«Дидактическое пособие «Музыкальный зонтик» как форма самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых»
методическая разработка

Ананьева Людмила Александровна

Данное дидактическое пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использовано музыкальными руководителями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_publikatsiya_2021.docx21.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Дидактическое пособие «Музыкальный зонтик»

как форма самостоятельной и совместной деятельности

детей и взрослых»

Автор:

Музыкальный руководитель

Ананьева Людмила Александровна

Высшая квалификационная категория

           Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом.

          Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность» следующим образом:

  • свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

           Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий:

-интереса ребенка к музыки;

-наличия устойчивых  умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях;

-запаса музыкальных впечатлений;

-создания условий в групповом музыкальном центре;

-создания условий в семье.

        Музыкальный руководитель открывает  ребенку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает  интерес к музыкальному искусству. Разнообразие используемых педагогом методов и приемов, включение детей в разные виды музыкальной деятельности способствуют тому, что музыкальные занятия  становятся источником для творческого вдохновения детей. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

       Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, как отмечает С.И.Мерзлякова, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности  детей на музыкальных занятиях.  

     В процессе слушания музыки важно создание «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, совместно с педагогом анализируют прослушанное произведение, высказывают свое отношение  к музыке.

    В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества.   

    В музыкально-ритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому,  придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников.

   Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх.

    Для успешной адаптации ребенка в современных условиях, развития его музыкальных способностей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания.

Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее.

Музыкально-дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально-дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

         Используя музыкально-дидактические игры, педагог без напряжения сможет поддержать положительную детскую мотивацию, что положительно сыграет на развитие ребенка.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста и может быть использовано музыкальными руководителями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также воспитателями и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду и дома.

           Благодаря пособию развиваются творческие способности детей, повышается интерес  к музыке, формируется умение подыгрывать простейшие мелодии на музыкальных инструментах, обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.  

           Данное приспособление является безопасным в использование. Работа его заключается в подъемном механизме и фиксаторе на нужной высоте  (т.е. при необходимости зонтик можно поднять и опустить на нужную для нас высоту). На краях спиц зонта прикреплены крючки, на которые можно подвесить музыкальные инструменты (трещотки, шуршалки, погремушки, дудочки, колокольчики и т.д.)

          На гранях зонта крепятся изображения музыкальных инструментов, на липучей ленте.

Ход игры

Дети стоят в кругу, под весёлую ритмичную музыку воспитатель вращает зонтик, сопровождая свои действия словами (вместе с детьми):

Зонтик медленно вращаем.

Ручкой глазки закрываем.

Зонтик будет выбирать,

На чём тебе сейчас играть!

По окончании звучания музыки дети открывают глаза, и каждый ребёнок берёт тот инструмент, изображение которого видит перед собой. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно играть с подгруппой детей. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети получили возможность поиграть на разных инструментах.
           Музыкальный зонтик можно использовать не только как пособие для игры, но и как прекрасное средство для разрешения некоторых конфликтных ситуаций, например, когда сразу несколько детей хотят играть на одном и том же инструменте. Воспитатель говорит им, что не стоит из-за этого ссориться, а кто на чём будет играть, подскажет зонтик. Дальше действия взрослого и детей аналогичны их действиям в игре «Музыкальный зонтик».

            Не зависимо от возраста в основе замысла детской игры лежит предмет, то взрослый, с помощью «музыкального зонтика»,  может постоянно обновлять игровую среду, чтобы пробудить у дошкольников любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу

       Детям пособие «Музыкальный зонтик» очень понравилось, легкость его использования, его особенность в изменение высоты, удобство и доступность в использовании, постоянная смена музыкальных атрибутов, вызывает у детей неподдельный интерес. Оно так же и  помогает решать   двигательные задачи. Во время подвижных игр пособие стало у нас «укрытием» или «домиком», когда необходимо спрятаться от дождика, или злого волка и т.п.

Источники:

1. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студ-ов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1983. – 255 с.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1978. – 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
5. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет.садов. – М.: просвещение, 1986. – 144 с.
6. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред.пед. учеб. завед. – 2-е из. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

7. https://urok.1sept.ru/articles/647470

8.https://razukowa-musruk.jimdofree.com/советы-воспитателям/самостоятельная-музыкальная-деятельность-дошкольников/

9. https://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskaja-igra-muzykalnyi-zontik.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика как форма организации совместной деятельности детей и взрослых» презентация для доклада на Фестивале педагогических идей

Презентация опыта работы педагогов дошкольного учреждения по созданию и функционированию мини-музеев в детском саду на фестивале педагогических идей...

Авторское учебно-методическое пособие совместной деятельности детей и взрослых в рамках программы "Поликультурный Санкт-Петербург"

Учебно-методическое пособие совместной деятельности детей и взрослых в рамках программы "Поликультурный Санкт-Петербург" ко Дню народного единства...

Тематический педсовет Повышение эффективности физического развития детей через использование организованных форм обучения, совместной деятельности детей и взрослых в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому важным направлением в дошкольном воспитан...