краткосрочный проект «АЙ - ДА, МАСЛЕНИЦА»
проект (старшая группа)

Ворошилова Оксана Анатольевна

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ay-da_maslenitsa.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад присмотра и оздоровления № 1"

Проект «АЙ - ДА, МАСЛЕНИЦА»

Составила: Ворошилова О.А.

г. Ачинск

2021 г.

Название проекта

«Ай – да, масленица»

 Авторы проекта

Ворошилова О.А.

Наименование организации  

МБДОУ «Д/с  №1»

Город, год реализации

г. Ачинск 2021 г.

Нормативно-правовая база

САНПин, основная общеобразовательная программа ДОО, ФГОС дошкольного образования

Актуальность

«История Родины - это зеркало, в котором отображено все наше прошлое, настоящее и будущее, собранное в едино. Лишь человек знающий прошлое своей цивилизации, страны, семьи, племени, рода - может считаться частью всего ниже перечисленного. Человек, не знающий своего прошлого, обречен» Ирек Биккин. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. 

Проблема

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни -  мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно – нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкально – народного творчества.  Тема праздника очень объемна и, чтобы постараться охватить как можно больше познавательной информации, нами было принято решение разработать проект.

Цель проекта

Повышение интереса к традициям русского народа через проведение народного праздника «Масленица».

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица».
  2. Закрепить теоретические знания о русском костюме, о предметах быта, о ремеслах и видах прикладного искусства.
  3. Познакомить с народными играми и художественным литературным и музыкальным материалом по теме.
  4. Вызвать интерес и желание к созданию куклы-Масленицы; эмоциональное сопереживание и участие в игре – действии.
  5. Приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника.
  6. Обогатить предметно-развивающую среду группы
  7. Развивать коммуникативные навыки детей в общении со сверстниками и взрослыми.
  8. Обогащать духовный мир детей.

Вид проекта  

 Понавательно-творческий.

Участники проекта

Дети: 5 - 6 лет.

Педагоги: воспитатели,музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Родители.

Сроки реализации

проекта

5 дней

Ожидаемые результаты

1. Дети знают традицию проведения праздника «Масленица».

2. Имеют представление о  русском народном костюме; оберегах, ремеслах.
3. Знают блюда национальной кухни в дни Масленицы; народные подвижные игры и предметы быта;
заботятся  об окружающей  природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

4. 90% родителей приняли активное участие в проекте;

5. Пополнилась предметно-пространственная среда:

Обеспечение проектной деятельности

Средства ИКТ, методическая литература, художественная литература; иллюстрации, фотографии, альбомы, аудиозаписи.  

Продукт проекта

  1. Создание куклы – Масленицы.
  2. Галерея детских работ по теме.
  3. Фоторепортаж «Как мы празднуем «Масленицу» (семейные фото о праздновании Масленицы).
  4. Оформление ширмы «Масленичный календарь».
  5. Создание книжек-малышек со стихами, пословицами и поговорками о «Масленице».
  6. Развлечение «Ай да, Масленица!»
  7. Информация в родительский уголок «История «Масленицы».

Этапы проектной деятельности

1-й этап – подготовительный  ……………

Мониторинг знаний детей по теме проекта в виде опроса с использованием «Модели трёх вопросов».

Изучение и подбор литературы, подготовка материалов.

Составление паспорта проекта и плана реализации проекта.

2-й этап – организационный ……….

Дата, день недели.

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Совершенствование предметно-пространственной среды.

1

Понедельник

«Встреча»

Цель: знакомство с традициями народного праздника.

1.НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»;

2.Просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»

3. Чтение стихотворения К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы»

4. Д/ игры «Кузовок», «Барыня прислала сто рублей»

5. Кружок «Очумелые ручки»: «Пудель» - аппликация из ниток.

6.Изготовление чучела Масленицы.

7. Подвижные игры: 
Народные подвижные игры «Малечина-калечина», «Карусель».

Домашнее задание: Создание книжек-малышек со стихами, пословицами и поговорками о «Масленице».

