Проект на тему "Воздух - невидимкка"
проект (средняя группа)

Рафикова Рузиля Шавкатовна

Воздух - это волшебник, котрый способен совершать много чудес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воздух - невидимка"69.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тат. Каргалинский детский сад «Гузель»

Сакмарского района

Оренбургской области

Проект

ТЕМА: «Воздух-невидимка»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

Срок реализации: 13.02. – 20.02.

Состав участников (индивидуальные, групповые и фронтальные)

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ

Тат.Каргалинский

детский сад «Гузель»

Рафикова

Рузиля Шавкатовна

        2023

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3

Проектная карта……………………………………………………………4-5

Матрица проекта………………………………………………………….5-11

Используемая литература………………………………………………......12

Приложение………………………………………………………………13-27

Пояснительная записка

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он

может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным

плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с

воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать

то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и

уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли

бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ,

первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание,

мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать

умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в

связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном

образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности

к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким

методом и является экспериментирование.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют

формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают

наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и

его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи,

делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые

проводят опыты и эксперименты.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Образовательная деятельность

ОД

«Свойства воздуха»  

2

Наблюдения (экскурсии, прогулки)

Наблюдение на прогулке за облаками.

Наблюдение на прогулке за ветром.

Наблюдение на прогулке за деревьями.

Наблюдение на прогулке за воздухом.

3

Рассказывание

 Беседа«Что загрязняет атмосферу».

Беседа «Кому необходим воздух».

 Рассказ «Как мы дышим»

Беседа «Как человек использует воздух»

Беседа «Из чего состоит воздух»

4

Чтение художественной литературы

Пословицы и поговорки о воздухе.

Стихи о воздухе

Чтение сказки «Вслед за ветром»

5

Игры  (настольно-печатные и дидактические)

 Д/и «Хорошо – плохо».

Д/и

«Береги природу».

Д/и

«Найди пару»

Д/и

«Третий лишний»

6

Художественно-творческая деятельность:

Экологический проект

«Чистое село»

рисование

«Воздушные шары»

аппликация

«Кораблик»

Экологические игры

«Береги природу»

«Живое – неживое»

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Подвижные игры

«Ветер-ветерок»  

«Воздушный шар»

«Ветер»

«Пузырь»

«Найди себе пару»

Матрица проекта

Название проекта:

«Воздух-невидимка»

Тема проекта

Формирование у детей представления  о воздухе, его

свойствах, значении воздуха для всего живого.

 Проблемное поле проекта:

Определение педагогических условий в ДОУ, способствующих наиболее

эффективному процессу развития у детей интереса к позновательно-

исследовательской деятельности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Что такое воздух?

• Какой он?

• Зачем он нужен людям, животным и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

• Как можно услышать воздух?

• Как можно почувствовать воздух?

• Имеет ли воздух силу и вес?

• Почему нам бывает жарко и холодно?

• Где живет теплый воздух, где - холодный?

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Игры. Информационно-коммуникативные технологии (использование Интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)

Технология сотрудничества.   Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.                              

Художественное слово.

Цель:

развивать познавательную активность детей в процессе

экспериментирования с воздухом.

     

Задачи:

Образовательные:

-формирование основ экологической культуры дошкольников через

практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения,

опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим

материалом;

-формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;

-показ положительного и отрицательного влияния человека на

окружающий мир.

Развивающие:

-развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы,

стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по

теме «Воздух»;

-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе

решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения,

устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе

экспериментальной работы;

-развитие умения видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

-охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового

образа жизни;

Воспитательные:

-привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие

умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия

его красок и форм;

-воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

-воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

  Планируемые результаты

Личностные качества 

- проявляет устойчивый интерес в процессе экспериментирования с воздухом;

- проявляет необходимые знания и представления о воздухе;

- способен привлечь родных к созданию продуктивной деятельности.

Интеллектуальные качества 

-любознательность и активность в процессе ознакомления  с воздухом;

-способен уверенно действовать по инструкции педагога в процессе создания аппликации и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;

-способен разработать план действий в процессе рисования, составления описательного или творческого рассказа о воздухе.

 Физические качества

-владеет физической активностью;

-владеет навыками и усидчивостью при коллективной работы;

-умеет использовать атрибуты;

-проявляет ручную ловкость в процессе аппликации и рисования;

-движения точные и скоординированные при физической активности;

-способен проявить волевые усилия при изготовлении аппликации (довести работу до конца).

Сценарий совместной деятельности по решению задач

Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):

Занятия, игры, творческая деятельность: дидактические и подвижные игры, рисование, контруирование.

Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей, родителей, коллег) подготовка к деятельности, самостоятельная работа с родителями, групповое обсуждение. 

1   (подготовительный) этап:

На этом этапе мы проводили следующую деятельность:

  • блиц опрос детей
  • изучение методической литературы и информации по теме проекта
  • разработка проективного плана по теме проекта
  • подбор литературы, иллюстраций, дидактических игр, музыкальных произведений
  • создание предметно- развивающей среды в группе всеми участниками образовательного процесса (оформление лэпбука « Воздух » и « Береги природу», создать картотеку занимательных опытов и экспериментов с воздухом.)
  • Пополнить уголок экспериментирования необходимыми материалами.
  • Разработка конспектов познавательно - экспериментальных мероприятий с воспитанниками
  • анкетирование родителей
  • Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"
  • Информация для родителей. Полезно узнать:  "Эксперименты для детей в домашних условиях"

Материалы и средства реализации на данном этапе

  • анкеты для родителей (ответы родителей)
  • наглядный материал в игре «Блиц опрос» детей ( ответы детей, наблюдение за детьми)
  • методическая литература
  • художественная литература
  • картотека дидактических игр
  • картотека занимательных опытов
  • совместная работа воспитателей, детей и родителей

В процессе предварительной работы перед аппликацией « Кораблик», читали стихотворения про ветер, корабли. Обсуждали как ветер может раздувать паруса и приводить корабли в движение. Перед рисованием « Воздушные шары» обсуждали почему шарики называются воздушные, почему они могут летать и могут лопаться.

В подобранных нами дидактических играх «Третий лишний», «Найди пару», «Хорошо-плохо» дети учились самостоятельно объединять предметы во множество по определенному свойству.

Проводились подвижные игры  «Ветер-ветерок», « Воздушный шар»,» Мыльный Пузырь».

Коллективная работа конструирование « Город» экологический проект объединила детей по интересам, дети сами выбирали себе задания, увлеченно строили дома из строительного материала и изготавливали макеты деревьев, кустарников и водоемов.

В самостоятельной деятельности дети выбирали себе занятия по душе             (рисование, разукрашивание, лепка, подвижные и дидактические игры, рассматривание альбомов и иллюстраций)

С родителями проводили консультации в индивидуальной и групповой форме, обновляли наглядную информацию по экспериментированию в домашних условиях.

2  (основной) этап

На этом этапе проводились различные формы совместной деятельности с детьми в интеграции всех образовательных областей ( социально-личностное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) и самостоятельная деятельность детей. С детьми проводились беседы, непосредственная образовательная деятельность (приобщение к социальным ценностям, развитие речи, рисование, лепка, аппликация). Мы рассказывали о Воздухе и его свойствах, читали стихотворения («Продавец воздуха», «Ветер» Я. Аким, « Ветерок» Г. Ладзынь, «Пахнет в воздухе дождем» Е.Нестеркина), слушали пословицы, отгадывали загадки.

На занятие исследовательской деятельностью мы проводили интересные опыты с воздухом. Детям было интересно проявлять себя в роли маленьких ученых

3 (завершающий)этап

  Описание продукта, полученного в результате проекта

Экологический проект «Чистое село».

