Современные технологии развития речи детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Развитие речевой деятельности ребенка зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии развития речи детей раннего возраста
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Сензитивный период развития происходит в дошкольном детстве, а значит полноценное овладение родным языком и является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше мы будем обучать родному языку, тем легче ребенку будет им пользоваться в дальнейшем.
Особенно продуктивным и важным является период раннего дошкольного возраста. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. К трем годам словарь ребенка состоит из 500-800 слов. В последние годы отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих различные нарушения речи. Их причиной могут быть экологические, социально - психологические, биологическкие и другие факторы.
Развитие речевой деятельности ребенка зависит от складывающегося в начале его жизни чувственного познания: зрительного, слухового, тактильного. Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Поэтому в своей работе мы применяем современные технологии, которые позволяют всесторонне развивать ребенка, включая в работу все органы чувств, оказывая положительное воздействие на развитие речи детей.
Современные технологии - это система способов, методов, приемов, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка. При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения речи
-технология должна носить здоровьесберегающий характер
-основу технологии составляет личностно - ориентированное взаимодействие с детьми
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей
-организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности
-учет индивидуальных и возрастных особенностей детей
Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи:
1. Здоровьесберегающие технологии.
а) артикуляционнаяя гимнастика
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление, развитие силы, подвижности мышц артикулярного аппарата. Она является основой формирования речевых звуков.
б) пальчиковая гимнастика
Очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем быстрее ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. К пальчиковой гимнастике относят:
-пальчиковые игры
-рисование пальчиками на манной крупе
-работа с тестом, пластилином
-использование массажных мячиков
-использование пальчикового театра
-рисование пальчиками
в) логоритмические упражнения
Это двигательные упражнения, в которых движения сопровождаются произнесением специального языкового материала с использованием музыкального сопровождения. Движения в сочетании с музыкой и речью оказывают положительное воздействие на развитие речи и мышления. Логоритмические упражнения включают в себя:
-упражнения на развитие чувства ритма
-логопедическую гимнастику
-упражнения на развитие общей моторики
-разные виды ходьбы
-упражнения на развитие внимания
-дыхательные упражнения
-упражнения на развитие мелкой моторики
В работе используются ежедневно. Организуются как индивидуально, так и в подгруппе, ив группе детей.
2. ИКТ
Мультимедийная презентация
Позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей, задействовать все виды памяти. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формирует у детей систему мыслеобразов. Ребенку с наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действия объекта.
3.Технология обучения образной речи (технология обучения составлению сравнений)
Обучение по этой технологии начинают с трех лет. В группах раннего возраста ее можно использовать со второй половины года. Упражнения проводят как на занятиях, так и в свободное время. В младшем возрасте сравнения составляют по признаку цвета, формы, вкуса, звука. Например: Мячик по форме такой же круглый, как яблоко
Цыпленок по цвету такой же желтый, как солнышко.
4.Технология обучения составлению загадок
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции, ребенок получает радость от речевого творчества.
В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. В этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.
5.Использование элементов сказкотерапии
В группах раннего возраста можно использовать со второй половины года. Развитие речи сказкотерапией - наиболее эффективный и доступный способ совершенствования речи. Для детей трех лет рекомендуется делать главными героями сказки игрушки, животных. Это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослым.
6. «Технология активизирующего обучения речи как средства общения»
Автор: О. А. Белобрыкина
Нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Представленные игры направлены на развитие различных видов речевой активности.
7.Технология « Азбука общения»
Автор: Л. М. Шипицына
Предназначена для детей от трех лет. Содержит разные виды игр, которые направлены на речевое общение и взаимодействие детей.
Используя в работе современные технологии, сочетая их с традиционными формами обучения, мы имеем возможность решать речевые задачи, обогащать, развивать, улучшать речь детей, и делать это интересно, весело и увлекательно для детей.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 14 века, создал приспособление, логическую машину для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ В работе с детьми дошкольного возраста
В процессе работы с кругами Луллия развиваются мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом. Использование «Речевых кругов» целесообразно на занятиях по развитию речи, в игровой деятельности вне занятий, также в самостоятельной деятельности детей.
