Мастер-класс для педагогов "Шерстяная акварель"
методическая разработка (подготовительная группа)

Белошапкина Елена Павловна

Тема: «Шерстяная акварель» - средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель» в работе с дошкольниками

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Шерстяная акварель» - средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников» Подготовила: Белошапкина Е. П. воспитатель МБДОУ №10 2024 г.

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » В. А. Сухомлинский

Слайд 3

На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях реализации ФГОС ДО, особую актуальность приобретает процесс развития способностей и творческого потенциала детей.

Слайд 7

Рудольф Штайнер – основоположник вальдорфской педагогики, философ, ученый.

Слайд 9

Цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.

Слайд 10

Задачи: Обучающие: - формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами; - учить, при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти. Развивающие: - развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику; - развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность; - развивать коммуникативные навыки, мотивацию продуктивной деятельности. Воспитательные: - формировать художественно - эстетический вкус, эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы; - вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах; - совершенствовать трудовые навыки.

Слайд 11

Своеобразие и новизна работы: организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, развитие творческой и гармоничной личности, в связи с современными запросами общества.

Слайд 13

Натюрморты Пейзажи Анималистические картины

Слайд 15

Приемы работы с шерстью: скручивание вытягивание щипание отрывание стрижка

Слайд 16

П ейзаж А. Ф. Золотухина «Морской закат».

Слайд 18

Итог Нетрадиционная техника рисования – «шерстяную акварель» оказывает положительное воздействие на развитие ребенка : - способствует развитию творческого воображения, эстетического вкуса; - развитию мелкой моторики; - у детей повышается внутренняя мотивация, появляется уверенность в своих силах.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «Шерстяная акварель» - средство развития творческих и познавательных способностей дошкольников»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель» в работе с дошкольниками

Задачи:

1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель».

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике нетрадиционных технологий.

Категория участников: Педагоги.

Перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения мастер-класса: проектор, презентация, рамка 15х20 со стеклом, флизелин, ножницы, шерсть для валяния нескольких цветов, шпажки.

Предполагаемый результат: Повышен уровень профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования при использовании нетрадиционной техники рисования – «шерстяная акварель» в работе с дошкольниками.

Ход мастер-класса:

Теоретическая  часть

1.Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Я, Белошапкина Елена Павловна, воспитатель МБДОУ № 10. 

2.Нашу встречу  хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем  умнее ребенок».

 Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками моего мастер - класса. 

3.На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях реализации федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования, особую актуальность приобретает процесс развития способностей и творческого потенциала детей.

4. Ведь творчество является огромным стимулом для развития и становления любой личности, а для детей - дошкольников это еще и возможность заявить обществу о себе и своем внутреннем мире. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

5. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники позволяет в полной мере развить творческие способности у дошкольников.  Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

6. Увидев однажды картины из шерсти, я в них просто «влюбилась» и решила освоить живопись шерстью. Так появилось еще одно из моих интереснейших увлечений - создание картин из шерсти – «шерстяная акварель».

7. Этот метод был придуман немецким ученым, Рудольфом Штайнером в начале 20 веке. Он решил применять окрашенную шерсть  в качестве материала для рисования. В ходе наблюдения за детьми, регулярно рисующими шерстью, он заметил, что это благотворно влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние,  способствует расслаблению, уравновешенности, успокаивает, пробуждает творческое начало.

8. Что же такое живопись шерстью или «шерстяная акварель»? Это способ создания картин без использования кисточек, красок, карандашей, методом послойного выкладывания цветной овечьей шерсти, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных волокон. Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т. е. сначала «рисуем» фон, затем – предметы на переднем плане.

Живопись шерстяной акварелью – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество.  Живопись шерстью способствует: развитию мелкой моторики рук, координации общих движений, развитию глазомера, творческих способностей, а также формированию произвольного внимания и усидчивости. Сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только взрослых, но и детей.  Поэтому я решила использовать эту технику нетрадиционного рисования в работе с детьми.

9. Исходя из актуальности данного направления, я наметила цель: формирование творческих способностей, образного мышления, фантазии в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели», как нового способа художественного творчества.

10. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

обучающие: развивающие: воспитательные:  (обратите внимание на экран)

формировать у детей технические умения и навыки в работе с различными материалами и инструментами;

- учить, при создании картин использовать разные способы выкладывания шерсти.

развивающие:

-  развивать у детей творческие способности, наглядно – образное мышление, фантазию, мелкую моторику;

-  развивать целеустремленность, самостоятельность, усидчивость, познавательную активность;

- развивать коммуникативные навыки, мотивацию продуктивной деятельности.

воспитательные:

- формировать художественно -  эстетический вкус,эмоциональную удовлетворенность от проделанной работы;

-  вызывать интерес к окружающему миру, желание увиденное передавать в своих картинах;

- совершенствовать трудовые навыки.

11. Своеобразие и новизна моей работы проявляется в организации новых подходов к решению задач художественно - эстетического развития дошкольников, развитие творческой и гармоничной личности,  в связи с современными запросами общества.

12. Материалы, которые понадобятся для занятий с детьми самые элементарные: ножницы, фланель или флизелин, разноцветная шерсть,  рамка, пинцет или шпажка для выкладывания мелких деталей.

13. «Писать» шерстью можно пейзажи, натюрморты, анималистические картины. Как правило, произведение создается по образцу – это может быть иллюстрации или фотография.

Прелесть шерстяной живописи заключается еще в том, что для ее освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и выложить шерсть заново.

