Физкультурные занятия в ДОУ
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Организация и проведение физкультурных занятий в ДОО»
Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы во многом зависит от организации физкультурного занятия. Основная идея современных научно-методических представлений о занятиях по физической культуре заключается во взаимосвязи и взаимозависимости выдвигаемых целей, задач и конечного результата.
Занятия рекомендуются проводить 3 раза в неделю: 2 занятия в зале и 1 на воздухе.
Прежде чем приступить к планированию ФЗ необходимо продумать:
- место проведения
- цели и задачи занятия
- оборудование
- способы организации детей
Существуют 3 основные группы задач, решаемых на ФЗ.
- Оздоровительные
- направлены на физическое развитие и физическую подготовленность ребенка, развитие его физических качеств, совершенствование двигательных способностей, укрепление здоровья, закаливания организма.
2. Образовательные
- направлены на системное формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, дополнительных знаний в области ФК.
3. Воспитательные
– воспитание нравственных качеств (силы воли, целеустремленности, настойчивости, чувства ответственности, смелости, решительности и т д )
Для достижения высокой эффективности ФЗ должно быть направлено на освоение ОД. Планировать их следует с учетом этапов обучения двигательных действий (первоначального разучивания, углубленного разучивания и совершенствования двигательного действия).
НАПРИМЕР:
Цель: Ознакомить детей с ползанием по скамье на четвереньках животом вверх.
Задачи:
- Учить детей ползать по скамье на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони.
- Закрепить умение отбивать мяч о пол при ходьбе по гимнастической скамье и забрасывание мяча в баскетбольную корзину способом от груди
- Совершенствовать прыжки в длину с места и пролезание в обруч правым и левым боком
- Развивать ловкость, координацию движений, меткость, скоростно-силовые качества.
- Воспитывать смелость, решительность, внимание, самостоятельность.
ФЗ имеет определенную структуру и условно состоит из 3 частей:
1 ЧАСТЬ – вводная
Цель: подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, активизировать его внимание.
Содержание:
- построения и перестроения;
- разновидности ходьбы, прыжков и бега;
- задания на внимание («Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»)
Рассматривая части занятия, хочется отметить роль воспитателя в каждой из частей.
Роль воспитателя:
-следит за осанкой детей и за внешними признаками утомления;
-следит за соблюдением интервала и дистанции;
-обращает внимание на правильность выполнения движений.
2 ЧАСТЬ – основная
Содержание:
- ОРУ (с предметами и без), которые помогают подготовить двигательный аппарат к выполнению более сложных ФУ.
- ОД. (на 1 занятии совмещают от 2 до 6 разных од. Одно из них новое - разучивается, остальные закрепляются и совершенствуются.
- П/И большой подвижности.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ОРУ К ЗАНЯТИЮ:
1. ОРУ подбираются по схеме;
2. из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
3. проводятся с использованием пособий и атрибутов, без них.
СПОСОБЫ РАЗДАЧИ ПОСОБИЙ:
1. дети берут пособия по ходу движения в колонне;
2. ведущий в колонне раздает пособия;
3. воспитатель сам раздает пособия;
4. пособия заранее разложены по залу;
5. воспитатель «высыпает» пособия /мячи/
При выполнении ОРУ
Воспитатель:
-оказывает индивидуальную помощь ребенку, который в ней нуждается;
- помогает принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение;
- если дети выполняют ОРУ в колоннах, то инструктор контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних;
- Давайте вспомним, что же такое ОВД?
ОВД - жизненно необходимые движения, которые ребенок использует в своей деятельности. Какие?
(НАЗЫВАЮТ)
(ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и все их разновидности).
- Назовите разновидности каждого основного движения.
(НАЗЫВАЮТ)
Ходьба – обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, широким шагом, перекатом с пятки на носок, приставным шагом, в полуприсяде и присяде, скрестным шагом, выпадами, с закрытыми глазами, спиной вперед, гимнастическим шагом, в разных построениях и направлениях (в колонне, парами, по кругу, змейкой, по диагонали)
Бег – обычный, с высоким подниманием колен, широким шагом, с захлестыванием голеней назад, скрестным шагом, прыжками, челночный бег, в разных построениях и направлениях (в колонне, парами, по кругу, змейкой, по диагонали), бег на скорость, с препятствиями, с меняющимся темпом, медленный бег на выносливость,
Прыжки – подпрыгивания, вверх с места, в глубину (спрыгивание), на скакалке, в длину с места, впрыгивание на возвышенность, в высоту с разбега, в длину с разбега
Метание – катание, бросание и ловля, метание в цель, метание в даль.
Лазание –ползание, подползание, перелезание, лазание.
Существуют разные способы организации детей во время развития и обучения ОВД.
