Консультация для педагогов «Пение как вид активной деятельности детей»
консультация

Ананьева Людмила Александровна

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Структурное подразделение «Детский сад «Аленушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области

Консультация для педагогов

«Пение как вид активной деятельности детей»

Педагог:

Ананьева Людмила Александровна,

музыкальный руководитель

высшая квалификационная категория

Клявлино 2021г.

    Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.

     Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня — одно из средств воспитания ребенка.

     Народные песни, песни классиков и особенно советских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

     В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего — это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

      По мере развития ребенка — формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи — усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность выразить свои чувства.

     Многие взрослые не заинтересованно относятся к перспективе обучения своих детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребенка музыкального слуха. Действительно, музыкальный слух – центральное ядро всей системы музыкальных способностей.

Но:

  • во-первых, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей;
  • во-вторых, уровень развития музыкального слуха у всех людей разный, от очень слабого до абсолютного;
  • в-третьих, музыкальный слух, как любая другая способность, поддаётся тренировке и развитию.

      Чем раньше началась работа, тем большего результата можно ожидать.

      Правильное пение с детства успешно развивает и музыкальный слух, и певческий голос. Голос увеличивается в объёме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности. Владение голосом даёт ребёнку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

      Врач – фониатр Е.И.Алмазов утверждает: “Пение… доставляет поющему удовольствие,… упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, и тем самым занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье”

     Здоровое, яркое, эмоционально богатое звучание собственного голоса и выражает, и поддерживает здоровый физический и психический тонус организма, а больной и тусклый, невыразительный голос подавляет его. Таким образом, выясняется, что состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма.

      В.М. Бехтерев подчёркивал, что для успешного овладения музыкальной деятельностью имеют значения природные задатки, которые, однако, превращаются в способности только в условиях активного приобщения к музыкальному опыту.

     Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

     Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников.

    В то же время в детском саду, как известно, все дети поют каждую из песен в какой-либо одной тональности, как будто не существует природных типов голосов. В результате эта тональность оказывается очень удобной одним и совсем неудобной другим детям. Такое несоответствие тональности песен, а значит, чаще всего и тесситур, характеру голоса отрицательно влияет не только на развитие певческого голоса и музыкального, звуковысотного слуха ребенка, но и на состояние его певческого аппарата.

     Подчеркнем несколько главных моментов:

1. Работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем школьном возрасте, но ее следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.

2. Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно. На первом этапе, начиная с дошкольного возраста, детям доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, котенок, лает маленькая собачка, чирикает большая и маленькая птичка и т.п.), способствующих возникновению позиционно высокого головного звучания.

3. На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1-2 месяца детей нужно разделить по голосам и всю дальнейшую работу вести в соответствии с природным типом голоса каждого ребенка. В течение первого года работа по постановке детского голоса должна идти, в основном, индивидуально.

4. Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.

     На групповых, коллективных занятиях детей нужно посадить в три ряда по голосам: низкие (ближе к фортепиано), средние и высокие.

     На каждом занятии необходимо использовать распевки по голосам для «разогревания» певческого аппарата, формирования ладового чувства (работа над основными ступенями лада), а также для введения в тему песни, которая будет разучиваться с детьми. Распевки каждому типу голоса следует давать в З-х-5-ти тональностях (по полутонам), начиная со средней части диапазона, затем — в 2-3-х тональностях вверх, потом — вниз. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. При этом необходимо подбирать песни для соответствующих голосов или транспонировать имеющиеся.

     Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.

     Пение – основное средство музыкального воспитания. Дети очень любят петь. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

     Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, на распев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов.        

     Пение способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

     Голос ребёнка – естественный “инструмент”, которым он обладает с ранних лет. Поэтому пение всегда присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры. Нередко пением сопровождаются и другие виды музыкальной деятельности: танец, хоровод, игра на детских музыкальных инструментах.

     Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

     Песня – яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму.

     Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушивается к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни.

Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/16/penie-kak-vid-aktivnoy-muzykalnoy-deyatelnosti-detey
  2. https://urok.1sept.ru/articles/588766


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...

Консультация для педагогов "Как воспитать двигательную активность у детей"

Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей». Двигательная активность, физическая культура спорт – это эффективные средства сохранения и укрепления...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у детей с помощью сказок"

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является ...

Консультация для педагогов: «Особенности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством решения головоломок»

Рекомендации для педагогов по работе с образовательным модулем «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников...