракасы, деревянные коробочки.

Организация. Детям заранее демонстрируют музыкальные инструменты. Затем педагог скрыто извлекает музыкальные звуки и просит детей угадать, какой инструмент прозвучал (возможен показ инструментов детьми, для этого расположите дополнительный их комплект на столе перед «звучащим ларцом»).

Обратите внимание на реакцию детей, их ответы, характер затруднений.

Обобщив диагностические результаты, вы получите исчерпывающую информацию об особенностях музыкального опыта своих воспитанников. Исходя из этих особенностей следует определить круг задач, которые необходимо решать, музыкально развивая ребенка.

Этапы педагогической технологии

  1. этап. Активизируем и обогащаем звуковой опыт детей; развиваем интерес и восприятие музыкальных и немузыкальных звуков, музыкальных произведений у детей.
  2. этап. Используем накопленный музыкальный опыт детей на развивающих занятиях и в совместной деятельности.
  3. этап. Организуем самостоятельную деятельность детей с использованием накопленного музыкального опыта.
  4. этап. Организуем итоговую диагностику.
  1. этап

Рассмотрим некоторые подходы к организации занятий, содействующие активизации и обогащению звукового опыта дошкольников. Напомним, что эффективность решения задач будет зависеть от тесного сотрудничества педагога и музыкальною руководителя детского сада.

После выделения группы детей, обладающих небогатой палитрой немузыкальных звуков, следует на основе предложенных заданий и игр (игры могут быть разработаны и самостоятельно, по аналогии) спроектировать серию занятий. Обратитесь к играм, вошедшим в диагностическую программу. Используйте также следующие задания.

1. Тематические задания. «Знакомимся со звуками, которые живут в доме», «Знакомимся со звуками улицы», «Знакомимся с голосами природы (голосами лета, осени, зимы, весны; голосами зверей и птиц)». Рекомендуем вам придать заданиям образную оболочку. Например, «Прогулка по старинному замку», «Идем в зоопарк», «В лесу», «Моя машина», «Весенний гром» и т. д.

  1. Задания на воспроизведение детьми немузыкальных звуков.
  2. Задания, связанные с извлечением детьми немузыкальных звуков из различных предметов.
  3. Задания на исполнение детьми музыкальных произведении на немузыкальных инструментах под аккомпанемент или аудиозапись какой-нибудь народной мелодии.

Музыкально-игровое занятие с детьми третьего года жизни

Ход занятия

Педагог. Ребятки, посмотрите, кто к нам пришел в гости (сюрпризное внесение большого плюшевого медведя)? Кто это? Правильно, это Мишка пришел. А как рычит Мишка?

Дети (вместе с педагогом). У-у-у.

(Затем каждый из детей озвучивает Мишку.)

Педагог. А это кто пришел к нам в группу? Посмотрите, кто это такой красивый? И хвост, и гребешок у него есть. Это Петя-петушок, золотой гребешок! А как, ребятки, поет наш Петя-петушок?

Дети (вместе с педагогом). Ку-ка-ре-ку!

Педагог. А как поет Анечкин петушок? Алешенькин петушок? (И т.д.) (Дети на разные голоса озвучивают петушков.)

Педагог. А теперь Мишка что-то нам говорит. Что же он говорит? (Дети отвечают.)

Педагог. А сейчас, ребятки, мы с вами поиграем на наших музыкальных дровах. (Музыкальный педагог исполняет на баяне мелодию русской народной песни «Калинка». Дети сопровождают мелодию ритмичными ударами, исполняемыми на музыкальных дровах.)

Педагог. Ребятки, посмотрите, кто это пришел к нам послушать нашу музыку? Это же Киска, Киска-мурыска! Понравилась ли тебе, Кисонька, наша музыка? Ребята, Киска сказала, что понравилась! Она очень радуется! Как же мяукает радостная Киска? Довольная Киска? (Дети мяукают вместе с педагогом.)

Педагог. А теперь Кисонька захотела помыть свои лапки. Как она это делает, ребятки? Покажите. Киска мурлычет от удовольствия. Как она мурлычет? А теперь Киска зафырчала, зашипела. Как она зафырчала? Зашипела? Покажите. Что же ты фырчишь, Киска? Что ты хочешь? Ребятки, наша Кисонька хочет напиться. Давайте нальем ей водички. Как закапала водичка?

Дети. Кап-кап-кап-кап.

Педагог. Пей, Кисонька, пей, хорошая. Ребятки, как наша Киска пьет водичку?

Дети изображают киску, лакающую воду, сопровождая процесс характерными звуками.)

Педагог. Киска опять довольная, радостная, благодарит ребят. Как Киска нас с вами благодарит, говорит «спасибо»?

Дети (вместе с педагогом). Мяу, мяу, мяу.

Педагог. Ребятки, посмотрите, сколько у нас в бассейне водички. Давайте возьмем стаканчики, бутылочки и будем напирать в них водичку и выливать, набирать и выливать (сопровождается показом). Давайте теперь все вместе. А что мы слышим с вами, ребятки? Красиво получается? Молодцы!

