«Обучение детей 4-5 лет пересказу литературных произведений»
методическая разработка

Виктория Десинова

План профессионального самообразования

«Обучение детей 4-5 лет  пересказу литературных произведений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniyu_21-22.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 6»

г. Оренбурга

План профессионального самообразования

на 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:

Десинова В.В.

г. Оренбург, 2021 г.

Тема: «Обучение детей 4-5 лет пересказу литературных произведений»

Цель: повышение компетентности и уровня профессионального мастерства по теме обучения детей 4-5 лет пересказу литературных произведений.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по теме: «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений»
  2. Подобрать и изучить литературные произведения для пересказывания детьми;
  3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса у детей посредством пересказывания.
  4. Повысить компетентность родителей в значимости пересказывания прочитанных литературных произведений.
  5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
  6. Учить детей связно, последовательно, с соблюдением и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
  7. Презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.

Этапы разработки:

  1. Обозначить актуальность темы.
  2. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме.
  3. Разработать программно – методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Актуальность темы

Актуальность темы моего самообразования «Обучение детей 4-5 лет пересказу литературных произведений» для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Все это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи.

Пересказывание – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

  1. Изучение психолого – педагогической литературы

Литература

Содержание

Н.В. Нищева «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

А.М. Бородич «Методика развития речи детей».

В.П. Глухов «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию».

О.С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников».

Л.В. Ворошнина «Развитие речи и общения детей дошкольного возраста».

Л.В. Лебедева, И.В. Козина «Конспекты занятий по обучению детей пересказу. Средняя группа».

Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников».

М.М. Алексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».

Формы работы

Сентябрь

Самореализация

С детьми

С родителями

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет – сайтах.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Разработка анкеты

Оформить уголок речевого развития детей.

Пересказ сказки «Вершки и корешки»

Д/И «Дополни предложение»

Памятка для родителей:

«Как научить ребенка пересказывать текст?».

Анкетирование родителей: «Речь Вашего ребёнка»

Октябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

Оформление библиотеки привлечь родителей для пополнения художественной литературы.

Сказкотерапия:«Зайка-зазнайка»,

«Волшебные слова»

Консультация для родителей. «Сказкотерапия»

Акция «Принеси книгу для чтения в детский сад»

Ноябрь

Составление схем-моделей по рассказам и сказкам.

Изготовить дидактические игры по речевому развитию: «Составь предложение», «Из какой сказки?».

Изготовить картотеку предметных картинок по сюжету сказок.

Пересказ сказки:«У страха глаза велики»

Д/И «Составь предложение», «Из какой сказки?».

Памятка для родителей: «Как работать над пересказом?».

Декабрь

Подбор дидактических игр и упражнений “ Речевые игры”

Подбор художественных произведений и иллюстраций к ним.

Проведение диагностики уровня развития речи детей

Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Д/И «Найди картинке место»

Родительская копилка:

«Речевые игры с ребенком дома».

Январь

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Составление схем-моделей по рассказам и сказкам.

Пересказ сказки «Зимовье зверей»

Консультация для родителей: «Логопедические сказки — важное средство коррекции речи детей»

Февраль

Консультация для воспитателей:

«Методика обучения детей пересказу»

Пересказ сказки «Снегурушка и лиса»

Д/И «Исправь ошибку»

Беседа:“Домашняя библиотека”

Март

Подготовка памятки

Подборка демонстрационного материала

Презентация для педагогов ДОУ

«Обучение дошкольников

Пересказу литературных

Произведений»

Инсценировка сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием настольного театра)

Памятка для родителей «Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников»

Апрель

Подбор дидактических, настольно-

Печатных игр по мотивам

Литературных произведений.

Пополнение групповой

Библиотеки книгами,

Сделанными совместно с

Родителями и детьми

Пересказ сказки Сутеева «Кораблик»

-Д/И «Какая картинка не нужна»

Создание книжек-малышек с иллюстрациями детей по литературным произведениям

Май

Проведение открытого НОД.

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Аналитический отчет по теме самообразования

Литературная викторина «Угадай сказку

Педагогическая гостиная для родителей на тему: «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы для всестороннего воспитания детей и особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Книга - источник знаний. Из книг дети узнают многое о жизни общества и о природе. Влияет на умственное и нравственное воспитание....

Обучение детей дошкольного возраста пересказу литературных произведений

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Самообразование « Способы и средства обучения детей шестого года пересказу литературных произведений .»

этот материал для педагогов подготовительной группы по развитию речи...

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений....

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника....

Литературное образование детей. Особенности восприятия дошкольниками литературных произведений.

Художественная литература это одно из важнейших средств, всестороннего развития личности дошкольника. Художественная литература побуждает ребёнка мыслить, помогает ему ориентироваться в окружающе...

«Обучение детей старшего возраста пересказу литературных произведений

quot;Обучение детей старшего возрасте пересказу литеретурных произведений"...