Какие способы организации детей во время обучения и развития ОВД вам известны?
(НАЗЫВАЮТ)
Верно! Фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой.
1. фронтальный – одновременное выполнение детьми упражнений. Используется, начиная с младшей группы.
- обеспечивает высокую моторную плотность;
- руководитель физического воспитания держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит ею;
- руководитель физического воспитания постоянно взаимодействует с детьми;
- дети приучаются к коллективному выполнению движений.
Недостатки - затрудняет индивидуальный подход;
- трудно контролировать качество выполнения движений.
2. групповой – группа делится на подгруппы и каждая подгруппа выполняет свое задание. Руководитель физического воспитания чаще всего находится там, где упражнение требует страховки.
Используется, начиная со 2 полугодия средней группы.
Обеспечивает высокую моторную плотность, предоставляется возможность выполнять упражнения детям самостоятельно;
Недостатки - ограничен контроль за качеством выполнения движений, ограничена возможность в оказании помощи.
3. поточный – выполнение упражнений друг за другом.
Используется с младшей группы. Высокая моторная плотность.
Недостатки - затруднена страховка, трудно проследить за качеством выполнения упражнений каждым ребенком.
Разновидность поточного способа выполнения движений является круговой.
4. индивидуальный – каждый выполняет упражнение по очереди. Воспитателю необходимо вовлечь детей к активному наблюдению. Используется на первых этапах обучения при выполнении сложных движений, особенно тех, которые требуют страховки.
- руководитель физического воспитания контролирует выполнение упражнения каждым ребенка;
- удобно организовать страховку;
- следить за качеством выполнения упражнений.
Недостатки - низкая моторная плотность.
Выбор способа организации детей зависит:
- от сложности и характера упражнений;
- от места проведения;
- от оснащенности;
- от возраста и подготовленности детей.
5. метод круговой тренировки: используется в работе с детьми старшего возраста. Дети делятся на несколько подгрупп для выполнения основных движений. По сигналу, дети переходят к новому оборудованию и выполняют основные движения по кругу. Воспитатель и руководитель по физическому воспитанию страхуют детей в том месте, где выполняются сложные движения ( лазанье, прыжки и др.)
Дети должны упражняться в основных движениях как можно больше, но не менее 5-6 раз.
В заключении 2 части занятия проводится ПОДВИЖНАЯ ИГРА
- игра должна быть большой подвижности;
- соответствовать возрастным особенностям детей;
- времени года
- двигательное содержание игры не должно повторять ОД, используемых на занятии.
Воспитатель:
-на первом этапе разучивания берет на себя ведущую роль;
- следит за соблюдением правил игры и за внешними признаками утомления.
3 часть занятия – заключительная
Состоит из легко дозируемых упражнений, которые приводят организм ребенка в относительно спокойное состояние.
Содержание:
- игра-релаксация;
- игра малой подвижности;
- упражнения на восстановление дыхания;
- подведение итогов занятия
Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:
- При работе в подгруппах инструктор занимается с ослабленными детьми, воспитатель с остальными, и наоборот
- Инструктор занимается с отстающими в индивидуальном физическом развитии детьми; воспитатель занимается с остальными и наоборот
- Инструктор занимается с ребенком индивидуально, воспитатель – со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью
- Инструктор и воспитатель занимаются с подгруппами детей
- Инструктор показывает и объясняет упражнение, воспитатель исправляет у детей неправильные позы
- Инструктор и воспитатель участвуют в подвижной игре
- Инструктор занимается с талантливыми детьми, воспитатель с остальными
Совместная работа инструктора и воспитателя с подгруппой или отдельно с каждым ребенком помогает развивать детям чувство самостраховки и одновременно овладевать техникой выполнения движений, что способствует закреплению умения владеть своим телом. А все это в целом помогает решать задачу обеспечения безопасности жизни детей в движении!!!
Типы физкультурных занятий
Физкультурные занятия бывают:
- Учебно-тренировочное: формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50% всех занятий.
- Сюжетное: построено на одном сюжете («Зоопарк», «Колобок», решаются задачи совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями.
-Игровое: построено на основе подвижных игр с разным двигательным содержанием, игр-эстафет. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
-Комплексное: направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи психического, умственного, нравственного развития.
-Физкультурно-познавательное: занятие носит комплексный характер, решаются задачи эколого-физического, нравственно-физического, умственного и физического развития ребенка.
-Тематическое: посвящено, как правило, одному виду спортивных игр или упражнений. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр, закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
-Контрольное: проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах.
Если в основу классификации занятия положить образовательные задачи и рассматривать занятия с точки зрения сообщения нового и знакомого материала, то можно выделить следующие типы:
- смешанного типа: разучивание нового и закрепление освоенных движений;
- занятие целиком построено на закрепление двигательного навыка;
- занятие контрольного и учетного характера, где проверяются знания, уровень развития двигательных навыков и физических качеств.