Конструирование города с помощью строительных кубиков. И дополняем его, изготовленными заранее вместе родителями деревьями, кустарниками, водоемами. Тем самым показываем как мы можем очистить воздух в   нашем  селе.

Вид проекта познавательно – исследовательский, игровой.

Состав участников 

Дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта 

  1. Изучение о чистом и грязном воздухе.
  2. Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке детей к деятельности (готовность детей, помощь в создании предметно-развивающей среды)

Связь с родителями, выполняющими роль участников и зрителей.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта 

для педагога: иллюстрации, макет легких человека (изготовленного из пластикового пакета и трубочки), целлофановый пакет, стаканчики, трубочки, воздушные шарики, тазик с водой, картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды.

для детей: воздушные шары (круглой и овальной формы, разных цветов), гуашь, кисточки, баночки-непроливайки, тряпочки. Цветная бумага, клей, ножницы

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

1 неделя (февраль 2023)

№№ пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Подбор  и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео  материала по теме проекта.

13.02-14.02.

2

Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта

15.02.

3

Практический

Наблюдение на прогулке.

Рассказ воспитателя         «Как мы дышим» (Познакомить с органами дыхания человека).

Чтение сказки «Вслед за ветром»

Рисование «Воздушные шары»

Аппликация «Кораблик»  

 «Свойства воздуха»  

 Дидактические игры

Беседы на темы:

•        «Что загрязняет атмосферу».

•         «Кому необходим воздух».

•         «Как человек использует воздух».

•        «Из чего состоит воздух».

16.02.-17.02.

4

Презентационный

Экологический проект « Чистое  село»

20.02.

5

Контрольный

Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение.

20.02.

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Непрерывно

образовательная деятельность

 «Свойства воздуха»  

13.02.

2

Наблюдение

«Наблюдение на пргулке за деревьями, облаками, ветром и воздухом.

13.02. -17.02

3

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Вслед за ветром»

16.02.

4

Игры  (настольно-печатные и дидактические)

«Хорошо-плохо», «Найди пару», «Третии лишний», «Ветер», «Найди себе пару», «Береги природу»

13.02.-16.02.

5

Подвижные игры

«Ветер- ветерок», «Воздушный шар», «Пузырь», «Ветер», «Найди себе пару»

13.02.

17.02.

6

Взаимодействие с родителями

Консультации, анкетирование, беседы.

13.02.-17.02

В ходе реализации данного проекта: «Воздух» предполагаемые результаты были достигнуты:

  • У детей появился устойчивый интерес к позновательно-исследовательской деятельности.
  • Дети научились понимать карты-схемы для опытов
  • В процессе ознакомления родителей с экспериментальной деятельностью в домашних условиях (через рекомендации, консультации, мастер классы) нами был замечен огромный интерес к этому виду деятельности.
  • Создали необходимую развивающую предметную среду в группе и ДОУ
  • На протяжение всего проекта дети с большим удовольствием и интересом принимали участие во всех видах деятельности. Заучивали стихотворения, что способствует речевому развитию; с удовольствием участвовали с экспериментальной деятельности, что хорошо влияет на развитие логики и мышления; рисовали и создавали аппликации, что развмвает воображение и эстетический вкус.

В процессе данного проекта ребята не только познакомились со свойствами воздуха и его важной роли в жизни всего живого, но и получили положительные эмоции, а реализация экологического проекта   «Чистое  село» способствовало сближению родителей и детей.