Развитие лексической и грамматической стороны речи детей дошкольного возраста является одной из задач речевого развития. В настоящее время апробировано множество методик и технологий, с помощью которых можно корректировать процесс речевого развития детей. В доступной и игровой деятельности можно успешно решать указанные задачи, потому что речь ребёнка развивается и активизируется в игре, а сама игра под влиянием и обогащением речи совершенствуется. Авторы методики ТРИЗ предлагают использовать круги Луллия. «Кольца Луллия» - это своеобразный компьютер, только для слов. Конструкция проста, что позволяет применять ее в детском саду. Данное пособие рекомендовано для работы с дошкольниками 3-7 лет. Оно многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельности. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце - разнообразные деревья, на другом - их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце - животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом - их «дома». Для изготовления пособия нужно взять два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру колец, и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепить штыри. По периметру соорудить небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепить ножки. В верхнем прямоугольнике вырезать окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец Л.Логинова предлагает использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2-4 см меньше двух диаметров пластинок [1]. Содержание игр позволяет использовать их на занятиях по развитию речи, развивает речь и коммуникативную функцию дошкольников. С помощью занимательно-игрового пособия «Речевые круги» воспитатель может корректировать различные аспекты речевой деятельности (развивать фонематические процессы; уточнять и активизировать словарный запас; совершенствовать слоговую структуру слова; знакомить с окружающим миром). Данное игровое пособие возможно использовать при закреплении артикуляционных упражнений, для развития лексико-грамматических категорий. В процессе работы с кругами Луллия развиваются мышление, память, воображение, что приводит к интеллектуальному развитию ребенка в целом. Использование «Речевых кругов» целесообразно на занятиях по развитию речи, в игровой деятельности вне занятий, также в самостоятельной деятельности детей. Игровое пособие универсально. Используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Самостоятельно дети играют с «Речевыми кругами» в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с воспитателем. Дети с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и ход игры. Существуют разные варианты использования «Речевых кругов». Их можно надевать на карандаш, накладывать круги, разные по диаметру, друг на друга. В любом случае результат огромен. Использование «Речевых кругов» позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и сверстниками на занятиях и в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Рассмотрим некоторые варианты использования «Речевых кругов». 1. Игры, совершенствующие навык развития артикуляционной моторики: «Зарядка для язычка», «Посмотри и покажи». Цель игр: совершенствование артикуляционных способностей детей; формирование навыков сотрудничества и самостоятельности. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х 172 Берутся два круга: 1-й - с изображением артикуляционного упражнения, 2-й - с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (улыбка, качели, заборчик, часики, чашечка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга № 1 должна соответствовать картинка круга № 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению. Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте: «Звуковые круги», «Звукарики», «Где спрятался звук?» Цель игр: совершенствование навыков звукового анализа; обучение грамоте; расширение и активизация словаря. На 1-ом круге картинки с изображением «звука» (насос-С, комар-З, пчела-Ж, змея-Ш.), на 2-ом круге картинка и звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке - «звуку» подобрать картинку со схемой и определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живёт в своей квартирке букве. Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте 3. Игры на формирование лексико-грамматических категорий: «Чей, чья, чьё?», «Образуй словечко», «Один - много», «Называй-ка», «Сосчитай-ка» Цель игр: совершенствование лексико-грамматического строя речи; закрепление навыка словообразования и словоизменения; расширение и активизация словаря; развитие связной речи. На 1-ом круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии. Данные игровые упражнения закрепляет формирование связного самостоятельного высказывания. Игры с кольцами Луллия можно условно разделить на три типа: I. Игры на подбор пары. В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке кольца №1 обязательно должна соответствовать одна картинка кольца № 2. Игры экологического содержания: «Найди, где живет?», «Назови детеныша?», «С чьей ветки детки?», «Крылья, ноги, клювы», «Подбери место обитания». Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова», «Чей дом?» («берлога чья? Медвежья»). II. Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации. Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучения грамоте: «Чей нос, чей хвост?», «Назови сколько?», «Уменьшаем, увеличиваем» III. Игры на развитие творческого воображения. Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки «зайчиха» и «лисята». Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она о них будет заботиться, чему станет их учить?». Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребе...

Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
В данной статье дан обзор современных технологий и методик направленных на развитие речи детей раннего возраста....

Современные технологии развития речи детей раннего возраста
Современные технологии развития речи детей раннего возраста...
Современные технологии развития речи детей раннего возраста.
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...

Современные технологии развития речи детей раннего возраста
Обучение детей рассказыванию по картине являетс...