14. Для создания картины используются различные приемы работы с шерстью:

• вытягивание: вытягиваем из шерсти длинные прядки шерсти;

• щипание: обкрутив прядь шерсти вокруг пальца, выщипываем с торца шерсть, собирая шерстинки в нежное облачко;

• отрывание: вытягиваем из шерсти длинные прядки шерсти, потом отрываем от длинной пряди маленькие кусочки необходимой длины. Этот метод напоминает рисование кистью, мы формируем «шерстяные мазки»;

• стрижка: это всё, что можно сделать с шерстью с помощью ножниц. Самый простой и интересный прием;

• скручивание: вытягиваем ворсинки шерсти, потом скручиваем в полоску или ниточку. Это нужно для прорисовки конкретных линий.

15. Практическая часть

А сейчас я предлагаю Вас пройти за столы.

16. Сегодня мы с Вами будем рисовать картину - этюд художника Алексея Филипповича Золотухина. «Морской закат». Пейзаж удобнее рисовать, начиная сверху и постепенно переходя вниз. То есть сначала мы будем рисовать небо и потом подойдем к морской глади в которой отражается уходящее солнце. Структура пейзажа очень проста, так как идут одни параллельные пряди. Условно определите для себя линию горизонта.

17. Начинаем с вами работать сверху вниз цветными прядями шерсти от неба к морю.

Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе со стеклом, ножницами и шпажками.

1. Когда берёте стекло оно  не должно упираться в ладонь, ее следует держать за боковую поверхность.

2. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

3. При работе внимательно следите за направлением резания.

4. Во время работы с ножницами удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

5. И так же будьте аккуратны при работе со шпажкой.

Итак, приступим к работе.

1-й этап. Основу я уже приготовила - на картон от рамки приклеила  флизелин – это будет холст для нашей картины. Положите её перед собой горизонтально.

2-й этап. Пряди для фона заката я вам уже подготовила, соединила цвета красный и желтый. Возьмите эту прядь шерсти в правую руку, а левой рукой приёмом «вытягивания» вытягиваем тонкие пряди красной и желтой шерсти и укладываем на холст горизонтально, пряди должны перекрывать друг друга – за счет этого получается смешение красок. Таким образом, получается закат.

3-й этап. Далее «рисуем» солнце, приёмом «щипания». Накручиваем на указательный палец белую шерсть, а пальцами другой руки  быстрыми движениями выщипываем поверхностные волокна пряди, распушаем, и  вырезаем солнце в форме круга. Положите белый круг на клеёнку. Таким же приёмом, выщипываем немного желтого цвета шерсти, край с помощью ножниц обрезаем, придав ему форму круга. Теперь возьмите белый круг и на него положите желтый. И с помощью ножниц мы делаем срез, формируя полукруг. Его мы кладем на границу с морем и закатом.

4-й этап. Далее переходим к морю. Пряди для фона моря я вам уже подготовила, соединила оттенки: цвет морской волны, синий и  голубой .  Возьмите готовую прядь и приёмом «вытягивания» вытягиваем пряди шерсти и кладём пряди горизонтально. Не забываем следить за тем, что бы была четкая граница между закатом и морем. Желательно не допускать смешивания прядей шерсти на линии горизонта.

5-й этап. На море от солнца есть блики. Их мы сделаем приёмом «стрижки», возьмите пряди белую и желтую шерсть, настригите над тем местом, где блики от солнца.

6-й этап. Посмотрите, у вас шерсть выходит за края холста. Обрежьте лишнюю шерсть по краям.

7 – й этап. Готовую работу накройте стеклом, аккуратно переверните и зафиксируйте рамку.

Уважаемые коллеги, сегодня я продемонстрировала вам нетрадиционную технику рисования – «шерстяную акварель». В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.

18. Итог. С уверенностью могу сказать, что данная техника оказывает положительное воздействие на развитие ребенка:

  • способствует развитию творческого воображения, эстетического вкуса;
  • развитию мелкой моторики;
  •  у детей повышается внутренняя  мотивация, появляется уверенность в своих силах.

Вам понравилось рисовать картину окрашенной шерстью? Какие чувства вы испытываете после этого занятия?

Надеюсь, что мой опыт может будет полезен педагогам дошкольным образовательных учреждений, которые стремятся развить в своих детях «нераскрытые таланты»  и творческую личность.

Рефлексия:

19. Коллеги, посмотрите на свои ладошки, на левой у вас поселилась улыбка, на правой радость, похлопайте, пусть улыбка и радость, останутся с нами навсегда. Когда мы дарим друг другу позитив, мы делаем наш мир чуточку лучше и добрее.

20. Спасибо за сотрудничество. Творческих всем успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Сказки живой акварели"

Техника рисование Акварель по мокрому....

Мастер - класс шерстяная акварель "Буква Я"

Мастер - класс шерстяная акварель "Буква Я"...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер – класс Рисование восковыми мелками и акварелью в подготовительной группе «Моя группа»

Учить передавать в рисовании формы предметов в группе, соблюдая пропорции между частями предметов и предметов....

Мастер-класс. Нетрадиционные техники рисования. «Рисование акварелью по мокрой бумаге» «Солнце, Дождь, Закат»

Акварельные краски знакомы каждому с детства. А нетрадиционные техники рисования- «Рисование акварелью по мокрой бумаге» -увлекательная, завораживающая деятельность, которая позволяет...

Презентация мастер-класс Мастер - класс по рисованию акварелью «Парусники в море»

Мастер - класс по рисованию акварелью«Парусники в море»...

Мастер - класс по рисованию гуашью по акварели «Пингвины»

Рисование гуашью по акварели «Пингвины»...