Список литературы

  • Е.П. Горошилова, Е.В. Шлык « Опытно-эксперементальная деятельность дошкольников», ООО Детство- пресс, 2018г
  • М. Султанова « Простые опыты с воздухом»,  ООО Халтбер-пресс,2016г
  • Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», ООО Детство- пресс, 2019г
  • Т.А. Шорыгина «Мир природы.Стихи для занятий с детьми» ТЦ Сфера 2018г
  • О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»,ТЦ Сфера 2018г
  • Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе» ТЦ Сфера 2017г.
  • И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ИД Цветной мир 2017г
  • Э.Я. Степаненкова « Сборник подвижных игр» Мозайка-Синтез 2018г
  • М.М. Борисова « Малоподвижные игры и игровые упражнения» Мозайка-Синтез 2017г
  • Л.Ю. Павлова « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Мозайка-Синтез 2017г
  • Т.С. Комарова « ИзобразительнаЯ деятельность в детском саду» Мозайка-Синтез 2018г
  • Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Мозайка-Синтез 2018г
  • В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду», Мозайка-Синтез 2017г
  • Е.А.Дмитриева «Детское Экспериментирование» ТЦ Сфера 2018г
  •  https://infourok.ru
  •  https://nsportal.ru

Приложение

Уважаемые папы и мамы!

Полезно узнать:

Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?

Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.

Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение, оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии. Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.

Про влажность воздуха и ОРВИ.

Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата» инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо адаптируются к детскому саду

Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.

Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.

Про обеззараживание воздуха.

Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки?  Сколько времени потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.

Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.  Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах  очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.

Анкета для родителей

1.    Что такое экология?

2.    Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.    Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.    Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.    Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.    Какую погоду вы любите, почему?

7.    Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.    Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.    Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит   необычное   в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок   знания о природе в детском саду.

Загадки про воздух

  • Чем мы дышим?     (Воздух)

  • Что мы не видим?   (Воздух)

  • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

          Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.  (Воздух)

  • Чего в комнате не видишь? (Воздух)

  • Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)

  • Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

  • Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

  • Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

Пословицы, поговорки о воздухе

• В запас воздухом не надышишься.

• Нам победа, как воздух, нужна.

• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

• Воздуха словами не наполнишь.

• Люди работали, а он воздухом торговал.

• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

• Гонять деньги по воздуху.

• Воздух – символ свободы.

• Свежая струя воздуха

• Воздух словами не наполнить.

• Идея повисла в воздухе.

• Взлететь на воздух.

• Сделан из воздуха (практически из ничего) .

• Строить воздушные замки.

• Воздушный поцелуй.

• Воздух! (команда тревоги) .

• Держаться за воздух.

Стихи о воздухе

«ПАХНЕТ В ВОЗДУХЕ ДОЖДЕМ»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

-----------

«ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА»

На рынке,

Где всегда народ,

Стоит торговец ловкий.

Он

Людям

Воздух

Продаёт

В красивой упаковке.

И видно,

До того хорош

Его цветной товар! -

Я сам

Последний

Отдал

Грош,

Купил

Воздушный шар.

------------

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы не грянула беда – целы они –

Все возродится снова.

                                                С. Викулов

-------------

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза –

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.

Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Дым клубится над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.

                                                    Н. В. Старшова

-------------

«Дуйте, дуйте, ветры, в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки,

Испекли нами пирожки!»

(С. Маршак)

Дидактические игры

  • Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Цель: расширять представления детей об использовании воздуха и ветра людьми.

Перед ребенком предметные и сюжетные картинки. (Например: фен, пылесос, ураганный ветер срывает крыши домов, надувная лодка, парусник, ветряная мельница, кислородный коктейль, и. т. д…). Дети рассматривают изображения, делают выводы о пользе или вреде предметов и явлений.

  • Экологическая игра       Кто (что) летает?

Цель: расширять представление детей о летающих и нелетающих предметах

Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

  • Экологическая игра        Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

  • Экологическая игра       «Береги природу».

Цель: закреплять знания об охране объектов природы.

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

  • Экологическая игра   «Живое – неживое».

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.

  • Дидактическая игра    «Найди пару»

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

Вариант1: Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках

Вариант2: Воспитатель раздает картинки с животными, птицами, рыбами ( или машины, самолеты, корабли) и картинки с земля, небо, море. Дети должны подобрать пары.