Ой, посмотрите, к нам прикатился веселый мячик! Давайте мы с ним поиграем. Дети подбрасывают мячик, перекатывают и перебрасывают его друг другу.)

Педагог. Куда это прикатился наш веселый мячик? Это Же наши «веселые» ведерки и «веселые» ложки! Она хотят, любы мы поиграли на них. Поиграем, ребятки?

(Музыкальный педагог задает 2—3 элементарных ритмических рисунка, ударяя деревянной палочкой по дну ведерка. Дети повторяют их вместе с педагогом. У каждого ребенка свое ведерко и деревянная палочка.)

Педагог. Ребятки, а нас уже заждались наши куклы-неваляшки. Они хотят петь и танцевать. Давайте поможем им.

(Дети под аккомпанемент наклоняют неваляшек вправо-влево, затем, продолжая движения, поют: «Мы милашки, куклы- неваляшки».)

Педагог. Молодцы, ребята! Всех порадовали, всем помогли. Мишка доволен, Кисонька-мурысонька спасибо сказала ребяткам! Куклы улыбаются, напелись, наплясались. Молодцы! (Конец занятия.)

Промежуточная диагностика по результатам работы на первом этапе: игра «Звуковой волшебный мешочек»

Необходимый материал: мешочек, картинки с изображениями животных и птиц, транспортных средств, явлений природы.

Ход диагностики: дети сидят по кругу. Педагог предлагает ребятам по очереди вытянуть карточку, назвать, что на ней изображено, и имитировать звук, который издает изображенный предмет.

  1. этап

Дети накопили некоторый музыкальный опыт, теперь важно обогащать его новыми музыкальными впечатлениями. Предложенные ниже занятия направлены именно на это.

«Домашние животные». В начале занятия педагог включает аудиозапись голосов животных, предлагает детям отгадать, кто это, и выслушивает ответы.

«Домашние птицы». Использование звуков на данном занятии организуется по аналогии с предыдущим. Можно использовать прием намеренной ошибки, чередуя запись голосов птиц и каких-либо других звуков с целью тренировки слухового восприятия и активизации ранее усвоенных звуков.

«Транспорт». Занятие обогащается звуками транспорта. В процессе обсуждения транспортных средств детям предлагается звуковая иллюстрация-загадка: необходимо отгадать, какое транспортное средство издает эти звуки. После предположений, высказанных детьми, педагог рассказывает о особенностях этого вида транспорта и его отличиях от другого транспортного средства.

«Кто как кричит?» Кроме применимых ко всем предложенным занятиям целей по обогащению музыкального опыта у детей, это занятие также преследует цели по развитию речи.

В ходе занятия детям предлагается озвучить, как зовет лошадь (свинья, корова) своего детеныша. При ответе дети имитируют голоса взрослых животных и их детенышей. Дети отгадывают звуковые загадки, называют животное и его детеныша.

«Любуемся красотой осени». Педагог вместе с детьми смотрит в окно, затем предлагает обсудить увиденное: цвет листьев, деревья, осенние звуки: как шумит ветер, как дождик капает и стучит по крыше, как шуршат листья (дети имитируют звуки). Затем педагог ставит запись и предлагает отгадать, что является источником звука.

«Пойдем пасти животных на зеленый луг». Занятие начинается с игры — детям предлагается под звуки скотного двора (аудиозапись) начать рисование. Им загадываются звуковые загадки, например: кто просит зеленой травки? Дети отгадывают их и рисуют отгадку.

Во второй части занятия, после рисования, дети изображают, как домашние животные пасутся на лугу. Занятие заканчивается игрой «Скотный двор», в которой дети имитируют движения и голоса животных. (Это задание может выполняться в подгруппах — «стадах» коров, лошадей, коз, свиней.) Игра сопровождается фонограммой с голосами животных.

«Осень». На данном занятии дети под музыку рассматриваются репродукции картин разных художников. Звуковое сопровождение зависит от характера пейзажа.

«Железная дорога». На данном занятии шум проходящего поезда и гудок прозвучат после того, как дети построят железную дорогу. Это будет означать, что задание выполнено хорошо, паровозик доволен.

«Лепим чашку, чтобы покормить детенышей». В начале занятия организуется повторение с детьми названий детенышей домашних животных. Педагог спрашивает у детей: «Как котенок (щенок, ягненок, жеребенок, теленок) просит молочка?» — и предлагает им озвучить голоса животных. Затем педагог просит детей слепить из пластилина чашку, чтобы накормить детенышей.

В конге занятия в каждую чашку педагог «наливает молоко» — эго действие сопровождается звуком, записанным на кассету.

«Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки». Предлагаем использовать звуковую иллюстрацию в начале занятия по аппликации. Из-за ширмы появляется курочка, это сопровождается соответствующей аудиозаписью. Курочка жалуется, что все ее цыплята разбежались и она не может их дозваться. Она зовет их своей песенкой «Цып-цып-цып, мои цыплятки!»

Педагог предлагает детям помочь цыпляткам побыстрей прибежать к маме-курочке (выполнить аппликацию). Во время выполнения задания звучит фонограмма с записью голосов цыплят — сначала тихо, затем громче и громче (цыплята приближаются к маме-курочке).

«Падают, падают листья, в нашем саду листопад». Занятие начинается с того, что педагог и дети любуются листопадом (на прогулке или у окна групповой комнаты). Педагог обращает внимание детей на звуки, сопровождающие листопад, на звуки осени в целом (шум ветра, дождя, шуршание листьев под ногами и др.).

Далее детям предлагается выразить свои впечатления при помощи коллективной аппликации.

Для промежуточной диагностики звукового сенсорного опыта детей, накопленного в процессе проделанной работы, проводится занятие-игра «Путешествие в страну звуков».

  1. этап

На этом этапе педагогической технологии предлагается обогатить музыкальный уголок в группе детского сада.

Он должен быть привлекателен для детей. Необходимое условие организации — наличие свободного доступа к играм, игрушкам и инструментам.

В этом специально организованном музыкальном уголке должна проходить самостоятельная работа детей с детскими музыкальными инструментами (барабанами, колокольчиками, дудочками, свистульками, гармошками, ложками, металлофоном, трещотками, маракасами (или пластиковыми баночками) с разнообразным наполнением — песком, горохом, гречневой крупой, мелко нарезанными бумажками). Предполагается оснащение уголка и разнообразными музыкальными игрушками, такими как гитара, неваляшка, звучащие игрушки-животные (собака, кошка, свинка, лошадка, лягушка, птички-свистульки).

Чтобы расширить представления детей о звуках, необходима фонотека с записями звуков окружающей среды. Предполагается наличие в группе аудиокассет, дисков, грампластинок со сказками, потешками, стихами и детскими песенками, магнитофона или проигрывателя.

В игровой зоне должны быть представлены разнообразные игрушечные звери (мягкие и не только), чтобы побуждать ребенка к активному использованию своего звукового сенсорного опыта.

На этом этапе проводится работа с родителями, которых информируют о значении звуков в нашей жизни и жизни ребенка, об экологии звука. Возможные темы занятий: «Звуковое загрязнение окружающей среды», «Звуки и здоровье вашего малыша», «Звук как клеточка музыки», «Как научить ребенка любить музыку?»

  1. этап

Цель заключительного этапа педагогической технологии: диагностика особенностей музыкальности детей. Для этого используются перечисленные ниже диагностические игры.

«Кто как поет?»

Цель игры: выявлять степень сформированности восприятия звука как одного из свойств окружающего мира.

Диагностический материал: домик, в окнах которого изображены птицы: гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона; окна закрыты ставнями.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Ход диагностики: ребенку предлагается заглянуть в окна домика и поздороваться с его жителями. Ему задается вопрос: «Как тебе споет в ответ эта птичка?» или «Как с тобой поздоровается в ответ эта птичка?» Ребенок самостоятельно дает ответ. Все ответы фиксируются в таблице.

«Кто как Говорит?»

Цель: такая же, как и в предыдущей игре.

Диагностический материал: домик, в окнах которого изображены животные: лошадь, свинья, кошка, собака, мышка, корова; окна закрыты ставнями.

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком.

Ход диагностики: ребенку предлагается заглянуть в окна домика и поздороваться с его жителями. Ему задается вопрос: «Как с тобой поздоровается (название животного)?» Ответ ребенок дает самостоятельно. Все ответы фиксируются в таблице.

«Отгадай — кто это?»

Цель игры: выявлять, насколько у ребенка развито умение определять звучание голосов животных и птиц.

Диагностический материал: аудиозапись с голосами животных и птиц: гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона, лошадь, свинья, кошка, собака, мышка, корова; картинки с изображениями этих животных и птиц.

Игра проводится с подгруппой детей (2—3 ребенка).

Ход диагностики: детям предлагается отгадать загадки, но загадки не простые, а звуковые. Диагностическая задача для детей — отгадать, кто здоровается с ними теми или иными щуками.

Результаты вносятся в таблицу.

Используемая литература:

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Инновационные педагогические технологии – образовательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Моя семья".

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху инновационных технологий, огромного потока информации, не утрат...

Семинар-практикум для родителей по теме: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка семинара-практикума для работы с родителями. Родителям предоставляется теоретическая часть по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, а затем они п...

Семинар-практикум для родителей по теме: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка семинара-практикума для работы с родителями. Родителям предоставляется теоретическая часть по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, а затем они п...

Семинар-практикум на тему: «Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры.Задачи:- сформировать элементарные экономические знания у родителей;- содействовать повыше...

Геокешинг (современная педагогическая технология) как средство развития детей младшего дошкольного возраста.

Сборник материалов Всероссийской педагогической конференции «Педагогические технологии как условие достижения нового качества образования и воспитания»ТОМ 118 МАРТА – 29 МАРТА 2...