Выбор типа занятия зависит от задач, которые ставит перед собой педагог.
Всем участникам педагогического процесса по формированию и развитию ОД у детей необходимо знать методику обучения движениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования при обучении – вообщем, основные вопросы теории и методики ФВ.
В связи с чем, предлагаю вашему вниманию викторину.
ВИКТОРИНА
Педагоги разбиваются на 3 команды. (на 1, 2 ,3 расчитайся!; придумать название для команды в соответствии с аббревиатурой – МАДОУ, ФГОС, ПМПК)
СЛАЙД
1. Разминка
А. Блиц-опрос
СЛАЙД
- назовите основные физические качества (быстрота, сила, гибкость, ловкость, выносливость)
- Назовите основные виды движения. (Ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, равновесие.)
- Назовите строевые упражнения. (Построение в колонну, в шеренгу, перестроение в колонны по двое, по трое. Размыкание, смыкание в колонне, в шеренге. Повороты направо, налево, кругом.)
- Назовите основные виды деятельности, используемые на физкультурном занятии (упражнения в ходьбе и беге, ОРУ, ОД, ПИ, игры-релаксации или игры малой подвижности)
- Назовите виды подвижных игр. (С бегом, с прыжками, с лазанием, ползанием, с метанием, эстафеты, с элементами соревнования, народные игры; с элементами спортивных игр.)
- Приведите пример подвижных игр с бегом.(«Ловишки», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Горелки», «Коршун и наседка» и т.д.)
- Приведите пример подвижных игр с прыжкам. («Удочка», «Лягушки и цапля», «Заяц без дома», «Волк во рву», «Прыгни-повернись», «Перелёт птиц».)
- Приведите пример народных игр. («Гори, гори ясно!», «Селезень и утица», «У медведя во бору», «Каравай», «Тополёк», «Колечко», «Два Мороза», «Баба-Яга».)
Б. Командам предлагается вспомнить игру-релаксацию и продемонстрировать ее.
СЛАЙД
2. Физкультурный калейдоскоп.
СЛАЙД
1. Умение согласовывать движения различных частей тела:
а) кооперация, б) координация, в) корпорация.
2. Какое вещество особенно ценится в моркови? (Каротин: попадая в организм человека, он превращается в витамин А.)
3. Предмет, который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в ДОУ он используется исключительно в области физкультуры. Что же это? (Бубен)
4. Форма деятельности, в результате которой снимается статичное напряжение мышц организма ребенка. (Физкультминутка)
СЛАЙД
5. Одно из средств закаливания, фактор внешней среды, способствующий усилению кровообращения и повышению работоспособности организма. (воздух)
6 .Основным средством физического воспитания являются (физические упражнения)
7. Конечная черта любого соревнования на скорость. (Финиш)
8. Организованная форма активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. (Логоритмика)
СЛАЙД
9. Система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма ребенка ко всем неблагоприятным факторам внешней среды. (Закаливание)
10. Гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей раннего и дошкольного возраста. (Пальчиковая)
11. Чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, пребывания на воздухе, соответствующее возрастным особенностям детей. (Режим)
СЛАЙД
12. Комплекс спортивных оздоровительных программ с элементами аэробики, шейпинга, танцевальных движений. (Фитнес)
13. Закончить пословицы о здоровье
Чистота – (залог здоровья).
Здоровье дороже (золота).
Чисто жить – (здоровым быть).
Если хочешь быть здоров – (закаляйся).
В здоровом теле – (здоровый дух).
Здоровье за деньги (не купишь).
Береги платье снову, (а здоровье смолоду).
Будет здоровье – (будет все).
СЛАЙД
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. КОМАНДА - победитель викторины. Награждение.
СЛАЙД
3. Тестовые задания для воспитателей по теории и методике физического воспитания дошкольников
Указания: все задания имеют только один правильный ответ. Обведите кружком тот, который Вы считаете правильным.