  • Дидактическая игра    «Третий лишний»

Цель: учить объединять предметы во множество по определенному свойству.

На каждом рисунке изображение четырех предметов, один из них лишний, ребёнку необходимо выбрать лишний предмет.

  • Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: научить ребенка составлять целое из нескольких частей.

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.

  • Дидактическая игра «Кому нужен воздух»

Цель: Расширить знания о живой и неживой природе

Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы

Ставится две корзины. Около одной корзины лист, на котором изображен воздух, а возле второй – лист на котором его нет. Попросить разложить картинки по очереди в корзины.

Подвижные игры и физкультминутки

  • Игра «Ветер-ветерок»

Цель: развивать координацию, учить четко, произносить звук (ш).

Ход проведения:

Воспитатель предлагает детям встать около стульчиков. На слово

«Ветер» дети поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону (как деревья качаются от ветра) и громко петь песенку ветра — ш-ш-ш.

 На слово «Ветерок» дети приседают, тихонько поют песенку ветерка — ш-ш-ш, слегка покачивают руками (как качается травка от слабого ветерка).

  • Подвижная игра «Воздушный шар»

Цель: развивать координацию, умение ходить по кругу.

Ход проведения:

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

«С мамой в магазин ходили,   (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть.   (Останавливаются, поворачиваются лицом в

центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся.   (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул!»   (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс,

медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

  • Подвижная игра «Ветер»

Цель: развивать внимание, учить выполнению подражательных упражнений.

Ход проведения:

«Я ветер сильный,

Я лечу, лечу, куда хочу    (руки опущены, вдох через нос)

Хочу – налево посвищу   (дуют налево),

Могу подуть направо       (дуют направо),

Могу подуть вверх – в облака (дуют вверх),

А пока – я тучи разгоню» (круговые движения руками).

  • Подвижная игра «Пузырь»

Цель: учить детей вставать в круг, водить хоровод.

Ход проведения:

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

«Надувайся пузырь,

Надувайся большой.

Оставайся такой

Да не лопайся».

Круг расширяется. Пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь». Все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп».

Наблюдения во время прогулки.

  • За воздухом. Ответить на вопрос: каким бывает воздух? (Холодный, теплый, прохладный, прозрачный, влажный, морозный…)

  • За ветром. Ответить на вопрос: каким бывает ветер? (Теплый, порывистый, легкий…) Уточнить, что такое ветер? (Это движение воздуха). Как образуется ветер? (Солнце греет планету Земля неравномерно. Теплый воздух легче холодного. Поэтому теплый воздух поднимается вверх и освобождает место холодному. Таким образом, в атмосфере происходит движение воздуха). При помощи вертушек и султанчиков определить направление ветра.

  • За облаками. Сравнить движение облаков в тихую и ветреную погоду.

  • За деревьями. Сравнить движение деревьев в тихую и ветреную погоду.

Опыты с воздухом

  • Опыт №1 Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

      Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

   Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

  Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

  • Опыт №2. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

      Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

 Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.                                                                                              Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

  • Опыт №3. Воздух может перемещаться

 Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

 Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

 Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод:  Воздух может перемещаться.

  • Опыт №4. Воздух содержится в различных предметах

  Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

 Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт:   Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.                                                                                                          Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт№5 « Воздух имеет вес»

Оборудование:

  1. Шарик надутый и ненадутый
  2. Весы

Опыт: Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Вывод: Воздух имеет вес.

Опыт№6  «Буря»

Оборудование:

1.Тазик с водой

2.Кораблик с парусами

Опыт: Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Вывод: Воздух может передвигать предметы.

Опыт№ 7. «По воздуху передаются запахи »

Оборудование:

1.Флажные салфетки

2. Корки апельсина , чеснок и тд

Опыт: Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: Воздух переносит запах.