Оформление ширмы «Масленичный календарь».

2

Вторник

«Заигрыш» - Формирование представлений о русских народных играх – забавах.

Рассказ о праздновании второго дня;

1.НОД по  развитию речи: «Русские народные промыслы» обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов).

2. Разучивание песни «Ой, блины мои блины…», закличек.

3.Подвижные игры: «Ручеек», «Звонарь», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно!», «Перетягивание каната»

4. Д/ игра «Найди блинчик» (ориентировка в пространстве), «Целое и часть», «Который по счету»

4.С/р. игра «Ждем гостей»

5. Рассматривание репродукции картины рассматривание репродукции картины русского художника: Б. М. Кустодиев «Масленица». 

6.Русские народные игры «Горелки», «Почта».

7.Оркестровая игра «Игра на ложах» 
8. Беседа: «Русские народные игры»

9 Спортивное состязание – игры-аттракционы.

10. НОД  - рисование «Солнышко на Масленицу» - Учить детей создавать солнечные (солярные) образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей.

Домашнее задание: принести индигриенты для приготовления печенья. 

Чучело – кукла Масленица.

3

Среда

«Лакомка» - знакомство детей с обрядовой кухней.

1.НОД по ФЭМП «Число 14»

2.Речевая игра «Какие бывают блины».

3.Дидактические игры: игра «Из чего пекут блины», «Скажи ласково».

4.Разучивание хоровода «Ой блины, блины, блины!»

5. Народные подвижные игры «Салки-догонялки», «Ниточка, иголочка и узелок»

6.Рассматривание картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

7.НОД по лепке: изготовление печенья для сладкого вечера.

8. Чаепитие в группе с приготовленным печеньем.

Информация в родительский уголок «История «Масленицы».

Альбом «Масленичные заклички и песни»

4

Четверг

«Разгул» - формирование представлений о русской тройке и народных гуляниях

1.НОД по развитию речи (обучение грамоте) «Буква П, п» 

2. Беседа «Вот мчится тройка удалая!»

3. Коллективное изготовление карусели из лент для хоровода «Ой блины, блины, блины!»
4. Словесные игры «Блины с припёком», «Сорока-белобока задумала блины печь».

5. Слушание пьесы П. Чайковского «Февраль. Масленица», аудиозаписей.

6.Подвижные игры: «Кто быстрее на метле», «Догони варежку», «игра в снежки», «Солнечные шары», «Три ноги»

7. ТСО: мультфильм «Смешарики. Масленица».

Мастер – класс «Кукла оберег Масленица»

Карусели из лент для хоровода «Ой блины, блины, блины!»

5

Пятница

«Прощай Масленица» -приобщение к истокам народных традиций. Продолжать знакомство детей с русским народным костюмом.

1.Беседа «Пятница – тёщины вечёрки»

2.НОД по художественному творчеству «Масленица» из бумаги.

3.Повторение игр и стихов к развлечению.

4.Развлечение «Ай - да, Масленица!»

Участие в развлечении «Ай - да, Масленица!»

3-й этап – заключительный ……..

Создание портфолио проекта.

Фоторепортаж «Как мы празднуем «Масленицу» (семейные фото о праздновании Масленицы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Масленица"

Краткосрочный проект...

Краткосрочный проект для детей средней группы "Широкая Масленица"

Проект знакомит детей с русскими обрядовыми праздниками Масленица.Развивает познавательный интерес.Воспитывает любовь к своей Родине....

Краткосрочный проект Масленица для подготовительной к школе группы.

Проект призван углубить знания детейо традициях русского народа на примере традиционного праздника Масленицы....

Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной логопедической группе, на тему: « Солнечная масленица»

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь...

Краткосрочный проект: «В гости Масленица ждет!» (недельное гулянье)

Краткосрочный проект "В гости Масленица ждет!"...

Краткосрочный проект «Встречай, Широкая Масленица идет» (подготовительная группа)

Знакомство с историей и традициями проведения народного праздника Масленица....