1. Воспитание здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка – это задача…
а) физического воспитания
b) физического развития
с) физической подготовленности
2. Уровень развития двигательных умений, навыков и физических качеств – физическая…
a) активность
b) подготовленность
c) выносливость
3. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется…….
a) колонна
b) шеренга
c) интервал
4. Документ, включающий перечень знаний о физическом воспитании и физических упражнениях:
a) принцип
b) система
c) программа
5. Вставьте пропущенное слово: «Систематические физкультурные занятия на воздухе усиливают ……. Эффект на организм ребенка»
a) оздоровительный
b) образовательный
c) воспитательный
6. Движение, в котором поочередное отталкивание от опоры ногами чередуется с полетом:
a) ходьба
b) прыжок
c) бег
7. Использование разнообразных форм двигательной активности создает оптимальный ………… .
a) уровень физической подготовленности
b) двигательный режим
c) двигательный навык
8. Приседания, наклоны головы и туловища; повороты головы и туловища; потягивания, поднимание, опускание, скрещивание и сгибание рук и ног – это…….
a) психогимнастические упражнения
b) основные движения
c) общеразвивающие упражнения
9. Строй, в котором дети расположены в затылок друг другу:
a) шеренга
b) колонна
c) дистанция
10. Способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени, - это…..
a) сила
b) выносливость
c) быстрота
11. Кратковременные физические упражнения, проводимые в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения, называются……….
a) логоритмическими упражнениями
b) физкультминутками
c) двигательными разминками
12. Благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста и организации их разумной самостоятельной двигательной активности:
a) прогулка
b) динамический час
c) спортивный досуг
13. Виды подвижных игр используемые в ДОУ:
а) сюжетные, несюжетные, спортивные, спортивные досуги
b) сюжетные, несюжетные, спортивные, игры-забавы
c) сюжетные, несюжетные, спортивные, игровые упражнения
14. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является………
a) утренняя гимнастика
b) физкультурное занятие
c) физкультминутка
15. Обучение старших дошкольников спортивным играм начинают с ..
a) вопросов к детям
b) раздачи пособий
c) разучивания отдельных элементов техники игры
16. Сколько частей входит в структуру физкультурного занятия?
a) 3
b) 4
с) 5
17. К строевым упражнениям относятся:
a) построения, равнения, ходьба, повороты, приседания
b) построения, равнение, перестроение, повороты, размыкания, смыкания.
c) построения, равнение, смыкание, размыкание, прыжки, бег по кругу
18. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения – это:
a) движение
b) гимнастика
c )упражнение
19. Какая задача не относится к воспитательным задачам физического развития детей в ДОУ?
А) формирование потребности в ежедневных физических упражнениях
b) развитие самостоятельности, творчества, инициативности
c) совершенствование защитных функций организма
20. На физкультурном занятии осуществляется контроль за соблюдением следующих нагрузок:
а) эмоциональной, духовно-нравственной
b) психологической, физической
c) интеллектуальной, физической
21. Целесообразность использования времени на физкультурном занятии определяется по…
а) продолжительности вводной части
b) общей плотности занятия
с) продолжительности игры
22. К какой категории физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы и физические упражнения?
А) принципы физического воспитания
b) средства физического воспитания
c) формы физического воспитания
23. Какие принципы и требования должен отражать режим жизни детей в ДОУ?
А) учет возрастных особенностей и возможностей детей
b) опора на интересы детей
c) учёт наследственных и средовых факторов развития
24. Укажите, как называется метод организации деятельности детей на занятии, при котором вся группа выполняет одно и то же задание:
a) фронтальный
b) одновременный
c) групповой
25. Как называется способ проведения общеразвивающих упражнений, при котором весь комплекс упражнений выполняется занимающимися непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для следующего?
a) непрерывным
b) слитным
c) поточным
26. Совершенствование функциональных систем организма ребенка, направленное на повышение устойчивости к воздействию внешней среды:
a) закаливание
b) упражнения
c) воспитание
27. Найдите верное утверждение:
a) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это условие физического воспитания
b) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это форма физического воспитания
c) охрана жизни и укрепление здоровья ребенка — это задача физического воспитания
28. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами, — это …
а) двигательный режим
b) подвижная игра
c) спортивные упражнения
29. Важнейшее требование к физкультурному оборудованию:
a) эстетичность
b) гигиеничность
c) безопасность
30. Общая плотность физкультурного занятия должна составлять:
а) 80 – 90%
b) 70 – 80%
c) 60 – 70%
a | b | b | c | a | C | b | c | b | c |
11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. |
b | a | b | b | c | A | b | c | c | b |
21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
b | b | a | a | c | A | c | b | c | a |
СЛАЙД
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ.Конспект интегрированного физкультурного занятия в средней группе "Весёлые ёжики"
Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультурных занятиях в соответствии с требованиями ФГТ МКДОУ детский сад «Рябинка» города Тайшета...

Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия
Физкультурные занятие с использованием упражнений, предупреждающих развитие сколиоза и плоскостопия...

Обобщение опыта работы по физической культуре на тему: «Сюжетные физкультурные занятия, как средство развития интереса к физкультурным занятиям у старших дошкольников».
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления детей. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической ...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра
В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная цель: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности,...
"Подготовка воспитателя к физкультурному занятию и его роль на физкультурных занятиях"
Консультация для воспитателей...