Сказка «Вслед за ветром»

Высоко в Небе, в небесном Царстве-государстве жили-были братья Ветры. Самым старшим братом был Ураган. Он был такой огромный, а борода и волосы на голове такие длинные, что, когда он летал над Землей, казалось, будто страшное лохматое чудище закрывает Небо. Дул Ураган с такой силой, что разрушал все вокруг, принося много бед людям, животным, растениям. Поэтому обычно старший брат спал, и все вокруг ходили на цыпочках, чтобы его не разбудить.

Второго брата звали Шквал. Характер у него был резкий: дул он очень сильно да еще прихватывал с собой Ливень с Грозой для того, чтобы скучно не было. Вот уж веселились они, когда гремел Гром, сверкала Молния, лил Дождь, дул шквалистый Ветер! Все люди разбегались по домам, чтобы переждать Шквал. Но в море от него могли тонуть корабли и гибнуть люди. Зная свой резкий, скверный характер, Шквал старался занять себя каким-либо делом. Он убирался в замке, собирал в сетку облака, чтобы выжить с них воды, штопал старую одежду братьев иглой-молнией, брался за любую работу, которая отвлекала его от дурных мыслей и делала добрее.

С юга в гости к братьям прилетал часто третий брат — Суховей. Он был такой сухой и горячий, что сразу высушивал влагу всех облаков, речек, прудов. На Земле высыхали все растения. Люди и животные очень страдали от засухи. Братьям совсем не нравилась такая картина. Они завязывали Суховею рот большим шарфом, чтобы он не дул, и быстро нагоняли дождевые облака, которые нежились над морем и океаном. Шквал пригонял Ливень, который хорошенько проливал Землю. Оживали все растения, облегченно вздыхали люди и животные.

Высоко в башне замка, под замком сидел еще один брат — Смерч. Его имя было так похоже на слово смерть, что часто его так и обзывали. Смерч так любил закручиваться в огромный столб, который высотой был от Земли до Неба, делал это с такой скоростью, что забирал с собой все, что попадалось ему на пути. В Небо взлетали животные, машины, целые дома! После вихря, который устраивал Смерч, на Земле оставались только одни разрушения, погибшие люди и животные. Поэтому братья вынуждены были посадить Смерча под замок. Они, конечно, кормили его, разговаривали с ним, любили его, но знали, что если его выпустить, случится беда. Смерч очень обижался на братьев и копил в себе свой гнев. Когда от гнева и обиды он раздувался как шар, то становился такой силы, что сдержать его не мог никто, тогда он вырывался наружу и сметал все на своем пути. Вылив на Землю свою злость, Смерч успокаивался и добровольно возвращался в башню, очень жалея о том, что натворил.

Самым спокойным из братьев был Ветер-ветерок, который отличался мягким характером, жизнерадостностью и желанием всем помочь.

С самого утра Ветер-ветерок носился по всему Небу, то гоняя облака, то раздвигая тучи. Потом он спускался к Земле, чтобы развеять семена растений или пыльцу с цветков, подарить прохладу в жаркий день животным и людям. Зимой он помогал Снегу ровно лечь на Землю, укрыть все растения теплым снежным одеялом до весны. Весной опылял растения, помогал насекомым быстрее добраться до цветов, полных нектара. А осенью играл с разноцветными листьями, укрывая Землю прекрасным ковром, да помогал деревьям подготовиться к зиме. Еще он проделывал очень важную для людей работу — крутил ветряные мельницы. Раньше на них перемалывали зерно в муку, а сегодня от них получают электрический ток. Очень нравилось Ветру-ветерку шалить на воде, гнать вперед парусники. Яркое Солнце, голубое Небо, лазурная Вода так нравились ему, что совсем не хотелось улетать домой к сердитым братьям. Все живое всегда радовалось Ветру-ветерку. От этого он становился еще добрее и ласковее. Братья тоже любили мальца, часто его баловали, рассказывали интересные истории.

Вот так и жили братья Ветры. Как и все братья, они любили вместе поиграть, побегать наперегонки, покататься на пушистых облаках, окунуться в воды океана, намутив их, пролететь сквозь крону деревьев, чтобы поменять им прическу, пошептаться с колосьями ржи и пшеницы, поколыхать их, как будто волны в море. Они могли быть сердитыми и добрыми, работящими и немного ленивыми, игривыми и строгими, жаркими и ледяными, сильными и слабыми. Они были разными, как и мы — люди.

Вопросы и задания

— Назовите имена братьев Ветров, которые жили в небесном замке.

— Расскажите о характере каждого брата.

— Какую пользу приносит ветер всему живому?

— Какой вред он может нанести людям, животным, растениям?

— Почему поведение братьев Ветров может быть разным? От чего это зависит?

— Нарисуйте братьев, как вы их представляете.

— Придумайте историю, которая случилась с братьями на земле, на море или в горах.

— Какие стихи вы знаете о ветре?

— Как вы думаете, о каком из братьев говорится в стихотворении «Проказник-ветер»? Почему вы так думаете? Как изменяется ветер в стихотворении «Изменчивый ветер»?

Экологический проект «Чистое село»

Цель: Выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения

Задачи:

 - развивать умения строить постройки, отражая в них свои представления об окружающей действительности города.

- развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме.

-Упражнять в пространственном моделировании.

-Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.

-Упражнять в пространственном моделировании.

-Приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы.

-Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

-крупный строительный конструктор.

-макеты деревьев

, кустов, водоемов, машин.

Предварительная работа:

-изготовление макетов деревьев, кустов, водоемов, машин

-беседа на тему: « Воздух вокруг нас»

-наблюдение на  прогулке « Что нас окружает?»

Ход Занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как я рада Вас всех видеть, как хорошо, что Вы  все сегодня пришли. А кто может рассказать что Вы видели по дороге в Детский сад. Кто то из  вас шел пешком,  а кто-то ехал на машине или автобусе.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Да, Интересно. Но все равно вы все видели практическт одно и тоже: дома, дороги, машины, фабрики.

А я предлагаю вам стать строителями и всем вместе построить свой город. Согласны?

Но перед тем как отправится на стройку предлагаю вам немного поиграть

Физкультминутка:

Кладу кирпич за кирпичом, (Согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)

Я строю, строю новый дом.

Стена всё выше, выше, (Тянуться, подняв руки вверх.)

А это будет крыша. (Вверху руками изображают треугольную крышу.)

Вот здесь - окно. (Перед собой руками рисуют квадрат.)

А тут крыльцо. (Правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)

Ступеньки посчитай: (Выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)

Один, два, три, четыре, пять - (Шагают на месте, высоко поднимая колени.)

И дверку открывай. (Правой рукой как бы открывают дверь на себя.)

Сейчас мы превратимся в юных строителей и пойдём на строительную площадку.

Детям предлагают подумать, что есть в каждом городе и построить свой игрушечный город.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы какой красивый город у вас получился.

Но мне кажется, что в вашем городе будет грязный воздух. Что в вашем городе будет загрязнять воздух?

Дети: ответы детей

Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо»

Перед ребенком предметные и сюжетные картинки. (Например: фен, пылесос, ураганный ветер срывает крыши домов, надувная лодка, парусник, ветряная мельница, кислородный коктейль, и. т. д…). Дети рассматривают изображения, делают выводы о пользе или вреде предметов и явлений.

Воспитатель: Подумайте, что можно сделать , что бы городской воздух стал чище?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно! Заводы и автомобильные дороги расположить подальше от жилых домов , посадить деревья, разбить парки, создать искуственные водоемы.

Давайте перестроим наш город так, чтобы он стал экологически чистым.

Самостоятельная деятельность детей. Дети перестраивают город, сажают деревья и располагают водоемы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...